Полдень XXIV век и другие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» > Полдень, XXIV век, и другие новости нездешних премий
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Полдень, XXIV век, и другие новости нездешних премий

Статья написана 20 мая 2013 г. 05:12

В последние две недели в мире НФ и фэнтези происходило множество важных событий. Стали известны лауреаты Небьюлы, финалисты премий Локуса, Кэмпбелла, Старджона и Мифопоэтической, и понемногу премиальная картина года начала приобретать форму и цвет.

Лауреаты премии Небьюла за 2012 год

В субботу, 18 мая 2013, на 48м Небьюловском уикэнде SFWA в Сан Хосе, Калифорния (столице «Силиконовой долины») состоялось вручение премий Небьюла за 2012 год. Лауреатами стали:

Роман / Novel

2312, Kim Stanley Robinson (Orbit US; Orbit UK)

Его соперниками были:

Throne of the Crescent Moon, Saladin Ahmed (DAW; Gollancz ’13)

Ironskin, Tina Connolly (Tor)

The Killing Moon, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)

The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)

Glamour in Glass, Mary Robinette Kowal (Tor)

Повесть / Novella

After the Fall, Before the Fall, During the Fall, Nancy Kress (Tachyon)

Её соперниками были:

On a Red Station, Drifting, Aliette de Bodard (Immersion Press)

• “The Stars Do Not Lie”, Jay Lake (Asimov’s 10-11/12)

• “All the Flavors”, Ken Liu (GigaNotoSaurus 2/1/12)

• “Katabasis”, Robert Reed (F&SF 11-12/12)

• “Barry’s Tale”, Lawrence M. Schoen (Buffalito Buffet)

Новелла / Novelette

“Close Encounters”, Andy Duncan (The Pottawatomie Giant & Other Stories)

Его соперниками были:

• “The Pyre of New Day”, Catherine Asaro (The Mammoth Books of SF Wars)

• “The Waves”, Ken Liu (Asimov’s 12/12)

• “The Finite Canvas”, Brit Mandelo (Tor.com 12/5/12)

• “Swift, Brutal Retaliation”, Meghan McCarron (Tor.com 1/4/12)

• “Portrait of Lisane da Patagnia”, Rachel Swirsky (Tor.com 8/22/12)

• “Fade to White”, Catherynne M. Valente (Clarkesworld 8/12)

Рассказ / Short Story

“Immersion”, Aliette de Bodard (Clarkesworld 6/12)

Её соперниками были:

• “Robot”, Helena Bell (Clarkesworld 9/12)

• “Fragmentation, or Ten Thousand Goodbyes”, Tom Crosshill (Clarkesworld 4/12)

• “Nanny’s Day”, Leah Cypess (Asimov’s 3/12)

• “Give Her Honey When You Hear Her Scream”, Maria Dahvana Headley (Lightspeed 7/12)

• “The Bookmaking Habits of Select Species”, Ken Liu (Lightspeed 8/12)

• “Five Ways to Fall in Love on Planet Porcelain”, Cat Rambo (Near + Far)

Премия Рэя Брэдбери за выдающуюся драматическую постановку / Ray Bradbury Award for Outstanding Dramatic Presentation

Beasts of the Southern Wild

Его соперниками были:

• The Avengers

• The Cabin in the Woods

• The Hunger Games

• John Carter

• Looper

Премия Андре Нортон за детско-юношескую книгу НФ и фэнтези / Andre Norton Award for Young Adult Science Fiction and Fantasy Book

Fair Coin, E.C. Myers (Pyr)

Его соперниками были:

Iron Hearted Violet, Kelly Barnhill (Little, Brown)

Black Heart, Holly Black (S&S/McElderry; Gollancz)

Above, Leah Bobet (Levine)

The Diviners, Libba Bray (Little, Brown; Atom)

Vessel, Sarah Beth Durst (S&S/McElderry)

Seraphina, Rachel Hartman (Random House; Doubleday UK)

Enchanted, Alethea Kontis (Harcourt)

Every Day, David Levithan (Alice A. Knopf Books for Young Readers)

Summer of the Mariposas, Guadalupe Garcia McCall (Tu Books)

Railsea, China Miéville (Del Rey; Macmillan)

Above World, Jenn Reese (Candlewick)

Кроме этого, Джин Вулф был удостоен звания Гранд Мастера (2012 Damon Knight Grand Master Award) за пожизненный вклад и достижения в области фантастики. Карл Саган и Джинджер Бьюкенен были удостоены премии Солстайс (Solstice Award), а Майкл Пейн получил премию Кевина О’Доннела за службу SFWA (Kevin O’Donnell Jr. Service to SFWA Award).

В целом результат получился хороший, намного лучше, чем во многие из недавних годов. Я справедливо полагал, что при обилии фэнтези в номинации, один действительно хороший, умный и хорошо написанный НФ роман (а все эти качества сполна присущи Робинсону) просто обречён на успех, поскольку за него проголосуют все поклонники НФ, а голоса поклонников фэнтези распылятся между остальными. Робинсону не впервой получать высшую награду от коллег-писателей: прежде он получал Небьюлу за роман Красный Марс и за повесть «Слепой геометр». Так держать, впереди – Хьюго! Нэнси Кресс особенно ценят коллеги-писатели – Небьюл у неё больше, чем других премий, эта уже пятая, все – за малую прозу. Эту книжку с трудом можно назвать малой прозой: это большая повесть, но на обложке указано «роман». В произведениях Кресс есть всё то, за что мы любим хорошую фантастику: интересные идеи, основанные на научных концепциях, а не высосанные из пальца, герои, которым хочется сопереживать, высокий литературный уровень. Ужасно жаль, что гадкий перевод Испанских нищих перекрыл кислород переводам других её книг. Я ничего не ждал от категории новелл, и Энди Дункан показался мне приемлемым лауреатом. Эту его новеллу уже успели выдвинуть и на Старджона, и на канадскую Аврору, значит, и впрямь достойная. Для Дункана это первая Небьюла (с седьмой попытки), с чем его и поздравляю! Также свою первую Небьюлу (с третьей попытки) получила и Альет де Бодар, француженка, пишущая по-английски. Не будет преувеличением сказать, что это новая европейская звезда, которая пока что всё ещё восходит, и остаётся только гадать, каких высот она достигнет на пике своей формы. Для англочитающих ближайшая возможность пересечься с ней во времени и пространстве будет на Финнконе в июле.

