Британские ученые рассказали


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Miya_Mu» > Британские ученые рассказали, почему вокруг столько дураков
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Британские ученые рассказали, почему вокруг столько дураков

Статья написана 9 февраля 2014 г. 00:12

Давненько я не писала на заказ. Если сравнить с тем, что пишешь по собственному почину, получается быстрее, но и скучнее. В какой-то момент  стало так скучно, что поняла — не допишу. Сказала всем, что не буду стричь волосы и пить неразбавленное вино встану из-за компьютера,  пока не найду что-то принципиально новое по теме.

И нашла же! Вот принесла вам в клюве — радостью поделиться.

Тема была вообще про другое, но  по ходу дела пришлось смотреть, как меняется понятие разума  в разные эпохи.

Не я же одна недоумеваю, когда цивилизованные вроде бы люди вдруг превращаются в варваров?  И всем, конечно, интересно, как это происходит, и почему, и какой отсюда следует вывод. И когда они притворялись — сейчас или раньше, и притворялись ли, или деградировали.

Слушайте, интереснейшее дело оказалось — этика напрямую связана со способом мышления. Что, в свою очередь, связано с качеством личности — не само понятие этики, а ее развитие.

Короче, вот здесь такая табличка, вы на нее пока не смотрите, а сразу читайте дальше.

(UPD Табличку не я придумала, это из теории сознания, подраздел «спиральная динамика ценностей»)

  Таперича нам нужен пример, чтобы посмотреть, как это работает. А смотреть будем на текстах, — на литературном мы форуме или где?

Для примера я возьму  Лазарчука, ладно? Потому что хорошо помню его ПГЧ, а сейчас вот раскрыла «Иешуа» и с точки зрения компаративной лингвистики он простой и удобный.

Иешуа написан в схеме «расскажу историю». Пошел, ушел, увидел, сказал — глаголы прошедшей формы; четкая последовательность событий; однозначность событий плохой/хороший. И, разумеется, стереотипы.

Смотрим в таблицу, и видим, что  это относится к четвертому ряду, маркированному абсолютистским мышлением. То есть такой стиль мышления, при котором человек мыслит в дихотомии «хорошо или плохо».

цитата

Это— склонность группировать образы пережитого вокруг противо­положных полюсов, осмысление мира при помощи всего двух полярных категорий («все или ничего», «любовь — ненависть», «черное — белое», «плохой — хороший», «святой — грешный»); заданные модели в типичных, стереотипных ситуациях позволяют упростить, автоматизировать деятельность («Хорошо воспитанный мужчина пропускает даму вперед»

цитата

Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, подталкивают индивида к совершению поступков, не учитывающих реальных обстоятельств, и потому становятся для него проблемой.

Кроме линейности событий — текст очень, очень последовательный и линейный — дихотомическое мышление характерно стеореотипными метафорами.

В «Иешуа», скажем, есть фраза — на первых же страницах — «глаза цвета старого янтаря».

Я, как вы знаете, нежно люблю современную культуру и современное бескультурье. Меня приводят в восторг все оттенки палитры — но вот «глаза цвета древнего янтаря» мне особо запали, когда я знакомилась с графоманским слэшем; листая списки, не смогла пройти против такой умилительной девичьей безвкусицы. Было это давно, но столь богатый  оборот забыть сложно, нашла сейчас этот рассказ легко (посмотреть комментарии и аннотацию )

На словах человек с дихотомическим мышлением будет защищать относительность вещей или многобразия мира —это входит в стереотипы современной культуры — но его дискурс, сама манера речи вводит нас в поле  стандартов.

Здесь возникает интересный парадокс — с одной стороны, рассказанная история должна переписать библейскую с новыми акцентами, с другой стороны язык, — структура фраз и присутствие стандартных клише — соответствуют абсолютистскому дихотомическому мышлению.

Автор старается вывести относительность — вытянуть следующий уровень сложности мышления. Скажем, героиня говорит, как бы рассуждая — хорош ли был Ирод? Или так плох, как о нем говорят? Я не знаю,  — но даже если бы она говорила языком самой глубокой на сегодня модели мышления, соответствующей наступающей эпохе ситуация была внештатной со всех сторон и он проживал разные опыты, переходя от роли к роли»  — остальной текст сваливается на уровень «хорошо-плохо», «жизнь-смерть», «заточение в женском доме — возможность навещать сестру, сваливая читателя в этот же тип мышления.

