Главным событием конца июня в мире НФиФ стало вручение премий Локуса. Как и в случае других премий, результат всегда вызывает противоречивые чувства, но на этот раз моему разочарованию категорией НФ просто не было предела... Теперь я очень жалею о том, что за евроконскими хлопотами просто не успел проголосовать сам. Но, обо всём по порядку.
29 июня на «Уикэнде премий Локуса» в Сиэтле состоялось вручение премий Локуса. Лауреатами стали:
НФ РОМАН / SCIENCE FICTION NOVEL
• Redshirts, John Scalzi (Tor; Gollancz)
Его соперниками были:
• The Hydrogen Sonata, Iain M. Banks (Orbit US; Orbit UK)
• Captain Vorpatril’s Alliance, Lois McMaster Bujold (Baen)
• Caliban’s War, James S.A. Corey (Orbit US; Orbit UK)
• 2312, Kim Stanley Robinson (Orbit US; Orbit UK)
ФЭНТЕЗИ РОМАН / FANTASY NOVEL
• The Apocalypse Codex, Charles Stross (Ace; Orbit UK)
Его соперниками были:
• The Killing Moon, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)
• The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)
• Glamour in Glass, Mary Robinette Kowal (Tor)
• Hide Me Among the Graves, Tim Powers (Morrow; Corvus)
ДЕБЮТНЫЙ РОМАН / FIRST NOVEL
• Throne of the Crescent Moon, Saladin Ahmed (DAW; Gollancz)
Его соперниками были:
• vN, Madeline Ashby (Angry Robot US; Angry Robot UK)
• Seraphina, Rachel Hartman (Random House; Doubleday UK)
• The Games, Ted Kosmatka (Del Rey; Titan)
• Alif the Unseen, G. Willow Wilson (Grove; Corvus)
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ РОМАН / YOUNG ADULT BOOK
• Railsea, China Miéville (Del Rey; Macmillan)
Его соперниками были:
• The Drowned Cities, Paolo Bacigalupi (Little, Brown; Atom)
• Pirate Cinema, Cory Doctorow (Tor Teen)
• Dodger, Terry Pratchett (Harper; Doubleday UK)
• The Girl Who Fell Beneath Fairyland and Led the Revels There, Catherynne M. Valente (Feiwel and Friends; Much-in-Little)
ПОВЕСТЬ / NOVELLA
• After the Fall, Before the Fall, During the Fall, Nancy Kress (Tachyon)
Её соперниками были:
• “In the House of Aryaman, a Lonely Signal Burns”, Elizabeth Bear (Asimov’s 1/12)
• On a Red Station, Drifting, Aliette de Bodard (Immersion)
• “The Stars Do Not Lie”, Jay Lake (Asimov’s 10-11/12)
• The Boolean Gate, Walter Jon Williams (Subterranean)
НОВЕЛЛА / NOVELETTE
• “The Girl-Thing Who Went Out for Sushi”, Pat Cadigan (Edge of Infinity)
Её соперниками были:
• “Faster Gun”, Elizabeth Bear (Tor.com 8/12)
• “Close Encounters”, Andy Duncan (The Pottawatomie Giant & Other Stories)
• “Fake Plastic Trees”, Caitlín R. Kiernan (After)
• “The Lady Astronaut of Mars”, Mary Robinette Kowal (Rip-Off!)
