Бернард Корнуэлл «Последнее королевство»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | Религиозное (Христианство | Язычество (Скандинавское ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Юный сын олдермена Нортумбрии — одного из англо-саксонских королевств, существовавших в Англии в конце IX века — Утред Беббанбургский попадает в плен к датчанам и воспитывается в семье ярла Рагнара.
Утреду нравится новая жизнь, он учится у датчан воинскому искусству, а Рагнар воспринимает своего пленника как члена семьи. Из-за несправедливого обвинения Утред вынужден бежать на юг и поступить на службу к королю Уэссекса, чтобы спасти свою жизнь и отомстить врагам.
Входит в:
— цикл «Саксонские Хроники»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Doraner22, 28 ноября 2024 г.
Последнее королевство.
Бернард Корнуэлл.
Конец IX века, наверное, один из самых популярных периодов в истории Британских островов. Во всяком случае, широко представлен на малых телеэкранах в виде сериала Викинги и в играх A Total War Saga Thrones of Britannia, Assassins Creed: Valgalla и тд. Сегодня речь пойдет еще об одном ярком произведении, о первом романе цикла Саксонских хроник: «Последнее королевство».
В первом романе идет история взросления главного персонажа Утреда (при рождении Осферт) Беббанбурского, второго сына Олдермена Беббанбурга, что находится недалеко от Нортумбрийского побережья. Утред попадает в плен к ярлу Рагнару, который завалил его старшего брата и отца. И тут вроде как могла быть история о кровной мести. Однако главный герой проникся датской культурой, а Рагнар — смелостью юного нортумбрийца. В итоге Рагнар его усыновил. И Утред, как и все датчане, участвовал в набегах на Англию, монастыри и так далее, вынашивая планы мести уже своему дяде (брат отца), который отжал родовое имение. Но это всё в далеком будущем, а тут нам будет рассказано, как герой рос, возмужал и попал в услужение к королю англосаксов Альфреду. И даже успел жениться и завести ребенка.
Утред не является полностью положительным персонажем, как, в принципе, и его окружение. Да и время было весьма непростым. Те же датчане, которые спокойно могут усыновит/удочерить детей своих врагов, одновременно убивают их родителей и грабят монастыри, уничтожая целые деревни. И англичане, среди которых в чести благочестие, однако предателей целый вагон. Тот же Альфред трон вообще отжал у племянника. Правда, на роль именно короля племяш явно не подходил. Ну и в молодости был падок до девок, но, заболев, проникся верой и решил, что его боли — это божественное наказание и надо быть более ревностным христианином. Перечислять можно бесконечно.
Естественно, данный период истории – это не только столкновение двух разный народов, но и двух религий. Христианство и язычество. К христианству в книге относятся сильно предвзято. Ибо вместо сражения с врагами они предпочитают молиться и так далее. Не очень понятно, это позиция автора или видение через призму рассказчика Утреда, который воспитан датчанами в языческой вере. Ну и комично выглядит, как Утреда отчитывает и называет нечестивым епископ, который бегает по проституткам. И если с религией главный персонаж в первом романе четко определился, то с остальным он будет постоянно метаться. От своего происхождения Нортумбрийского олдермена до датчан, которые его воспитали.
Так как история размазана на несколько лет, многим событиям, в которых участвует герой, выделено очень мало текста. Зачастую это скатывается в «мы пошли туда-то, сделали то-то» и так далее. По первости это может разочаровать, но, забегая вперед, дальше событиям уделено больше внимания и описаны они гораздо обстоятельнее. По сути, уже к концу книги данный стиль исчезает почти полностью.
Однако появляется у автора иной минус. Книги пишутся от лица Утреда. Мы понимаем, что он доживет как минимум до преклонных лет, чтобы написать данную историю. И это для нас уже как бы не совсем спойлер. Но в своих размышлениях он может рассказать про события, которые будут в конце книги, или вообще спойлернуть следующую. Возможно, автор посчитал, что тот, кто будет читать его книгу, так или иначе знаком с историей Британских островов раннего Средневековья. Например, если ознакомиться с историей Альфреда Великого, многие события книги не будут чем-то новым. Новым будет то, как Корнуэлл разворачивает исторических персонажей.