К своему стыду, я совсем ничего не знал о фильме Звери дикого Юга. :-( Вот теперь, когда он получил премию Брэдбери, я его точно посмотрю. То, что о нём пишут, вызывает большой интерес (например, перспектива: всё показано с точки зрения шестилетней главной героини). Не удивлюсь, если это будет таким же откровением, как, к примеру, Лабиринт фавна.

Премию Нортон за д/ю роман получил дебютант Майерс, и эта книга выдвинута ещё на одну из премий для дебютантов. Хотя здесь речь идёт не о классическом исполнителе желаний, а только о средстве изменения тех или иных свойств – поди знай в какую сторону – эта книга является интересной вариацией популярной волшебной сказки, удачно вписанной в современный мир.

О титуле Грандмастера для Джина Вулфа я писал уже не раз, и не один год. И вот, наконец, это свершилось! Поздравляю от всей души! На мой взгляд, сейчас в англоязычном мире нет никого более достойного! О лауреатах премии Солстайс я также высказывался в комментариях сразу по оглашении. Оба достойны, оба по-своему претворяли фантастику в жизнь: один за радиотелескопом, другая – во главе издательства.

Финалисты премии Локуса за 2013 год

На прошлой неделе Фонд по присуждению премий Локуса (Locus Science Fiction Foundation) объявил финалистов премии за 2013 год – по пять первых мест по результатам голосования, строго в алфавитном порядке, чтобы сохранить интригу. Награждение лауреатов состоится на уикэнде премий Локуса (Locus Awards Weekend) в Сиэтле, 28-30 июня 2013. Конни Уиллис выступит в качестве церемониймейстера.

НФ РОМАН / SCIENCE FICTION NOVEL

The Hydrogen Sonata, Iain M. Banks (Orbit US; Orbit UK)

Captain Vorpatril’s Alliance, Lois McMaster Bujold (Baen)

Caliban’s War, James S.A. Corey (Orbit US; Orbit UK)

2312, Kim Stanley Robinson (Orbit US; Orbit UK)

Redshirts, John Scalzi (Tor; Gollancz)

ФЭНТЕЗИ РОМАН / FANTASY NOVEL

The Killing Moon, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)

The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)

Glamour in Glass, Mary Robinette Kowal (Tor)

Hide Me Among the Graves, Tim Powers (Morrow; Corvus)

The Apocalypse Codex, Charles Stross (Ace; Orbit UK)

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ КНИГА / YOUNG ADULT BOOK

The Drowned Cities, Paolo Bacigalupi (Little, Brown; Atom)

Pirate Cinema, Cory Doctorow (Tor Teen)

Railsea, China Miéville (Del Rey; Macmillan)

Dodger, Terry Pratchett (Harper; Doubleday UK)

The Girl Who Fell Beneath Fairyland and Led the Revels There, Catherynne M. Valente (Feiwel and Friends; Much-in-Little ’13)

ДЕБЮТНЫЙ РОМАН / FIRST NOVEL

Throne of the Crescent Moon, Saladin Ahmed (DAW; Gollancz ’13)

vN, Madeline Ashby (Angry Robot US; Angry Robot UK)

Seraphina, Rachel Hartman (Random House; Doubleday UK)

The Games, Ted Kosmatka (Del Rey; Titan)

Alif the Unseen, G. Willow Wilson (Grove; Corvus)

ПОВЕСТЬ / NOVELLA

• “In the House of Aryaman, a Lonely Signal Burns”, Elizabeth Bear (Asimov’s 1/12)

On a Red Station, Drifting, Aliette de Bodard (Immersion)

After the Fall, Before the Fall, During the Fall, Nancy Kress (Tachyon)

• “The Stars Do Not Lie”, Jay Lake (Asimov’s 10-11/12)

The Boolean Gate, Walter Jon Williams (Subterranean)

НОВЕЛЛА / NOVELETTE

• “Faster Gun”, Elizabeth Bear (Tor.com 8/12)

• “The Girl-Thing Who Went Out for Sushi”, Pat Cadigan (Edge of Infinity)

• “Close Encounters”, Andy Duncan (The Pottawatomie Giant & Other Stories)

• “Fake Plastic Trees”, Caitlín R. Kiernan (After)

• “The Lady Astronaut of Mars”, Mary Robinette Kowal (Rip-Off!)

РАССКАЗ / SHORT STORY

• “The Deeps of the Sky”, Elizabeth Bear (Edge of Infinity)

• “Immersion”, Aliette de Bodard (Clarkesworld 6/12)

• “Mantis Wives”, Kij Johnson (Clarkesworld 8/12)

• “Elementals”, Ursula K. Le Guin (Tin House Fall ’12)

• “Mono No Aware”, Ken Liu (The Future Is Japanese)

АНТОЛОГИЯ / ANTHOLOGY

After, Ellen Datlow & Terri Windling, eds. (Hyperion)

The Year’s Best Science Fiction: Twenty-ninth Annual Collection, Gardner Dozois, ed. (St. Martin’s; Robinson as The Mammoth Book of Best New SF 25)

The Future Is Japanese, Nick Mamatas & Masumi Washington, eds. (Haikasoru)

Edge of Infinity, Jonathan Strahan, ed. (Solaris US; Solaris UK)

The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Six, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade)

АВТОРСКИЙ СБОРНИК / COLLECTION

The Best of Kage Baker, Kage Baker (Subterranean)

