Мэри Шелли Франкенштейн или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Статья написана 25 марта 2015 г. 21:38

сабж

Посмотрим правде в глаза: более беспомощного, пафосного и поверхностного текста из тех, что чудом остались известны, я сразу и не вспомню. Не говоря уж о том, что он написан целиком и полностью штампами: все «положительные» герои там как один отличаются исключительной красотой и душевными качествами, «нежным сердцем», благородством, мужеством, одаренностью и тд, все отрицательные — исключительно злобные уроды. Причем за громкими эпитетами по отношению и к тем, и к другим не стоит никаких реальных фактов, которые бы их оправдывали. Единственное *исключительное* качество, которое действительно подтверждается поведением положительных героев — это их исключительная умственная неполноценность. И если «Мадам Бовари» — это «роман про дуру». то «Франкенштейн» — это роман про имбецила. Потому что даже до полного идиота раза с третьего (то есть после очередной жертвы его безымянного существа) должно было дойти, что пора, наверное, в консерватории что-то поменять — но до Виктора не дошло до последнего, и он умер, пафосно ощущая себя несчастной жертвой.

Вообще из мужских персонажей в мировой литературе Виктор Франкенштейн — какой-то исключительный образчик полного отсутствия всех тех качеств, которые традиционно являются достоинством мужчины, как то: решимость, смелость, способность принимать на себя ответственность. Полнейший слюнтяй и рохля, в общем, до последнего так и не признавший даже самому себе никакой вины. Я так и представляю, как он, найдя очередной труп члена своего семейства, ложится на тахту и заявляет: «Уруру, ах я, несчастная жертва!» Убить хочется, в общем))

Забавно, на самом деле, как совершенно слабые и проходные по сути своей вещи внезапно становятся базисом для целого культурного пласта (и очень неплохого). «Франкенштейн» Мэри Шелли, как и, скажем, «Дракула» Стокера — вещи более чем посредственные, даже на фоне литературы своей эпохи. Но зато сколько всего прекрасного создано с использованием их первоначальных идей!

Я, в общем-то, ничего особенного от этого текста и не ждала и послушала его исключительно для общего образования. С одной стороны, я понимаю, что пафос и штампы — это в какой-то степени примета эпохи, такой общепринятый способ заполнять пустоты в тексте — но беда в том, что этот текст почти полностью состоит из подобных пустот.

Пожалуй, единственное интересное направление, в котором можно было бы рассматривать этот текст — это то, как «милые, сердечные, добрые люди» травят белых ворон. Но про это написано много гораздо более стоящего и серьезного.



Тэги: шелли


301
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 марта 2015 г. 21:53

цитата

Но зато сколько всего прекрасного создано с использованием их первоначальных идей!


Да бросьте. С такой меркой подходить — ничего лучше не создано.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 2015 г. 21:56
Я протестую, а как же «Дракула» Копполы?))
 


Ссылка на сообщение25 марта 2015 г. 22:01
Да так же — штамп на штампе и штампом погоняет: предисловие из исторической сценки средневековье, потом глюки по поводу утраченной любимой, потом спасение от нечисти, измена и самопожертование, битва на закате, и обретение бога. Вообще в сюжет Борхеса уложились.
 


Ссылка на сообщение25 марта 2015 г. 22:13
У Кэтрин Бигелоу хороший был про вампиров фильмец
 


Ссылка на сообщение25 марта 2015 г. 22:15
Не видел, тоже наверное про вампиров?
 


Ссылка на сообщение25 марта 2015 г. 22:18
Ага. Но у них, как у всех персонажей всех фильмов Бигелоу, уровень адреналина повышен.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 14:57
Я имела в виду про Франкенштейна стилистические штампы в плане языка, а не в плане сюжетных ходов (которые там сводятся к схеме «красной Пашечки», в общем).
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:00
Стиль дело второе. На мой взгляд.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:02
Да как сказать, интересным сюжетом-то Франкештейн тоже не отличается, а стиль мне лично ну сильно режет по глазам и ушам. Может, это еще издержки аудиокниги, они с таким пафосом провинциального театра все это произносят, что противно становится))
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:14
«Рабинович напел».
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 20:11

цитата

Стиль дело второе. На мой взгляд

Простите, это Вы так иронизируете?.. 8:-0
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 21:49
Неа. Есть интереснейшие книги, написанные или переведенные кое-как. Есть безумно красиво написанные книги ни о чем.

