Марсель Пруст Под сенью


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Марсель Пруст "Под сенью девушек в цвету"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марсель Пруст «Под сенью девушек в цвету»

Статья написана 2 сентября 2013 г. 23:24

сабж

Кажется, если бы не волшебные железные дороги Италии, которым я подарила пару дней жизни, я бы никогда не догрызла этот кактус. Притом, что Пруст в принципе достаточно легко читается, но его беда скорее в другом — не замечая, что случайно нажимаю на книжку, я периодически перепрыгивала через несколько страниц и — вот удивление! — не замечала совершенно никакой потери. Спасибо, что поленилась тащить с собой тома и не стала читать сабж в оригинале с бумаги — мой французский достаточно плох, чтобы это стало пыткой, когда неинтересный сюжет (точнее, его отсутствие) и неприятные персонажи умножаются на совершенно конский объем. Видимо, я никогда не смогу победить этот язык окончательно — никак не могу найти себе нравящегося автора((

Берясь за второй том, я искренне надеялась, что в нем будет нечто потрясающее, равное по глубине впечатления «Любви Свана», настолько же точное, настолько же пронзительное и очень сильное. Увы, наш герой то ли не способен на такие чувства, то ли его время еще не подошло. Кстати, никак не могу сообразить, сколько же ему лет. Вообще сомнительность «бытийной» стороны несколько выбивает меня из колеи — должен себя вести так пятнадцатилетний мальчик, или ему двадцать, или больше? А если больше, почему он так долго тунеядничает, очевидно, ничего не делая и даже ничего не умея? И ладно бы еще, проводил время как-то весело или интересно — но он проводит свое так, что я бы сдохла от трех дней такой жизни и мечтала скорей вернуться к родному станку. Читала и все время вспоминала у Ключевского про «класс общественных трутней, выращиваемых сначала для потехи, а потом на убой». Да, я тот самый моральный урод, который считает, что финансист-титан-стоик был, в общем-то, хороший мужик, а этот фонвизинский типаж пощады не заслуживает.

И потом, да, я помню и понимаю, что в этом возрасте все остро озабочены вопросами пола и тем, что ниже пояса. Но во-первых, после некоторого количества опыта это проходит, а во-вторых, эта озабоченность не воспринимается как-то в романтическом ключе. В смысле, скорее, озабоченность отдельно, романтика отдельно. У героя же начисто отсутствует вторая, а именно романтическая часть — и все его привязанности к девушкам имеют какой-то очень потребительский характер. Мне по наивности казалось, что такой потребительский взгляд приобретают умудренные различным опытом люди ближе к сорока. Наблюдать такое пошловато-расчетливое отношение у героя весьма противно, да и сам он противен — из тех, что пытаются и на елку влезть, и, извините...

В общем, странно, что к этим своим довольно-таки неприглядным чувствам герой применяет понятие влюбленности — очевидно, по той причине, что еще не был влюблен по-настоящему. И если чувства к дочке Свана хотя бы прилично выглядят, то вся история со «стайкой» и девочкой, страдающей розацеей, которую он в итоге выбрал, отдает чем-то по-деревенски пошлым. Так, придя тусоваться в клуб, из толпы новых знакомых выбираешь того, с кем не только приятнее, но и проще общаться, но при этом ни у кого не возникает мысли относительно «высоких чувств».

Юный неврастеник из «Комбре» вырос в какого-то изумительного циника. И окружение, кажется, ему под стать. Это еще одна причина, почему роман кажется мне таким безумно занудным — не могу представить себе менее интересной темы, чем кто из кумушек что кому сказал. А по сути основное содержание — это описание мелких, не имеющих какого-либо значения пересечений и отношений различных людей определенного круга. Кто на кого как посмотрел, кто кого как «ставит», кто выделывается, кто привирает, и все они какие-то очень тусклые и бессмысленные в этом. Что нашел в этом автор, не представляю. Это как зануднейший обед из тех, что любили устраивать в поколении наших родителей и бабушек — с «парадным» сервизом, переодеванием в вечерние платья (и тапочки), осточертевшими гостями, которые за спиной говорят друг о друге и о хозяевах гадости. Но надо его пересидеть, уходить невежливо — потом будет неприятный разговор, не общаться не получается, вот и случаешь какую-нибудь бессмысленную историю о том, как троюродная племянница неизвестного тебе человека куда-то поступала и поступила. Таков же и этот роман — от отношений всех героев в нем веет какой-то удивительно совковой затхлостью, и хочется сказать героям: да плюньте вы на это и не зовите к обеду тех, кто вам неприятен, в конце концов! Хотя иные женщины только в этом находят удовольствие, но я давно поняла, что сама не настолько женщина, и удивлена, что Пруст — настолько.