Shoggoths in Bloom, Elizabeth Bear (Prime)

At the Mouth of the River of Bees, Kij Johnson (Small Beer)

The Unreal and the Real: Selected Stories Volume One: Where on Earth and Volume Two: Outer Space, Inner Lands, Ursula K. Le Guin (Small Beer)

The Dragon Griaule, Lucius Shepard (Subterranean)

НЕХУДОЖЕСТВЕННАЯ КНИГА / NON-FICTION

An Exile on Planet Earth, Brian Aldiss (Bodleian Library)

Science Fiction: The 101 Best Novels 1985-2010, Damien Broderick & Paul Di Filippo, eds. (NonStop)

Distrust That Particular Flavor, William Gibson (Putnam)

The Cambridge Companion to Fantasy Literature, Edward James & Farah Mendlesohn, eds. (Cambridge University Press)

Some Remarks, Neal Stephenson (Morrow)

АЛЬБОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ART BOOK

Spectrum 19: The Best in Contemporary Fantastic Art, Cathy Fenner & Arnie Fenner, eds. (Underwood)

Trolls, Brian Froud & Wendy Froud (Abrams)

Tarzan: The Centennial Celebration, Scott Tracy Griffin (Titan)

J.R.R. Tolkien: The Art of The Hobbit by J.R.R. Tolkien, Wayne G. Hammond & Christina Scull, eds. (Houghton Mifflin Harcourt)

Steampunk: An Illustrated History, Brian J. Robb (Aurum)

ЖУРНАЛ / MAGAZINE

Asimov’s

F&SF

• Tor.com

Clarkesworld

Subterranean

ИЗДАТЕЛЬСТВО / PUBLISHER

• Tor

• Subterranean Press

• Orbit

• Baen

• Angry Robot

РЕДАКТОР / EDITOR

• John Joseph Adams

• Ellen Datlow

• Gardner Dozois

• Jonathan Strahan

• Ann & Jeff VanderMeer

ХУДОЖНИК / ARTIST

• Donato Giancola

• Stephan Martiniere

• John Picacio

• Shaun Tan

• Michael Whelan

Интересные финалисты, много пищи для ума. Некоторые категории практически совпадают с набором обложек в моём обзоре рекомендаций Локуса, некоторые – нет. Но, обо всём по порядку.

В число финалистов в разделе НФ попал Бэнкс! Я уже доволен! У меня нет полной уверенности в том, что премия ему достанется, но шанс есть. Конечно, главным претендентом, как я и предполагал, является Робинсон, за него голосовали многие американцы, которым по вкусу умная НФ с широкой панорамой будущего в 24м веке. Уступкой вкусам более массовым стали книги Буджолд и Скальци, и это не упрёк им, а просто их особенность. Туда же можно отнести и вторую книгу «Джеймса Кори», которую я недооценил. Поскольку среди читателей Локуса (и среди голосующих на премию) преобладают американцы, то в финале пошёл перекос в сторону американских авторов, но Британию представляет наиболее достойный. Вот и пожелаем ему удачи!

В разделе фэнтези доминируют два предсказанных мною лидера – Пауэрс и Кирнан. Между ними и разгорится основная борьба, а победит в ней, скорее всего, Пауэрс: ему уже трижды это удавалось, причём это были все три романа из слабосвязанной трилогии; кроме этого, он трижды занимал второе место. Кирнан прежде на премии Локуса так высоко не поднималась. Помимо всего, у Пауэрса роман смачный, по многим признакам заметно лучше, чем пара предыдущих, и судя по его выступлениям на прошлогоднем Евроконе (сразу после выхода книги) и по недавнему интервью в Локусе, он чувствует себя вполне уверенно! Кирнан – соперник мощный, за её плечами несколько выдвижений на другие премии + премия Типтри, а значит и поддержка самой разной публики. И самое главное – её книга яркая и тоже весьма неординарная. Молодые дарования Джемисин и Коваль стали «почётными финалистами», видимо, заручившись поддержкой тех, кто выдвигал их на Небьюлу – то есть, в финал-то они попали, но шансов на премию – никаких. Британцев единолично представляет Чарли Стросс и, возможно, это лучшее, что Британия может на этот раз выставить в жанре фэнтези. Правда, с такими соперниками шансов у Чарли немного. Всё равно пожелаю ему удачи.

В д/ю разделе я правильно назвал четырёх из пяти финалистов (Бачигалупи, Доктороу, Мьевиль и Пратчетт) и недооценил Валенте, чья предыдущая книга из «Фейриленда» была удостоена премии в прошлом году. Пятёрка очень мощная и ровная, у всех книг есть свои преимущества. Мьевиль впереди всех по необычности своего романа, Доктороу подкупает актуальностью проблематики, Бачигалупи – мрачными видениями относительно близкого будущего, Пратчетт опережает всех вместе взятых популярностью и общим классом, а у Валенте книга взаимосвязана с прошлогодним лауреатом. Мне кажется, что победит всё-таки Мьевиль: помимо общего качества книги американские голосователи оценят оммаж своему классику Мелвиллу, чего от британцев нечасто дождёшься. Вот за него я и буду болеть.