Утред, как и его приемный отец Рагнар — персонажи полностью вымышленные. У Утреда, возможно, есть прототип, но жил он лет через сто двадцать после событий. Так вот, многие заслуги исторических персонажей, будь то сам Альфред или Одда Старший, передаются самому главному герою. И на этой волне ты понимаешь, что наш главный герой будет затычкой в любом мало мальском значимом историческом движе. И это подтверждает даже историческая справка. Где автор прямым текстом поясняет, что перенес финальную битву при Синуите с Уббой Рагнарсоном (кстати, когда произошли события известно, но где точно они происходили, историки точно не могут сказать. Есть как минимум два места на рассмотрении) на год назад. Вместо 878 в 877 год для того, чтобы Утред в тот год смог быть уже в другом месте. Это неплохо, так можно увидеть многие события, но, как мне показалось, очень сильно принижает многих исторических персонажей.
Это хороший исторический роман, достоин того, чтобы его прочитали. Автор умеет лавировать между вымыслом и историческими хрониками. И читать это интересно, особенно тем, кому нравятся тематика викингов и всё, что с ними связано. 8 королей из 10.
Спасибо, что дочитали!
Сараби, 8 марта 2023 г.
Просто обалденный роман! Очень сочный, написанный простым, но, подчеркиваю, не скупым языком. Мне понравилось, что нет заумности присущей исторической литературе, но при этом нет простоты бульварного романа в мягкой обложке. Самое замечательное в романах такого жанра это то, что реальные исторические события и реально существовавшие личности переплетаются с небольшим авторским вымыслом. И если умело «разыграть карту» получится действительно супер интересный приключенческий исторический роман. Что мы и видим на примере «Последнего королевства».
Итак, мы отправляемся в потрясающее путешествие в древнюю, тёмную Англию IX века и погружаемся в этот древний мир с головой. Корнуэлл мастерски переработал большое количество литературы и смог оживить своё детище. А всё благодаря мастерскому описанию всевозможных нюансов, которые как раз таки и добавили реализма. Очень информативно описан быт и верования датчан, всевозможные обряды и обычные рутинные обязанности как мужчин воинов так и их женщин, манера ведения войн и удержания захваченных территорий. Также хочется отметить столкновение двух религий — язычников датчан и христиан англичан. Что самое интересное — автор не обеляет христиан и не очерняет язычников. У каждого нет-нет да и выявится тёмная сущность, но и сколько хорошего можно почерпнуть и у тех и у других. Нужно просто присмотреться.
Плюс потрясающее, детализированное описание боёв, начиная от обмундирования, до способов построения и манеры ведения войны как на суше так и на воде. Очень-очень круто.
Большой плюс автору и за то, как он преподносит свою историю. Перед нами что-то типа исповеди, личного дневника, автобиографии, называйте как хотите, Утреда Беббанбургского. Он рассказывает о своей жизни уже умудренным стариком с высоты прожитых лет. И как бы анализирует свою жизнь. Но, что мне нравится больше всего — он не жалеет ни о чём, он не плачется и не причитает. Он прожил свою жизнь достойно и хочет рассказать о своих приключениях.
Знакомимся мы с маленьким христианином Утредом, сыном олдермена Нортумбрии, который попадает в плен к язычникам датчанам. Ярл Рагнар воспитывает мальчика как своего сына, любит, оберегает, прививает любовь к своим языческим богам и подготавливает его как воина датчанина. Но обстоятельства складываются так, что главному герою приходится вернуться к своему народу и снова стать англичанином. И вот тут-то и начинаются душевные терзания героя. Мозгами он понимает что англичанин, но душа, душа-то стремиться обратно к датчанам. Он полюбил этот воинственный народ, полюбил как свою настоящую семью. Но он англичанин, он олдермена Нортумбрии и это его судьба.
