И еще прекрасное из ЖЖ, от Никиты Аверина. Без комментариев.
цитата
Я люблю читать профессиональные форумы работников книготорговли. Там можно узнать об основных тенденциях в продажах, о новых маркетинговых стратегиях, да и вообще много чего полезного. А сегодня наткнулся на такой «крик души» о серии «Вселенная Метро 2033». Как мнение человека со стороны, обладающего определенным инсайдерской информацией, весьма интересно. Публикую с разрешения автора:Кирилл (Буквоед):
«Дно уже достигнуто, или снизу ещё постучат?
Я работаю в отделе продаж крупной книготорговой сети уже шестой год, но ни разу ещё не видел столь странной маркетинговой политики. Серия «Вселенная Метро 2033» была одним из самых успешных литературных проектов в отечественной фантастике за последние четыре года, принося свежие нотки во всеобщем унынии серий с точками. И я искренни любил эту серию. Глуховский подарил читателям постапокалипсиса действительно интересный проект, книги которого можно смело рекомендовать всем любителям фантастики. Но за последний год, стоило Дмитрию отойти в сторону и передать штурвал управления в руки работников издательства АСТ, все прежние достижения пошли прахом.
«Слепцы» Дмитрия Ермакова, крайняя книга в серии, опубликована тиражом в 12 500 экземпляров. Для сравнения, это стандартный тираж книги серии STALKER. Кто-то скажет – неплохой тираж, по нынешним временам. Возможно. Я не стану приводить в пример первую книгу в серии ВМ2033, «Путевые знаки» Березина, разошедшуюся общим тиражом свыше 100 000 экземпляров. Среди фанатов серии принято ругать Березина, но у обычных любителей фантастики эта книга вызывает восторг. Кстати, на данный момент она занимает второе место, после книг Глуховского, по количеству проданных экземпляров.
( Collapse )
Но, простите, я отвлекся от темы.
Так вот, что мы имеем на данный момент? Тиражи «ВМ2033» упали почти в десять раз. В то время, как тиражи серий с точками ужались всего в три раза. Но, если сталкеры сжимались постепенно, то ВМ сильно рухнула в продажах именно в 2013 году. Как же так? Метро, которое удачно выделялось на общем фоне, вдруг утратило свое лидерство? Причины, как мне кажется, в следующем:
«Заложники слова»
Дмитрий Глуховский, начиная серию, пообещал, что публиковаться в ней будут именно новички и дебютанты литературного ремесла. И если поначалу он лично контролировал и отбирал действительно отличных дебютантов (Дьякова, Цормудяна, Вардунаса, Гребенщикова), то с уходом Глуховского от руководства процессом начался сущий дурдом. В серии стали публиковать откровенно графоманские тексты (Баранова/Бенев, Шевцова, Ермаков), в которых четко прослеживается твердая рука редактора серии Вячеслава Бакулина. Лучше бы Вячеслав сам написал роман в серию (как писатель он тоже весьма хорош), чем пытался вытащить хоть на какой-нибудь уровень эти слабые детские поделки. Лучше отказаться от обещания Глуховского и приглашать для написания романов в серию профессиональных писателей, нежели корчится в агонии и публиковать на бумаге этот треш.
Правда, отдельно в этой истории стоит дебютант Шабалов, который пишет треш, но делает это грамотно. Его романы схожи с творчеством таких писателей как Силлов, Вольнов, Манасыпов, выставной и т.д. Суровые сталкеры, куча оружия, типовой сюжет, море крови. Школьники рады. Но, ВМ2033 мы полюбили как раз за отсутствие этих набивших оскомину штампов и за действительно качественную фантастику («Питер» Врочека, «Север» Буторина, «Путевые знаки» Березина, «Ледяной плен» Вардунаса и т.д.).
«Престиж»
Хорошо, когда серия становится не только межавторской, но и международной. Но, зачем привлекать к этому слабых авторов со слабыми текстами? Для галочки. Из всех иностранных авторов серии, достойно показал себя лишь один – Туллио Аваледо. Провальная «Британия» Гранта Макмастера, трехлетний долгострой «Гавана» от Хосе Мегеля и откровенная халтура от украинцев Черных и Леженда того не стоят. Они лишь отпугивают читателей от серии «ВМ2033», нежели пополняют их ряды все новыми и новыми восторженными фанатами.
