Доклад «Чёрное фэнтези русской истории» (Ю. Нерсесов)
Земля, на которой мы живем, не единственная во Вселенной. Кроме нее, существует и другая, каждый житель которой имеет двойника на нашей планете, а любое государство — почти точную копию. Только история стран и народов тут совсем иная.
Здесь Красная армия, руководимая бездарными сталинскими военачальниками, без сопротивления разбежалась от немцев, но перед этим успела отрезать груди у тысяч женщин, содержащихся в тюрьмах приграничных городов. Лишь молитвы священнослужителей помогли завершить войну в Германии, но все же в ее последней операции — штурме Берлина, из 2,5 миллионов красноармейцев было убито 500 тысяч, остальные ранены и покалечены, а организовавший эту бойню кровавый мясник Жуков вошел в Берлин с одними обозниками и палачами из бериевских заградотрядов...
Князь Александр Невский узнал от живших за двести лет до него церковников, что еще через два века после его смерти рухнет наследовавшая Римской империи Византия, и, проанализировав причины ее гибели, написал тайную доктрину «Русская правда», которая должна была спасти Святую Русь. Воспользовавшись этой доктриной, коммунистическая партия во главе с Лениным и Сталиным ввергла державу в тьму и хаос, расстреляв, выморив голодом и отправив в лагеря большую часть ее граждан...
Авторами истории параллельной земли являются, например, министр культуры России Владимир Мединский, депутат Государственной Думы Владимир Никитин, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков и десятки других известных общественных деятелей. Глубоко символично, что некоторые из них, как обозреватель радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, одновременно являются писателями-фантастами. И иначе как к «черному фэнтези» их исторические изыскания отнести невозможно.
Круглый стол «Макулатурно-художественные издания» (ведущий С. Бережной)
Не секрет, что львиная доля фантастики, выходящей сегодня в России, – непритязательное одноразовое чтиво. Издания не столько литературно-, сколько макулатурно-художественные. Это охотно признают и читатели, и издатели. Тем не менее, одни по-прежнему покупают (или скачивают с пиратских сайтов) и читают, а другие – активно печатают такие книги. Какой смысл (кроме очевидного: легкого заработка на публике, лишенной литературного вкуса) в существовании этого пласта литературы? Почему палп-фикшн так живуч? Можно ли ждать перехода количества в качество – и если ждать, то когда? Что говорит нам опыт западного книжного рынка, где «макулатурно-художественная» фантастика завоевала свое место на много десятилетий раньше, чем в нашей стране? В ходе круглого стола на Петербургской фантастической ассамблее — 2013 ответить на эти вопросы попытаются критики, журналисты и представители крупных издательств.
Круглый стол «Российская космическая фантастика: тиражи-бабки-миражи»
Нет нужды рассказывать участникам Петербургской фантастической ассамблеи о том, что такое космоопера. Каждый любитель фантастики хоть раз в жизни открывал книгу о гигантских космических кораблях, бороздящих просторы галактики в поисках потенциального агрессора, о сшибающихся звездных эскадрах и взрывающихся солнцах. Но какова специфика этого жанра в России – и какое место он занимает на нашем книжном рынке? Какие ходы и приемы свойственны отечественной космоопере, и какие для нее убийственны? Насколько серьезно сами авторы относятся к этому жанру и всякая ли авантюрная фантастика, действие которой разворачивается в звездной империи, стоящей на пороге войны, может быть причислена к космоопере? Наконец, так ли велика у нас популярность этого жанра, как может показаться при взгляде на полки книжных магазинов – и как добиться успеха на этом поприще, обскакав бессчетные орды конкурентов? Вот об этом действительно стоит поговорить. В роли застрельщика дискуссии выступает единый в двух лицах Александр Зорич, автор популярной серии «Завтра война», ассистируют Юлия Зонис, автор романа «Инквизитор и нимфа», Ина Голдин, автор повести «Ностальгия межпланетного лингвиста», и другие авторы, отдавшие должное этому специфическому жанру.
Круглый стол «В чужой вселенной — со своим уставом?..»
Это нередкое явление в современной фантастике, когда некая книга (или цикл книг) становится бестселлером и издатели – по договорённости с автором (а иногда и без оной) – превращают её в межавторский проект: сторонние литераторы пишут романы в рамках изначально заданной вселенной. Первый пример, что приходит в голову, – это «Конан», продолженный после смерти Роберта Говарда его поклонниками и учениками; из отечественных вспоминается «Мир Волкодава» – продолжение цикла Марии Семёновой; в последний год набирает обороты проект «Миры Ника Перумова». С одной стороны, это явление хорошее: и поклонники имеют возможность куда чаще получать весточки из полюбившейся им вселенной (ведь один автор редко когда способен написать более двух романов в год), и участники проекта – а это, как правило, ещё не очень известные писатели – получают свою долю читательского признания, двигаясь в кильватере автора с именем. Но на самом деле здесь есть несколько «подводных камней» – о которых и пойдёт речь.
Творческие встречи на Ассамблее-2013
Помимо встречи с иностранным гостем, Йеном Макдональдом, в программе Ассамблеи запланированы мероприятия с участием известных отечественных писателей, где все желающие смогут задать им вопросы и получить автографы.
Александр Мазин известен в первую очередь как автор исторической фантастики и основоположник популярного сегодня поджанра фантастической литературы о попаданцах (о котором он расскажет в отдельном докладе), хотя его творческий багаж отнюдь не исчерпывается этими направлениями. Анна Гурова пишет в жанрах городского фэнтези и подростковой фантастики.
Александр Зорич – это коллективный псевдоним писателей Яны Боцман и Дмитрия Гордевского. Вместе ими было написано около четырёх десятков романов и примерно столько же повестей и рассказов. Авторы 11 раз становились лауреатами различных жанровых премий. Помимо творческой встречи и нескольких тематических мероприятий на Ассамблее-2013 они проводят мастер-класс по фантастическим рассказам.
Вера Камша получила известность благодаря своим многотомным романам-эпопеям «Хроники Арции» и «Отблески Этерны», а также как один из авторов и составителей (наряду с Ником Перумовым) сборников «Наше дело правое». Она была почётным гостем Петербургской фантастической ассамблеи в прошлом году и приняла наше приглашение и нынче.