И здесь, на «ФантЛабе», и в личных беседах часто приходится читать и слышать: почему издательства то, почему книготорговцы сё? Почему не работают с нишевой литературой? Почему начинают и тут же бросают серии? Почему не проводят маркетинговые исследования? Почему не занимаются продвижением? Почему книги выходят в переводе фляков и без корректуры, со значком «#» вместо буквы «ё»? Почему объявляют нерентабельными серии и закрывают целые направления, которые у конкурентов пользуются повышенным спросом? Зачем выпускают журнал, который сотрудники вынуждены скупать, накопив бонусы, чтоб сделать начальству приятное, а потом нести на ближайшую помойку? Почему на приглашение иностранных писателей тратят в три раза больше денег, чем Петербургская фантастическая ассамблея с оргкомитетом четыре с половиной человека? Почему не пролонгируют права на бестселлеры, а книги авторов, продающихся посредственно, печатают гигантскими тиражами – а потом вешают долги на собственные книготорговые сети? Почему КПД крупнейшего российского издательства в разы ниже, чем у какой-нибудь «Поляндрии» или «Комильфо» со штатом в 10-15 человек, включая уборщицу?..
На каждый из этих вопросов, конечно, можно дать развернутый, обстоятельный ответ. Чем и занимаются некоторые лаборанты с упорством, достойным лучшего применения. Но если суммировать ответы, получается примерно следующее: весь этот очевидный бардак процветает просто потому, что у издателей&книготоговцев и так все зашибись! Да, финансовые потери есть, но несущественные: их легко компенсировать за счет другого бизнеса. Сети успешно реализуют плановый объем продукции. Сотрудники исправно получают зарплаты. Авторы, редакторы, корректоры и переводчики – гонорары. Топ-менеджеры – процент с прибыли. Чего еще для счастья надо?..
Ни один редактор, сотрудник пиар-службы, управляющий магазином не в состоянии изменить систему в одиночку. Можно один раз выпустить отличную книгу, другой, третий – или, скажем, добиться, чтобы в твоем магазине эта книга продавалась влёт... Но если никому кроме конкретного исполнителя это не нужно, со временем он прекращает рвать анус на андреевский флаг и учится жить по законам общежития. То есть косить и забивать, не лезть поперек батьки в пекло со своим энтузиазмом, ибо плетью обуха не перешибешь.
Чтобы переломить ситуацию, надо перетряхнуть всю систему сверху донизу, разогнать 4/5 сотрудников, от топов до последнего кладовщика, а остальным дать возможность принимать решения и впахивать вдосталь – но это для крупной структуры нерентабельно. Ей, крупной структуре, не нужна лояльность клиентов, не нужен профессиональный рост сотрудников, не нужны новые маркетинговые стратегии: ее и так неплохо кормят. «Не чини то, что не ломалось». И пока не сломается – никаких подвижек не будет. К счастью, в ближайшие годы серьезные поломки нашему книжному бизнесу не грозят.