Александр Мазин – один из самых тиражных авторов отечественной фантастики. Он начинал писательскую деятельность в 1993–1994 годах и до 1999-го опубликовал ряд романов, многократно переиздававшихся впоследствии. В 1999 году Мазин стал инициатором проекта «Историческая авантюра» (он же «Кочевник») – первой «попаданческой» серии книг, главным героем которых является наш современник, оказавшийся в прошлом. Под реализацию проекта было создано целое издательство – «Крылов», открывшее позже серию «Мужской клуб» (первой книгой в которой стал роман Александра Мазина «Варяг»). С «Крыловым» Мазин успешно сотрудничал до 2003 года — писал публицистические статьи и рецензии, работал ведущим редактором. С 2004-го он стал ведущим редактором — и одним из самых успешных авторов — издательства «Астрель-СПб», где у него вышло множество романов, как авантюрных, так и уделяющих внимание социально-исторической ретроспективе.
«Наш человек» в чужой стране: попаданцы как явление литературы и массового сознания
Можно по-разному относиться к книгам про попаданцев — наших современников, переносящихся в другую эпоху или в другой мир, — но это явление определённо заслуживает внимания. В книжных магазинах выделяют целые стеллажи под книги про «наших там». Их читают даже люди, в целом безразличные к фантастике. На сегодняшний день это одно из самых массовых — по числу наименований в единицу времени — направлений жанровой литературы. В чём его феноменальная популярность? Всё дело в эскапизме? или в реваншизме?.. И действительно ли этого хотели люди, стоявшие у истоков попаданческой литературы? Собственно, об этом вы и узнаете от человека, с чьей лёгкой руки — вернее, с проекта «Кочевник» («Историческая авантюра») — данное направление стало массовым.
- Наш человек в фантастическом мире. Твен, Лондон, Желязны и многие другие.
- Проект «Историческая авантюра». Чем отличается возвращение к истокам от эскапизма.
- Наши – там, или не-наши – здесь. Хоррор и фантастика, или почему в России нет своего Стивена Кинга.
- Попаданчество как суррогат реваншинзма, или «попаданец-американоборец».
- Герои-альтренативщики: маленький ботаник и геройский герой.
- Прогнуться под читателя или творить «без берегов» – две стороны одной ошибки.
- Правильный герой в правильном мире: осознанное управление творческим процессом.
- Мир для героя / герой для мира, или текст для автора / автор для текста.
- Современный писатель в современном мире. Выжить, подняться, победить.
Преимущества инноваций и слабости непрофессионализма
Александр Мазин — это один из немногих современных российских фантастов, о котором можно сказать: «успешный». Суммарный тираж его книг, регулярно переиздающихся, составляет более трёх миллионов экземпляров. Как ведущий ряда литературных проектов, он не понаслышке знаком с «внутренней кухней» издательств и имеет свой взгляд — подкреплённый опытом — на критерии успешности текстов и авторов. Этим опытом он готов поделиться с участниками Петербургской фантастической ассамблеи.
- Что представляет собой российский издательский мир — раньше и ныне.
- Подражание как следствие непрофессионализма издательских клерков и менеджеров всех уровней.
- Проект как средство продвижения. Коммерческие ниши, инновации.
- Писательский труд как профессия. Обучение и применение. «Кто может делать – делает, кто не может делать – учит, кто не может ни делать, ни учить, тот учит как учить».
- Война творцов и филологов. Международный валютный фонд как прототип филолога-преподавателя.
- Успех коммерческий и творческий.
- Системный подход к подготовке писателей.
- «Не продается вдохновенье, но...» Работа издательств как технологический процесс. Литагенство как производственная структура. Эффективность вложенных усилий.
- Главная цель развития автора – не коммерческий успех, а сохранение и развитие творческого начала.