Виноваты жыды и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Виноваты жыды и велосипедисты!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Виноваты жыды и велосипедисты!

Статья написана 24 ноября 2013 г. 14:25

И еще прекрасное из ЖЖ, от Никиты Аверина. Без комментариев.

цитата

Я люблю читать профессиональные форумы работников книготорговли. Там можно узнать об основных тенденциях в продажах, о новых маркетинговых стратегиях, да и вообще много чего полезного. А сегодня наткнулся на такой «крик души» о серии «Вселенная Метро 2033». Как мнение человека со стороны, обладающего определенным инсайдерской информацией, весьма интересно. Публикую с разрешения автора:

Кирилл (Буквоед):

«Дно уже достигнуто, или снизу ещё постучат?

Я работаю в отделе продаж крупной книготорговой сети уже шестой год, но ни разу ещё не видел столь странной маркетинговой политики. Серия «Вселенная Метро 2033» была одним из самых успешных литературных проектов в отечественной фантастике за последние четыре года, принося свежие нотки во всеобщем унынии серий с точками. И я искренни любил эту серию. Глуховский подарил читателям постапокалипсиса действительно интересный проект, книги которого можно смело рекомендовать всем любителям фантастики. Но за последний год, стоило Дмитрию отойти в сторону и передать штурвал управления в руки работников издательства АСТ, все прежние достижения пошли прахом.

«Слепцы» Дмитрия Ермакова, крайняя книга в серии, опубликована тиражом в 12 500 экземпляров. Для сравнения, это стандартный тираж книги серии STALKER. Кто-то скажет – неплохой тираж, по нынешним временам. Возможно. Я не стану приводить в пример первую книгу в серии ВМ2033, «Путевые знаки» Березина, разошедшуюся общим тиражом свыше 100 000 экземпляров. Среди фанатов серии принято ругать Березина, но у обычных любителей фантастики эта книга вызывает восторг. Кстати, на данный момент она занимает второе место, после книг Глуховского, по количеству проданных экземпляров.

( Collapse )

Но, простите, я отвлекся от темы.

Так вот, что мы имеем на данный момент? Тиражи «ВМ2033» упали почти в десять раз. В то время, как тиражи серий с точками ужались всего в три раза. Но, если сталкеры сжимались постепенно, то ВМ сильно рухнула в продажах именно в 2013 году. Как же так? Метро, которое удачно выделялось на общем фоне, вдруг утратило свое лидерство? Причины, как мне кажется, в следующем:

«Заложники слова»

Дмитрий Глуховский, начиная серию, пообещал, что публиковаться в ней будут именно новички и дебютанты литературного ремесла. И если поначалу он лично контролировал и отбирал действительно отличных дебютантов (Дьякова, Цормудяна, Вардунаса, Гребенщикова), то с уходом Глуховского от руководства процессом начался сущий дурдом. В серии стали публиковать откровенно графоманские тексты (Баранова/Бенев, Шевцова, Ермаков), в которых четко прослеживается твердая рука редактора серии Вячеслава Бакулина. Лучше бы Вячеслав сам написал роман в серию (как писатель он тоже весьма хорош), чем пытался вытащить хоть на какой-нибудь уровень эти слабые детские поделки. Лучше отказаться от обещания Глуховского и приглашать для написания романов в серию профессиональных писателей, нежели корчится в агонии и публиковать на бумаге этот треш.

Правда, отдельно в этой истории стоит дебютант Шабалов, который пишет треш, но делает это грамотно. Его романы схожи с творчеством таких писателей как Силлов, Вольнов, Манасыпов, выставной и т.д. Суровые сталкеры, куча оружия, типовой сюжет, море крови. Школьники рады. Но, ВМ2033 мы полюбили как раз за отсутствие этих набивших оскомину штампов и за действительно качественную фантастику («Питер» Врочека, «Север» Буторина, «Путевые знаки» Березина, «Ледяной плен» Вардунаса и т.д.).

«Престиж»

Хорошо, когда серия становится не только межавторской, но и международной. Но, зачем привлекать к этому слабых авторов со слабыми текстами? Для галочки. Из всех иностранных авторов серии, достойно показал себя лишь один – Туллио Аваледо. Провальная «Британия» Гранта Макмастера, трехлетний долгострой «Гавана» от Хосе Мегеля и откровенная халтура от украинцев Черных и Леженда того не стоят. Они лишь отпугивают читателей от серии «ВМ2033», нежели пополняют их ряды все новыми и новыми восторженными фанатами.

«Продолжения/трилогии»

В серии «ВМ2033» сложилась традиция, что один автор пишет трилогии (иногда являющиеся прямыми продолжениями друг друга, а иногда лишь слабо пересекающиеся между собой событиями или второстепенными персонажами). Традиция эта сформировалась в результате успешной трилогии Дьякова. И это, пожалуй, единственный удачный пример. Писатель Антонов, обрадованный этим обстоятельством, накатал откровенную халтуру в продолжениях трилогии о Томском (не говоря уже об откровенном треше под названием «Рублевка»). Хорошо начавший в романе «Север» Андрей Буторин наклепал два следующих романа явно из-за денег.