Получила колоссально удовольствие от чтения и приступаю ко второму роману цикла. Потрясающий роман! Браво автору!!!
gramlin, 13 августа 2024 г.
Мне посоветовали автора как Аберкромби исторического романа. Штош, это конечно не так. Впрочем, как писал Мартин:
Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах.
Как исторический роман книга хороша — раннее средневековье окатывает ушатом холодной воды реальности после фентези размаха: максимальная армия 600 человек, все стараются договориться а не драться, монахи насилуют родню налётчиков, свои с радостью грабят своих, а королей в стране больше чем пальцев на руках. Впрочем, бытовых подробностей не так много, хотя и они есть, больше, как я написал — про атмосферу, мироощущение и принятие решений.
Сюжет простой и незамысловатый — принц попадает в плен, взрослеет и участвует в нескольких битвах.
Отдельно умилило отношение к раннему христианству: проверка божьей помощи методом стрельбы из 6 луков и «он пойдёт за нас воевать если мы войдём в воду и скажем слова молитвы? это обязательно?», «англосаксы умудрились испортить зимний праздник поющими монахами»
rook, 22 августа 2021 г.
Персонажи плоские, диалоги не интересные. Повествование от первого лица написано уныло. Сюжет скучный. В общем книга не понравилась. Некоторые пишут что это второй Морис Дрюон. Корнуэллу до Дрюона как до Луны.
Siberia, 30 ноября 2021 г.
»...где-то глубоко под землей, где страшный змей гложет корни Иггдрасиля, древа жизни, сидят три пряхи, которые и прядут нити нашей судьбы. Хотя людям кажется, будто они сами принимают решения, однако на самом деле все наши жизни в руках этих трех женщин. Они прядут нити наших судеб, а судьба правит всем. Датчане это знали, и даже христиане знали это. Рок не остановить...» (Корнуэлл, «Бледный всадник»)
С удовольствием окунулась в мир Утреда Рагнарсона Беббанбургского. «Последнее королевство» (цикл «Саксонские Хроники») — яркий приключенческий роман, базирующийся на интересной исторической основе. Корнуэлл рассказывает о противостоянии англосаксов и датчан, начиная с 866-го года.
Датчане, пришедшие в англосакские земли, строго говоря, завоеватели территорий, и только когда грабят побережья, перемещаясь на драккарах, считаются викингами. Но в нашем привычном понимании — это самые что ни на есть викинги.
События происходят на территории Британии, в тот момент разрозненной. В поле зрения попадают Нортумбрия, с которой началось отвоевывание территорий датчанами, Мерсия, Восточная Англия и Уэссекс — территории, где исповедуется христианство. В Беббанбурге (Нортумбрия — Северная Англия), с которого начинается повествование, ранее поклонялись северным богам (германское язычество, сходное со скандинавским) и старые верования еще не полностью забыты. Род главного героя, Утреда, по словам его отца, олдермена Беббанбургского, ведет начало от Вотана — древнего саксонского бога войны (Вотан — в германском язычестве, он же — Один у скандинавов). И хотя Утред, 10-летний мальчик, воспитывается в христианской вере, ему не чужды старые боги. Они ему более интересны и понятны. Христианство 10-летний главный герой ассоциирует с фанатичным поклонением мачехи и потворством ее желаниям, холодного с детьми, отца. Северные боги (старые саксонские боги) ассоциируются у мальчика со сказаниями кузнеца, относящегося к нему с теплотой, с семейным знаменем, с происхождением. Так обстоят дела в начале романа, повествующего о взрослении Утреда.
Неудивительно, что когда Утред попадает к датчанам, относящимся к нему хорошо, он чувствует себя своим и принимает их языческие верования в Одина (того же Вотана), Тора и Вальгаллу. Он взрослеет среди датчан, искренне впитывает их отношение к жизни, становится Рагнарсоном.
