«Любовь и магия, современная женская сказка»
«Любовь бедолага просверлит дырку
В голове моей шумит сквозняк»
«Плач атамана Гриньки», ВИА «Монгол Шуудан (с)
Не имею ничего против магии, любви, конкурса, либо серии. Название статьи совпадает с названием соревнования, не более того. Ниже не будут приводится оценки, мнения или анализ четко определенных авторов текущего времени в русскоязычной Сети. Вместо всего перечисленного будет определенного рода поток сознания. Возможно, что и связный.
Заранее оговорюсь, что женское фентези, равно как «попаданство», «выживальчество» et cetera воспринимаются мною совершенно нормально в случае хорошей передачи мне как читателю. Еще более оговорюсь по поводу «автора-женщины»: как и водители женского пола могут уделать любого зазнавшегося обладателя тестикул, так и писательницы могут разделать любого мужского автора аки Бог черепаху. Так что вопрос только в «когда», «зачем» и «почему», где первое априори текущие месяцы календарного года, второе о посыле и мотивации авторов, а последнее не более и не менее, как продолжение рассуждения о второй причине данного поста.
Подвигло меня на написание мыслей о магиеподобной недолюбви ни что иное, как захождение на СамИздат. Случилось заглянуть на заброшенную собственную страницу, щелкнуть комментарии и потом зайти в общие две страницы текущих комментариев. И что мы видим? Приключенияфентезиюморлюбовныйроман «Печать гнева богини Нюй-Ва» (ни в коем случае не хочу оскорбить автора «Нюй Вы», запало в душу). Не отрицаю собственной субъективности во взгляде на раздел «Обсуждения», но все же, все же…
Еще раз оговорюсь, но о другом: не будет сносок, вставок и прочих милых глазу издевательских моментов по отношению к текстам авторов Сети. Ищущий да обрящет, мое же желание связано с общим взглядом на текущую ситуацию с современными последовательницами (не всегда) Анн и Сержа Голон. Если же желание продолжится, то далее мои грязные руки и не менее грязные мысли доберутся до прочих трендообразованных вещей. И так же без конкретики в сторону написавших.
Тема «женского фентези» обсуждаема в Сети постоянно и порой очень качественно. Но, как ни странно, интерес к данной теме не падает и не пропадает. Если убрать в сторону троллинг, попытавшись сделать сухие четкие выжимки, то можно увидеть следующие вполне грустные вещи:
а) на пост-советской территории уйма несчастных женщин разных возрастов;
б) на ней же уйма инфантильных и прячущихся под подушку фантазии их же товарок;
в) либо все проше и «девачкость» с годами только усиливается;
Несомненно, тут есть кому и что возразить. Дескать, устаешь в этой безумной суматохе жизни, хочешь доброй хорошей сказки. Ну, возможно, отрицать крайне сложно. Ведь, страшно подумать, обычный день обычной женщины (сделаем ее таки уже замужней, между окончанием ВУЗа и рождением первого ребенка в 30-ть лет, работающей кабинетным сотрудником) складывается из:
Чертов будильник! Почему вчера не легла, как хотела в девять, нет, в девять тридцать вечера, зачем смотрела …? Хрен с ним, встали и пошли мыть голову (опционально, но в основном же мыть), сушиться, макияж и побежали, перехватив по дороге (в лучшем случае) бутерброд с подсохшим сыром и соево-секилеобрезочной колбасой. При самом хорошем раскладе у мадам рядом есть метро, муж подвез/свой автомобиль или, на худой случай, служебный автобус. Но, к сожалению, чаще всего это стандартные маршрутка/автобус/трамваетроллейбус. Обязательная (и это непременно!) утренняя чашка тараканообразного порошка любой кофейной марки уже в офисе. Как правило – с купленной по дороге плюшкой. В случае нахождения в списке личных групп ВК чего-то вроде «40 кг и ты красивая тощая швабра» — грейпфрут или кефирчик. К сезону Трциеегипта – так ваще обязательно. Далее следуют десять часов страшного офисного бардака и мозговыноса с последующей прекрасной поездкой домой. Причем, и это стоит отметить, в лучшем случае. Иначе придется ехать на снимаемую вместе с новоиспеченным супругом квартиру. Осенний промозглый ветер через капроновые колготки шарашит под юбку, ласково лапая яичники и прочие органы. Красота, что и говорить. А что дома? Да особо и ничего. Поздний быстрый ужин, поздний скачанный сериал, поздний (опционально) акт плотской любви. Много тут красивого и романтичного? Сдается мне, что не особо.
