В продолжение одной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > В продолжение одной дискуссии. Что такое литература - тезисно
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В продолжение одной дискуссии. Что такое литература — тезисно

Статья написана 22 марта 2014 г. 23:21

Тут зашла речь о том, что же такое литература, важны ли имена... Нескромно поделюсь мнением. Кратенько, тезисно -- и, разумеется, без претензий на истину в последней инстанции. Извините за сухость и банальность, но не для всех это, как выяснилось, очевидно.

Итак, по моему глубокому убеждению литература -- сложная динамическая система, состоящая из множества больших и малых страт, частично пересекающихся и нелинейно (а зачастую и непредсказуемо) влияющих друг на друга. Из направлений, групп, школ, каждая из которых складывается в свою очередь из отдельных личностей со своими предпочтениями, вкусами, взглядами, убеждениями и т.д, и т.п. Как любая живая система, литература обладает функцией компенсации: если где-то чего-то не хватает, она ищет и находит замену. Литература -- сама себе механизм трансляции культурного опыта. Для того, чтобы использовать риторический прием или драматургический ход, вовсе не обязательно знать, как его называют «по науке». Достаточно внимательно читать книги и мотать на ус. То есть лучше бы, конечно, знать -- но это уже для облегчения общения с другими пишущими. Если завтра всех языкознатцев выведут за плетень и пустят в расход, человечество не онемеет (хотя для фантастического рассказа ход зачотный, никому не дарю, сам когда-нибудь использую). Большинство, подозреваю, даже не заметит этого чудовищного злодеяния. Пытаться втиснуть все разнообразие литературы в рамки теории, даже самой изячной -- все равно что натягивать сову на глобус. Любой теоретик литературы, претендующий на универсальность своей гипотезы -- как один из тех индийских слепцов, ощупывающих слона. И чем больше школ, чем больше гипотез -- тем больше щупающих, и только. Занятие это увлекательное, полезное и даже местами приятное, но самому слону мало что дающее. Разве что один из слепцов ненароком ухватится за... Ну, вы поняли.

Ах да, про имена. Имена -- это единственный критерий, по которому наблюдатель может судить о том, с каким КПД работает система, каков ее выхлоп. Мерило, конечно, так себе, но другого, увы, у меня для вас нет.





67
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 13:44
знаю пару-тройку весьма неплохих поэтов, не знакомых с определениями ямба, хорея и амфибрахия ) языкознание влияет на язык примерно так же, как определитель видов растений — на разнообразие этих самых видов растений. но оппонент, кажется, просто хотел сказать, что на просторах бывшей родины обитают умственно и духовно недоразвитые индивиды :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 14:11
Я вот не догоняю, чего хочет сказать оппонент. И сам оппонент, боюсь, тоже не совсем понимает. По крайней мере, сформулировать не может.

А умственно и духовно недоразвитые индивиды везде обитают, так что, если так, она совершенно права. 8-)
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 14:13
ээээээээ. боюсь, оппонент хочет сказать «сраная Рашка», но прямым текстом как-то стесняется :-)))
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 14:38
Да ладно. По-моему, ты преувеличиваешь. Человек чувствует, что с фантастикой нашей что-то не того, но что именно -- сформулировать не может.

Насчет «не того» я с ней согласен.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 15:03
возможно :-)))

с фантастикой у нас ровно то же «не того», что и со всем остальным. профессиональным авторам хочется жрать, и они уходят в смежные области. непрофессионализм на марше, да и тот не особо, ибо издательский кризис. а от осинки, как известно, не родятся апельсинки — при общем распаде всего и вся прорыва ожидать трудно.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 15:07

цитата kypislona

профессиональным авторам хочется жрать, и они уходят в смежные области. непрофессионализм на марше, да и тот не особо, ибо издательский кризис


Ну да. Глобальный мотивационный кризис. Трудно спорить с очевидным. 8-)
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 17:19

цитата vvladimirsky

Глобальный мотивационный кризис.