РАССКАЗ / SHORT STORY
• “Immersion”, Aliette de Bodard (Clarkesworld 6/12)
Её соперниками были:
• “The Deeps of the Sky”, Elizabeth Bear (Edge of Infinity)
• “Mantis Wives”, Kij Johnson (Clarkesworld 8/12)
• “Elementals”, Ursula K. Le Guin (Tin House Fall ’12)
• “Mono No Aware”, Ken Liu (The Future Is Japanese)
АНТОЛОГИЯ / ANTHOLOGY
• Edge of Infinity, Jonathan Strahan, ed. (Solaris US; Solaris UK)
Его соперниками были:
• After, Ellen Datlow & Terri Windling, eds. (Hyperion)
• The Year’s Best Science Fiction: Twenty-ninth Annual Collection, Gardner Dozois, ed. (St. Martin’s Griffin; Robinson as The Mammoth Book of Best New SF 25)
• The Future Is Japanese, Nick Mamatas & Masumi Washington, eds. (Haikasoru)
• The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Six, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade)
АВТОРСКИЙ СБОРНИК / COLLECTION
• Shoggoths in Bloom, Elizabeth Bear (Prime)
Её соперниками были:
• The Best of Kage Baker, Kage Baker (Subterranean)
• At the Mouth of the River of Bees, Kij Johnson (Small Beer)
• The Unreal and the Real: Selected Stories Volume One: Where on Earth and Volume Two: Outer Space, Inner Lands, Ursula K. Le Guin (Small Beer)
• The Dragon Griaule, Lucius Shepard (Subterranean)
НЕХУДОЖЕСТВЕННАЯ КНИГА / NON-FICTION
• Distrust That Particular Flavor, William Gibson (Putnam)
Его соперниками были:
• An Exile on Planet Earth, Brian Aldiss (Bodleian Library)
• Science Fiction: The 101 Best Novels 1985-2010, Damien Broderick & Paul Di Filippo, eds. (NonStop)
• The Cambridge Companion to Fantasy Literature, Edward James & Farah Mendlesohn, eds. (Cambridge University Press)
• Some Remarks, Neal Stephenson (Morrow)
АЛЬБОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУСТВА / ART BOOK
• Spectrum 19: The Best in Contemporary Fantastic Art, Cathy Fenner & Arnie Fenner, eds. (Underwood)
Их соперниками были:
• Trolls, Brian Froud & Wendy Froud (Abrams)
• Tarzan: The Centennial Celebration, Scott Tracy Griffin (Titan)
• J.R.R. Tolkien: The Art of The Hobbit by J.R.R. Tolkien, Wayne G. Hammond & Christina Scull, eds. (Houghton Mifflin Harcourt)
• Steampunk: An Illustrated History, Brian J. Robb (Aurum)
ХУДОЖНИК / ARTIST
• Michael Whelan
Его соперниками были:
• Donato Giancola
• Stephan Martiniere
• John Picacio
• Shaun Tan
РЕДАКТОР / EDITOR
• Ellen Datlow
Её соперниками были:
• John Joseph Adams
• Gardner Dozois
• Jonathan Strahan
• Ann & Jeff VanderMeer
ЖУРНАЛ / MAGAZINE
• Asimov’s
Его соперниками были:
• Clarkesworld
• F&SF
• Subterranean
• Tor.com
ИЗДАТЕЛЬСТВО / PUBLISHER
• Tor
Его соперниками были:
• Angry Robot
• Baen
• Orbit
• Subterranean Press
Как сказано выше, я совершенно разочарован результатом как минимум в одной категории, но в некоторых всё было, как я предполагал, или же я не возражал против такого исхода. Давайте же подробно рассмотрим всех лауреатов и обозначим их следующим образом: +2: совершенно доволен результатом, премию получил тот, за кого я болел; +1: в целом доволен результатом, хотя премия досталась не моему фавориту; 0: отношусь нейтрально; –1: результатом недоволен, премию дали кому попало, но могло быть и хуже; –2: результатом крайне недоволен, что они себе думают?
Начнём с плохого. НФ: –2 или даже –3. Конечно же, я болел за Бэнкса, хотя и понимал, что шансы у него не стопроцентные. Он объявил о своей болезни 3 апреля, и оставалось ещё почти 2 недели до конца голосования. Учитывая, что более половины голосоющих делают это в последнюю неделю, у всех желающих было достаточно времени проголосовать. Даже если чем-то не угодил Бэнкс, поконникам настоящей умной, увлекательной и хорошо написанной НФ оставался Робинсон, которого выдвинули на все мыслимые премии, но на момент окончания голосования он не успел получить ни одну. Однако, поклонники Скальци оказались организованнее, и премию получила книга, которая произведениям Робинсона и Бэнкса в подмётки не годится, на серьёзные недостатки которой указывали все рецензенты, на мой взляд, самая слабая из пятёрки финалистов. Вот так читатели Локуса бездарно слили шанс достойно проститься с Бэнксом... Фэнтези: +1. Моему изумлению не было предела! Как? Чарли обошёл общепризнанных фаворитов Пауэрса и Кирнан??? Если бы я успел проголосовать, то голосовал бы, конечно, за европейца Чарли, хотя уверен был, что премию получит либо Пауэрс (которого я очень люблю), либо Кирнан. Результат принимаю, хотя удивлён им несказанно. Дебют: 0. Жаль, конечно, что не Эшби, но пусть. Удивлён, что это не Хартман и не Уилсон. Д/ю: +2. Мьевиль молодец! В этой категории борьба была очень напряжённой, тем ценнее победа. Я правильно сделал ставку на него: читатели Локуса (преимущественно американцы) оценили литературную игру с Мелвиллом.