В разделе дебютных романов мой результат был три из пяти (Ахмед, Эшби и Хартман). Конечно, у Хартман есть некоторое преимущество в виде одной премии и трёх номинаций на премии для дебютантов и сопутствующей популярности, у Ахмеда в активе есть номинации на Хьюго и Небьюлу, что тоже немало. Эшби уступает им по этим внешним признакам, но подкупает тем, что это НФ, андроиды, хорошая проза, и тень ФКД на заднем плане. Я также недооценил двух дебютантов. Косматка написал технотриллер в духе Крайтона, а Уилсон стала для меня настоящей тёмной лошадкой! По жизни она американская журналистка, начавшая писать в музыкальные журналы ещё тинейджером. Впоследствии она а) перебралась в Египет, б) приняла ислам, в) стала писать для серьёзных американских журналов статьи по проблемам арабского мира и исламского Востока. Её роман – история любви, разворачивающаяся на фоне «арабской весны», а её главный герой, местный хакер, обнаруживает книгу джинна, которая может вызвать революцию в информационных технологиях. Книге напели множество дифирамбов и назвали её сплавом Стивенсона, Пуллмана и Тысячи и одной ночи! Очень было бы интересно отрецензировать её для Фантлаба. Хотя, тень ФКД призывает меня болеть за Эшби. ;-)

Среди повестей я правильно назвал четыре из пяти. Очевидными были три номинанта на Хьюго и Небьюлу одновременно (де Бодар, Кресс и Лейк), а Уильямса я вычислил. Недооцененная мною Элизабет Бир в последнее время нередко выдвигается на разные премии, чаще за малую прозу, но романы получали номинации на премию Дика, и её рассказы из года в год включают в Лучшие за год. Основная борьба, по-моему, разгорится между де Бодар и Кресс, а их шансы примерно равны. (Пишу в будущем времени «разгорится», как будто не знаю, что все голоса уже посчитаны. Кстати, и Небьюла Кресс не в счёт здесь, поскольку голосование Локуса закончилось за месяц до вручения Небьюлы.) Болеть буду за де Бодар, поскольку Европа, также порадуюсь и за Кресс, и за Уильямса, если победят.

Сориентироваться в новеллах было очень тяжело, и я отметил несколько новелл из лучших оригинальных антологий года. В пятёрку попали три из них (Кэдиган, Кирнан и Коваль), причём от Кирнан я этого совершенно не ожидал. Как впрочем и того, что Элизабет Бир попадёт в пятёрки всех трёх категорий малой прозы. Кроме неё темной лошадкой стал Энди Дункан с повестью, которая только что получила Небьюлу. К сожалению, я как-то мало обращал внимание на этого автора, несмотря на то, что его имя было на слуху последние лет 8-10.

Среди пятёрки рассказов центральное место занимают три номинанта на Хьюго (де Бодар, Джонсон, Лю), среди которых де Бодар – абсолютный лидер, даже если не принимать во внимание её Небьюлу. Если не случится никаких неожиданностей, то премия достанется ей. И ещё я был приятно удивлён появлению в пятёрке финалистов Ле Гуин – есть ещё порох в пороховницах! А рассказ Бир стал одной из лучших вещей в антологии Стрейхана об освоении Солнечной системы.

Вот теперь-то как раз об антологиях! И здесь я правильно назвал четыре из пяти: среди оригинальных антологий – Стрейхан (об освоении Солнечной системы) и Маматас/Вашингтон (о японском будущем), а тинейджерскую постапокалиптику Дэтлоу/Уайндлинг недооценил; среди «лучших за год» – впереди всех, естественно, Дозуа, а на втором месте уже в течение ряда лет прочно обосновался Стрейхан. На мой взгляд, основная борьба пойдет между Лучшей за год НФ от Дозуа и оригинальной антологией Стрейхана. Бывали годы, когда мощной оригинальной антологии удавалось победить «лучших за год». Так что поглядим – мне обе они нравятся!

Как я говорил в обзоре рекомендаций Локуса, год был необычайно урожайным на хорошие авторские сборники. Поэтому всё зависело от предпочтений голосовавших. Я правильно назвал всего два из пяти: Дракона Шепарда и Лучшее Бейкер, и это бесспорно, лучшие сборники года, а премию всё-таки получит Шепард! За него я и болею, за Бейкер тоже порадуюсь. Кроме этого в пятёрку финалистов вошли избранные рассказы Ле Гуин (пока неясно, это двухтомник или первые два тома бОльшего издания), а также два очередных сборника малой прозы Элизабет Бир (уже третий) и Кидж Джонсон (второй). Вот интересно, мне кто-то может объяснить, в чём здесь дело – все, кто читал рассказы Кидж Джонсон, пожимают плечами: что в них хорошего? За что ей дали её Небьюлы? Или она пишет настолько для американцев, что нам в Европах не понять?

Пятёрку нехудожественных финалистов я угадал всю! (У меня было шесть обложек, но DWJ оказалась лишней.) В пятёрке – две книги справочной литературы (101 лучший роман с 1985 по 2010 и справочник по фэнтези от Кембриджского университета) и три книги эссеистики ведущих авторов НФ: Олдисса, Гибсона и Стивенсона. Пятёрка очень ровная, финалисты все сильные (и все мне нравятся), поэтому любой прогноз может не оправдаться. А вот давайте я буду болеть за Олдисса! Зря я, что ли, выдвигал его на Грандмастера в прошлом году? ;-)

Раздел художественных альбомов показал, насколько мои вкусы отличаются от вкусов остальных читателей Локуса: я назвал правильно только одного финалиста – альбом Фрауда о троллях. Мартиньер чем-то капитально не угодил американской публике, раз его нет ни в шортлисте Хьюго, ни здесь. Остальными финалистами являются: завсегдатай финалов Локуса, художественная антология Спектрум; книга, посвящённая собственным иллюстрациям Толкина к Хоббиту; альбом, отмечающий столетие Тарзана; и иллюстрированная история стимпанка. Я обязательно буду болеть за Фрауда, поскольку ничего лучше его в пятёрке не вижу.

А дальше речь пойдёт о категориях, за которые голосуют без рекомендаций. Категория журналов демонстрирует сложившуюся ситуацию на рынке: традиционные бумажные журналы (Asimov’s, F&SF) всё ещё в почёте у читающей публики, несмотря на уменьшающееся с каждым годом количество номинаций из них; а онлайновых журналов в пятёрке уже больше (три), причём один из них сам себе журнал (Clarkesworld), а два других – подразделения книжных издательств (Subterranean и Tor.com). Сложно сказать, кто получит премию. Скорее всего, это будет онлайновый журнал, а если так, то пусть это будет Clarkesworld!