Я не могу назвать его мотивацию меркантильной и вероломной. Это всего лишь желание выжить и благодарность за сохраненную жизнь, доброту, любовь, внимание, каких не было даже у него дома. Формированием личности Утреда занимался Рагнар, сделавший его приемным сыном, неудивительно, что Утред мыслит, как он. И в то же время, в Утреде есть основа, заложенная в Беббанбурге, есть гордость собственным англосакским родом и желание вернуть дом детства, принадлежащий ему по праву наследования. Такое сочетание несочетаемого вполне объясняет поступки и жизненные принципы Утреда, которые кому-то могут показаться умышленно беспринципными.
Мне понравились простые но верные мысли, в множестве заложенные в повествование, вроде «в сражении выигрывает тот, кто меньше пьян», «храбрые идут первыми» или «знаки лучше читать умному человеку». Понравилось здравое отношение автора к различным верованиям, к заблуждениям, насаждаемым религией. Интересны зарисовки уклада жизни свободолюбивых датчан и богобоязненных англосаксов. Отлично получились описания военных действий и интриг. Все перечисленное делает роман продуманным и увлекательным. Хорошее начало цикла. Однозначно, буду дальше читать про Утреда.
k2007, 11 января 2021 г.
Хороший исторический роман с приключениями (ну, или приключенческий с историей). Герой уже в зрелом возрасте вспоминает себя молодого и рассказывает нам свою жизнь. Он вспоминает ее без пафоса и сожалений, с легкой насмешкой над самим собой в пятнадцать лет.
IX век. Норманны вторгаются в Англию и захватывают англосаксонские королевства одно за другим. Герой, представитель знатного англосаксонского рода, попадает в плен к датчанам и воспитывается среди них как датчанин. Дальше судьба кидает его из стороны в сторону, от короля Альфреда Уэссекского обратно к датским ярлам. События описаны правдоподобно, автор не делает из своего героя ни английского патриота, ни ярого сторонника датчан. Он смотрит на жизнь отстраненно, датчане нравятся ему даже больше, чем англосаксы, но родина его предков — Нортумбрия, поэтому он волей-неволей поддерживает короля Альфреда.
В общем, спокойная такая книга, перемежающаяся короткими и резкими смертельными схватками
vasek007, 24 сентября 2020 г.
Читаешь всякую фэнтезю вроде Аберкромби кажется ничего так))) читаешь настоящую историческую прозу вроде Корнуэлла, Маккалоу, Сенкевича понимаешь, что такое перо мастера. Корнуэлл пишет как мастер, не перегружая текст фигней и дешевыми эффектами, но с кинематографической точностью передает в воображение читателя эпоху викингов, их быт, события тех лет, менталитет и психологию людей 9-го века, их чувства, переживания, что для них было главным...
P.S.: очень качественная историческая проза с полным погружением в мир суровых северных парней)))
prouste, 6 апреля 2021 г.
Понравилось. Первый опыт знакомства с автором — до Шарпов и Шона Бина не добрался. Пилот серии кажется хорошим балансом между развлекательностью и содержательностью. Роман почти без восклицательных знаков. Повествователь в старости вспоминает молодые годы и ретроспекция позволяет выбрать нужный тон. В меру иронии и натурализма тоже. Хроники ведь, поэтому немало перечислений бытовизмов: пожгли, порезали и дальше двинулись. Жизнь такова , некогда рефлексировать. Очень понравилась оптика для написания образа Альфреда Великого: сочетание иронии с уважением. Ни намека на смакование секса. Очень добротно, основательно, сильный контраст с ( допустим) недавно читанным Аберкромби, у которого как раз восклицаний и палпа много. Буду читать дальше.
scafandr, 15 февраля 2021 г.