Если так продолжается и дальше и если Пруст больше не поднимается до тех высот, где был роман Свана, — пожалуй, мне не стоит читать дальше.



Тэги: пруст


194
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 сентября 2013 г. 00:08
Ээээ...я тоже совершенно безразлична к Прусту и вообще к французской прозе, хотя все положенные кактусы методично догрызла в свое время. Но в защиту героя имею сказать следующее — сам Марсель Пруст был ребенком болезненным и умер молодым, так что ничем заниматься он не мог; девушки же здесь вполне прозрачно понимаются как юноши, в контексте — юноши продажные. Без этих двух деталей смысл ускользает напрочь, да.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2013 г. 13:02
Я в курсе его биографии и с этой точки зрения тоже рассматриваю, да. Но вообще как лишенный предрассудков человек, я не склонна приписывать гомосексуальным отношениям какую-то большую грязь или продажность, чем в гетеросексуальных, поэтому не считаю это оправданием.


Ссылка на сообщение3 сентября 2013 г. 05:21
Довольно забавно, что протагонист повторит по существу судьбу Свана с его ревностью и метаниями. Мне, к слову, второй тум нравится поболее дебюта — паренек взрослеет и уж совсем скоро развернется. Уж не говорю о жизненности его устремлений и чудно изложенного автором неконкретизированного стремления «влюбиться вообще»( на месте Альбертины могла быть Андрэ)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2013 г. 13:04
А когда он будет «повторять» — это в каком томе примерно случиться? И будет ли это так же здорово, как у Свана?
Просто вот это рассчетливое желание сначала подобрать подходящий объект, а потом в него влюбиться — оно свойственно скорее очень взрослым людям уже. А с молодыми людьми, особенно с подростками, это случается безо всякого подбора. В этом же томе я как такового «влюбиться» как раз не увидела, а вот неразборчивость с объектами очень раздражает.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2013 г. 17:51

цитата kerigma

А когда он будет «повторять» — это в каком томе примерно случиться?
В «Пленнице». По мне, паралллелизм этих двух историй очень хорош и любопытен. У меня во время чтения Пруста как-то совершенно без зазора совпадение с повествователем было всю дорогу, так что меня не раздражали его эгоизм в сочетании с расчетливостью и рационализмом. У самого такого вагон.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 10:18
Видимо, это вопрос самоузнавания) У меня вот со Сваном хорошо получилось, а мальчика-героя я вообще не вижу, или как-то иначе подобные ситуации воспринимала.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 12:29
Пруст ( и рассказчик) в значительной мере иллюстрируют известный тезис Уайлда относительно того, что главное в мужчине — торжество мысли над моралью. Сван при этом со всей его самодостаточной ценностью и страданиями по существу предтеча повзрослевшего рассказчика, соразмеряющего свои метания со свановскими. Ну и понятно, «в сторону Свана» Марсель двинулся из-за обаяния Свана — но ничего соразмеримого окромя пошлости буржуазии там не нашел. «В стороне Германтов», впрочем, тоже. А в последней книге уж точно ясно, что никакой разницы между этими двумя сторонами нет вовсе, любовь иллюзорна, и лишь искусство является самодостаточной и единственной ценностью. До Пруста столь определенно, художественно и убедительно, с помощью величественной архитектуры, на мой взгляд, никто с подобным перфекционизмом концептуально не иллюстрировал. В этом смысле, например, несопоставимая стилистически, концентрированная и эмоционально куда как более яркая блистательная и самая любимая «Лолита» идет в том же направлении — единственное бессмертие, которое может принадлежать Гумберту с Лолитой, определенно указано в последних строчках.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2013 г. 15:12

цитата prouste

главное в мужчине — торжество мысли над моралью

Может быть, но он как-то так его иллюстрирует, что начинаешь искренне и глубоко верить в обратное.

цитата prouste

в последней книге уж точно ясно, что никакой разницы между этими двумя сторонами нет вовсе

Я, честно говоря, и так особо этой разницы не улавливаю; складывается впечатление, что по обеим сторонам достаточно пошлостей и банальностей, и не важно, сколько у этих героев денег. А вот искусства пока не видно ни в каком роде. Возможно, это будет где-то в следующих томах, конечно, но Пруст как-то очень глубоко закапывается в «пошлую» составляющую, слабо представляю, как он из нее вырулит в противоположную потом. Для этого и нужны еще пять томов, видимо.


⇑ Наверх