Результаты в малых прозаических категориях порадовали меня гораздо больше. Повесть: +1. Хотя я болел за де Бодар, Кресс свою премию заслужила! Новелла: +2. Пятёрка финалистов была довольно ровной, и даже лауреат Небьюлы Дункан не сильно выделялся, поэтому результат мог быть каким угодно. Тем приятнее победа Кэдиган, за которую я болел. Рассказ: +2. Все хвалят рассказ де Бодар, все говорят, что в этом году равных ей нет. Рад, что выбор читателей Локуса совпал с моим.
Антология: +1. Уже не раз, хотя и не часто, бывало так, что тематическая антология опережает Лучших за год. И дело совсем не в том, что эти лучшие за год плохи, а в том, что антология получилась необычайно удачной, цельной, и составляющие её тексты сильны как индивидуально, так и в качестве элементов единого целого. Авторский сборник: 0. Убей-не-понимаю, как можно было не дать премию драконскому циклу Шепарда! Его даже британцы в этом году переиздают в серии “Masterpieces of Fantasy”. С этим шедевром не сравнится ни одна книга из финалистов, пожалуй, даже избранные рассказы Ле Гуин. Элизабет Бир уже давно доказала, что способна писать хорошо, поэтому какие могут быть к ней претензии, но я всё равно разочарован тем, что премия досталась не Шепарду. Пусть только попробуют не дать ему WFA! Нонфикшен: +1. Премия Гибсону оказалась большим сюрпризом. Сам я болел за британских финалистов, но за Гибсона рад. Есть ещё порох в пороховницах! Арт-альбом: –2. Ежегодники Спектрум, конечно, хороши, но там навалено всего на все вкусы, порой диаметрально противоположные. (С миру по нитке – голому верёвка. ) Спектрумы берут премии, когда больше некому давать. Но тут был Фрауд! Тут был альбом рисунков Профессора, наконец, тут была иллюстрированная история стимпанка. Сам я болел за Фрауда, и результатом крайне недоволен.
Художник: +1. Уэйлан в Америке до сих пор лучше всех, хотя давление новых имён всё время возрастает. Сам я болел за европейца Мартиньера, но результат приемлю. Редактор: +1. Дэтлоу – профессионал высокого класса, хотя я болел не за неё. Журнал: +1. Asimov’s до сих пор остаётся прекрасным журналом, хотя на премиях его обгоняют более модные онлайновые соперники, перехватившие изрядную часть более модных новых имён. Результатом я удивлён, был уверен, что победит Clarkesworld, но пусть. Издательство: +2. А кто ещё может сравниться с Тором по количеству и качеству издаваемой НФиФ? Сабы могут сравниться по качеству, да, но совсем не по количеству. Так что, премия залуженная.
Несколько слов о смене поколений. Результаты премии Локуса демонстрируют интересную картину. Поколение 2000х наступает по всем фронтам, но поколение 80х позиций без боя не сдаст! Если бы не незаслуженная премия для Скальци, и не непонятное награждение Спектрума, и не неожиданные победы Стросса и Бир, то чаша весов вообще склонилась бы в пользу восьмидесятников. Двухтысячники победили в этих четырёх, условно говоря, спорных категориях (НФ, фэнтези, сборник, артбук), а также взяли премии за д/ю, рассказ и антологию. Восьмидесятники взяли премии за повесть, новеллу, нонфикшен, художника, редактора, и даже журнал и издательство как вышли на звёздный статус в 80е, так и пребывают в нём до сих пор. В спорных категориях вместо нынешних лауреатов-двухтысячников с высокой долей вероятности могли быть лауреаты-восьмидесятники: Робинсон или Бэнкс вместо Скальци, Шепард вместо Бир, Фрауд вместо Спектрума, а вместо Стросса с вероятностью 50 на 50 могли быть восьмидесятник Пауэрс и двухтысячник Кирнан. Из 15 категорий одна не в счёт (дебют), а остальные 14 распределились поровну между двухтысячниками и восьмидесятниками. Если бы хотя бы в одной из спорных категорий победил восьмидесятник, это склонило бы чашу весов в пользу их поколения. Вот такая интересная картина.
Через месяц-другой будут опубликована расстановка претендентов на премии по местам, тогда и поглядим, насколько точны были мои рассуждения. Надеюсь, на следующий год у меня будет меньше поводов для разочарования, и сам я непременно проголосую за премию Локуса, чего и вам желаю.
После необычно долгого обсуждения, 24 июня было объявлено, кто войдёт в Зал Славы Научной Фантастики в этом году: Дэвид Боуи (David Bowie), Г.Р. Гигер (H.R. Giger), Джудит Меррил (Judith Merril), Джоанна Расс (Joanna Russ), и, наконец, Дж.Р.Р. Толкин (J.R.R Tolkien)!
