Осторожно


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» > Осторожно, халтура
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Осторожно, халтура

Статья написана 20 июля 2014 г. 16:34

Название этого поста вполне советское, потому что и халтура — вполне советского толка.

В серии "ЖЗЛ" вышла биография Рэя Брэдбери, написанная Геннадием Прашкевичем. Ну, что значит "написанная"? Это пересказанные книги Сэма Уэллера и Уильяма Ф. Нолана (в списке литературы он назван "William F. N."), щедро напичканные интервью Брэдбери, примитивными пересказами его самых известных текстов и (чтобы набить объем) справками о знакомых писателя и о событиях мировой истории за последние девяносто лет.

Биография Брэдбери, в которой ни слова не сказано о том, с чего, собственно, он начинал как писатель! "Дилемма Голлербохена", дебютный рассказ? Не упомянута! "Дудочник", первый марсианский рассказ? Ни слова! Первая профессиональная публикация? "Хайнлайн помог напечатать один рассказ в каком-то журнале"! Полоса написанных подряд в 1943 году рассказов о детях, в том числе первый гринтаунский? Ну, да, было "Озеро", хороший такой рассказ был...

"Лорелея красной мглы" — "небольшая фантастическая повесть... написанная им совместно с Ли Брэкетт" — не написанная, а дописанная с середины, даже точно известно, с какой строки. И, конечно, упомянуть эту заурядную вещь нужно (потому что тут же можно уйти в сторону и рассказать о Гамильтоне и Брэкетт), а сказать, что Брэкетт написала начало "Косы" и еще одного рассказа Брэдбери, — нет.

"Когда издатель Август Дерлет попросил у него рассказ для очередной антологии фантастики, Брэдбери просто послал ему свой давний рассказ «Детский сад ужаса» («А Childs Garden of Terror»). Рассказ этот вполне отвечал настроениям Брэдбери (и не только) тех лет, но издателю даже название рассказа не понравилось..." — Да не рассказ это, а рабочее название "Темного карнавала"!

А еще Прашкевич явно не знает, что многие рассказы Брэдбери, опубликованные в 1980-2000-е годы, написаны еще в 1940-50-е. Была там фраза: "Через пятьдесят лет Брэдбери напишет..." — а на самом деле через пять лет.

А еще Прашкевич не знает — во всяком случае, не говорит, — как по кусочкам собирались "Хроники" и "Вино". О том, что "Лето, прощай" исходно — вовсе не вторая половина "Вина", Прашкевичу тоже не известно.

Это не литературоведческое исследование, конечно, но это и не биография. Так, книжечка. Халтурная.





990
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 21:43
Наверное, проблема в особенностях серии ЖЗЛ. Задаваемые там стандарты (пересказ чужих текстов и погружение в обыденность даже настоящих «замечательных людей») со временем стали вызывать у меня отвращение очень сильное; в последние лет десять все, что читал в ЖЗЛ, провоцировало на негатив. И книжка о Брэдбери не столь плоха — она просто выдержана в соответствии канонам серии, которая стала очень и очень неприятной (достаточно ограничиться хоть книгами о писателях). Исключения если и есть, то подтверждают правило (впрочем, в последние годы никаких исключений не замечал).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 22:00
Вот не знаю. Книги Чертанова — при всех следах торопливости и пр. — все-таки сделаны несколько иначе. Дмитрий Быков. «Булгаков» Варламова очень плох — но «стандарту», во всяком случае, не следует.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 22:37
Варламовские книжки (о Толстом, к примеру) — это в моем представлении воплощение стандарта серии; «Булгакова» я, впрочем, не открывал; «Грина» собираюсь прочесть. Быков — по-моему, оборотная сторона стандарта (если не пересказывать, то сочинять вольным стилем...) Помню, в одной биографии Пушкина — не ЖЗЛ — читал: «Я умер тихо. Перед смертью мне захотелось моченой морошки...» Вот чтобы избежать такого — и пишется все, что на ум взбредет. Ум немалый, спору нет, а результат небесспорен. Книги Чертанова в ЖЗЛ мне просто не понравились (пробовал читать «Уэллса» — плюнул). При этом «Правда» Чертанова и Быкова жуть как хороша. Вот готовый для ЖЗЛ текст — только не напечатали его в этой серии)))


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 22:13
Ну, в моей молодости интернета не было, копал по всем ссылкам и статьям.
Сейчас даже мне — любителю, доступна та же Америка. Ну не любишь ты какой-то там «фантлаб», дескать, несолидно большому писателю там бывать — иди к американским источникам, ибо это ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Как реплика. 27 июня Прашкевичу вручили премию имени Ефремова на Аэлите. Не зазвездился ли он?
Грустная штука — любители проверяют и перепроверяют факты, а то над ними смеяться будут. А солидные люди эти факты создают? Меня вот на любительскую работу завлекли библиографии и статьи Бугрова и Халымбаджи. Вот были серьезные люди. И ведь не забронзовели, вроде.


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 22:28

цитата Petro Gulak

Главное: наши читатели понятия не имеют о чрезвычайно интересной творческой истории главных книг Брэдбери. О том, как работало его писательское сознание.

Так почему самому не написать? Я думаю многие поддержат.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 22:39
Я бы охотно подготовил издания «Хроник», «Фаренгейта», «Вина» с сопроводительными статьями и комменариями.
 


Ссылка на сообщение28 июля 2014 г. 23:08
Полностью поддерживаю!


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 22:37
Жаль книгу уже купил, но пока прочитал лишь страниц 30. Все равно дочитаю. А так, видимо, нужно подтягивать английский и читать Эллера.8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2014 г. 22:40

цитата perftoran

подтягивать английский и читать Эллера

Поддерживаю!


Ссылка на сообщение21 июля 2014 г. 03:22
Так по предыдущему совместному с Володихиным релизу многое понятно было.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2014 г. 03:24
Верите ли — о том кошмаре я совершенно забыл. Выбросил из головы.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2014 г. 03:30
Я после этого постыдно бегу и ЖЗЛ, и Прашкевича (впрочем, первому пункту подыграл и отзыв Немцова на «Джойса», а также кураторство Эрлихмана, книжка которого меня ушибла).
 


Ссылка на сообщение21 июля 2014 г. 04:31
А вот удивил меня ЖЗЛовский «Мазепа» Таировой-Яковлевой. Приятно удивил.
...И «Бродский» Лосева, конечно.


Ссылка на сообщение23 июля 2014 г. 11:08
Спасибо, что просветили. Покупать не буду.


Ссылка на сообщение31 июля 2014 г. 23:35
Спасибо за интересное обсуждение. К сожалению ЖЗЛ стала совсем не та!


Ссылка на сообщение23 августа 2020 г. 11:05
Да уж... Совершенно не заслужил Р. Д. Брэдбери подобного начётничества. Ничего художественного в изложении — просто скучная надёрганная отовсюду публицистика с явно надуваемым объёмом. При том, что множество перечисленных и цитируемых авторов в ней не имеют ни малейшего отношения ни к жизни Р. Брэдбери, ни к его творчеству.
Поясню, что для меня недосягаемым образцом художественной биографии писателя остаётся «Моряк в седле» (о Джеке Лондоне) Ирвинга Стоуна, впервые выпущенная на русском в той же ЖЗЛ в 1960. Читал и буду перечитывать. Действительно — не «научный труд», но блестящая книга, в которой схвачен и передан живой дух того, о ком написано.
Страницы: 12

⇑ Наверх