Редко встретишь в исторической науке, а уж тем паче – в востоковедении, хорошо написанную научно-популярную книгу, причём не просто в форме баек, как это свойственно многим публицистам, а с подачей конкретного ознакомительного материала. В России таких вещей весьма немного. И неудивительно, что старая книга американского ираниста Ричарда Нельсона Фрая «Наследие Ирана» (1963) десять лет назад была переиздана– ведь работа получилась, прямо сказать, весьма недурная. Благодаря труду нашего института востоковедения – а он, нужно сказать, один из лучших – эта книга была переиздана в серии «Культура народов Востока», спасибо стараниям её председателя, турколога Ю. Петросяна. Конечно, не стоит надеется увидеть здесь всю историю Ирана – если вы хотите прочитать о периоде власти шиитов или изучить основные черты исмаилизма – увы, книга – не для вас. Фрай ограничил своё повествование тем периодом, который считает наиболее важным в генезисе культуры и цивилизации этой страны – от VII в. д. н. э. до VII века, соответственно, нашей эры. Автор много лет уже проводит в науке мысль о глубокой преемственности в системе древних культур, из которых, по его мнению, сложилась уникальная цивилизация современного Ирана, и ислам в системе его взглядов занимает вовсе не ведущее место.
Вообще, Ричард Нельсон Фрай (р. 1920) – человек преинтереснейший, он меня искренне заинтересовал. На западе он широко известный иранист, причём достаточно авторитетный. Если глянуть на его биографию, то становится ясно, что человек этот чрезвычайно увлекающийся, ведь он не стал сидеть на жирной должности научного работника в Гарвардском университете – он активно ездил по миру, преподавал не только в США, где является, кстати, основателем нескольких профильных кафедр, но и в Европе. В самом Иране он успел возглавить Институт Азии при Ширазском университете, который покинул буквально за несколько лет до Революции, а после распада СССР работал в странах Средней Азии. Там он пару лет преподавал в Душанбе, а потом, при участии ЮНЕСКО, основал в Самарканде международный институт центральноазиатских исследований.
Так что старик весьма и весьма активен, по крайней мере – до середины прошлого десятилетия. Если говорить об области его интересов, то она вся видна в интересующей нас книге – это древняя и раннесредневековая история Ирана, Средней Азии, Афганистана и Пакистана, прежде в сфере культуры, социологии, политики. Особенно поражает факт, что Фрай активно работал с советскими учёными-иранистами и специалистами по среднеазиатской археологии. Я даже допускаю факт, что он знает русский язык, поскольку в интересующей нас книге встречается множество ссылок на советские издания. Упоминания И. М. Дьяконова (1915-1999) в англоязычных книгах уже не удивляют, но речь идёт о периодических изданиях, никогда не переводившихся! Статьи иранистов А. Г. Периханян и М. И Ростовцева, археологов С. П. Толстова и Б. Б. Пиотровского на русском языке достаточно часто встречаются в ссылках, и это даёт нам право снять шляпу перед Фраем, ведь нужно быть настоящим специалистом, чтобы читать литературу на всех ведущих языках мира.
На что же стоит обратить особое внимание? Фрай уделяет много места именно складыванию общественных и государственных структур, это касается, естественно, Мидии, в большей степени – Ахеменидской державе, в меньшей – Селевкидской, Аршакидской и Сасанидской, и кратко отмечает, какие перемены произошли в связи с мусульманским завоеванием. Он не собирается ограничиваться только территорией современного Ирана – в «культурный оборот» этой цивилизации, как считает Фрай, входит и Средняя Азия, и даже современные Пакистан и Афганистан, на которые распространялась власть персидской администрации – в разное время, конечно. Это позволило автору кратко обрисовать и малоизвестные сюжеты, такие как история Греко-Бактрийского царства, и рассказать о событиях в долине Инда и горах Гиндукуша.
По востоковедческой традиции, ясно дело, всё начинается с описания географической среды, в которой происходят описанные события, однако очень быстро автор переключается на проблему арийского расселения (с этого он и начинает историю Ирана), продолжая рассказ о сменяющихся государствах на территории страны. Помимо политики, социологии и экономики этих обществ, Фрай уделяет много места и культуре, повествуя о Зороастре и его последователях, о том, как приживались чуждые, по сути, семитские и греческие элементы, и – как апофеоз, синкретизму ислама и традиционных культур в более позднее время.
Само собой, возникает множество вопросов, как и ко всякой работе общего плана. Уж не знаю, что повлияло на Фрая – сотрудничество с советскими востоковедами, или учёба в Принстоне, но он употребляет типично марксистскую (вернее сказать, ту, которая таковой считается) терминологию, называя Ахеменидскую державу государством с «рабовладельческим строем», а Сасанидскую обвиняет в преобладании «феодального уклада», тогда как Парфия является промежутком между ними. По меньшей мере это кажется странным, ведь автор не поясняет употребление терминологии. В полном соответствии с «азиатским способом производства», он находит там верховную собственность царя на землю, несмотря на то, что даже советские востоковеды этот тезис в отношении Ирана опровергали.
Конечно, это, в общем-то, мелочи. Профессиональные востоковеды, насколько мне известно, находят в этой книге целый ворох чрезмерно смелых, а порой – прямо не совпадающих с материалом гипотез. Но не будем лишний раз цепляться «Наследие Ирана» — прежде всего научно-популярная книга, она призвана познакомить читателя со спецификой древней Иранской цивилизации, заложить в него базу знаний. Фраю удалось главное – совместить увлекательный, ненапряжный стиль повествования, и при этом не скатить в травление баек. Историк подробно расписывает известные источники, размышляет над ними, предлагая то или иное толкование. Но книга слишком маленькая, чтобы охватить весь богатый материал той гигантской эпохи, о которой пишет Фрай.
Кому рекомендовать книгу? И тем, кто хочет познакомиться с культурой в первый раз, и матёрым спецам. Каждый найдёт в этой книге немало полезной информации, а как справочник для неофита – она просто бесценна. Категорически рекомендую.