«Продолжения/трилогии»
В серии «ВМ2033» сложилась традиция, что один автор пишет трилогии (иногда являющиеся прямыми продолжениями друг друга, а иногда лишь слабо пересекающиеся между собой событиями или второстепенными персонажами). Традиция эта сформировалась в результате успешной трилогии Дьякова. И это, пожалуй, единственный удачный пример. Писатель Антонов, обрадованный этим обстоятельством, накатал откровенную халтуру в продолжениях трилогии о Томском (не говоря уже об откровенном треше под названием «Рублевка»). Хорошо начавший в романе «Север» Андрей Буторин наклепал два следующих романа явно из-за денег.
Есть феномен, который так и вовсе объединил в себе все три вышеупомянутых пункта. Речь о так называемой «первой леди Вселенной Метро» Анне Калинкиной. Дебютировала как писатель в рамках серии «ВМ», первый роман позиционировался как ПЕРВЫЙ роман в серии, написанный женщиной. И уже опубликовала три романа, обещает ещё три. И издательство буквально вынужденно публиковать эти посредственные книги, нераспроданные тиражи которых захламляют складские помещения и ежемесячно попадают в списки возврата товара.
Возникает один вопрос: зачем?
Зачем губить такую великолепную серию, выпуская вместо хороших книг такой гумус? Да, часть этого раскупят фанаты, которым неважно качество продукта, главное, чтобы на обложке значилось «Вселенная Метро 2033 проект Дмитрия Глуховского». Но неужели издательство само не видит, что ещё шесть-семь месяцев, и серию можно будет закрывать за нерентабельностью. Неужели им самим не хочется зарабатывать денег, продолжая линию заданную Глуховским и
В итоге, те читатели, которые любили серию «ВМ2033» за хорошие и добротные фантастические романы оказались за бортом. Они просто не нужны серии в том виде, в котором она существует сейчас. «Метро» делают для трех тысяч оголтелых фанатов, которые купят даже книгу с пустыми страницами. И это грустно.
Хочется верить, что издательство АСТ одумается и возьмет прежний курс при подборе романов для серии. Если о публикует продолжения, то написанные Врочеком, Мельниковым, Цормудяном, Авериным, Дьяковым, Вардунасом, Аваледо, Березеным, Кузнецовым, Гребещиковым. Если будут дебютанты, то настоящие таланты, а не суррогат, подобранный на портале/ на околопрезентовочной тусовке/ в группе вконтакте.
Не нужно затыкать пробоины в серии «ВМ2033». Нужно создавать качественный товар, как это было при Глуховском.
Нужно расширять географию, ломать шаблоны.
Лично у меня забрезжила надежда на возрождение серии в её былой славе, когда я прочел романы Зайцева («Санитары»), Мельникова («Из глубин») и Аверина («Крым»).
Отличный подход, начатый ещё Буториным (Север), Вардунасом (Ледяной Плен), Аваледо (Корни Небес) и Дьяковым (За горизонт), когда герои выходят из глубин на поверхность и путешествуют по миру Метро 2033. Серия действительно становилась глобальной, начинала соответствовать понятию «Вселенная»!
Когда услышал новости о том, что готовятся к выходу романы Врочека (Убер и все-все-все), Аваледо (Крестовый поход детей), Вардунаса (Последний поход) – я ликовал!
А затем, я заглянул в список грядущих публикаций и ужаснулся...
Издательство явно всё ведет к тому, чтобы отпугнуть от серии большинство читателей и загнать «ВМ2033» в виртуальный гроб.
Но, я надеюсь, что до того, как достигнуть дна, в этой серии ещё успеют опубликовать хорошие романы. И я хочу поблагодарить Дмитрия Глуховского, что он хотя бы попытался принести в нашу унылую отечественную популярную фантастику хоть немного хорошего.
Комментарии к этому посту на форуме тоже весьма познавательны. Но, так как форум закрытый, а разрешение на цитирование я получил только от менеджера Кирилла, то опубликовать их я не могу.