КШИШТОФ БОРУНЬ
Кшиштоф Борунь/Krzysztof Boruń родился 29 ноября 1923 года в городе Ченстохове. Начальную школу и гимназию закончил в городе Быдгощ, лицей – в Варшаве. Творческие способности проявил очень рано – смотрите ниже объявление о конкурсе детского рисунка, объявленном газетой «Wielkopolska Ilustracja», оснащенное рисунком 4-летнего Кшися Боруня из Быдгощи.
Рисунок, кстати, называется «Пьяницы/Pijacy», и его вполне можно считать дебютным. Талантливый мальчуган не терял связи с газетой «Wielkopolska Ilustracja» и в дальнейшем, чему может свидетельствовать следующая газетная вырезка. На ней не только рисунок, за который уже 9-летний Кшись получил награду (интересную книжку), но и стихотворная подпись к нему: «Tak utonął w Ilustracji, że zapomniał о kolacji/Так утонул в “Иллюстрации”, что забыл об ужине (уж простите за прозаический подстрочник)», которую вполне можно считать поэтическим дебютом.
А вот и сам наш герой – где-то в начале 1940-х годов. Во время гитлеровской оккупации Варшавы он работал рабочим на фабрике, затем учителем физики и математики.
С 1942 года занимался конспиративной деятельностью в рядах подпольной Армии Крайовой/Armia Krajowa. Принимал участие в Варшавском восстании: сражался в рядах группировки «Krybar», входил в состав экипажа знаменитого бронированного автомобиля «Kubus», нелегально построенного на одном из варшавских заводов (его фотографию и макет, хранящийся в одном из варшавских музеев, смотрите ниже).
Был ранен 23 августа в ходе штурма университета. На фотоснимке, сделанном уже где-то в 1950-х, он сфотографирован вместе с бывшими соратниками («комбатантами»). Какие же все они молодые, красивые, веселые, полные надежд на будущее парни!
В 1945 году Кшиштоф Борунь какое-то время работал в системе школьного образования в городе Быдгощ, затем там же в этом же году устроился на работу в «Ilustrowany Kurier Polski», где трудился до 1953 года, одновременно с этим получив высшее журналистское образование в Варшаве. В 1953 году он переехал в Варшаву, где вошел в штат редакции газеты «Tygodnik Demokratyczny» -- печатного органа Демократической партии, членом которой он был. В этой газете Борунь работал вплоть до 13 декабря 1981 года, занимая (последовательно) должности заведующего публицистическим отделом, секретаря редакции и, наконец, заместителя главного редактора.
В научной фантастике Борунь дебютировал не каким-то там рассказом, а сразу романом «Утраченное (загубленное, погубленное) будущее/Zagubiona przyszłość», написанным в соавторстве с приятелем – Анджеем Трепкой/Andrzej Trepka, который и подбил его на эту авантюру. Вот они, будущие классики, запечатлены рядышком на фотоснимке тех лет.
Роман печатался в отрывках («с продолжением») в 1953 году в родной газете «Ilustrowany Kurier Polski». К далекой Альфа Центавра летит гигантский корабль поколений Целестия, отправленный с земной орбиты четыре с лишним века назад. Его население, около пяти тысяч человек, разделено на касты эксплуататоров и эксплуатируемых – наследие прежних времен, поскольку первоначально корабль служил убежищем капиталистам, изгнанным с Земли, на которой победил социализм. На корабле вспыхивает бунт, грозящий гибелью всем его обитателям, но на выручку приходит другой земной корабль – Астроболид. Роман подвергся сокрушительной критике, одним из главных положений которой было то, что земляне в нем пришли к социализму иной дорогой, чем та, что было официально предписана марксистскими теоретиками. В результате авторы при издании романа в книжном виде (1954, изд. «Iskry») вынуждены были внести в него ряд изменений. Годом позже вышло продолжение – роман «Проксима/Proxima» (1955, изд. «Iskry»). Экспедиция землян на Астроболиде долетает до звездной системы Проксима Центавра. Исследуя ее планеты, астронавты испытывают множество приключений и находят следы высокоразвитой цивилизации урпиан. Пользуясь некоторыми ее достижениями, они отправляются к системе Альфа Центавра. Завершавший сложившуюся таким образом «космическую трилогию» роман «Космические братья/Kosmiczni bracia» вышел лишь после изрядного перерыва – в 1959 году (изд. «Iskry»). Его герои в изобилии «приключаются» на планетах системы Альфа Центавра, входят в контакт с космитами-урпианами и с их помощью спасают родную Землю, которую пытаются захватить инопланетные агрессоры.
В целом трилогию, конечно, следует отнести к приключенческой фантастике, однако все же в ней авторам удалось поставить несколько важных вопросов. Можно ли улететь с материнской планеты и поселиться где-нибудь в отдаленном уголке космоса? Бескорыстны ли эти самые титульные «космические братья» в оказании помощи землянам в их борьбе с инопланетными существами, чьи тела имеют кремнийорганическую основу, или, может быть, они преследует в этом какие-то свои цели? Трилогию венчает хэппи-энд, «космические братья» помогают землянам по доброте душевной, но эти и подобные им вопросы все же остаются, укладываются где-то в глубинах памяти.
Поскольку между изданием второй и третьей книги трилогии прошло довольно много времени, издатель заполнил этот перерыв переизданием первых двух ее книг. Роман «Утраченное будущее» был напечатан вторым изданием в 1957 году, при этом книга вышла в первоначальном варианте. Роман «Проксима» во втором издании (1957) также был несколько подкорректирован.
Следующее переиздание уже всей трилогии было предпринято тем же издательством «Iskry» в 1986 («Утраченное будущее»), 1987 («Проксима») и 1988 («Космические братья») годах. Текст романов был изрядно переработан и дополнен.
И, наконец, уже совсем недавно, в 2013 году, в издательстве «Solaris», в рамках серии «Архив польской фантастики/Archiwum polskiej fantastyki», вышло новое, последнее на данный момент издание. К сожалению, пока не знаю, на какие именно тексты оно опирается.
И, уж вы мне простите, не могу отказать себе в удовольствии представить в завершение этой части поста Войцеха Седенько/Wojciech Sedeńko – известного польского фэна, книгоиздателя и энтузиаста данной серии -- он тут рекламирует трилогию на одном из Полконов.
(Продолжение следует)