В категории издательств доминируют Tor и Subterranean – лидеры рынка в своих сегментах (Tor входит в издательскую империю Macmillan, а Subterranean – малое независимое издательство). Лидеры и по количеству, и по качеству издаваемой фантастики. Orbit – британский импринт НФ и фэнтези, которому уже около 40 лет, а последние 20 из них он принадлежит американской издательской империи Little Brown. Он всегда был одним из двух-трёх лидеров в Британии, а выйдя на американский рынок несколько лет назад, прочно обосновался и там, издавая множество хороших авторов – как новых (Джемисин, Кори), так и маститых (Робинсон). Одно дело, когда фантастический импринт создаётся издательством художественной литературы (тоже художка, только с прибабахом!); совсем другое, когда его создаёт издатель непрофильной литературы. Импринт Angry Robot, созданный несколько лет назад крупнейшим британским издательством военно-исторической литературы Osprey, это просто разрыв шаблона! Их первым большим прорывом стал Зоосити Лорен Бьюкес. С тех пор они выпустили немало интересных дебютантов; например, сейчас это Мадлен Эшби. А вот как в числе финалистов оказался Baen Books, для меня совершенно непостижимая загадка. Среди издателей фантастики это середнячок, издающий много боевой НФ и фэнтези, не брезгующий всякими проектами вроде «Man-Kzin Wars» (под Нивена и при его участии), постоянно переиздающий некоторых классиков (например, Хайнлайна и Андерсона), но из современных топовых авторов у них есть всего только одна Буджолд, пусть именно они её нашли, взрастили и издавали от и до, но чтобы быть крутым издателем НФ в Америке, этого мало. Премию скорее всего дадут или Тору, или Сабам, но могут и Орбит уважить, за то, как они резво и мощно вышли на американский рынок.

В категории редакторов – люди, формирующие облик той фантастики, которую мы знаем и любим. Журнальный редактор в пятёрке всего один – Адамс; раньше он возглавлял бумажный журнал F&SF, но три года назад ушёл, чтобы создать свой собственный онлайновый НФ журнал Lightspeed, а потом ещё и Fantasy Magazine. Вот так и сидит на двух стульях – и швец, и жнец. Все остальные имена в пятёрке – антологисты, а Дозуа – в прошлом великий главред Asimov’s, а ныне просто лучший в мире редактор-составитель антологий. Австралиец Стрейхан уже давно показал, что дело Дозуа есть кому продолжить. Дэтлоу всегда шла своим путём, предпочитая тёмные тропинки фэнтези и хоррора, хотя иногда выступая и в других жанрах (постапокалиптика на этот раз). А у ВандерМеера редакторские проекты хорошо дополняют его собственное творчество. В последние годы профессиональный рост Стрейхана шёл особенно бурно, а Дозуа стоял на месте. По уму правильнее было бы наградить Стрейхана, но как решили читатели Локуса – неведомо.

И последняя категория – художники, которые априори объективной оценке не подлежат, только субъективной, и никак иначе! У читателей Локуса уже сложилось определённое представление о любимых художниках и оно несколько отстаёт от того, что мы видим в номинациях на Хьюго. Может быть это и хорошо, поскольку в пятёрку по-прежнему входит старый добрый Уэйлан, звёзды последнего десятилетия Джанкола, Мартиньер и Пикачо, а также австралиец Тан, который всегда шёл своим путём. Я буду болеть за Мартиньера, а то что-то в Америке его обижают.

Вот таких финалистов показал нам Локус. И ведь как умеют держать интригу! Раньше было просто – голосование закончилось, и аж до самого вручения премий ждите по одному лауреату в каждой категории. А теперь – когда голоса посчитаны, примерно за полтора месяца показывают финалистов, чтобы подогреть интерес. Как бы там ни было, дело это правильное, способствует привлечению внимания к лучшим достижениям умозрительной литературы за прошлый год!

Шорлист премии Брэнфорда Боуза

Также на прошлой неделе был оглашён шортлист премии Брэнфорда Боуза за 2013 год. Этой британской премией награждают дебютные романы для юных читателей, независимо от жанровой принадлежности, причём помимо автора, премию получает и редактор.

Из книг, относящимся к нашим жанрам (НФ/Ф/Х), в шортлисте есть три: After the Snow by S.D. Crockett, edited by Emma Young (Macmillan); Daylight Saving by Edward Hogan, edited by Mara Berman (Walker); and Black Arts by Andrew Prentice & Jonathan Weil, edited by Simon Mason (Fickling). Церемония награждения состоится 11 июля 2013 в Лондоне.

Крокетт не стесняется говорить юным читателям о вещах страшных и неприятных: о последствиях изменения климата (действие происходит в 2059 году – на дворе шестой ледниковый период), о насилии, о рабстве, но делает это тактично и обязательно оставляет надежду. Хоган выступает в традиционном британском жанре литературы о привидениях, а мэтры (например, Мантел) высоко оценили его «сверхъестественную наблюдательность». Прентис и Уэйл этой книгой начали серию головокружительных приключений в елизаветинском Лондоне с примесью магии, ужасов и юмора, а набор персонажей демонстрирует весь спектр тогдашнего общества – от простого карманника, работающего в театре «Глобус», до придворного алхимика доктора Ди.

Финалисты Мемориальной премии Джона Кэмпбелла

Неделю назад были оглашены финалисты Мемориальной премии Джона Кэмпбелла (John W. Campbell Memorial Award) за 2013 год. Эта премией награждается лучший НФ роман предыдущего года. Вручение состоится в рамках Кэмпбелловской конференции, которая пройдёт 13-16 июля 2013 в Лоуренсе, Канзас.