За которым — смотрим всю ленту ценностей, четвертую линию, — стоит советская парадигма

Посмотрите еще раз на четвертую линию. И еще. Видите, да,  — советская идеология в полный рост? Видите, с чем она связана и откуда растут ноги? «Высшая власть регламентирует поведение».

А теперь посмотрим на шестую линию — внимательно посмотрим — видите, здесь прорыв, который у нас задавали АБС. Я сейчас помолчу, а вы еще туда посмотрите.

Если же вернуться к тому, что у Лазарчука хвалят — ПГМ там или Опоздавшие к лету — они соответсвуют пятой линии. То есть многообразный мир и мульти-мышление паралелльными возможностями у него тогда присутствовали. После советской дихотомии все мульти- было как глоток воды в пустыне (на Западе одновременно дорабатывался пятый и шестой уровень и вовсю уже разворачивался седьмой, а мы так и сидели жестко на четвертом); если бы человек развивался, он ушел бы вперед, с пятого на шестой хотя бы. Но афилляция, скажем, с фэндомом и «Присоединиться к сообществу для того, чтобы разделить развитие вместе с ним “ (что, как предполагается, ожидал БНС на своих семинарых) требует более сложного и тонкого мыслительного аппарата. Относительность как способ мышления подразумевает несерьезное отношение к самому себе и даже своим текстам, но весьма серьезное — к людям; ко всем людям; к этическим принципам и объединению.

Оказывается, чтобы соответсвовать этике АБС, гуманизму и прорыву, необходимо пройти с мульти-мышления на релятивисткую схему (что это и как выражено на письме не сейчас, ладно?) — вместо этого человек  не удерживается и на том уровне, где находился, а соскальзывает в мышление дихотомическое.

Вообще надо сказать, что дикий рынок многим навязал такую тоталитарную строгость «выгодно-невыгодно», «истино-ложно» вместе с целым хвостом клише.

И это еще не худший вариант.

Посмотрите, сколько открытий чудных дает связка «способ мышления — ценности»

Дозоры явно привязаны к четвертой шкале, нынешний Лукьяненко — слился на третью. Тут же не надо объяснять подробней, нет? Всем хорошо видно? Ну и довольно об этом (с)

Так можно просматривать вообще всех, но надо хорошо представлять, как работает каждый тип мышления, как он выражается на письме, какие надстройки содержит.

Множество молодых сейчас обосновались на седьмом уровне. Седьмой это вообще «панки в городе» и одновременно постмодерн. Хотя не только он.

На седьмом уровне пишет Пелевин. Когда вышли Чапаев и Поколение П, это был огромный прорыв мысли. Более того, лингвистически принадлежа к седьмому уровню, идеологически текст  переходит уже на восьмой (моменты перехода тоже целая история).  Литературно Пелевин не так одарен, как интеллектуально, поэтому  сверхидея восьмого звучит у него не так внятно, как седьмой,  который периодически соскальзывает на пятый. А не соскальзывал, не был бы так читаем, между прочим.

Вообще же на восьмом у нас пишет только, кажется, Жарковский.

То, что нынешний  Жарковский полностью принадлежит восьмому, видно в его новой книге (когда выйдет, не спрашиваем, ладно?). Хобо написан из восьмой — но бытийно еще находится на седьмом.

Более того, Герои написаны на шестом, хотя лингвистически уже проблескивает восьмым, а в бытийности еще иногда спускается на пятый.

Это гигантский прогресс для человека за такой, в общем, короткий отрезок времени — и в тоже время совершенно закономерный, физиологически необходимый процесс для любого, кто уже обладает способностью к дифференцированному   восприятию и мышлению.

Тут надо посмотреть, что это такое и как оно выражено на письме.

TBC





101
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:22
а не были бы вы столь любезны, чтобы перевести табличку полностью на русский язык?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:24
Не могу. Боюсь потерять нюансы. Может, Арьян любезно поможет, когда появится — я и сама бы хотела.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:28

цитата Miya_Mu

и с точки зрения компаративной лингвистики он простой и удобный.