Хотя, несомненно, приведенная среднестатистическая особа на самом деле не читает женского любовного фентези, предпочитая блоги Шария или Бекки Шарп, к примеру. А вот, как ни странно, мамы с двумя детишками, уже полупочтенные матроны и совсем даже первокурсницы его, любовное фентези весьма котируют в качестве «доброй сказки для отдыха». И вот тут-то и начинается мое личное любопытство.
Итак, шарясь на просторах Сети и, в особенности, СамИздата, видывал и читывал многое. Несомненно, что в качестве ГГ всегда выступали либо прекрасноликая магичка-воительница царского роду крови павших великих Древних и являющиеся (50/50) тупо Избранными, либо попавшие в Никогде наши с вами современницы, стандартно симпатичные, но в Никогде раскрывающиеся аки матрешки и выдающие жителям ничего непонимающего Никогде бал с конями и ваще настоящую вселенскую любовь вперемежку с магией. Но это-то ладно, что поделаешь, законы жанра, но… В прочитанном мною оказывалось такое, от чего у меня, любителей создавать всяких монстроуродов и то шарики за ролики заезжали, а именно:
Не просто межрасовые виды всякой там любви, но и виды любви между (образно) бульдогом и носорогом. Тут тебе приплетались и эльфы-цвельфы, и самодумающие живые боевые костюмы, оказывающиеся падшими Богами, драконы, превращающиеся в единорогов, в свою очередь превращающихся в оборотней, служащих в наемных спецподразделениях колдовского S.W.A.T-а, в свободное время преподающие странные науки в Магических ПТУ. Но и кроме этого carnavale bizarre, хотя, казалось бы, куда еще, добавлялись и прочие чудеса.
К примеру (это ж добрые сказки) всякие романтичные дефлорации священных девственниц одновременно двумя мужьями посредством специально сконструированных упряжей подвесного типа. Подумаешь, ерунда какая, в сказках и не такое бывает. Не говоря о откровенной тяге многих героинь современного женского любовемагического фентези к отношениям сразу с несколькими особями противоположного пола (не критично). Единственным обязательным критерием для подобного парада женских вариантов отца всех Богов Металла Конана из Киммерии являлись (о дела!) некоторые существенные требования к обладателям магических жез… в общем, к мужчинам, как-то:
а) принадлежность к аристократии, теократии, магократии, либо, на худой конец, суровым наемным профессиональным воинам/благородным разбойникам/клевым пиратам/представителям эльфо-цвельфо-вампиро-оборотническим драконов (у этих все из трех первых «-кратий» включено от рождения). И ни боже мой, упаси Ктулху, мадам героине связаться с кузнецом (хотя тут спорно, жрец огня и стали же). Но вот с обычным шорником или там копейщиком из ополчения героиня не свяжется. Или аптекарем (хотя и тут опционально, алхимия превыше всего, даже если героиня путает серную кислоту с сернистой).
б) обязательны элементы преклонений с воздыханиями по любому поводу. Вот, б..ь, уработала дама с помощью фламберга и чертовой матери дюжину огров (с матерью-то все ясно, вот как она фламбергом-то так лихо работает, имея талию в 50 местных аналогов сантиметра и вес в не приведи господи более сакральных 50-55 килограммов?!), а суровый мастер меча весь такой, будучи вторым сыном герцога Анжуйского, бах на одно колено и давай ей сыпать комплиментами. Вот как так, а? Он что, ни разу не урабатывал сам никого, что ли, да тем же самым фламбергом? Или он весь в восхищении из-за того, что его любимая мама всю жизнь прокомандовала кухарками, а тут, о Тсаттогва, дева херачит налево и направо, да обязательно с изящными пируэтами? Или того пуще, мадам героиня ведет себя аки несовершеннолетняя глуповатая хамка, а умудренный жизнью пятьсоттысячелетний эльф слушает ее речи аки строфы из «Ромео и Джульетты» в оригинале, читаемые самим Шекспиром?