Существует несколько мастеров изящного словоплетения, ну скажем Борис Виан, да? До его уровня добраться сложно, значит и рассматривать их не зачем. Стиль... потуги одни какие-то, а не стиль. Отбрасываем за неумением, читаем книжку.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 22:00

цитата С.Соболев

безумно красиво написанные книги ни о чем

По такой логике получается, что лучшая в мире книга — это учебник философии. 8-)

цитата

Существует несколько мастеров изящного словоплетения, ну скажем Борис Виан, да? До его уровня добраться сложно, значит и рассматривать их не зачем

1. Слово «незачем» пишется слитно
2. Вы пропустили запятую
3. Кому — сложно?.. Вам, или еще кому-то? не надо говорить за всех
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 22:04
По такой логике получается, что лучшая в мире книга — это учебник философии...

Не совсем уловил.. Философия ведь и есть наука ни о чем, но стиля хорошего там редко бывает когда. У классиков греков, у французов эпохи просвещения, эээ да и всё пожалуй. Если не брать ранних экономистов, какие там красоты стиля у философов, не поэты, нет же.

Все опечатки на своём месте, вотъ вам.



//3. Кому — сложно?.. Вам, или еще кому-то? не надо говорить за всех//

Сложно писателям, писателям сложно. Чушь пишут какую-то, играют в бирюлке.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 22:12

цитата С.Соболев

Не совсем уловил.. Философия ведь  и есть наука ни о чем, но стиля хорошего там редко бывает  когда

Я имею в виду, что идея не должна превалировать над стилем. Если она преобладает — это будет не книга, а именно что учебник или трактат.

цитата

Сложно писателям, писателям сложно. Чушь пишут какую-то, играют в бирюлке.

А почему бы писателям и не играть в бирюльки?
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 22:30

цитата

Я имею в виду, что идея не должна превалировать над стилем. Если она преобладает — это будет не книга, а именно что учебник или трактат.


Иной трактат чудесней художки. «Государь» Маккиавели, да? «Теория праздного класса» Торстена Веблена, «Законы Паркинсона» Паркинсона же — читаются страсть как интересно, проверено десятилетиями, но не художка ведь. Или Стэплдон, Лем после 1970х, Ефремов поздний — там сплошные трактаты, а выдаются за художку, печатаются как художка.


Про бирюльки — Да пусть играют, пусть. Читать только это с какого-то момента неинтересно.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 11:23

цитата С.Соболев

Читать только это с какого-то момента неинтересно.

Кому как...

цитата С.Соболев

Стэплдон, Лем после 1970х, Ефремов поздний  — там сплошные трактаты, а выдаются за художку, печатаются как художка

«Художка» is what we point to when we say «художка» :-)
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 12:08
Здравствуйте!
Сергей, согласен.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 12:11
Я знал что я не одинок во Вселенной с таким подходом к НФ.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 12:21
;) :beer:


Ссылка на сообщение25 марта 2015 г. 22:11
Все же это очень современный взгляд на очень старые произведения.
И «Дракула», и «Франкенштейн» свои места в литературе заслужили.

А что их там затмевает из современников?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 05:48
Мэри Шелли вот например, как писательница, ну очень скромна достоинствами сравнительно с Джейн Остен
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:12
Азимов тоже, прямо скажем, не Фолкнер. Но любим мы его не за это.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 14:58

цитата shickarev

Все же это очень современный взгляд на очень старые произведения.