The Hydrogen Sonata, Iain M. Banks (Orbit)

Any Day Now, Terry Bisson (Overlook)

Existence, David Brin (Tor)

The Rapture of the Nerds, Cory Doctorow & Charles Stross (Tor)

Empty Space, M. John Harrison (Night Shade)

Intrusion, Ken MacLeod (Orbit)

Railsea, China Miéville (Del Rey)

The Fractal Prince, Hannu Rajaniemi (Tor)

Blue Remembered Earth, Alastair Reynolds (Ace)

Jack Glass: The Story of a Murderer, Adam Roberts (Gollancz)

2312, Kim Stanley Robinson (Orbit)

Slow Apocalypse, John Varley (Ace)

Alif the Unseen, G. Willow Wilson (Grove Press)

Невообразимая чёртова дюжина романов! Вот они – все те, кого нам не хватало на других премиях! Семь британских авторов и примкнувшие к ним Доктороу и Райяниеми против пяти американцев! Позволю себе напомнить, что здешнее жюри известно своими непредсказуемыми решениями (как бы ни менялся его состав), они в своё время даже Нейроманта прокатили! Я совершенно не могу предсказать, как решит жюри на этот раз, но прошлогоднее соломоново решение мне понравилось (наградили 2 романа, британского и американского авторов). Я не перестаю надеяться, что Бэнкс таки получит свою заслуженную премию, тем более, что этот роман – лучший из цикла о Культуре за последнее время и финалист Локуса. Среди других британских претендентов – лауреат премии BSFA Адам Робертс, номинированный на BSFA Харрисон, номинированный на BSFA и Кларка МакЛауд, финалист премий Нортон и Локуса Мьевиль, а также книги, которые до других премий «не допрыгнули»: совместный роман Доктороу и Стросса, родившийся из серии рассказов; второй фрактальный роман Райяниеми, а также роман Рейнольдса, открывающий новую серию. С американской стороны наиболее мощный претендент – лауреат Небьюлы Робинсон, для которого это уже шестой шортлист или финал. Другие американцы не избалованы номинациями: для Биссона и Варли это первая номинация в этом году, довольно удачный роман Брина по какой-то причине не попал даже в список рекомендаций Локуса, а Уилсон – единственный дебютный роман и единственная дама в финале – среди финалистов Локуса за дебют. В финале есть много романов хорошо написанных, но немного знаковых. А знаковых здесь, поди, всего два: Бэнкс и Робинсон! Робинсону хватит Хьюго и Небьюлы, а Бэнкс пусть возьмёт остальное! ;-)

Финалисты Мемориальной премии Теодора Старджона

Тогда же, вместе с Кэмпбеллом, были оглашены финалисты Мемориальной премии Теодора Старджона за 2013 год. Этой премией награждается лучшая НФ малая проза предыдущего года. Вручение её также состоится в рамках Кэмпбелловской конференции, которая пройдёт 13-16 июля 2013 в Лоуренсе, Канзас.

• “Things Greater Than Love”, Kate Bachus (Strange Horizons 3/19/12)

• “Immersion”, Aliette de Bodard (Clarkesworld 6/12)

• “Scattered Along the River of Heaven”, Aliette de Bodard (Clarkesworld 1/12)

• “The Grinnell Method”, Molly Gloss (Strange Horizons 9/3/12 & 9/10/12)

After the Fall, Before the Fall, During the Fall, Nancy Kress (Taychon)

• “The Weight of History, the Lightness of the Future”, Jay Lake (Subterranean Spring 2012)

• “The Bookmaking Habits of Select Species”, Ken Liu (Lightspeed 8/12)

• “Mono No Aware”, Ken Liu (The Future Is Japanese)

• “Nahiiku West”, Linda Nagata (Analog 10/12)

Eater of Bone, Robert Reed (PS Publishing)

• “The Peak of Eternal Light”, Bruce Sterling (Edge of Infinity)

• “(To See the Other) Whole Against the Sky”, E. Catherine Tobler (Clarkesworld 11/12)

Новелла “Close Encounters” by Andy Duncan (The Pottawottamie Giant) также была в числе финалистов, но Дункан как член жюри снял её с рассмотрения.

И тоже чёртова дюжина финалистов, правда, без Дукнана – просто дюжина, хотя выход в финал в его послужном списке останется. Три повести, четыре новеллы и шесть рассказов. Некоторые уже выдвигались на разные премии, для некоторых это первая номинация. По две номинации имеют де Бодар и Лю: у неё рассказ “Immersion” прежде выдвигался на Хьюго и BSFA и получил Небьюлу, а другой рассказ – больше ни на что; у него один рассказ выдвигался на Хьюго, другой на Небьюлу – поди знай, что понравится здешнему жюри! Из повестей самая примечательная – от Кресс, с Небьюлой в активе, с номинацией на Хьюго и с очень положительными отзывами. Лейк представлен не той повестью, что выдвигалась на Хьюго и Небьюлу, а Рид заглавной повестью из прошлогоднего сборника. Снятая новелла Дункана уже получила Небьюлу и выдвигалась на Аврору, а новелла Стерлинга занимает центральное место в одной из лучших антологий года (об освоении Солнечной системы). Еще две новеллы (Глосс и Нагата) и два рассказа (Бакус и Тоблер) остаются для меня неизвестными величинами, равно как и их авторы. Мне представляется, что основная борьба пойдёт между де Бодар, Лю и Кресс с примерно равными шансами. Болеть я буду за де Бодар и Стерлинга.

Финалисты Мифопоэтической премии за 2013 год

14 мая Мифопоэтическое общество объявило финалистов Мифопоэтической премии за 2013 год. Вручение премий состоится на Mythcon 44, который пройдёт 12-15 июля 2013 в Ист-Лэнсинге, Миннесота.