Меня с детства привлекало Средневековье. Сначала это были книги о доблестных рыцарях, которые в боях зарабатывают шрамы, на которые падки прекрасные дамы. Потом оказалось, что романтика рыцарства — это не совсем настоящее Средневековье, и от этого мне стало еще более интересно, ведь эпоха засияла новыми красками.
Цикл «Саксонские хроники» посвящен становлению Англии, которая сдерживала натиск датских завоевателей. Повествование идет от имени Утреда, сына Утреда, которому в детстве пришлось попасть в плен датчанам, где он обучался искусству войны и где закалялся в языческих верованиях. В «Последнем королевстве» рассказывается как раз о том детско-подростковом периоде жизни Утреда.
Я боялся, что исторический роман от автора, с которым я не был знаком, может оказаться скучным. Но, как оказалось, боязнь моя была напрасной. Роман прекрасный! В нем довольно много действий, экшена, диалогов, что не даст читателю заскучать. Также очень мало описаний быта, что может быть кому-то плюсом, а кому-то минусом. Очень бодрое начало, много жестокости (это же настоящее Ранее Средневековье а не легкий роман о прекрасных девах и благородных мужах в кольчугах), интриги, неожиданные предательства... В общем, все, как я люблю.
Прекрасное начало цикла!
Shab13, 7 октября 2019 г.
Утред Беббамбургский рассказывает неизвестному (по факту — читателю) историю своей жизни. А все началось с датчан...
Так уж произошло, что старшего брата, а чуть позже — отца Утреда убили датчане, в самом начале своего похода с целью захватить Англию. Сам Утред попал в плен к убийце своего брата, его дядя захватил его законные земли и послал за Утредом убийцу, Англия истекает кровью, а датчане, не зная страха, ведут свою войну. Утред растет и крепнет, датчане приняли его в семью, как родного, но все еще лелеет мечты о мести и возвращении родового замка.
Как рассказчик, Утред очень хорош — тут подкинет несколько фраз о будущем, тут опишет, что происходит на другом конце страны, а вот здесь посмеется над молодым собой — молодость, горячая пора. Слушателю (читателю) остается только следить за всеми событиями в жизни парня и верить рассказчику на слово. Жестокость тех времен — стычка с валлийцами, или битва в клине, или казнь монарха, описаны реалистично и без особого красования, как средство, а не как цель.
Таким не сложным способом автор, как сам признается в послесловии, показывает процесс формирования Англии, как государства, описывает поистине огромный вклад Альфреда и его наследников в историю старой доброй Англии. Утред служит больше средством этот вклад показать с точки зрения современника, очевидца. Да, автор ускоряет некоторые события, а некоторые переносит географически в чуть другие локации, но история (книга) от этого даже выигрывает.
Роман интересный и динамичный, а еще это только начало, ведь, судя по всему, Утер прожил очень насыщенную жизнь.
Corwin Morgan, 21 июня 2017 г.
Причиной прочитать роман Бернарда Корнуэлла «Последнее королевство» стал анонс одноименного сериала. Да, это не очень интеллектуально, однако я исходил из принципа, что сериальные воротилы снимать по откровенно слабому первоисточнику ничего не будут. А тут ещё давненько не попадалось ничего в жанре исторического романа, что бы прямо увлекло не на шутку.
Итак, «Последнее королевство». 9 век, Европа. Утред, девятилетний сын английского олдермена Утреда, сына Утреда, попадает в плен к датчанам (они же во время набегов – «викинги»). Восхитившись его безрассудной смелостью во время битвы, мальчика «берёт под крыло» один из ярлов датчан и воспитывает его как своего сына. Тот мужает и настойчиво нарывается на приключения. Казалось бы, у романа есть все компоненты для хорошего сюжета: становление героя, месть, возвращение утраченного дома, подвиги и всё-такое. Но, увы, саму книгу хорошей я назвать не могу. И тому несколько причин.
