По традиции, подведу некоторые итоги уходящего года. Так сказать, персональные. Отчитаюсь в творческих успехах (личные успехи тоже были, но об этом как-нибудь в другой раз и в другом месте). Итак, что я сделал за 2013 год?
1. Выпустил сборник статей, эссе и интервью «Драконы и звездолеты» (спасибо Сергею Соболеву!);
2. Поучаствовал в организации литературного семинара «Малеевка-Интерпресскон», конвента «Интерпресскон», «Петербургской фантастической ассамблеи» и фестиваля «Зиланткон»;
3. Совместно с Сергеем Шикаревым запустил литературную премию «Новые горизонты» -- новости о втором сезоне, надеюсь, будут уже к концу января;
4. Поучаствовал в проведении очередного конкурса «Фанткритик» на базе Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской;
5. Составил четыре сборника, три из них совместно с Виктором Точиновым. Один сборник, «Конец света с вариациями», успел выйти, об остальных доложу позже.
6. Написал несколько предисловий -- в основном к малотиражным изданиям: сборнику публицистики Марии Галиной, прозы Кусчуя Непомы и пр.
7. Написал около 70 колонок, статей и рецензий для «Мира фантастики» и десяток для «Книжного обозрения». Плюс еще десятка полтора опубликовано под разными псевдонимами.
Ну и много писал для прессы, оффлайновой и онлайновой. Составил вот списочек опубликованных за год материалов, бесплатно и легально доступных в этих ваших интернетах.
Да, предупреждая нескромные вопросы: всего написал где-то 15-20 авторских листов, заработал около 360-400 тыс. рублей. Пираты не мешали. Если бы сидел в офисе, заработал бы вдвое больше. Но за все приходится платить... Зато прочитал около 200 книжек, из них треть того заслуживает. Недостатка в качественном чтении не испытываю.
Чего и вам желаю в наступающем году!
Онлайн-журнал «Питерbook»:
— Последний день Дэев. (Рецензия на роман Гиллиан Флинн «Темные тайны»);
— Как рассказывать истории. (Рецензия на книгу Роберта Макки «История на миллион долларов»);
— Русская литература не для всех. (Рецензия на трехтомник Игоря Сухих «Русская литература для всех»);
— Мифотворцы и мифоборец. (О книге Антона Первушина «10 мифов о советской фантастике»);
— Пружинный век. (Рецензия на роман Паоло Бачигалупи «Заводная»);
— Без ворона никуда. (Рецензия на роман Кристофера Мура «Дурак»);
— Норвежский нуар. (Рецензия на роман Ю Несбё «Призрак»);
— На тайной службе Его Величества. (Рецензия на роман Марка Ходдера «Загадочное дело Джека Попрыгунчика»);
— Русский нарратив. (Рецензия на роман Антона Понизовского «Обращение в слух»);
— Движение вдоль оси. (Рецензия на роман Роберта Уилсона «Ось»);
— Повод для зависти. (Рецензия на сборник Владимира Аренева «Мастер дороги»);
— Байки и фантазии. (Рецензия на книгу Андрея Балабухи «Триптих времени»);
— Эстетика бунта и пафос агитплаката. (Рецензия на графическую новеллу Фрэнка Миллера «Круто сваренный»);
— Сироты небесные. (Рецензия на роман Вернора Винджа «Дети неба»);
— Прощай, тело! (Рецензия на роман Макса Барри «Человек-машина»);
— Что такое эскапизм и как с ним бороться. (Рецензия на антологию «Путь волшебника»);
— Восточная притча. (Рецензия на роман Ксении Медведич «Ястреб халифа»);
— Том Маккарти и тайна манипуляции читателем. (Рецензия на книгу Тома Маккарти «Тинтин и тайна литературы»);
— Шизофрения, как и было сказано, или Юрий Деточкин и бесы. (Рецензия на роман Грэма Джойса «Как подружиться с демонами»);
— Кулёк изюма. (Рецензия на двухтомник Виктора Шендеровича «Изюм из булки»);
— После конца. (Рецензия на роман Яны Дубинянской «Пансионат»);
— Пять казней космических. (Рецензия на роман Рика Янси «5-я волна»);
— Дело о Ктулху, двойниках, призраках и пришельцах. (Рецензия на антологию «Невероятные расследования Шерлока Холмса»);
— Бэтмен: Антинуар. (Рецензия на графический роман Джозефа Лоэба «Бэтмен: Тихо!»);
— Ависа в Стране Чудес. (Рецензия на роман Чайны Мьевиля «Посольский город»);
— Матрёшки Владимира Сорокина. (Рецензия на роман Владимира Сорокина «Террулия»).
Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:
— Максим Хорсун: «Мои книги эклектичны»;
— Кирилл Бенедиктов: «Ничего личного, детка, просто бизнес»;
— Даниэль Клугер: «Сегодня читатель имеет свободу выбора»;
— Василий Щепетнёв: «Жанр фантастики требует от читателя хотя бы четырех классов за душой»;
— Владимир Березин: «Виртуальных заключенных никто не неволит»;
— Михаил Катюричев: «Три человека из сотни увидели в книге какую-то мысль!»;
— Константин Арбенин: «Прогрессоров у нас было много»;
— Евгений Филенко: «Понятие «художественный вкус» стало смешным анахронизмом»;
— Михаил Успенский: «Чувство юмора у меня какое-то неправильное»;
— Андрей Степанов: «Граница между филологией и собственно литературой практически стёрта»;
— Владимир Г.Васильев: «Мэйнстрим – это словечко от лукавого»;
— Александр Бирюков: «Пишется – пишу, не пишется – не страшно»;
— Ина Голдин: «Человек с «пультовым сознанием» должен любить «короткую форму»;
— Владимир Покровский: «Что такое турбореализм я не знаю, да и не очень интересуюсь»;
— Майк Гелприн: «Брошу писать, когда издам сборник рассказов»;
— Роман Шмараков: «Фантастике следовало бы иметь общую шкалу ценностей с остальной литературой»;
— Анна Семироль: «Как можно раскручивать то, чего нет?»;
— Андрей Мартьянов: «Издателю подавай попаданца Васю…»;
— Андрей Жвалевский: «Не Глуховский, но на пути к нему…»;
— Сергей Шикарев: «Открывается новое окно возможностей»;
— Нина Цюрупа: «Ни звезд, ни бестселлеров на небе отечественной фантастики нет».
Видео на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:
— Сергей Носов: На пути к леднику;
— Андрей Столяров: О неизбежности революции и астигматизме властей;
— Наталия Соколовская: О потерянной памяти;
— Дмитрий Вересов: Как подготовить сценарную заявку. Доклад на конвенте «Интерпресскон-2013»;
— «Фанткритик-2013»: Репортаж с церемонии вручения. Номинация «Статья»;
— «АБС-премия 2013». Репортаж с церемонии вручения;
— Александр Белаш: Тень забытого пророка. Доклад на фестивале «Зиланткон-2013»;
— Дмитрий Скирюк: Телесериал «Lost» как настольная игра. Доклад на фестивале «Зиланткон-2013»;
Газета «Санкт-Петербургские Ведомости»:
— У кого что болит… (Рецензия на книгу Михаила Веллера «Друзья и звезды»);
— Пришел, чтобы остаться. (К 80-летию писателя Ильи Штемлера);
— Конструктивный абсурд. (Рецензия на сборник Сергея Носова «Полтора кролика»);
— «Магический реализм» с оклахомским акцентом. (Рецензия на роман Майкла Лукаса «Стамбульский оракул»);
— Литература для всех. (Рецензия на трехтомник Игоря Сухих «Русская литература для всех» и книгу Дмитрия Быкова «Советская литература. Краткий курс»);
— Хромая судьба. (К 80-летию писателя Бориса Стругацкого. Рецензия на книги «Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1972-1977» и «Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1978-1984»);
— Ритуал. (Рецензия на сборник Марии Галиной «Куриный бог»);
— Евенгелие от Беляева. (Рецензия на биографическую книгу Зеева Бар-Селлы «Александр Беляев»);
— Невероятное, невозможное, небывалое. (Репортаж с вручения «АБС-премии» 2013 года);
— «Достоевщина» Стивена Кинга. (Рецензия на роман Стивена Кинга «11/22/63»);
— Воображаемый кошмар. (Рецензия на роман Мэтью Грина «Воспоминания воображаемого друга»);
— На ярмарке коррупции. (Рецензия на роман Дэвида Лисса «Ярмарка коррупции»);
— Откровения профессионального читателя. (Рецензия на книгу Умберто Эко «Откровения молодого романиста»);
— Ассамблея, двадцать первый век. (Подготовлено совместно с Еленой Улановой. Интервью участников «Петербургской фантастической ассамблеи» 2013 года);
— Без розовых очков. (Рецензия на роман Говарда Джейкобсона «Время зверинца»);
— Психоделический нуар. (Рецензия на роман Томаса Пинчона «Внутренний порок»);
— Non/fiction 2013. Штучная работа. (Репортаж с книжной ярмарки «non/fiction»);
— Девочка, с которой ничего не случится. (Рецензия на роман Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»).
Проект «Weekend» РИА «Новости»:
— Амьенский мечтатель, или Пять жанров, которые изобрел Жюль Верн;
— Пять способов взорвать читателю мозг. К 65-летию Уильяма Гибсона;
— Так говорил Боконон, или Пять ложных истин Курта Воннегута;
— Стругацкие: обязательно к прочтению. К 80-летию Бориса Стругацкого;
— Мифологемы Терри Пратчетта. К 65-летию Терри Пратчетта;
— Пять «машин судного дня», придуманных Яном Флемингом;
— 5 сказочных сюжетов, взятых взаймы Анджеем Сапковским;
— Джордж Оруэлл и 5 главных антиутопий XX века;
— Чудовища и страхи Джона Уиндема. К 110-летию со дня рождения;
— Пять путешествий Роберта Шекли;
— Йен Макдональд: конкуренция с кино – толчок для развития фэнтези. Интервью;
— Джордж Мартин: не только «Игра престолов»;
— «Сатанинские стихи» и другие апокрифы. К 25-летию со дня выхода «Сатанинских стихов»;
— Марс в научной фантастике: правда и вымысел;
— Владимир Обручев и пять экспедиций в царство Плутона;
— Диагноз – супергерой: 5 романов Алана Мура;