Дж. Ф. Гонсалес. Back From The Dead
Если зайти в посвященную хоррору тему на каком-нибудь сайте, то наверняка где-нибудь на ее просторах встретишься с противостоянием любителей классического, «правильного», ужаса и поклонников современных кровавых произведений. Если повезет, то можно понаблюдать за эпической битвой, в которой обе стороны будут всячески принижать своего противника. Одних назовут «пугливыми детишками», вторые удостоятся звания «больных на голову извращенцев», но и те и другие, конечно же, даже не вспомнят о том, как они сами выглядят в глазах обычного читателя. Наверное, не очень презентабельно, если уж сам факт чтения чего-то вызывает усмешку, а тут – живые мертвецы, призраки и похотливые маньяки.
Главному герою этой книги очень не повезло. Тим Гэйнс любит читать Ричарда Лаймона, Стивена Кинга и прочих авторов ужаса. Любит Роберта Говарда, не откажется от хорошей фантастической книги или первоклассного фильма. Вот только городок, в котором живет Тим вместе со своими родителями, косо смотрит на человека уже за то, что тот пропустил парочку воскресений в церкви. До религиозного фанатизма далеко, но упертый христианский консерватизм прочно вцепился в эту землю. Чего уж тут говорить о Тиме. Его быстро причислили к сатанистам, пособникам дьявола и прозвали Графом, за любовь к определенному роду литературы.
Только видимость обманчива. Тим просто обычный шестнадцатилетний паренек, который любит почитать страшную книжку на перемене и вовсе не помышляет о черных ритуалах. А вот четверо «примерных» мальчишек и прилежных христиан – Скотт, Дэвид, Стив и Гордон –далеки от идеала смиренных агнцев. Это они с приятелями уже несколько лет распространяют о Тиме грязные слухи, которые превратили главного героя в изгоя и парию. Они же нашли себе отличное развлечение – выезжать по ночам в соседние городки и избивать одиночек на улице. И чем дальше, тем больше: «Возвращение из мертвых» начинается с того, что приятели похищают бездомного и отвозят в пустующий гостевой домик Скотта. Зачем нарываться на неприятности на темных улицах, если можно завести себе «боксерскую грушу», которая всегда будет под рукой и не даст сдачи? Только вот бездомный умирает через несколько дней. С этого и начинаются все неприятности, которые обрушаться на героев книги и жителей небольшого городка.
Книгу дочитал с трудом. В начале даже отложил в сторону и решил переключится на что-нибудь другое, но все же решил дочитать до конца. Примерно с середины втянулся, но от романа все равно не в восторге. Отчасти это связано с тем, что я просто ошибся с выбором. Пробежавшись глазами по аннотации и парочке небольших отзывов, решил, что «Возвращение» — это жесткий социальный хоррор о подростковом насилии, а на деле получил еще одну незамысловатую историю о зомби. Местные книжные отморозки решили оживить убитого бездомного, одолжили ужастик про мертвецов у главного героя и каким-то чудом, следуя полувымышленному ритуалу, воскресили труп. А потом еще один. Результат их действий полностью предсказуем. Скучно. Из всей книги мне понравилось только то, что Гонсалес не стал раздувать проблему ходячих мертвецов до всемирного масштаба. Честно говоря, зомбиапокалипсис уже сильно поднадоел.
Впрочем, это не так важно. Главная причина, почему я остался недовольным этой книгой Гонсалеса – это ее целевая аудитория, к которой я совсем не подхожу. Конечно, я не могу точно сказать, для кого писалось «Возвращение», но по ощущениям, интуитивно – для ровесников Тима. Для тех мальчишек, над которыми посмеиваются в школе за то, что они читают хоррор. Или над тем, что они просто читают. Гонсалес поддерживает таких ребятишек, приободряет. Через своего героя говорит, что читать фантастику или страшные книги – это нормально и в этом нет ничего постыдного. И родители Тима всячески поддерживают его интерес к литературе, и сами не откажутся от нового романа Стивена Кинга. Сперва будет Лаймон, а потом Фолкнер, Диккенс и остальные «серьезные» авторы.
Неплохая тема и достойная уважения задача, вот только сделано все плохо. Поверхностно. Я, например, так и не увидел в главном герое увлеченного читателя и поклонника жанра. Вскользь упоминается парочка широко известных авторов, расхваливается «Хостел», а в особенности вторая часть (пожалуй, это самое страшное, что можно найти в «Возвращении»). Для чего-то вспоминают «Хроники Нарнии», зачем? Все это вроде бы должно создать доверительную атмосферу, пробудить чувство родства : «Смотри парень, я пишу про тебя, про твои увлечения», — но мне показалось лишь нелепым и смешным. Да, наверное, возраст не тот, и книг слишком много прочитано.