В поисках истины


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Veronika» > В поисках истины
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В поисках истины

Статья написана 9 мая 2013 г. 03:59

Нет, на этот раз не глобально, а так, частный случай. Просто зацепило.

У данного «поиска истины» две причины
Причина № 1. Я потихоньку окапываюсь на Лайвлибе. Функционал там своеобразен, в чём-то удобнее здешнего, в чём-то — наоборот. Но главное — нет ограничений ФиФ или не ФиФ. Там есть всё;-), даже одна рецензия  на роман Гертруд фон Лефорт, и не моя! А мои литературные интересы сейчас цепляют ФиФ строго по касательной. Ну т.е. изредка, кое-где у нас порой... А так — нет.
Ну и развиваю там активность всякую: курирую несколько изданий и пару авторов.

Причина № 2. Я ж таки купила вот эту дивную книжицу: Василий Сумбатов, «Прозрачная тьма» http://www.livelib.ru/book/1000657332 . Сетбук тоже бывает полезен.
Книжица меня так впечатлила, что я напросилась курировать Сумбатова на Лайвлибе . Тем более, автор в базе был, а инфы по нему было — ноль без палочки. Я начала заполнять пробелы. Вестимо, методом копипаста, в основном.
Поиск материалов для биографии дал любопытные результаты, а именно:
вот http://www.artrz.ru/places/1804660610/1804786786.html
и вот http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&HLC/5f28feda/...
Естественно, я изучала и те материалы, что были в моей  книге.

Так что мне не понравилось? Наверно, вы уже догадались, а если нет — прочтите цитаты:

цитата

В 1947 был поставлен ватиканской администрацией перед выбором: принять католичество или оставить службу, после чего прекратил работу в Ватикане.
(цитата по первой ссылке)

Цитата по второй ссылке:

цитата

В 1920-е семья Сумбатова остро нуждалась. Оставаясь после ранения и контузии на протяжении всего жизненного пути инвалидом, Сумбатов зарабатывал изготовлением художественных миниатюр. Будучи талантливым графиком и акварелистом, он выиграл конкурс и получил право оформлять папские законодательные грамоты (буллы). Но когда в Ватикане узнали, что он не исповедует католичество, потребовали изменить вероисповедание. Поэт наотрез отказался исполнить предъявленные условия и сохранил приверженность православию. Эпоха революций и войн закалила поэта, осознание участия высших сил в земных испытаниях укрепляло веру и открывало особенное чувство независимости от мелкого, суетного. В стихотворении «Странник», написанном в 1920-е, он подчеркнул бесстрашие своего лирического героя и раскрыл причины его внутренней силы: «Покончив с давнею тоской, / Сомненья верой одолев, / Иду под радостный напев / Наперерез волне мирской. / Тому, кто видел Божий гнев,— / Не страшен гнев людской (РГАЛИ. Фонд №2294. Опись 1. Ед. хр.84. Л.64 оборот-65). На протяжении всего творческого пути православные позиции составляют основы мировоззрения Сумбатова.
Ну, тут вообще сесть и заплакать, да. Злые католики бедного и талантливого православного куска хлеба лишают.  Правда, неясно когда:  в 1922-м или в 1947-м?

Другая непонятка: нафиг теперь этим злым католикам из Пизанского университета спонсировать издание  сборника стихов Сумбатова?

Третья непонятка: а откуда вообще эта дивная инфа о ватиканских гонениях бедного художника взяласьo_O? В водолейском сборнике об этом  — ни слова, ну — ясный пень, если сами католики и финансировали, разве ж они такое напишут:-)))?  Та ни в жисть!

(Хорошо, что хоть на костре Сумбатова не сожгли8-).)

Сам Сумбатов о  своей работе в Ватикане пишет, а о трениях на религиозной почве — молчит, как партизан на допросе у гестапо. Стихотворение «Странник» имеет место быть, читаем:

СТРАННИК

Я в жизни видел лишь закат,
Закат блистательного дня,
Я шел по трупам, средь огня,
Не смея посмотреть назад,
А по дороге вкруг меня
Стучал свинцовый град.

Господним гневом до краев
Наполнен кубок жизни был,
И я до дна его испил
Под неумолчный бури рев.
Бреду, измученный, без сил,
Усталый от боев.

Искал я правду много лет, –
Нашел – обманы, гнев, печаль.
Но сил утраченных не жаль,
И свой исполню я обет.
Зову людей в святую даль,
Где Правды вечный свет.

Пусть люди гневною толпой
Кричат: «Нам правда ни к чему!»
Грозят замкнуть меня в тюрьму,
Клевещут с наглостью тупой.
Смеюсь. Что суд людской тому,
Кто прав перед собой?

Покончив с давнею тоской,
Сомненья верой одолев,
Иду под радостный напев
Наперерез волне мирской.
Тому, кто видел Божий гнев, –
Не страшен гнев людской.

Вот я читаю — и никак не вычитываю отсюда конфликт именно с Ватиканом. Воспоминания о гражданской войне — да, конфликт с некоторыми русскими эмигрантами — да. А Ватикан тут при чём????

Люди доброй воли, владеющие информацией о Сумбатове — отзовитесь! Расскажите, со ссылками на документы, воспоминания самого Сумбатова — был у него (Сумбатова) конфликт с ватиканской администрацией на религиозной почве, или нет?

А то: как придумать мученика за веру — так «православные ревнители» тут как тут, а как издать книги — это Пизанский университет с «Водолеем».
Лучше бы прозу Сумбатова издали, дорогие любители идейной чистоты и создатели мучеников.