Во-первых: главный герой. Ему совершенно не хочется сопереживать. Может быть, это такое отображение подросткового характера, но совсем не понятно к чему этот самый Утред стремится. В детские годы ещё очевидно — не учиться и давать выход своему озорству. Но потом вся мотивация вязнет в бесконечных рассуждениях с кем остаться – с англичанами или датчанами. Причём самому Утреду всё равно кого убивать. Более того, создаётся впечатление, что и его окружению безразлично кого он убивал и собирается убивать. Во всём остальном Утред просто пресный.
Во-вторых: общая структура сюжета. Стоит признать, что этот пункт сугубо субъективен – я не большой любитель именно военного историзма. Сюжетная линия с Утредом является скорее второстепенной, так как 90% романа он таскается то с одной армией, то с другой. Главный же конфликт – это противостояние английских королевств и датчан. И получается, что на протяжении всего романа работает одна и та же схема: армия стоит – армия собирается в большое войско – случается битва – армии расползаются обратно и торжествуют/залечивают раны. В этих событиях замешаны города с труднопроизносимыми названиями и люди с похожими именами. Должно отметить, что исторические факты, не касающиеся войны, географии и генеалогии пришлись к месту. Очень жаль, что таковых, на самом деле, не очень много. Создаётся впечатление, что читаешь среднюю книгу из серии Вархаммер 40000 – бесконечные битвы и минимум внимания всему остальному.
В третьих: манера повествования автора. Как я писал, у этого романа есть все компоненты хорошей истории, но вот её подача ужасна. Все события, начиная от детских игр и заканчивая битвами армий, подаются в манере пономаря на церковной службе. То есть, монотонно и безэмоционально. Временами кажется, что читать учебник истории более увлекательно, чем это произведение
Как итог: по моему мнению, «Последнее королевство» очень скучный и не увлекательный роман, который подойдёт разве только ярым любителям военной истории.
i_am_sansanich, 22 сентября 2020 г.
Начав знакомство с творчеством Корнуэлла я был немного расстроен, это был роман «Азенкур». Настолько он показался мне сухим, что я пожалел о нескольких, купленных ранее, книгах автора. В «Последнем королевстве» я увидел нечто другое. Оказывается, автор умеет писать, и, делает это очень даже хорошо. Под определением «хорошо» я понимаю интересную историю с «живыми» персонажами.
Некоторым читателям не нравятся истории «взросления». Мне же историю мелкого Утреда показалась забавной. Сколько всё же общего в детских забавах разных эпох. Это – игры, союзы друзей и конфронтации с недругами, банальное катание на коньках, пусть даже роль коньков играют привязанные к башмакам кости. А как вам загадка: «Мой отец и моя мать бросили меня на погибель, но одна добрая родственница пригрела и защитила меня, а я убил всех ее детей, но она все равно любила меня и кормила, пока я не взмыл над домами людей и не бросил ее». Я как ребёнок радовался, что отгадал, а вот датчане, в отличие от Бриды, не смогли. В чём проблема? Я не знаю, но возможно лукавый автор не упустил возможности кольнуть супостатов, дав им понять, что в Англии они не могут тягаться даже с девчонками, в играх разума, конечно.
Многим не нравится чуть «странное» отношение автора к религии. А как по мне, Корнуэлл лучше других показал, что может думать о ней среднестатистический ребёнок. Для маленького Утреда христианство хоть и родная религия, зато скучна она до предела. Тогда как, вера в скандинавских богов-суперменов кажется ему романтичной, побуждающей к полной подвигов и приключений жизни. Что тут скажешь, если даже после смерти эти боги не дают скучать истинным героям. Выбор Утреда очевиден!