Есть феномен, который так и вовсе объединил в себе все три вышеупомянутых пункта. Речь о так называемой «первой леди Вселенной Метро» Анне Калинкиной. Дебютировала как писатель в рамках серии «ВМ», первый роман позиционировался как ПЕРВЫЙ роман в серии, написанный женщиной. И уже опубликовала три романа, обещает ещё три. И издательство буквально вынужденно публиковать эти посредственные книги, нераспроданные тиражи которых захламляют складские помещения и ежемесячно попадают в списки возврата товара.

Возникает один вопрос: зачем?

Зачем губить такую великолепную серию, выпуская вместо хороших книг такой гумус? Да, часть этого раскупят фанаты, которым неважно качество продукта, главное, чтобы на обложке значилось «Вселенная Метро 2033 проект Дмитрия Глуховского». Но неужели издательство само не видит, что ещё шесть-семь месяцев, и серию можно будет закрывать за нерентабельностью. Неужели им самим не хочется зарабатывать денег, продолжая линию заданную Глуховским и

В итоге, те читатели, которые любили серию «ВМ2033» за хорошие и добротные фантастические романы оказались за бортом. Они просто не нужны серии в том виде, в котором она существует сейчас. «Метро» делают для трех тысяч оголтелых фанатов, которые купят даже книгу с пустыми страницами. И это грустно.

Хочется верить, что издательство АСТ одумается и возьмет прежний курс при подборе романов для серии. Если о публикует продолжения, то написанные Врочеком, Мельниковым, Цормудяном, Авериным, Дьяковым, Вардунасом, Аваледо, Березеным, Кузнецовым, Гребещиковым. Если будут дебютанты, то настоящие таланты, а не суррогат, подобранный на портале/ на околопрезентовочной тусовке/ в группе вконтакте.

Не нужно затыкать пробоины в серии «ВМ2033». Нужно создавать качественный товар, как это было при Глуховском.

Нужно расширять географию, ломать шаблоны.

Лично у меня забрезжила надежда на возрождение серии в её былой славе, когда я прочел романы Зайцева («Санитары»), Мельникова («Из глубин») и Аверина («Крым»).

Отличный подход, начатый ещё Буториным (Север), Вардунасом (Ледяной Плен), Аваледо (Корни Небес) и Дьяковым (За горизонт), когда герои выходят из глубин на поверхность и путешествуют по миру Метро 2033. Серия действительно становилась глобальной, начинала соответствовать понятию «Вселенная»!

Когда услышал новости о том, что готовятся к выходу романы Врочека (Убер и все-все-все), Аваледо (Крестовый поход детей), Вардунаса (Последний поход) – я ликовал!

А затем, я заглянул в список грядущих публикаций и ужаснулся...

Издательство явно всё ведет к тому, чтобы отпугнуть от серии большинство читателей и загнать «ВМ2033» в виртуальный гроб.

Но, я надеюсь, что до того, как достигнуть дна, в этой серии ещё успеют опубликовать хорошие романы. И я хочу поблагодарить Дмитрия Глуховского, что он хотя бы попытался принести в нашу унылую отечественную популярную фантастику хоть немного хорошего.

Комментарии к этому посту на форуме тоже весьма познавательны. Но, так как форум закрытый, а разрешение на цитирование я получил только от менеджера Кирилла, то опубликовать их я не могу.





130
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 14:37
ну, если надежда русской фантастики — это новая качественная серия...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 14:42
С точки зрения человека, способного на голубом глазу написать такое

цитата

Глуховский подарил читателям постапокалипсиса действительно интересный проект, книги которого можно смело рекомендовать всем любителям фантастики.


-- вероятно, да, единственная надежда и опора. 8-)
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 15:07
печаль, чо уж там


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 15:46
Наконец-то голос настоящих профессионалов, а не нытьё желающих странного.


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 16:13
Нельзя подпускать отечественных менеджеров к производству серий, своей «оптимизацией» они уделают в хлам все, что угодно. Хотя может серию по каким та причина захотели закрыть, тогда все описание в статье обретает смысл.


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 16:55
Ну вот, к слову.
Метро все еще покупают.
Что же касается тиражей, то вроде бы никто не придумал, чтоб тридцатая книга цикла продавалась как первая.
Интерес покупателя неизбежно падает, а новый читатель подключается крайне редко. Да и, если подключается, то начинает с М33.
Не понимаю причины удивления.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 17:07
Karavaev скажите, издательства пробовали опять вернутся к торговле через частников, как это было в 90-х?
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 17:21

цитата Garret11

вернутся к торговле через частников

Гм!
Кого вы подразумеваете под частниками? Вообще говоря все магазины сейчас в частных руках, государственных нет.
Я могу предположить, что вы имели в виду лоточников.
Понимаете, издательству абсолютно все равно, кто берет у них книги. Частники, горшечники, библиотеки, котельные на растопку.
Неужто вы думаете, что явись «частник» на мелкооптовую базу ЭКСМО, ему откажут?
Лотошники вымирают, как вымерли в свое время извозчики
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 17:38
Я о лотошниках, торговле с киосков и говорил. Ну проблемы у издательств с читателями начались, после того как латошников начали теснить крупные торговые сети. Вот я и подумал, может если издательства вернутся к работе с системой, точеной продаже, такие проекты как сточкеры станут не востребованы и издательства с читателями вновь сольются в единении. Ведь не была такого откровенного порожняка при той системе торговли. Может крупные книжные торговые сети в России это ошибка и корень нынешних проблем?
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 17:48

цитата Garret11

Ну проблемы у издательств с читателями начались, после того как латошников начали теснить крупные торговые сети.

