В одной из серий мультсериала «Симпсоны», отец семейства Гомер неожиданно «заделался» ресторанным критиком. Все бы ничего, но он по простоте душевной писал исключительно хвалебные отзывы о заведениях общественного питания Спрингфилда. Естественно, владельцы заведений были в восторге, он набирал популярность, стал публичным человеком. И все бы ничего, но в определенный момент, он познакомился с другими популярными ресторанными критиками. И там-то ему объяснили и научили, что писать хорошее – моветон. И бедный толстяк изменил себе. Его отзывы стали настолько, мягко говоря, критическими и ядовитыми, что далее последовало полное разочарование для всех.
Собственно говоря, таковой является профессиональная деформация всех рецензентов. Каждый из известных «потрошителей» чужих произведений, наверное, первоначально писал о том, что запало в душу. Но время шло, многое приелось, и, наконец, почувствовав себя членом подобного сообщества, литературный, да и любой другой, критик, переходит определенный водораздел, за которым начинается целенаправленное выискивание слабых и неудачных моментов в препарируемых им экземплярах. После чего, достаточно лишь умело манипулировать выдернутыми из общей картины кусочками и, вуаля, на бумаге (экране монитора) появляется сочащееся желчью нечто.Предвидя волну несогласных, все же решим, что действительно существуют «шедевры», за которые еще на школьной скамье, автор получил бы двойку, а неразборчивое издательство выпустило это недоразумение случайно. Но пока опустим эту тему.
Вспомним «Метро 2033». Что сказать, с точки зрения денег, книга удалась. Однако, в профессиональной среде, хорошим тоном принято книжку ругнуть. Мол, язык деревянный, квестовый сюжет простоват, паразитирование на теме апокалипсиса и художественной ценности не представляет. Тут же поднимается хиленькая волна несогласных, пытающихся докричаться, и что самое смешное, переубедить мастодонтов, что это увлекательное и интересное произведение, листая которое вполне можно провести и пару вечеров. На подобные поползновения серой массы читателей, критики смотрят свысока, покровительственно улыбаясь и с легкой усмешкой обвиняют всех в дурновкусии и принадлежности к расе быдла.
Созданный ими элитарный клуб, не позволяет высказать инакомыслия, иначе они потеряют свой социальный статус, которого добивались и которым дорожат.
Как заметил один человек, вкус следует воспитывать. С этим невозможно не согласиться. Но, претерпевая изменение вкусовых пристрастий, мы готовы отринуть все то, что ценили раньше. Правильно ли это?
Как бы господа критики отнеслись, к Э.Р. Берроузу, если бы «Тарзан» вышел не в начале прошлого века, а на днях. Критика была бы разгромной. Произведение заклеймили бы тупостью, безвкусием и примитивизмом. Однако, подростки, лет 10-13 с удовольствием прочтут его, и, возможно, попросят добавки.
К чему, указывать на костность языка, если и в данной, избранной автором, стилистике, произведение выглядит вполне потребляемым. Почему, многие забывают, что иногда мы читаем книги исключительно в развлекательных целях, а авторы, создающие свои творения, на большее и не рассчитывают. Зачем пенять детективам на шаблонность героев, если в данном, «низком» литературном жанре главное запутанный сюжет. Микки Спиллейну и Джеймсу Хедли Чейзу далековато до В.Г. Белинского, как впрочем, и большей массе людей, считающих себя его коллегами. А между тем, у Майка Хаммера достаточно поклонников.
Почему ругать массовое кино, так называемые блокбастеры, считается хорошим тоном? Они не блещут проработанными персонажами, поразительно актерской игрой. «Фабрика грез» потому и фабрика, что на ней установлен конвейер. Он штампует и выпускает то, на что найдется спрос. Но некоторые поразительные люди, просто не могут себе позволить восторгаться каким-нибудь фантастическим боевиком, собравшим в прокате полмиллиарда американской валюты. Не дай Бог, они сообщат во всеуслышание, что «Трансформеры» им понравились. Там ведь по определению, хороши только спецэффекты, а все остальное подростковая дурь. Вот и вынуждены они выискивать в чем-нибудь хорошем, что-нибудь плохое, поддерживая свое реноме.
Самое жуткое наступает тогда, когда они напрочь отрицают воззвания простых смертных к ним. В тот момент они становятся похожи на упирающихся барашков, убежденных в своей исключительности, выставляя напоказ свой комплекс неполноценности.
Главное для них, собрать небольшую армию своих почитателей, которые, обеденные собственным мнением, в лучах авторитета критика, будут с упоением воспринимать каждое слово произнесенное гуру. Тогда все будет в ажуре, и любой несогласный голос будет втоптан грязь преданными людьми.
Один герой, одного, признаюсь, не очень хорошего фильма, сказал, обращаясь к другому: модным будет то, что ты назовешь модным. Так и в нашей ситуации. Мы отдаем критикам определять за нас, что хорошо, и что плохо. Часто же на форумах посвященных литературе и кино, можно найти пост следующего содержания: не читал/смотрел и читать/смотреть не буду. И ладно бы не нравился жанр, но часто дело всего лишь в нескольких сообщениях несведущих людей. Фильм – дерьмо, книга – дерьмо. А присутствующие редкие голоса благодушно настроенных зрителей или читателей затыкаются под дружное «гы-гы-гы» и обвинения в отсутствии вкуса.
Как хорошо воспринимать рецензию умного и разбирающегося в теме человека, который разносторонне знает вопрос и подходит к нему комплексно. Ничего в мире нет идеального и в книге или фильме, пусть заслуживающем наивысшей оценки, всегда можно найти неудачи его создателя. Будем придираться или нет? Зависит от личных предпочтений.
Так вот, дамы и господа, может быть критикам следует прислушиваться к критике, а не высокомерно отделываться словами: я высказал свое мнение, больше мне с вами говорить не о чем.
Противопоставляя себя общей массе, зарабатывая баллы престижа и тренируясь в зубастых статьях, наши «злобные читатели» забывают о положительных элементах, присутствующих во многих произведениях. Восхваляя интеллектуальность и высоколобый эстетизм, они забывают об иных достоинствах рецензируемых ими книг. Неужели они забывают, что под маской высокохудожественного произведения, должен быть и динамичный интригующий сюжет, и легкость восприятия.
Несомненно, сказанное выше не может однозначно относиться ко всем без исключения. Это не правило и не исключение из него, это просто достаточно часто встречающееся распространенное заболевание, к которому, к сожалению, многие подвержены.