Мифопоэтическая премия за фэнтези для взрослых / Mythopoeic Fantasy Award for Adult Literature:

• The Weirdstone trilogy: The Weirdstone of Brisingamen (Collins), The Moon of Gomrath (Collins), and Boneland (Fourth Estate), Alan Garner

The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)

Death and Resurrection, R.A. MacAvoy (Prime)

Heid Me Among the Graves, Tim Powers (Morrow)

Digger, volumes 1-6, Ursula Vernon (Sofawolf)

Мифопоэтическая премия за детскую литературу / Mythopoeic Fantasy Award for Children’s Literature:

Giants Beware!, Jorge Aguirre & Rafael Rosado (First Second)

Vessel, Sarah Beth Durst (Margaret K. McElderry)

The Princess Curse, Merrie Haskell (HarperCollins)

The Hero’s Guide to Saving Your Kingdom, Christopher Healy (Walden Pond)

The Spy Princess, Sherwood Smith (Viking Juvenile)

Мифопоэтическая премия за исследование творчества Инклингов / Mythopoeic Scholarship Award in Inklings Studies:

C.S. Lewis and the Middle Ages, Robert Boenig (Kent State University Press, 2012)

C.S. Lewis, Poetry, and the Great War 1914-1918, John Bremer (Lexington Books, 2012)

Tolkien and the Study of His Sources: Critical Essays, Jason Fisher, ed. (McFarland, 2011)

Green Suns and Faërie: Essays on J.R.R. Tolkien, Verlyn Flieger (Kent State University Press, 2012)

Exploring J.R.R. Tolkien’s The Hobbit, Corey Olsen (Houghton Mifflin Harcourt, 2012)

Мифопоэтическая премия за исследования мифологии и фэнтези / Mythopoeic Scholarship Award in Myth and Fantasy Studies:

Song of the Vikings: Snorri and the Making of Norse Myths, Nancy Marie Brown (Palgrave Macmillan, 2012)

Fairy Tale Queens: Representations of Early Modern Queenship, Jo Eldridge Carney (Palgrave Macmillan, 2012)

The Christian Goddess: Archetype and Theology in the Fantasies of George MacDonald, Bonnie Gaarden (Fairleigh Dickinson University Press, 2011)

As If: Modern Enchantment and the Literary Prehistory of Virtual Reality, Michael Saler (Oxford University Press, 2012)

Critical Discourses of the Fantastic, 1712-1831, David Sandner (Ashgate, 2011)

Шортлист Мифопоэтической премии в этом году просто беспрецедентный!

Центральное место в категории фэнтези для взрослых занимает трилогия Алана Гарнера. То что она стоит именно в этой категории, определяется последней книгой, хотя первые две были явно детско-юношескими. (И это сталкивает его лбом с сильными конкурентами – Пауэрсом и Кирнан.) Boneland – это книга для читателей, которым в детстве понравились первые две книги трилогии, но которые с тех пор выросли. Действие книги происходит в двух временах – в современной Британии и в доисторической, 1-2 миллиона лет назад. В книге два главных героя: современный – это тот же Колин из первых книг, только старше лет на 50, и доисторический – Наблюдатель. Ключ к пониманию книги лежит в их взаимосвязи, а мостом между ними служит каменный топор, которым Наблюдатель высекал наскальные рисунки, и который теперь у Колина. У каждого из них свой квест, но я бы не хотел развешивать здесь спойлеры. Как бы ни был хорош новый роман Гарнера, его слава зиждется на двух предшествующих книгах, вышедших ещё 50 лет назад и давно ставших классикой, но в номинации стоит вся трилогия целиком! Остальные номинанты могут жаловаться на неравную конкуренцию. Как по-моему, более справедливо было бы выставить в категории взрослой фэнтези Boneland в одиночку, тогда не возникали бы неудобные вопросы и обидные подозрения.

Другие романы в номинации – лидеры нынешнего года в жанре фэнтези Пауэрс и Кирнан, о которых я писал уже не раз, в частности, выше в этом обзоре, а также звезда фэнтези 80х МакЭвой, надолго пропавшая из виду, но наконец вернувшаяся с новым романом о китайско-американском художнике, получившим способность ходить между мирами живых и мёртвых, и о том, как этот непрошенный дар изменил его жизнь.

Впервые за всю историю премии в категории фэнтези для взрослых присутствует комикс, да не просто комикс, а вся шеститомная серия Digger одним куском. Может быть, в следующем году, когда выйдет приквел Сэндмена, они всего Сэндмена номинируют? Насколько я могу судить по отзывам любителей комиксов, Digger – комикс качественный и весьма популярный, но зачем же так?! В принципе я не возражал бы против отдельной категории графических романов на этой премии. Но ставить их вместе с прозой в одну номинацию – решение в высшей степени сомнительное!

В категории детско-юношеской фэнтези всего одна книга из финалистов премии Нортон, и ни одной из рекомендаций Локуса, не говоря уже о финалистах – видимо, они живут в каких-то параллельных измерениях. И опять же, здесь тоже есть один комикс – Giants Beware! – вполне симпатичный комикс о девочке, мечтающей победить великана, но в её тихой мирной деревеньке с ними как-то не сложилось; и тогда она вместе с лучшими друзьями отправилась на поиски великана – и сложность квеста не только в том, чтобы его найти и победить, но ещё сделать это прежде, чем родители найдут их и вернут домой! ;-) В другой раз я бы этому порадовался, но сейчас не могу. Финалист премии Нортон (Дурст) – это мистическая история юной девушки, воспитанной как сосуд, вместилище для богини, но её богиня так и не появилась; брошенная умирать в пустыне, она встречает коллегу-парня, в котором пребывает бог-трикстер, и тут такое началось! Три остальные книги предназначены для среднего школьного возраста, они более или менее удачно жонглируют сюжетами и образами классических сказок, и только Смит идёт дальше – и это гораздо больше похоже на современную фэнтези.

В категории книг, исследующих творчество Инклингов, на этот раз Льюису посвящены две книги. Чаще бывает одна, а всё остальное о Толкине. Мне сложно судить, чем выделяются те или иные из этих книг, поэтому я традиционно прошу помочь мне с комментариями спецов-филологов, которым это ближе.