Да ладно. Что за легенды книжного проспекта?
Вы валите в кучу мух, котлеты, отходы и полиэтилен.

цитата Garret11

Ведь не была такого откровенного порожняка при той системе торговли.

В той «системе торговли» откровенного говна было по маковку, захлебнуться.

цитата Garret11

Может крупные книжные торговые сети в России это ошибка и корень нынешних проблем?

Забавная точка зрения.
Почему этот «корень проблем» прекрасно работает по всему миру, а у нас ошибка? С народом, что ли, не повезло?
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 18:01

цитата Karavaev

Да ладно. Что за легенды книжного проспекта?
Вы валите в кучу мух, котлеты, отходы и полиэтилен.

Я помню как тряслись киоскеры над каждым покупателем. И я ходил вчера прикупить книг и помню как мне было одиноко. Надо мной никто не трясся, у продавцов была куча дел кроме...

цитата

В той «системе торговли» откровенного говна было по маковку, захлебнуться.

Нет, был «Волкадав», было «Абсолютное оружие»,«Конан». Но нынешнее поколение не улавливает, что это дерьма было. Это как бы намекает на уровень нынешней продукции.

цитата Karavaev

Забавная точка зрения.
Почему этот «корень проблем» прекрасно работает по всему миру, а у нас ошибка?
Ну В США всегда была дилемма крупный мелкий бизнес, сети существуют параллельно под разного клиента. И всегда считалось, что крупный бизнес медлителен и подходит для массового обслуживания, мелкий же гораздо проще доходит до покупателя, быстрее реагирует на изменения рынка и более требователен к качеству продаваемой продукции. В Европе также. У нас же одна сеть вымерла, вторая сожрав все, явно не справляется с ситуацией и тоже тонет.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 18:12

цитата Garret11

Я помню как тряслись киоскеры над каждым покупателем.

Тогда спросите себя: куда они делись, эти киоскеры, если столь тряслись над своей ЦА.

цитата Garret11

Нет, был «Волкадав», было «Абсолютное оружие»

Смешно. АО — это, безусловно, пипец какой показатель. Армадовский ФБ ныне уровнем повыше будет.

цитата Garret11

У нас же одна сеть вымерла, вторая сожрав все, явно не справляется с ситуацией и тоже тонет.

И? Где ваш мелкий бизнес? Быстрый и поворотливый? Или вы всерьез считаете, что зондер-команда ЭКСМО мочит все независимые магазины?

Понимаете, лотки — это век 19 книжной торговли. Они вымерли, как вымерли мамомнты.
К описываемой проблеме их судьба никакого отношения не имеет.
Давайте не будем засорять топик этими вещами.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 18:33

цитата Karavaev

Тогда спросите себя: куда они делись, эти киоскеры, если столь тряслись над своей ЦА.
Их задавили, крупные книжные сети.

цитата Karavaev

. АО — это, безусловно, пипец какой показатель
На любителя, но жёлтая серия и не сточкеры.

цитата Karavaev

И? Где ваш мелкий бизнес? Быстрый и поворотливый? Или вы всерьез считаете, что зондер-команда ЭКСМО мочит все независимые магазины?
Его задавили баблом. Более низкие цены при таком же ассортименте. Так было, потом когда задавили ситуация изменилась. Я думаю, что ЭКСМО было проще проще иметь дело с крупными сетями. Вы считаете прибыль по отгруженным книгам, крупные сети отгружают лучше из за объемов их складов. Но крупным сетям все равно, что продавать им важны объемы продаж при изначально низкой стоимости. Поэтому издательства приспособились к процессу и начали наращивать объемы уменьшая стоимость книги. Более дешёвые и доступные для понимания авторы, упростили полиграфию, внутри издательские перестановки.Как результат реакция читателей на падение качества литературы и острый батхерт поводу трудности выбора из за возросшего количества.

цитата Karavaev

Давайте не будем засорять топик этими вещами.

Ок, спасибо за ответы.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2013 г. 17:08
Я понимаю, но не скажу.

Забанят...


Ссылка на сообщение25 ноября 2013 г. 00:32
«принося свежие нотки» — дальше наискосок. Гумус.


Ссылка на сообщение25 ноября 2013 г. 21:16
Я смотрю, у пчелок с бабочками то же самое. 8)))))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2013 г. 20:01
ты не поверишь... 8:-0


Ссылка на сообщение28 ноября 2013 г. 18:29
Хм. У того же Аверина тираж вроде бы 70 000.
Так что не все так плохо.
Есть буквально несколько книг в серии с более низким тиражом.


⇑ Наверх