Зал Славы Научной Фантастики (Science Fiction Hall of Fame) был основан в 1996 году, а в 2004 переехал из Центра исследования фантастики им. Джеймса Ганна в Канзасском университете в Музей EMP в Сиэтле (комплекс музеев рок’н’ролла, фантастики и поп-культуры). Номинации на введение в Зал Славы подают все участники EMP, а окончательное решение принимает жюри, состоящее из известных писателей, художников, редакторов, издателей и кинематографистов.
В этом году пятёрка поражает воображение! Во-первых, в этом году в Зал Славы вернули фэнтези (пропавшую после переезда в Сиэтл), и почтили Толкина как «отца современной фэнтези». НФ на этот раз представляют две дамы, очень разные, но оказавшие огромное влияние на развитие фантастики: Джудит Меррил – звезда 50х и 60х, одна из немногих женщин, сделавших имя в НФ до новой волны; и Джоанна Расс, которая пришла в фантастику на гребне новой волны и привнесла феминистские темы – НФ 70х и 80х без неё представить невозможно. Дэвид Боуи уже состоит в Зале Славы Рок’н’ролла, но его вклад в популяризацию фантастики среди широкой публики трудно переоценить. А некоторые его песни, например, “Space Oddity”, являются НФ. (С недавних пор на YouTube лежит видео, на котором астронавт на МКС исполняет “Space Oddity” – лучший из трибьютов!) Кроме того, Боуи сыграл в нескольких знаковых НФ и фэнтези фильмах. И наконец, невозможно представить фантастическое изобразительное искусство без анатомических конструктов Г.Р. Гигера, а его Чужой стал одним из мемов поп-культуры. Поздравляю всех лауреатов, хотя трое писателей уже пребывают в мире ином.
Ещё во 2й половине июня Британское фэнтезийное общество (British Fantasy Society) огласило финалистов премии British Fantasy Awards за 2013 год. Обычно премия вручается на Фэнтезиконе в конце сентября, а если денег на его проведение нет, то на специальной церемонии в те же сроки. Поскольку в этом году World Fantasy Convention пройдёт в Британии (в третий раз, и всего третий раз за пределами Северной Америки), то вручение BFA состоится там же, на одной церемонии с WFA 3 ноября. Более того, по такому случаю было решено туда же перенести и фэнтезийную премию Геммела, но её вручение состоится на открытии кона 31 октября. Вот такой фонтан фэнтезийных премий ожидается осенью.
А финалистами BFA стали:
Лучший фэнтези роман (премия Роберта Холдстока) / Best Fantasy Novel (the Robert Holdstock Award)
• Red Country, Joe Abercrombie (Gollancz)
• Some Kind of Fairy Tale, Graham Joyce (Gollancz)
• The Brides of Rollrock Island, Margo Lanagan (David Fickling)
• Railsea, China Miéville (Macmillan)
• Blood and Feathers, Lou Morgan (Solaris)
Лучший хоррор роман (премия Августа Дерлета) / Best Horror Novel (the August Derleth Award)
• The Kind Folk, Ramsey Campbell (PS)
• Some Kind of Fairy Tale, Graham Joyce (Gollancz)
• The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)
• Silent Voices, Gary McMahon (Solaris)
• Last Days, Adam Nevill (Macmillan)
Лучшая повесть / Best Novella
• The Respectable Face of Tyranny, Gary Fry (Spectral)
• “Curaré”, Michael Moorcock (Zenith Lives!)
• Eyepennies, Mike O’Driscoll (TTA)
• The Nine Deaths of Dr Valentine, John Llewellyn Probert (Spectral)
Лучший рассказ / Best Short Story
• “Sunshine”, Nina Allan (Black Static #29)
• “Shark! Shark!” Ray Cluley (Black Static #29)
• “Our Island”, Ralph Robert Moore (Where Are We Going?)