Кому-то не хватило в произведении психологической составляющей. Ну как же так? Героя обвиняют в отсутствии душевных терзаний за предательство Родины. Но ведь здесь налицо частный случай синдрома, получившего своё название в честь тех же «викингов» (правда шведских) – «Стокгольмский». Человек, убивший брата, способен полюбить Утреда больше чем собственный отец, человек, который мог убить и его самого. Но, как очкарик издалека видит очкарика, так и «новый» отец Утреда безошибочно находит родственную душу. Так повелось в миру – добро всегда к добру, а сила к силе. Так и становятся бывшие враги лучшими друзьями (безусловно, не всегда).
Поначалу, могут раздражать постоянные перебежки героя с одной стороны на другую. Но, задумавшись, становятся понятными его мотивы. Главной, а точнее, единственной целью Утреда становится возврат украденного у него Беббанбурга. И совершенно не важно, кто в этом ему поможет – Рагнар или Альфред. «Не герой!». Скажете вы. И будете правы. Но постойте, не вы ли недавно говорили, что устали от белоснежно светлых борцов за справедливость?
И всё же, если вы не разберётесь с психологией главного героя, то уж точно не пропустите его психическую атаку на последнего сына Рагнара Лотброка – Уббу (вот такой каламбур). Замечательное использование слабостей врага – большой плюс повествованию.
Отрадно было встретить в романе качественный, на мой взгляд, юмор.
Например,
«– Она сирота, – сказал я, – ей лет шестнадцать-семнадцать.
– Ого! Такая старая? Должно быть, уродливая корова!» (и не нужно знатокам сообщать мне, что в те времена выходили замуж в 13, всё равно будет смешно);
Или вот,
«– Воистину, славен Господь, – ответила Милдрит за меня.
Она и впрямь была очень религиозна, но у кого нет недостатков?».
А где же «Главный» герой? Спросите вы. Как же я мог упомянуть Альфреда Великого лишь вскользь. А что говорить? Складывается впечатление, что с этой персоны списано немало фэнтезийных героев. Вот, Глокта, чем не вариант? (только не ругайте меня за отсутствие зеркального сходства).
Единственным непонятным мне нюансом произведения осталось лояльное отношение к перебежчику обеих противоборствующих сторон. Я был уверен, что перебежчиков не любит никто.
Подытоживая скажу, что первый роман цикла стал замечательным экскурсом в историю Англии 9 века, проведённым не плохим и не хорошим экскурсоводом – Утредом, обладающим, однако, замечательным языком рассказчика.
Verex, 2 августа 2015 г.
Читал эту книгу десять лет назад, сейчас в преддверии выхода в октябре экранизации и девятой книги, решил перечитать и заново пережить.
Персонаж Утреда получился вполне реальным, год за годом показана трансформация его от ребёнка-сакса (или, скорее, англа, учитывая его происхождение) к подростку-дану и возвращение «к истокам». Тогда (как и много веков спустя), после пяти лет ребёнок начинал взрослеть, сорокалетний считался стариком, так что всё правдоподобно. Связь с настоящей семьёй у Утреда была довольно слабой, во всяком случае к десяти годам, потому и всего через несколько лет он уже считал своей семьёй данов, почти не вспоминая, что воспитавший его Рагнар убил его брата. К тому же, дикая жизнь данов была для него хорошей альтернативой обучению у монахов. В книге нет полностью положительных или отрицательных героев, всегда подчёркивается, что образ скандинавов как «лишённых разума богомерзких созданий» культивировался главным образом церковниками (после христианизации историю писали именно они), для которых они были в первую очередь язычниками. Можно вспомнить, что датчане завоевавшие всю Англию в начале одиннадцатого, и норманны, в конце того же века, уже не предавались анафеме столь безоговорочно. Потому вполне естественно, что противники власти церковников и «ностальгирующие по старому режиму», могли переходить на сторону данов не совсем по принуждению. Автор упоминает, что в армии данов были и англы (или англичане севера, центра и востока). Герой частро задаёт себе вопрос, кто он, дан или англичанин и не находит чёткого ответа, вплоть до того как рвётся основная связь связывающая его с данами. В конце концов, с годами, по мере взросления и в силу обстоятельств, он почти окончательно возвращается к своей английской идентичности, хоть и не питает ненавистью к данам.