С каким языком сравнивали? Где тут компаративистика?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:33
Совершенно случайно читаю сейчас как раз работы по компаративистике (вот прямо в данный момент). Вы немножко смешиваете две разные области — языковую и знаниевую.
Сравнительную же лингвистику в культурологии и теории сознания всегда использовали в анализе текста именно с точки зрения схем мышления.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:42
Компаративная лингвистика — это нечто более узкое, нежели компаративистика в целом. Тк что это вы «немножко путаете».
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:45
Я разве в тексте где-то говорила про компаративистику? Скажите где и поправлю.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:46
В приведенной мной цитате что конкретно имеете в виду? Уж простите мне мою недалекость.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:49
Ээээ....я правда не понимаю, о чем вы говорите. Почему вообще зашла речь о компаративистике в целом?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:50
Может быть, потому что вы о ней говорили? Вот тут:

цитата Miya_Mu

Для примера я возьму  Лазарчука, ладно? Потому что хорошо помню его ПГЧ, а сейчас вот раскрыла «Иешуа» и с точки зрения компаративной лингвистики он простой и удобный.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:55
И что? Или я устала и туплю, или мы говорим о разном или вообще не пойму что...давайте оставим, а?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:59
Ну уж нет. Я задала простой вопрос и хочу получить простой ответ: что имеется в виду в данном случае под компаративной лингвистикой, ибо никакого сравнения я так и не увидела.
А от ответа уйти в область «я не понимаю» — это очень простой способ. Создается впечатление, что термин употреблен для красного словца.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:10
Вы можете хотеть что угодно, разумеется.
Позвольте и мне иметь право на игнорирование ваших желаний.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:11
Ну конечно, игнорируйте, сколько влезет. Сказать-то, очевидно, нечего.
А, ну и как последний весомый аргумент в споре — можно еще всю ветку удалить, дабы не порочила ваше звание великого интеллектуала.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:27
Как тут не вспомнить комментарии к посту о Толкине, который «является родоначальником жанра фэнтези»... Жаль, на «Фантлабе» поста уже не отыскать, куда-то пропал.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:28
А вас очень не хватало как раз с вашим искрометным остроумием. Вы так всегда в тему остроумите.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:29
Обращайтесь, не стесняясь.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:30
О, ну конечно, господин великий писатель ^_^, куда уж мне без вас.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:39
Вот даже как? Мда.
Создал образы эльфов, значит. Опять дихотомическое мышление? Что-то много его представителей, тебе не кажется?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:40
ИМХО, всего лишь обычное невежество.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:38
Повесть «Зеркала» Лазарчука кстати про 6-й уровень.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:47
«Про» или «средствами» шестого уровня? Вот что интересно.
Симулировать оргазм мышление мы все умеем))
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 00:59
«Про шестой».
Как понять что вербальные средства пятого или третьего или седьмого уровня я не знаю, может только первый от последующих отличу.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:17
Так про модели мышления же речь и про их выражения на письме. На русском, кстати, ничего не нашла про это — хотя на семинарах было основной темой, но вся профессура тогда читала английские или французские источники.
Опять вы меня толкаете на исследования вбок от основной работы :-) Я-то что, только благодарна.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:25
Можно предположить и предположение кажется не лишенным основания — чем сложнее язык и чем больше в нем специальных терминов тем более сложный мир он описывает потому что междометиями и мычанием только телегу починить можно (но не сделать, кстати). Тогда подкрадывается вопрос: как люди предыдущего уровня вообще смогут понять язык (языки) следующих уровней? Лексическое удушье, как у Ионна Богослова в ОЗ у АБС.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 01:30
Ну конечно же!
И не только лексическое, но и онтологическое, и этическое, и смысловое...вообще многое становится на свои места.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 02:07
(подумав): на самом же деле не совсем так. Вот у Кинга дифференцированное мышление и это отражено в языке. То есть о простом он пишет просто, а о сложном — сложно; возникают целые пласты смыслов, верхние из которых понятны любому.
Нет, ну какая же богатая тема, одно удовольствие.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 10:09
«Дом, в котором» Петросян написан на седьмом, а сама табличка составлена по принципам пятого. Вообще занятно судить восьмой уровень, руководствуясь куда более простыми догматами. Вот это рекурсия!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 10:22
«Дом», я бы сказала, написан на восьмом. Табличка на пятом, согласна — более того, думаю, все научные работы для простоты сводятся к такому виду.
А вот догматов не вижу, обычная схема. Что, по-вашему, на восьмом нельзя со схемами работать?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:53
Не-не-не, на восьмом со схемами работать можно. Но кто сказал, что они должны быть написаны на языке пятого? Понять — значит, упростить? Выходит, мозг современного сапиенса работает максимум на пятом, по факту?
А что до «Дома»... Додома — это столица Танзании. :-)))
Ну, сударыня, пардон, ваши же слова:

цитата Miya_Mu

Вообще же на восьмом у нас пишет только, кажется, Жарковский.
И я-то, грешный, покорно согласнулся съимя.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:03

цитата etoneyava

А что до «Дома»

Единственная вещь у Петросян, как-то у меня язык не поворачивается сказать «пишет». Я бы только рада была.

Схемы — вот тут чистое имхо — строятся на пятом уровне из-за его приспособленности под популяризацию науки.
Мандалы и янтры, те же схемы, по сути, делаются на восьмом, кмк. Табличка все-таки достаточно условная.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:28
Эк вы ловко на янтры-то! Предположу, однако. что мандалы по другому принципу изготавливаются. Это ребятка со второго уровня, законсервированные в сравнительно безопасном мирке (долина Тхабонг, isn''t it?) умствуют восьмиуровневообразно.
Популяризация науки. Это как пшат в каббале. Чтоб не обвиняли-с (с).
А что до Мариам, то да. После такого можно и не писать уже. Камень никто не кинет.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 22:25
Прошу прощения, что не ответила сразу. Вот если оставить мандалы за скобками, Древо сфирот можно читать хоть на втором уровне, хоть на шестом, хоть на каком-нибудь двенадцатом, наверное. Что наводит на всякие разные мысли; в частности, и о янтрах и вообще о системах знания до-кшатриевой эпохи, нес па?
Пойду погуглю, что такое этот ваш пшат.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 10:44
Забавно. Откуда таблица, не уточните? Из какого источника?

Первые четыре уровня в графе «условия жизни» очевидно привязаны к четырем этапам социальной эволюции племени злых бесхвостых обезьян. А с пятого по восьмой -- разные интерпретации одной и той же социокультурной ситуации. Каким образом тезис «мир это естественный и органичный хаос» противоречит, например, тезису «мир полон эффективных альтернатив и возможностей» я не вижу.

И про вербальные средства хотелось бы почитать, да.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:01
Клер Грейвз такой, психолог, занимался теорией сознания и эволюции социальных систем.
Таблица отсюда http://www.clarewgraves.com/home.... и частично из какой-то переведенной работы (соединила куски по теме), если очень нужно, отыщу заново.
Недостаток теории в том, что она представляет развитие западной цивилизации, — с другой стороны, ее можно прогибать и достраивать под обстоятельства.

Вот насчет первых уровней не согласна — и третий и четвертый вполне есть и в нашей реальности. Кому как повезет.

Про вербальные средства мне самой хотелось бы почитать, но всюду небольшими кусками, надо их выуживать из разных мест. Основной источник — когнитивные теории, когнитивная всякая динамика, когнитивная лингвистика, конечно же.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:08
Спасибо, почитаем!

цитата Miya_Mu

и третий и четвертый вполне есть и в нашей реальности.


По моим наблюдениям, в нашей реальности есть все. Начиная с первого. Реальность шире и разнообразнее любых схем.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:07
Кстати да, седьмой и пятый — то, что вы говорите о непртиворечивости — у Грейвза описываются как схожие, но разные уровни.
Восьмой, в некотором роде, повторяет шаманский мир. Теория потому и называется «спиральная динамика». Честно говоря, я недавно наткнулась и пока лихорадочно листаю все подряд, — а вот углубиться вряд ли смогу в ближайшее время.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:10

цитата Miya_Mu

Кстати да, седьмой и пятый — то, что вы говорите о непртиворечивости — у Грейвза описываются как схожие, но разные уровни.