С этой позиции через двести лет должны ценить «50 оттенков серого» на том основании, что оно было давно написано))

Поддерживаю мысль про Остин)
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:12
Нет, не должны )
Я же не говорю, что чем старше произведение, тем больше у него литературных достоинств. Это же не так.
Я говорю о том, что сегодня кажется наивным или пафосным, для другого времени совершенно нормальны. И выносить персонажам приговор, давать их действиям оценку, исходя из сегодняшних реалий и представлений, некорректно.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:20

цитата shickarev

Я говорю о том, что сегодня кажется наивным или пафосным, для другого времени совершенно нормальны

Да, но до определенных пределов)) И это вопрос даже не действий, а того, как они преподносятся.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:28
Но это будут очень подвижные пределы )
А вот Евгений Онегин — какое нелепое убийство. Как? Зачем?

К тому же критиковать «Франкенштейна» за неубедительные мотивации поведения персонажей значит отвлекаться от главного.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:33
Я за стиль его критикую первым делом. А мотивация у героя вполне убедительная: он ленивый трус, я в это вполне верю))
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:48
То есть критикуете работу актёра, который озвучил перевод оригинального текста? ;)
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 16:02
Нет, актер сделал все то, что предполагал автор, я думаю. Как вообще в некоторых местах этому человеку удавалось не заржать, сложно представить))
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 13:14
он кусал губу, я уверен
ну или у них есть там специально обученный человек, который в нужные моменты кусает всем губу


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 13:16
«Франкенштейна» в свое время прочел с большим интересом. Может из-за возраста? Был я тогда школьником.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:00
Ну, взроследние многое меняет, я некоторые любимые в детстве книги уж и перечитывать боюсь — помню, было большое разочарование с «Нарнией»)


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 14:35

цитата

Пожалуй, единственное интересное направление, в котором можно было бы рассматривать этот текст — это то, как «милые, сердечные, добрые люди» травят белых ворон

Ну, не «белых ворон» все-таки. Монстр Франкенштейна — преступник и враг общества. Эрго, мораль книги: общество само взращивает своих врагов. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 15:01

цитата glupec

Монстр Франкенштейна — преступник и враг общества

Да, но это логичное преувеличение в контексте полученного челленджа) Другое дело, что общество создает себе врагов и из преступников, и даже не общество, а отдельные люди.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 19:56

цитата

общество создает себе врагов и из преступников, и даже не общество, а отдельные люди

А по мысли Шелли — как раз общество:

цитата

Почему меня считают единственным виновным, между тем как передо мною виновен весь род людской? Почему вы не осуждаете Феликса, с презрением прогнавшего друга от своих дверей? Почему не возмущаетесь крестьянином, который бросился убивать спасителя своего ребенка? О нет, их вы считаете добродетельными и безупречными!

Если угодно, можно считать «Франкенштейна» предвестием «Черной Книги Арды». Мелькор тоже, типа, «не виноват» , что убивал эльфов.
 


Ссылка на сообщение26 марта 2015 г. 20:21

цитата

логичное преувеличение в контексте полученного челленджа)

Пардон, а вот если я, к примеру, скажу, что Раскольников никакой не ницшеанец, это просто «логичное преувеличение в контексте полученного челленджа» — ты со мной согласишься?
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 12:12
Раскольников — никакой не ницшеанец.

а кто-нибудь помнит ту байку дословно:
— Кем была Екатерина ii?
— Еii — это продукт..
— Продукт???
— Еii — это продукт [оттарабанил, как по-писаному]
— Хорошо, ну а должность, должность какая у неё была?..
— А этого мы не проходили
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 12:54
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 13:05
spettro, благодарю! ;)
до меня этот.рывок дошел очень коллатерально ;) окольным путём ;)
там и какие-то «крохи с башорга» вроде были ;)
а это — для 34го года «прикольно» ;)
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 13:06
Не за что. Я недавно перечел, а вкусным надо делиться.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 13:11
;) :beer: «девятку» поставил


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 12:54
Да тут весело!..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 марта 2015 г. 15:08
не то слово))


⇑ Наверх