Отношение к христианству продолжает линию «Артуровской саги», это не карикатура, это крайне реалистичное изображение того, как эта религия (или, точнее, институт церкви) пожирала целые народы, уничтожая сложившийся быт, культуру, историческую память. Собственно, викингов победило именно христианство — если не можешь одолеть врага, сделай его своим и подчини своим законам. Великолепно описана смерть «святого» Эдмунда в духе «как это было» и пусть это всего лишь видение автора, ему гораздо больше веришь, чем истории написанной монахами.
Говоря об «отсутствии психологии и духовных терзаний», не стоит забывать, что рассказ идёт от имени жителя той эпохи, так что мы видим всё его глазами. Ярких персонажей хватает, это Рагнар, Равн, Беока, Леофрик и, разумеется, Альфред. Альфред здесь не похож на народный образ «победителя викингов», это не богатырь воплощённый в статуе в Винчестере, это с одной стороны слабый и болезненный человек, но с другой хитрый и дальновидный политик, играющий роль святоши.
Shining, 5 августа 2020 г.
Возможно, кто-то начнёт читать эту книгу, услышав, что в ней, дескать, одним из центральных персонажей является тот самый Рагнар Лодброк — отважный герой викингов, так ярко показанный в одноименно сериале.
Так вот, тут его нет. Ну серьёзно, вообще нет. Совсем. Да, имеется персонаж, которого зовут Рагнар, но это совсем другой Рагнар! К тому моменту, как начались действия «Последних королевств», Рагнар Лодброк уже умер (ну, предположительно — мы вообще не очень много о нём знаем). Тут действуют только сыновья Лодброка — Убба, Ивар и другие, и то, примерно к середине повествования их становится очень мало. Желающим узнать подробнее о знаменитом викинге лучше поискать что-нибудь другое.
Но книга очень крутая. Она полна сражений, жестокого викингского юмора и всего такого. Описаний быта минимум, много войн и политики. Рекомендую.
HeavyNeutralP, 22 июля 2015 г.
Тут говорят, что Утред-ребёнок неправдоподобен. Не соглашусь: дети в Средневековье взрослели рано и интересовались совершенно другими вещами, нежели наши современники! Понятия «индустрия детства» вообще не существовало — никто толком не думал, что малышей надо развлекать, покупать им игрушки и т.д. Ребёнок был просто НЕДОвзрослым — более слабым, глупым и неопытным. От него требовалось поскорее созреть и взяться за дело...
Тем не менее, меня тоже смущает отсутствие развития у персонажа. Нет, не ребёнок нереалистичен — нереалистичен (или возмутителен) Утред-взрослый с его полным отсутствием душевных терзаний по поводу своего двурушничества! Он вечно всем доволен, вечно шутит... при этом убивая людей, которые ещё недавно были ему товарищами. Это нормально?!? Похоже, читатели слишком привыкли к романам о воинах-наёмниках, но ГГ «Последнего королевства» даже не наёмник!
Вообще, с психологией в книге слабовато. Не знаю, кто тут увидел ярких персонажей — я ни одного не заметила, здесь все портреты набросаны наспех, одной-двумя чертами! Я уж не говорю про любовную линию и женские образы: что на самом деле было на уме у «ведьмы» Бриды и жены Утреда — остаётся только гадать. Христиане, в основном, изображены карикатурно — автор явно атеист, хотя и отдаёт должное королю Альфреду (единственному из всех).
Ставьте минусы, как у вас принято за отрицательные отзывы... Правда, оценку я ставлю не самую низкую — я признаю, что юмор в романе местами неплох, да и сюжет довольно увлекателен, пусть и состоит из сплошных боёв. Человек, не сведущий в истории, может и открыть для себя что-то новое. А в плане кровавости... ну, тут Гаррисон даст сто очков вперёд!