263
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 14:12
Вам бы этот вопрос переадресовать witkowsky, он зарегистрирован на этом сайте. А я при случае спрошу Стефано Гардзонио.
Два неизданных сборника стихов В.С. обнаружились в архиве Гейнцельмана, с которым я работал для водолейского издания двухтомника Гейнцельмана. О прозе ничего не знаю, но знаю, что книгу нужно переделывать -- сверять с оригиналами и т.д.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 20:44
Спасибо, что откликнулись! У Евгения Владимировича спрошу.

цитата votrin

для водолейского издания двухтомника Гейнцельмана.
Это тоже хочу взять, но цена на Сетбуке злая, эквивалент 1700 руб.

цитата votrin

но знаю, что книгу нужно переделывать -- сверять с оригиналами и т.д.
Переиздание тоже придётся брать;-)


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 15:25
Книга, что вышла у нас в «Водолее», сделана «на стороне» — составительница, Л. Алексеева, для нас человек чужой. В архиве Гейнцельмана действительно много материалов, относящихся к князю, но с князем переписывался, и с его родней после его смерти — тоже.
История о трудоустройстве ясна как день. Вячеслав Иванов в 1926 году стал католиком, не веря вообще ни во что: однако принятия католицизма требовала должность сотрудника Ватиканской библиотеки (странно было бы иначе).
Гертруда фон Ле Форт была истовой католичкой; я ее переводил.
Да и вообще — мы путаем «трудоустройство» с вероисповеданием. Пий XII приказал крестить всех евреев не глядя — и посему отказался их депортировать. Вслух он ничего этого не говорил, но съездил к Гитлеру (1943) и нажаловался на то, что «итальянцев записывают в евреи». Гитлеру после Курской дуги было не до Италии, разговор кончился ничем... зато теперь Израиль обвиняет Пия в том, что он не выступал против Холокоста. Что правда: не выступал, но любой ценой (ссылаясь на трудности с транспортом и т.д.) евреев спасал. Израиль теперь считает, что «такой ценой» никого спасать было не надо. А надо было «выступать против Шоа».
Если учесть, что Израиль не признает геноцида армян в Турции в 1915 году — что-то неохота мне дальше с такими делами разбираться.
Но ситуация, при которой «должность» в послевоенные годы могла быть зарезервирована для католика. ВОЗМОЖНА.
Только хочу видеть доказательства.
Не хотел бы вранья про «православные мотивы». Оно на совести Алексеевой, которая понимает под христианством только православие (РПЦ), а католики — это ж «ересь«!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 21:35

цитата witkowsky

однако принятия католицизма требовала должность сотрудника Ватиканской библиотеки (странно было бы иначе).
Сумбатов в Ватиканской библиотеке точно работал. Значит8:-0?
Или ушёл, когда «встал вопрос ребром»?

цитата witkowsky

Оно на совести Алексеевой, которая понимает под христианством только православие (РПЦ), а католики — это ж «ересь«!
Да, это печально:-(.

цитата witkowsky

Израиль не признает геноцида армян в Турции в 1915 году
Что, правда???o_O? Они в своём уме?

цитата witkowsky

Гертруда фон Ле Форт была истовой католичкой; я ее переводил.
И где???? Хочу прочесть!!!!


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 17:13

цитата Veronika

И где???? Хочу прочесть!!!!
Здесь же и выложу образец:

ГЕРТРУДА ФОН ЛЕ ФОРТ
(1876 – 1971)

ЛИШЕННЫЕ ОТЧИЗНЫ

Мы – первенцы предвещанного блага
чье имя – Свет, –
теперь во тьме; нам не ступить ни шага
без новых бед.

Мы, знавшие отчизну и свободу,
сыны земли –
теперь прошли через огонь и воду
сквозь кровь прошли.

Простер на нас крыла владыка бездны –
Да, он велик!
Мы знаем, что стенанья бесполезны,
до смерти – миг.

Да, наша жизнь в руках владыки злого
недорога.
Мы ведаем теперь, чем стало слово
в устах врага.

И мы бредем без карты, без маршрута,
замкнув уста.
Сыны земли, нам нет нигде приюта,
страна пуста,

и город пуст, – над ним царят потемки, –
нет, море тьмы!
Мы видим мир я верней, его обломки.
Так с кем же мы?

Всевидящий, зачем так много боли
в сей грозный час?
Мы лишены отчизны – от юдоли
возьми же нас!

Иссякли слезы, сердце истомилось –
о горький век!
Пусть высшая на мир прольется милость –
не кровь, но снег.

Перевод с немецкого Е. Витковского

Написано, видимо, в 1945 году.

Насчет Израиля и непризнания геноцида армян: такова позиция правительства. У отдельных граждан, понятно, мнение разное — от возмущения до призывов убрать из Иерусалима армянский квартал.
А насчет «в своем уме»... Именно в своем. Им выгодней не ссориться с Турцией.
Хотя как они вывернутся нынче, когда союзник Израиля — не США, а Франция, где таковое «непризнание» является уголовным преступлением... Иди знай. Пока что Азнавур сменил французское подданство на армянское.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 23:54
Спасибо за стихи фон Лефорт, как жаль, что её мало кто читает в СНГ.

цитата witkowsky

Пока что Азнавур сменил французское подданство на армянское
Надо же:-). Интересно, он репатриируется:-)))?

цитата witkowsky

А насчет «в своем уме»... Именно в своем. Им выгодней не ссориться с Турцией.
Политика — такая политика, тьфу на неё совсем.


Ссылка на сообщение23 мая 2013 г. 12:23
Азнавур — посол Армении в Швейцарии. Так что живет он «по месту работы». А один из его сыновей, пишущий по-русски прозаик (мать его при этом — шведка!) Михаил (р. 1971) живет в Москве, рядом со мной.
Насчет политики — согласен...


⇑ Наверх