• “Wish for a Gun”, Sam Sykes (A Town Called Pandemonium)
Лучший авторский сборник / Best Collection
• The Woman Who Married a Cloud, Jonathan Carroll (Subterannean)
• Where Furnaces Burn, Joel Lane (PS)
• From Hell to Eternity, Thana Niveau (Gray Friar)
• Remember Why You Fear Me, Robert Shearman (ChiZine)
Лучшая антология / Best Anthology:
• Terror Tales of the Cotswolds, Paul Finch, ed. (Gray Friar)
• Magic: An Anthology of the Esoteric and Arcane, Jonathan Oliver, ed. (Solaris)
• The Mammoth Book of Ghost Stories by Women, Marie O’Regan, ed. (Robinson)
• A Town Called Pandemonium, Anne C. Perry & Jared Shurin, eds. (Jurassic London)
Лучшее малое независимое издательство (премия PS Publishing) / Best Small Press (the PS Publishing Independent Press Award)
• ChiZine Publications (Brett Alexander Savory and Sandra Kasturi)
• Gray Friar Press (Gary Fry)
• Spectral Press (Simon Marshall-Jones)
• TTA Press (Andy Cox)
Лучшее нехудожественное произведение / Best Non-Fiction
• Ansible, David Langford
• The Cambridge Companion to Fantasy Literature, Edward James & Farah Mendlesohn, eds. (Cambridge University Press)
• Coffinmaker’s Blues (column), Stephen Volk (Black Static)
• Fantasy Faction, Marc Aplin, ed.
• Pornokitsch, Anne C. Perry & Jared Shurin, eds.
• Reflections: On the Magic of Writing, Diana Wynne Jones (David Fickling)
Лучший журнал / Best Magazine/Periodical
• Black Static, Andy Cox, ed. (TTA)
• Interzone, Andy Cox, ed. (TTA)
• SFX, David Bradley, ed. (Future)
• Shadows and Tall Trees, Michael Kelly, ed. (Undertow)
Лучший художник / Best Artist
• Ben Baldwin
• Vincent Chong
• Les Edwards
• Sean Phillips
• David Rix
Лучший комикс/графический роман / Best Comic/Graphic Novel
• The Unwritten, Mike Carey, Peter Gross, Gary Erskine, Gabriel Hernández Walta, M.K. Perker, Vince Locke, and Rufus Dayglo (Vertigo)
• The Walking Dead, Robert Kirkman and Charlie Adlard (Skybound/Image)
• Dial H, China Miéville, Mateus Santolouco, David Lapham, and Riccardo Burchielli (DC)
• Saga, Brian K. Vaughan, and Fiona Staples (Image)
Лучший сценарий / Best Screenplay
• Sightseers, Alice Lowe, Steve Oram, and Amy Jump
• The Hobbit: An Unexpected Journey, Fran Walsh, Philippa Boyens, Peter Jackson, and Guillermo del Toro
• Avengers Assemble, Joss Whedon
• The Cabin in the Woods, Joss Whedon, and Drew Goddard
Лучший новый автор (премия Сиднея Баундса) / Best Newcomer (the Sydney J. Bounds Award)
• Saladin Ahmed, for Throne of the Crescent Moon (Gollancz)
• Stephen Bacon, for Peel Back the Sky (Gray Friar)
• Stephen Blackmoore, for City of the Lost (DAW)
• Kim Curran, for Shift (Strange Chemistry)
• Anne Lyle, for The Alchemist of Souls (Angry Robot)
• Helen Marshall, for Hair Side, Flesh Side (ChiZine)
• Alison Moore, for The Lighthouse (Salt Publishing)
• Lou Morgan, for Blood and Feathers (Solaris)
• E.C. Myers, for Fair Coin (Pyr)
• Molly Tanzer, for A Pretty Mouth (Lazy Fascist)
Номинационный список весьма интересен, хотя не все имена мне знакомы. Главное новшество в этом году – фэнтези и хоррор романы наконец-то разделили в две отдельные полноценные номинации, причём один и тот же роман Грэма Джойса угодил в обе! Наконец-то обе эти ветви умозрительной литературы будут вознаграждены в равной степени, а многоликий магреализм, как мы видим здесь, просочится везде.
В категории фэнтези мы видим как старых знакомых, так и дебютантов. Аберкромби в прошлом году выпустил спин-офф к «Первому закону». Действие романа происходит в том же мире, и, судя по всему, это первая книга новой трилогии. Амазон полон пятизвёздных отзывов, а книга стала достойным британским ответом Мартину. Джойс выступил в традиционном для Британских островов жанре «наши там», о людях, побывавших в фейриленде. Девушка пошла в лес,.. а вернулась через 20 лет почти не изменившаяся. Ланаган представлена в номинации всё тем же романом Sea Hearts, за который она получила обе главные австралийские премии, только под «экспортным» названием. Это романтическая история о селки: фейри-оборотнях тюлень/человек. Номинированный здесь роман Мьевиля также при наградах: только что он получил премию Локуса. Это невообразимо увлекательная литературная игра с Меллвиллом в Моби Дика, только вместо океана здесь равнина, пересечённая рельсами, а вместо кита – гигансткий крот. Шай’Хулуд нервно курит в сторонке. Дебютный роман Морган непривычно масштабен как для дебюта. Падших ангелов вытесняют из ада, а их война с ангелами Михаила дошла до того, что на линию огня попадают ни в чём не повинные цивилы. Главной героине Элис предстоит узнать, зачем она так важна для обеих сторон конфликта, и попутно выяснить тайну своего происхождения. Равномерно сильная номинация, результат слабо предсказуем. Полагаю, что главными претендентами будут Аберкромби, Джойс и Мьевиль; даже не знаю, у кого шансов больше.
