Книгоиздание времён перестройки и гласности продолжает удивлять и доныне.
Полагаю, всем хорошо знакома серия малоформатных книг, выпущенных в самой концовке периода пребывания прибалтийских республик в составе СССР московским издательством "Прометей" МГПИ им. В.И.Ленина и Литературно-полиграфическим агентством "Астрал" при Латвийском детском фонде, Рига. Да-да, всего четыре книжечки в суперобложках успели издать до того, как всё развалилось, — Аркадий и Борис Стругацкие, Андрей Столяров, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук. Четыре нумерованных тома в едином оформлении — серия "Новая фантастика".
Ну и чему ж тут удивляться и в чём прелести перестроечного книгоиздания? — спросите вы. Не торопитесь. С суперобложками действительно всё понятно и никаких сюрпризов: они все одинаковые в каждом издании. Но вот если заглянуть под них...
С первым томом — братья Стругацкие "Отягощённые злом" — досконально разобрался известный стругацковед, "люден" Алексей Керзин:
цитатаВсего было 4 тиража.1. 10 000 — Зак. 100890, напечатано в Риге, бумага офсет №1, переплет — ледерин
2. 30 000 — Зак. 101285, Рига, офсет №1, матерчатый
3. 35 000 — Зак. 200129, Рига, офсет №1, ледерин
4. 100 000 — Зак. 69, Белая Церковь, типографская №2 (на дополнительно приобретенной бумаге), целлофанированный картон
Любуемся на варианты обложек (соответственно тираж 1, тираж 2 и тираж 4):
Уже интересно, хотя пока объяснимо: две типографии, четыре разных заказа — поэтому и вариантов обложек несколько.
Едем дальше. Что со вторым томом — Андрей Столяров "Изгнание беса"? Давайте взглянем — сначала на справку из карточки издания, а затем и на обложки.
цитатаКнига выходила двумя тиражами:— 45000 экз. в красной и серой обложке с рисунком золотом и черного цвета, отпечатана Рижской образцовой типографией. 226004, Рига, Виенибас гатве,11, бумага офсетная, шитый блок. Заказ №101031.
— 100000 экз. в серой обложке, отпечатана на Белоцерковской книжкой фабраке, 256400, г. Белая Церковь, ул. Карла Маркса, 4, бумага тип. №2, клееный блок, Заказ №75 (как указано — «на дополнительно приобретенной бумаге»).
Ну, вроде всё понятно: два тиража и разных обложек, соответственно, тоже две:
Но не тут-то было! В моей коллекции эта книжка оказалась сдублированной, причём ОБА варианта обложки относятся к первому тиражу!!!
Вот и первая серьёзная непонятка: зачем на одной типографии в рамках одного тиража и одного заказа печатать книги с несколькими вариантами обложек??
Теперь посмотрим на третий том серии — Вячеслав Рыбаков "Очаг на башне". В выходных данных имеющегося у меня экземпляра указан единый тираж — 145 000 экз., но обложка опять отличается от той, что представлена в карточке Фантлаба:
Начинает уверенно просматриваться система, но смысл этой систематичности остаётся непонятен.
Наконец, заключительный, четвёртый том — Андрей Лазарчук "Опоздавшие к лету".
Уже не удивляемся тому, что имеем по меньшей мере три разных варианта обложки (к прикреплённой на карточке Фантлаба добавлю две своих — Лазарчук у меня тоже оказался сдублирован, как и Столяров) при едином тираже, единой типографии и едином номере заказа:
Но данное издание сумело удивить не только этим: это первый из четырёх томов серии, у которого появился ISBN (хотя уж 1990 год на дворе)! Но какой это ISBN!! Смотрим и радуемся (номер заказа тоже доставляет):
Вот такое удивительнейшее разнообразие при почти случайной выборке! Есть основания полагать, что на самом деле разных вариантов обложек у этих четырёх изданий намного больше, чем представлено в этой заметке.
Предлагаю собрать на Фантлабе максимально полную коллекцию обложек этой серии. У кого есть обложки в непредставленных здесь вариантах — шлите заявками или прямо мне в личку. Заранее огромное спасибо!