"Малыш, хочешь, я расскажу тебе сказку?", — спрашивает дедушка. Пацан не то, чтобы горит желанием, но за время болезни джойстик для приставки едва ли не дымит от напряжения, да и дед обещает сражения, монстров, месть, пытки, убийства и магию. Это, конечно, не бейсбол, но тоже сойдет. Поначалу, правда, история полна девчачьих соплей и поцелуев, и кажется, что дедушка явно неправ, рассказывая десятилетнему пацану такую махровую мелодраму, но потом кто-то умирает, кого-то похищают, словом, становится поинтереснее. Даже несмотря на то, что главные герои периодически предпочитают дурацкие признания в любви честным приключениям и звону стали о сталь.
Фильм "Принцесса-невеста" названием, постером и именем фронтмена Dire Straits Марка Нопфлера в композиторах намекает, что зритель сейчас увидит красивую историю с благородными героями, прекрасными принцессами, живописными пейзажами и прочими атрибутами волшебной сказки. Но это обман. Даже несмотря на то, что там есть благородные герои, прекрасные принцессы и живописные пейзажи. Вот такой вот парадокс. Атрибуты волшебной сказки есть, но на деле режиссер многочисленных классических ромкомов и великолепной экранизации Стивена Кинга "Останься со мной" Роб Райнер развел откровенный глум на грани пародии, используя штампы для иронии над жанром, превращая романтическое в смешное, а сказочное в очень смешное. Юмор здесь не столько в сюжете (хотя бранящаяся чародейская парочка определенно забавна), сколько в подаче. Героические позы, лукавые улыбки, нарочитое дуракаваляние правят бал, на котором вместо грациозного вальса вам предложат легкомысленную полечку.
Впрочем, стеб не перевешивает связный сюжет, пародия уважает жанр. Месть испанского фехтовальщика в обаятельном исполнении замечательного актера Мэнди Патинкина смешна, но цепляет, его же диалог с карабкающимся на скалу Уэстли за минуту до боя на смерть забавен, но чертовски благороден, да и сама фехтовальная дуэль смотрится с улыбкой и восхищением, ибо иронична и виртуозна одновременно. Герои геройствуют, злодеи злодействуют, чудо-машина высасывает жизнь, а игра с двумя кубками, в одном из которых яд, реализована задолго до бибисишного "Шерлока". Юмор и героика тесно переплетены, а Робу Райнеру хватает мастерства и такта поженить эти два таких непохожих друг на друга жанра, и на выходе получить не кривого уродца, а симпатичного бодрого детенеша, взявшего все лучшее от обоих родителей.
Фэнтези как жанр в большинстве своем представляет собой прекрасный эскапизм, где на смену хрущевским квартирам приходят дворцовые залы, унылому хождению на работу — увлекательные приключения, бытовым алкоголикам — отважные герои, а отчаянным домохозяйкам — роковые красавицы и принцессы. Словом, для того, чтобы без определенной иронии воспринимать его, взрослый должен оставаться в душе немного ребенком. Собственно, неудивительно, что история, рассказанная в "Принцессе-невеста" суть книга, прочитанная дедушкой болеющему внучку. Но язык юмора при этом един для всех, и для того, чтобы получить свою порцию удовольствия от фильма, вовсе не нужно годами лелеять внутренний инфантилизм. Достаточно просто любить хорошую шутку. И пиво. Потому что мне почему-то кажется, что под пиво "Принцесса-невеста" будет прекрасна вдвойне.