Терри Пратчетт Разводя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Терри Пратчетт - Разводя пары
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Терри Пратчетт — Разводя пары

Статья написана 20 февраля 2017 г. 19:38

Дорогу! Дорогу! В Анк-Морпорк приходит индустриальная революция, а во главе процессии пыхтит и сверкает новое чудо техники — паровоз! Государство в лице патриция Витинари мигом определяет пользу железных дорог и направляет наблюдать за развитием новой индустрии своего лучшего мастера на все руки — главу почты, банка и монетного двора Мокриста фон Губвига. Тем временем в далеком Убервальде снова неспокойно, глубинные гномы опять сеют смуту — у них появился новый объект для ненависти — те самые железные дороги. Мокристу придется хорошо потрудиться, и без помощи командора Ваймса с его неизменным отрядом стражников никак не обойтись!

После того как Терри Пратчетт в 2007 году объявил, что страдает редкой формой болезни Альцгеймера, он, кажется, развил еще более бурную деятельность, чем обычно, и ни дня не сидел без дела. Он писал новые книги, выпускал справочники и путеводители, занимался общественной деятельностью, отстаивал право смертельно больных людей уйти из жизни на своих условиях, другими словами, он не сдавался и боролся до последнего дня. Ему приходилось придумывать все новые способы выражать и записывать свои мысли, ему становилось все труднее в повседневной жизни, но, тем не менее, новые книги выходили стабильно. В октябре 2013 года вышел роман "Разводя пары", последний роман о Плоском мире, выпущенный при жизни автора.

К сожалению, при всей неиссякаемой энергии и жажде жизни сэра Тэренса, состояние его здоровья сказывалось на качестве последних книг. Пратчетт стал повторяться и писать, в общем-то, об одном и том же: о торжестве прогресса над мракобесием, о важности толерантности, эмансипации, равенства полов и других подобных вещей. Мы несколько раз видели, как свою нишу в пестрой палитре красок Анк-Морпорка занимают гномы, тролли, големы, орангутанги, орки, гоблины, профессора Незримого университета и даже Шнобби Шноббс. Не стал исключением и "Разводя пары".

Роман продолжает тему индустриальной революции в Анк-Морпорке. Следом за печатным станком, телеграфом и другими полезными вещами цивилизация открывает паровой двигатель и железные дороги. Нововведение существенно перекраивает экономическую карту Плоского мира и приносит множество бонусов тем, кто лучше всех смог адаптироваться под постоянно изменяющиеся и крайне интересные времена. И здесь на первый план выступают гоблины, социализация которых усилиями Сэма Ваймса началась еще в предыдущем романе "Дело табак" и успешно продолжилась здесь.

Железнодорожная карта Анк-Морпорка и ближайших городов
Железнодорожная карта Анк-Морпорка и ближайших городов

Вторым моментом из серии "где-то это я уже видел" стала сюжетная линия с очередной смутой в рядах гномов. Убервальдские сепаратисты, ратующие за всяческое прекращение контактов подгорного племени со всем остальным миром, затевают целую серию террористических актов и объявляют настоящую войну железной дороге. Все это было бы очень интересно, если бы гномьему вопросу не были практически полностью посвящены "Пятый элефант" и "Шмяк!", после которых тему можно было и закрыть. Тем более что искусственно раздуваемый большую часть книги конфликт в конце оборачивается банальнейшим пшиком и самоустранением противоборствующей партии.

Поэтому главными героями книги становятся паровозы и железная дорога. Пратчетт с искренней любовью и настоящим детским восторгом рассказывает о принципах работы парового двигателя, эволюции первых паровозов и о постоянном развитии сети железных дорог. Читать об этом по-настоящему интересно, хотя повествование то и дело перемежается сюжетными вставками, рассказывающими о положении дел где-нибудь в другом уголке Плоского мира. Из-за этого текст разбивается на сотни маленьких эпизодов, центральными персонажами которых становятся или лица, знакомые нам по предыдущим книгам, или совсем уж незнакомые товарищи, участие которых ограничивается всего одним эпизодом и забывается еще до того, как переворачивается страница. В результате сюжет движется вперед со скоростью беременной улитки. При этом некоторые эпизоды показаны настолько поверхностно, что возникает впечатление, будто перед нами выжимка из более объемной главы, которую затем подвергли безжалостной усушке и утруске и представили в виде очень краткого пересказа. Тем не менее, заскучавшего и потерявшего бдительность читателя то и дело поджидают мастерски подготовленные сюрпризы, заставляющие взглянуть на происходящее с новой стороны.

О паровозах Терри пишет с такой любовью, что сразу понимаешь, что все остальное в этой книге вторично
О паровозах Терри пишет с такой любовью, что сразу понимаешь, что все остальное в этой книге вторично

Несмотря на явное желание посвятить текст железным дорогам, Пратчетту требовался персонаж, который стал бы читательским проводником в мире продолжающейся индустриальной революции. Таким проводником стал самый успешный предприниматель в новейшей истории Анк-Морпорка, и нет, мистер Достабль, речь идет отнюдь не о вас. После восстановления работы городского почтамта, банка и печатного двора, перед заскучавшим было Мокристом фон Губвигом встает задача контролировать Анк-Морпоркское гигиеническое железнодорожное общество, в котором он должен представлять интересы государства и следить за тем, как превратившийся в железнодорожного магната Гарри Король и очередной гениальный самородок Дик Симнелл прокладывают железные дороги отсюда и до самого Убервальда.

Мокрист фон Губвиг: специалист по развитию индустрии и промышленности
Мокрист фон Губвиг: специалист по развитию индустрии и промышленности

Резюме: "Разводя пары" остается очень вторичной книгой по сравнению с другими произведениями Пратчетта, но в то же время превосходит по качеству ряд его последних произведений. Кроме того, сам факт того, что сэр Терри продолжает трудиться не покладая рук и не обращая внимания на ухудшающееся здоровье, вызывает безграничное уважение.

P.S. Рецензия была написана 3 года назад и все это время лежала в неопубликованных статьях, пока я не подумал, что с тем же успехом ее можно было бы и выложить. Перед публикацией мне пришлось поменять настоящее время на прошлое в словах об авторе. Это единственное изменение в моих старых текстах, которое я бы предпочел никогда не делать. Спасибо за все, сэр Тэренс.





579
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 февраля 2017 г. 19:57
Прикрепил бы хоть к какой-то рубрике :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2017 г. 20:03
Слабый текст, чтобы так делать)
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2017 г. 20:07
:-)))
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2017 г. 20:29
Что? Я его три года не просто так не выкладывал)
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2017 г. 10:44
Да-да-да :-D


⇑ Наверх