В категории хоррора помимо Грэма Джойса, большинство из романов которого можно трактовать и как фэнтези, и как хоррор, мы снова видим уже хорошо знакомую нам книгу Кирнан. Везёт же ей – всё время она отбивается от ярлыка: «I am not a horror writer!» – но большинство полученных ею премий именно хоррорушные; последняя – Стокер за этот роман. В своей творческой карьере Кэмпбелл написал немало разного хоррора – психологического, сверхъестественного, сатирического, даже параноидальные комедии, но эта книга выходит за рамки жанра, видимо в сторону магического реализма. От МакМагона в номинации представлена вторая книга трилогии «Бетонная роща». Судя по всему, это и нехорошее место, и сверхъестествееный хоррор с густым психологическим наваром. Новая звезда британского хоррора Невилл написал всего четыре романа, но уже прочно занял своё место в обойме наиболее интересных авторов жанра. Главгер этой книги – независимый режиссёр, снимающий фильм о секте, которая самоуничтожилась в аризонской пустыне кровавым ритуалом в 1975 году. Общаясь с немногочисленными выжившими, он (слишком поздно) обнаруживает, что в жутком наследии секты оставлено место и для него. Здесь тоже необычайно ровная и сильная номинация. Думаю, что главными претендентами будут примерно с равными шансами Кирнан, Кэмпбелл и прошлогодний лауреат Невилл. Джойса тоже нельзя сбрасывать со счетов, но у него больше шансов на фэнтези.
В категории повестей выделяется Муркок, а остальные имена совершенно незнакомы. У Муркока это повесть из антологии, посвящённой месье Зениту – мориартиподобному злодею из книг Энтони Скина, написанных в начале 20го века. Для Муркока это особый персонаж, ведь многие черты Элрика были позаимствованы именно у него (альбинизм, утончённый стиль, роковая философия и даже происхождение – принц без королевства). Повесть занимает в антологии центральное место и превосходит коллег по закрученности сюжета и глубине проработки персонажей. Фрай предлагает читателю разобраться, что это за древнее зло приходит к главгеру из морских глубин. Рецензенты хвалят повесть за то, что это weird fiction в лучшем своём проявлении. В повести О’Дрисколла музыкант, до смерти напуганный тем, что чуть не помер, разбирается с призраками из своего прошлого, настоящего и будущего. А в повести Проберта полиция Бристоля расследует серию загадочных убийств, причём единтсвенный подозреваемый умер много лет назад. Мне сложно судить о текстах совершенно незнакомых авторов, поэтому по привычке буду болеть за Муркока.
О расказах и их авторах могу сказать ещё меньше. Из авторов заочно знакома лишь Нина Аллан – спутница жизни Кристофера Приста и спец по русской литературе. Поэтому болеть ни за кого не буду, но за неё порадуюсь, если победит.
В категории сборников закомых авторов немного, но именно они способны побороться за премию. Кэрролл – признанный мастер магреализма, хорошо знакомый на постсоветском пространстве, но в основном романами. Это его второй авторский сборник (а первый от Эксмо мы так и не дождались). Ширман известен как автор огромного количества рассказов, чьи сборники выходят чуть ли не каждый год, а некоторые из них получали престижные премии. Книга Лейна представляет собою серию полицейских расследований в британском захолустье – в таком тихом омуте черти те ещё! А Ниво предлагает нам сборник макабрических рассказов, где самым легким спасением от ужаса становится безумие. Болеть я буду за Кэрролла.
В антологиях определённости ещё меньше. Многие видели на картинках Котсуолдс – сельский край в западной Англии с традиционными коттеджами, крытыми соломой. Финч составил антологию всяких ужасов, творящихся в этом идиллическом краю. Оливер собрал произведения известных современных авторов из Британии и Штатов о магах и о том, как они влияют на нашу жизнь. Название книги О’Риган говорит само за себя: дамские истории о привидениях, традиционный британский жанр. Пандемониум соединяет жанры вестерна и weird fiction. Мир этого городишки на задворках Дикого Запада совместно разрабатывала команда молодых писателей, а рассказы в этом мире они писали каждый отдельно. Тут я ни за кого болеть не буду.