Сильно сомневаюсь, что существуют люди, у которых эти «уровни мышления» можно диагностировать в чистой форме. 8-)
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:15
Ну, чистый восьмой я видела — и просто преклоняюсь перед ними, но это всегда очень немолодые ученые.
А так конечно смешано все. Я вон периодически себя в первой ощущаю, особенно на кухне. :-D
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:23
В любом мегаполисе есть целые субкультуры, которые большее часть времени живут, если верить этой таблице, на первом уровне. :-(
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:30
Ну, я-то имела в виду, что на кухне у меня отключается интеллект и начинается сплошная медитация и благость. Вы же явно про что-то другое. Узковата табличка, да.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 11:57
Вот-вот, это как раз иллюстрация ущербности написания данной таблы на пятом уровне.
Впрочем, думается, графически и двумерно задача неразрешима на более высоком уровне.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:06
В табличном виде неразрешима, и то скорее вопрос выбора представления. А то знаете, майндмэп вполне себе могут в двумерном пространстве отобразить и более сложные представления и их всязи.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:33
Эк Вы куда: майндмэп! Это уже не табличка, это вариант профанации. Полная попса. Представления и связи? Скорее, представление о связи.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:06
Именно так — с позиций системного подхода седьмого уровня надо расписывать уже на разных досках. Хотела сказать выше, но поленилась, — а вы уже сформулировали, за что отдельное мерси.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:34
Мерси за мерси!:-D
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:55
не совсем. 3+5=капитализм, 4+6=социализм, ну и более ранние там тоже плюсуются )


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:03
Я не могу представить систему отчёта, в которой данные множества образуют иерархию. Кмк, понятие «уровни» подразумевает иерархию, так вот, на мой взгляд, её тут, строго говоря, нет. Более того, по-моему часть множеств вполне может пересекаться, при этом не являясь смежными, то есть ну не иерархия уровней это, и всё тут, в табличке отображена некая система отношений между мировоззрениями (хотя описаны даже не мировозрения — насколько я понимаю, первичны установки), больше похожая на набросок.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:08
Почему же, усложнение способа мышления вполне себе иерархично. А вот то, что пересекаться могут несмежные поля — вполне себе да, на то и спираль, а не пирамида.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:12
Эти способы мышления, пмсм, и цепочки-то непрерывной не образуют, даже в первых четырёх случаях. Я, наверное, просто гляжу неправильно.
Upd.: действительно, неправильно. С моей точки зрения, вторая колонка даёт вполне чёткую, логичную иерархическую последовательность. С той поправкой, что я для себя заменил определение «автоматический» на «рефлекторный». Впрочем, я где-то читал, что понятие рефлекса пришлось сильно пересмотреть, так что, возможно, это оно и есть, ревизированное, ткскать
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:25
А зачем им образовывать непрерывную цепочку, достаточно, что они усиливаются по критерию когнитивности.
Ты знаешь что, возьми сам посчитай тех, кого хорошо знаешь — горизонтальные линии отлично выверены и работают.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:41
Гы. Забавная статья про дифференцированное мышление.

Забавно то, что сама статья написана в рамках, если обратиться к таблице, мышления абсолютистского. Двоичная категоризация, противопоставление «Россия-Европа» и прочие родимые пятна детектед.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:48
Ага, я ее видела. Забавная, но тенденциозная слегка.
Вы забейте лучше по-английски differential mind, для быстрого представления. На русском были прекрасные работы, но читала их давно и не помню авторов, а на поверхности они не лежат.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:44
Вообще-то АБС писали и на 8-м, например, «Малыш» и «Улитка на склоне». Только 8-й очень эффективно перекрывается со 2-м.

«Панки в городе» крайне плохо сочетается с «Accepting». Ну и т.д.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 22:21
Вопрос, конечно, интересный. О АБС просили написать отдельно, люди хотят обсудить подробности. 7-ую тоже надо расписывать и обсуждать. Можно, конечно, сейчас, но лучше отдельным постом.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 22:28
ну че, почитаю )
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 22:29
))


⇑ Наверх