Есть подозрения, что оппонент и мотивационный кризис объясняет отсутствием этой... «целостности мышления». Которая от неразвитости «общего культурного поля» и в частности от отсутствия когнитивной лингвистики.
( ничего в ваших лингвистиках не понимаю, просто мимо проходила 8:-0 :-))))
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 17:37
Ну да, конечно, не ведь дело, безусловно, не в социально-экономических условиях, а исключительно в когнитивной лингвистике. :-)))
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 17:42
Разумеется. Как могут социально-экономические условия на дух или что там влиять :-)))

С другой стороны, я вот пытаюсь зерно ( съедобное для меня ) обнаружить. И пока мне кажется, что мысль о некой обедненности нашего современного российского общего культурного бульона возможно и не так далека от истины. То, что актуально, ярко и на поверхности автоматически массово используется ( и это во многом диагноз, к сожалению). А альтернативной яркости, пятен по другим направлениям как-то не густо. В бульоне. На поверхности. Авторы-то хорошие обнаруживают, в других слоях.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 17:55

цитата aznats

мне кажется, что мысль о некой обедненности нашего современного российского общего культурного бульона возможно и не так далека от истины.


Да нет, общий бульон как раз наваристый, аж ложка стоит. Вот с фантастикой да, с фантастикой хреновато. Ну, где-то пусто, где-то густо -- система-то динамическая. Это в порядке вещей -- если обратиться к истории мировой фантастики. В США к концу 1970-х ровно та же ситуация сложилась. Да и в середине 1950-х у них примерно то же было. Пройдет лет пять-десять -- мы нашу поляну не узнаем.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 18:18
Может, фантастика из другого котла кормится?

цитата vvladimirsky

В США к концу 1970-х ровно та же ситуация сложилась. Да и в середине 1950-х у них примерно то же было. Пройдет лет пять-десять -- мы нашу поляну не узнаем.

С удовольствие поверю вам на слово. :-)
 


Ссылка на сообщение24 марта 2014 г. 16:47

цитата aznats

Может, фантастика из другого котла кормится?


Маловероятно.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 19:21

цитата vvladimirsky

Ну, где-то пусто, где-то густо -- система-то динамическая. Это в порядке вещей -- если обратиться к истории мировой фантастики. В США к концу 1970-х ровно та же ситуация сложилась. Да и в середине 1950-х у них примерно то же было.

Советский анекдот конца 80-х годов:

цитата

Наш человек возвращается из поездки в ФРГ. Его спрашивают:
— Ну, как там?
— Капитализм, конечно, загнивает... Но, знаете, так хочется немножко погнить.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 22:05
Ну, сейчас у вас прекрасная возможность почувствовать себя американцем времен правления Никсона или англичанином при Тэтчер. Пользуйтесь. ;-)
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 22:35
Когда в разговоре упоминают о двух так называемых кризисах американской фантастики, да ещё сравнивают с теперешним положением в фантастике нашей, я всегда вспоминаю этот старый анекдот.
Как-то подсчитывал сколько классиков дебютировало в те заявленные кризисные периоды, да сколько моих любимых НФ рассказов написано в 1956-1965 годах... Точных цифр уже и не помню, но желание «немножко погнить» появляется.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 22:40
Сколько классиков дебютировало в 2010-х, мы узнаем лет через 30-50. 8-) «Моих любимых» НФ-рассказов в России за это десятилетие написано до дури. Уж точно больше, чем в США во время этих самых кризисов.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 22:44
И не поспоришь же.:-)))


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 17:52
Хотел было сделать 8-) мол, ты даёшь определение не столько литературе, сколько литературному сообществу. А потом понял: что имеем, то и определяем. Сообщество и сообщников мы частенько видим, а вот литературу...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 18:02
Литература -- тот продукт, который производит это сообщество. Во всем его, продукта, разнообразии.
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 18:26
В таком апсекте производство продукта нельзя рассматривать отдельно от потребления. Иначе получится «большой скачок» Мао. Собственно, уже получился.


⇑ Наверх