Малые независимые издательства Британии я знаю слабо, по большому счёту только PS Publishing (занимает место, примерно равное месту Subterranean в Штатах), но именно PS и учредило премию для своих коллег. В номинации присутствует TTA Press – издательство не книжное, но журнальное: они издают НФ журнал Interzone и хоррорушный Black Static. Вот за них я и стану болеть: заслужили!
В разделе нон-фикшен навалено всё, что угодно: сборник эссе Дианы Уинн Джонс о писательстве и кембриджский справочник по фэнтези; колонка в Black Static, блоги и заменитый информационый фэнзин Ansible – почему-то здесь, а не в периодических изданиях. Ansible, безусловно, крут и полезен, но место ему явно не здесь. Поэтому болеть я стану за Джонс, ибо люблю нежно и уважаю безмерно.
В разделе журналов – оба британских НФ журнала: SFX и Interzone, а также родственный последнему Black Static, но четвёртый журнал мне совершенно незнаком. Болеть буду за Interzone.
Художников я знаю в основном тех, кто работает с НФ, частично с фэнтези, но хоррорушные мне незнакомы совершенно. Старый добрый Лес Эдвардс издавна работает во всех трёх жанрах, даже побывал почётным гостем на Ворлдконе 1995 года. В 90е годы его картинки часто встречались на русских книгах, особенно от АСТ. Даже на Дяченках. Вот за Эдвардса я и буду болеть. Остальных знаю настолько мало, что впечатление о них не составил, а сейчас разглядывать их сайты нет возможности.
С британскими комиксами я также незнаком (и буду благодарен за ваши комментарии), но из этого списка один встречался нам в номинации на Хьюго, а другой привлекает тем, что там участвует Мьевиль. Я только могу себе это представить! За комиксы болеть не буду, но за Мьевиля порадуюсь.
В категории киносценариев бесспорным фаворитом является первая часть Хоббита. Правоверные толкинисты уже и здесь нашли множество косяков, которые по традиции повесили на Джексона, хотя работу сценаристы проделали колоссальную и из (относительно) незатейливой детской сказки с применением рабочих материалов Толкина сделали вполне взрослую фэнтези, в меру серьёзную, в меру юморную, в меру суровую. Думаю, Профессор против такого подхода не возражал бы. Но за каждую деталь спорил бы нещадно! Что касается других номинантов, отрадно, что Джосс Уэдон продолжает радовать своими новыми работами, и что они по-прежнему востребованы и любимы зрителями. Болеть буду за Хоббита, но за Уэдона тоже порадуюсь.
И напоследок – дебютанты. Из десятка книг мне сколько-нибудь знакомы три: Ахмед, Морган и Майерс. Ахмед уже удостоен премии Локуса (см. выше в этом посте), а Майерс – премии Нортон. Однако, Морган с ходу номинирована на премию Холдстока, что для дебютанта весьма почётно. Импонирует также и то, что она не побоялась взяться за такую масштабную тему битвы светлых и тёмных ангелов и показать в ней человеческое измерение тех, кто «пал в перекрёстном огне». Если она и дальше удержит планку, то за её книгами нужно будет пристально следить. Ясное дело, за неё и буду болеть.
Теперь осталось дождаться начала ноября. Боюсь только, что когда три фэнтезийные премии будут вручаться, фигурально выражаясь, «на одном пятачке», то их лауреаты потеряются, взаимно аннигилируются. Надеюсь, администраторы премий придумают, как этого избежать.
В первый день июля были объявлены финалисты премии Сайдвайз 2013 года за лучшие альтернативные истории 2012 года. Ими стали:
Длинная форма / Long Form
• Doktor Glass, Thomas Brennan (Ace)
• Expedition to the Mountains of the Moon, Mark Hodder (Pyr, Snowbooks)
• The Cassandra Project, Jack McDevitt & Mike Resnick (Ace)
• The Mirage, Matt Ruff (Harper)
• Dominion, C.J. Sansom (Mantle, Pan McMillan)
Короткая форма / Short Form
• “Great White Ship”, Lou Antonelli (DailySF 5/11/12)
• “Steamgothic”, Sean McMullen (Interzone #241 7-8/12)
• Adrift on the Sea of Rains, Ian Sales (Whippleshield Books)
• “Fade to White”, Catherynne Valente (Clarkesworld #71, 8/12)
• “Something Real”, Rick Wilber (Asimov’s 4/12)
Награждение лауреатов состоится на Ворлдконе в Сан Антонио, Техас. Подробнее можно ознакомится на сайте Sidewise Awards.