Среди книг о мифологии и фэнтези некоторые выделяются своей интересной темой. Например, о Снорри и его роли в создании скандинавской мифологии; или о сказочных королевах, и как этот образ менялся с течением времени; и же «Современное волшебство и литературная предыстория виртуальной реальности» – это я бы и сам с интересом почитал! Угадать, кому из них достанется премия, – дело бесполезное.

***

Вот, наконец этот обзор-переросток с чудовищным количеством иллюстраций подошёл к концу. В этот уикэнд, помимо Небьюлы, вручали австралийскую премию Ауреалис и французскую премию Имажинэр. Пока что у меня нет подробной информации о них, поэтому я отложу их до следующего раза, который будет уже в июне.





429
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 08:22
Спасибо :beer:

цитата cat_ruadh

На мой взгляд, основная борьба пойдет между Лучшей за год НФ от Дозуа и оригинальной антологией Стрейхана.

А мне кажется, что у последнего и «лучшее» уже лучше :-))) — и выходит раньше, т.е. работает человек со страшным рвением, и подборка той части, которая не пересекается — моим вкусам ближе.

цитата cat_ruadh

В категории издательств доминируют Tor ...

:-))), а там вдруг появилась конкуренция? Последние годы ею и не пахло.

цитата cat_ruadh

Импринт Angry Robot, созданный несколько лет назад крупнейшим британским издательством военно-исторической литературы Osprey, это просто разрыв шаблона!

Строго говоря, Оспрей не создавал AR, он его купил за бесценок, а это уже не так удивительно. Идеологию импринта Гаскойн ещё при «Харпере» воспринял.


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 08:38
Докторов, Бачигалупи, Дозуа...
Когда мы всё это увидим на русском? :-(((


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 09:06
Ура, снова чудесный обзор!


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 09:57
Как-то все упустили из виду, что на уикэнде Небьюлы вручались еще и премии 2 журналов — Азимов и Аналог.
А про фильм «Звери дикого Юга» добавлю, чтобы еще подогреть аппетит, он также номинировался и на Оскар.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 10:13
Я помню об этом, но сейчас у меня этой информации не было. В следующем обзоре упомяну.
При сильном снижении значения бумажных журналов, определение их лучших публикаций теряет своё значение...


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 10:05
Александр, спасибо за обзор.

По случаю: нет никакой неизбежности в надписях «Click to look inside» на обложках с Амазона. Есть простой способ получить с того же Амазона «чистые» обложки. Для этого открываете обложку с лишней надписью в отдельной закладке браузера. В адресной строке появляется ссылка на этот файл. И в этой ссылке нужно удалить всё лишнее между первой точкой в названии файла и его расширением jpg. Например: http://ecx.images-amazon.com/images/I...._BO2,204,203,200_PIsitb-sticker-arrow-click,TopRig ht,3 5,-76_AA278_PIkin4,BottomRight,-64,22_AA300_SH20_O U01_ .jpg (лишнее я выделил полужирным) и нажать Enter. Вуаля, у вас чистый файл обложки без лишних надписей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 10:10
Спасибо, попробую.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 14:16
Спасибо за информацию. Работает.
 


Ссылка на сообщение9 июня 2013 г. 20:05
Попробовал. Работает. Правда, обложка получается здоровенная, а я с графическими редакторами не работаю, не знаю, как формат уменьшить. Попробую при установке на ФЛ.
У меня и компа своего сейчас нет. Приятель поделился своим старым ноутом. Работаю на нём, пока не заведу себе новый. Вот щас пишу новый обзор, первый после утраты...
Грустно это... :-(:-(:-(
 


Ссылка на сообщение10 июня 2013 г. 08:39
Сочувствую. :-(

А что касается слишком больших обложек, то ФантЛаб умеет сам их уменьшать и ставить в публикацию предпросмотр, для этого при постановке изображения в текст в теге надо писать не PHOTO1 , а PHOTOSMALL1.
 


Ссылка на сообщение10 июня 2013 г. 12:10
Я так уже делал. Это один способ. Но есть и другой.
Добрые люди мне рассказали, как в графическом редакторе изменить формат.
Новый обзор планирую через неделю, чтобы Стокера прихватить.


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 11:38
Спасибо за обзор! Продолжайте в том же духе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июня 2013 г. 20:06
Продолжаю, несмотря ни на что! :box:


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 20:21

цитата

В произведениях Кресс есть всё то, за что мы любим хорошую фантастику

Но не во всех. «Цветы тюрьмы Аулит» шедевр. А вот «Испанские нищие» никак. И дело не в переводе, рассказ, который включали в антологию, тоже не вельми хорош. На уровне «Распада» Стерлинга, серятина. Классический случай, когда продукт не выдерживает транспортировки через Атлантику.

цитата

американские голосователи оценят оммаж своему классику Мелвиллу, чего от британцев нечасто дождёшься.

Похоже, что так. Не их классик. Так, если попробовать вспомнить... если только Мьевиль, в «Шраме»? Даже Пратчетт, вроде, не приложил ни разу.

цитата

назвали её сплавом Стивенсона, Пуллмана и /Тысячи и одной ночи/!

Скверная рекомендация.

цитата

все, кто читал рассказы Кидж Джонсон, пожимают плечами: что в них хорошего?

По переведенному, старательный автор на разделительной полосе между магреализмом и дамским романом. Потенциальная аудитория — фаны фэнтези Буджолд или Галиной. Читать можно. Можно не читать.

цитата

каменный топор, которым Наблюдатель высекал наскальные рисунки

Какой ужас.

цитата

Финалист премии Нортон (Дурст) – это мистическая история юной девушки, воспитанной как сосуд, вместилище для богини, но её богиня так и не появилась; брошенная умирать в пустыне, она встречает коллегу-парня, в котором

Звучит вкусно (не сбывшееся предназначение, не сработавшая избранность — это всегда интересно. В фэнтези), вот только пугает слово «мистическая».
Спасибо за обзор!


⇑ Наверх