в) последним обязательным актом Марлезанского балета этой версии стоит считать удачу, прущую мадам героине со всех сторон. В самом правильном случае удачи хватает где-то на три-пять-семь полноформатных историй о Прекрасной Магической Воительнице.
Вполне себе осознаю факт не оригинальности всего вышеприведенного. Слышали, читали и обсуждали не просто стопиццсот раз, а куда более. Но речь не об этом. Речь о том – почему?
Стоит быть честным и сказать: не люблю именно данный подвид современного женского фентези. Именно так. Равно как не люблю большинство представителей указанных ранее попаданцев, выживальщиков и прочих супергероев. Люблю ли вообще творчество женщин-фантастов? Несомненно.
Крайне обожаю и ценю Хелота из Лангедока от Елены Хаецкой, второго Волкодава Марии Семеновой, Мерлина Мэри Стюарт, Рианнона Ли Бреккет и весь экипаж «Королевы Солнца» Эндрю Нортон. Крайне уважал и котировал героиню «Драконов Перна» Энн Маккефри. Никак не доберусь до авалонских туманов Мэрион Зиммер-Брэдли и даже стыдно из-за данного факта. И очень, святая правда, уважаю и ценю Киндрэт Бычковой и Турчаниновой, и каждый раз, говоря об этом, добавляю – потому как книги мужа одной из девушек и вполовину неинтересны по отношению к истории Даханавар и прочих Тхорнисхов.
А возвращаясь к любовной современной магии, заменившей прекрасной половине Анжелику и прочих Марианн, задаюсь вопросом: почему? Почему именно картонные и клишеобразные девы так любезны вашему вниманию? Почему в некоторых «добрых сказках» все сводится только либо к перманентному петтингу, либо к откровенному рассказу автора о своих личных проблемах, либо, что еще хуже, к мечтам о куче падающих ниц восхищенных поклонников?
Неужто, вернувшись осенним вечером домой, неинтересно перечитать прекрасного Булычева и его историю про девочку Алису, стремящуюся только к добру? Или прочесть от начала и до конца историю Роулинг, где сильных и умных женщин, от Гермионы Грейнджер до профессора Мак-Гоннагал хоть завались? Или прочесть «Валькирию» той же Семеновой и подумать – почему Зима Желановна кажется все же куда более живой и любящей, чем очередная непонятная мазель в бронелифчике и с желанием стать самой-пресамой главной самкой в очередном Никогде?
Является ли данная тема ответом женщин-авторов авторам-мужчинам? Несомненно. Ибо пусть и давно сгинул в безвестности Конан-клуб, но дела его живут и поныне. Многие мужские герои охмуряют дев одним мановением даже не адски, аки у Фаустофеля, выгнутой брови, не-не. Они это порой делают одним движением мизинца. На ноге. Не, не так. На мускулистой ноге, облаченной в суровые, украшенные узором из истинного серебра и дамасской стали боевого сандалия. Коий, даже если мужчина герой и только что попал в Никогде, принадлежит ему по праву сильного. Равно как и все красивые и охочие до сеновально-будуарных утех полногрудые селянки, горожанки и принцессы округи и всех окрестных империй, обязательно рухнувших перед суровой мускулистой ногой в калиге. Пусть и потом.
Несомненно, данная ситуация возникла не сама по себе. Несомненно, женщинам порой куда сложнее, чем мужчинам. Несомненно, когда мужчина увидит, как его женщина сидит и читает очередную повесть о прекрасной мадам, то стоит не проходить мимо. А хотя предложить, пока он моет посуду, заварить и попить вместе чай. Это да. Но вот какой нюанс.
От «девачковости» в нашем мире скрыться уже тяжело. И если современные любительницы романтического чтива под любым соусом захотят именно какой-то невнятной романтики, тут ничего не поделаешь. Потому как – это отдушина, дорога в сказку и все такое. И останется только порадоваться двадцать первому веку на дворе и отсутствию могущества вездесущего Sancto Officium. Иначе:
На костер, потом пепел закопать и полить сверху святой водой.
DIXI.