Альтернативные истории, номинированные на премию Сайдвайз, всегда ставят передо мной сложную задачу, поскольку в той или иной степени они интересны все, и даже в книгах более слабых литературно могут встретиться интересные идеи, ради которых эти книги всё-таки стоит прочесть. В крупной форме некоторые книги посявящены Британии, но не только викторианской, и написаны не только британцами, но и американскими англофилами. К последним относится Томас Бреннан, возможно, дебютант (упоминания его других книг отсутствуют). Его книгу можно определить как стимпанковую альтернативно-историческую городскую фэнтези с детективным сюжетом, и среди прочих подобных она выделяется местом действия – Ливерпуль, а не обычный для подобных книг Лондон, – и поражающим воображение техническим чудом: мостом через Атлантику от Ливерпуля до Нью Йорка. Правда, в такой мост верится с трудом. Британец Марк Ходдер этой своей книгой завершает трилогию Бертона и Суинберна, хотя их приключения можно было бы нанизывать пачками. (И правильно, иначе цена им была бы пучок пятачок.) Рецензенты отмечают, что по сравнению с первой книгой, удостоенной премии Дика и уже вышедшей на русском, автор расписался: больше логики в сюжетных построениях, лучше прописаны персонажи, и есть множество отсылок к прежним книгам, увязывающим сюжетные линии всех трёх книг в единое целое. Два известных американских фантаста МакДевитт и Резник совместными усилиями написали книгу о загадке американской космической программы – идея довольно любопытная (хотя нравится не всем), но реализация никуда не годится: большинство рецензентов отмечает, что книга написана только о высадках на Луну и о расследовании тайной истории космической программы, но не о людях; персонажи картонные, логика в действиях отдельных пресонажей, даже тех, кто двигает сюжет, порою отсутствует напрочь. Похоже, книгу выдвинули только «за идею». Мираж в основном мейнстримового Мэтта Раффа уже фигурировал в моих обзорах в этом году. Весь мир в нём поставлен с ног на голову: Америка – фундаменталистская диктатура на задворках мира, а США (Соединённые Штаты Аравии) – мировая сверхдержава. Весь мир гудит от последствий теракта 9 ноября 2001, когда христианские фундаменталисты угнали самолёты и врезались на них в башни багдадского Всемирного Торгового Центра. Проводя обыск в жилище террористов, арабские агенты госбезопасности находят удивительную вещь: экземпляр New York Times за 12 сентября 2001 с подробным описанием атаки на нью-йоркские башни-близнецы. И почему в своей переписке террористы утверждали, что этот мир – всего лишь мираж? Ещё один британец в номинации – детективщик К.Дж. Сэнсом, известный в основном историческими детективами из времён Генри VIII. На этот раз действие его книги происходит в 1952 году, через 12 лет после заключения позорного перемирия с Германией вследствие Дюнкеркской катастрофы. В Британии профашистское правительство, задабривающее Германию, подмявшую под себя всю остальную Европу; Черчилль – в подполье; в России война продолжается 11 лет; европейские евреи «переселены на восток», и много других безрадостных картин. Главному герою предстоит узнать секрет, за которым охотятся спецслужбы Британии и Германии, секрет, на котором держится этот мир. Книга объёмистая, но за счёт интересных культурных, социальных и политических деталей обеспечивает плавное погружение в контекст эпохи. Кто из этих номинантов получит премию? Вряд ли МакДевитт/Резник; вряд ли Бреннан. А из трёх оставшихся в Штатах больше шансов у американца Раффа (9/11 им всё ещё болит). Однако, двоих британцев тоже не стоит сбрасывать со счетов, а из них двоих у Сэнсома роман более солидный.
С малой формой всё совершенно непонятно, поэтому я комментировать её не могу. Единственное знакомое произвдение – повесть британца Иэна Сейлса, удостоенная премии BSFA. Много месяцев назад в фантлабовском обзоре номинаций я писал о ней: (это) «двойной дебют для Сейлса: и как автора, и как издателя. Это постапокалиптическая космическая НФ: после ядерной войны обосновавшиеся на Луне колонисты, вооружившись “генератором торсионного поля”, пытаются найти пригодную для жизни альтернативную Землю. Более известные коллеги-писатели хвалят тщательность проработки, живость описаний и эмоциональную глубину.» Вот за успешного дебютанта я и стану болеть.
***
Пошёл ставить обзор на ФЛ, пока новых новостей не навалило. Следующий обзор будет недели через две. В середине июля вручат Мифопоэтическую премию и премию Ширли Джексон, а к тому времени могут появиться и номинации на другие премии.