Нет, на этот раз не глобально, а так, частный случай. Просто зацепило.
У данного «поиска истины» две причины
Причина № 1. Я потихоньку окапываюсь на Лайвлибе. Функционал там своеобразен, в чём-то удобнее здешнего, в чём-то — наоборот. Но главное — нет ограничений ФиФ или не ФиФ. Там есть всё, даже одна рецензия на роман Гертруд фон Лефорт, и не моя! А мои литературные интересы сейчас цепляют ФиФ строго по касательной. Ну т.е. изредка, кое-где у нас порой... А так — нет.
Ну и развиваю там активность всякую: курирую несколько изданий и пару авторов.
Причина № 2. Я ж таки купила вот эту дивную книжицу: Василий Сумбатов, «Прозрачная тьма» http://www.livelib.ru/book/1000657332 . Сетбук тоже бывает полезен.
Книжица меня так впечатлила, что я напросилась курировать Сумбатова на Лайвлибе . Тем более, автор в базе был, а инфы по нему было — ноль без палочки. Я начала заполнять пробелы. Вестимо, методом копипаста, в основном.
Поиск материалов для биографии дал любопытные результаты, а именно:
вот http://www.artrz.ru/places/1804660610/1804786786.html
и вот http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&HLC/5f28feda/...
Естественно, я изучала и те материалы, что были в моей книге.
Так что мне не понравилось? Наверно, вы уже догадались, а если нет — прочтите цитаты:
(цитата по первой ссылке)цитата
В 1947 был поставлен ватиканской администрацией перед выбором: принять католичество или оставить службу, после чего прекратил работу в Ватикане.
Цитата по второй ссылке:
Ну, тут вообще сесть и заплакать, да. Злые католики бедного и талантливого православного куска хлеба лишают. Правда, неясно когда: в 1922-м или в 1947-м?цитата
В 1920-е семья Сумбатова остро нуждалась. Оставаясь после ранения и контузии на протяжении всего жизненного пути инвалидом, Сумбатов зарабатывал изготовлением художественных миниатюр. Будучи талантливым графиком и акварелистом, он выиграл конкурс и получил право оформлять папские законодательные грамоты (буллы). Но когда в Ватикане узнали, что он не исповедует католичество, потребовали изменить вероисповедание. Поэт наотрез отказался исполнить предъявленные условия и сохранил приверженность православию. Эпоха революций и войн закалила поэта, осознание участия высших сил в земных испытаниях укрепляло веру и открывало особенное чувство независимости от мелкого, суетного. В стихотворении «Странник», написанном в 1920-е, он подчеркнул бесстрашие своего лирического героя и раскрыл причины его внутренней силы: «Покончив с давнею тоской, / Сомненья верой одолев, / Иду под радостный напев / Наперерез волне мирской. / Тому, кто видел Божий гнев,— / Не страшен гнев людской (РГАЛИ. Фонд №2294. Опись 1. Ед. хр.84. Л.64 оборот-65). На протяжении всего творческого пути православные позиции составляют основы мировоззрения Сумбатова.
Другая непонятка: нафиг теперь этим злым католикам из Пизанского университета спонсировать издание сборника стихов Сумбатова?
Третья непонятка: а откуда вообще эта дивная инфа о ватиканских гонениях бедного художника взялась? В водолейском сборнике об этом — ни слова, ну — ясный пень, если сами католики и финансировали, разве ж они такое напишут? Та ни в жисть!
(Хорошо, что хоть на костре Сумбатова не сожгли.)
Сам Сумбатов о своей работе в Ватикане пишет, а о трениях на религиозной почве — молчит, как партизан на допросе у гестапо. Стихотворение «Странник» имеет место быть, читаем:
СТРАННИК
Я в жизни видел лишь закат,
Закат блистательного дня,
Я шел по трупам, средь огня,
Не смея посмотреть назад,
А по дороге вкруг меня
Стучал свинцовый град.
Господним гневом до краев
Наполнен кубок жизни был,
И я до дна его испил
Под неумолчный бури рев.
Бреду, измученный, без сил,
Усталый от боев.
Искал я правду много лет, –
Нашел – обманы, гнев, печаль.
Но сил утраченных не жаль,
И свой исполню я обет.
Зову людей в святую даль,
Где Правды вечный свет.
Пусть люди гневною толпой
Кричат: «Нам правда ни к чему!»
Грозят замкнуть меня в тюрьму,
Клевещут с наглостью тупой.
Смеюсь. Что суд людской тому,
Кто прав перед собой?
Покончив с давнею тоской,
Сомненья верой одолев,
Иду под радостный напев
Наперерез волне мирской.
Тому, кто видел Божий гнев, –
Не страшен гнев людской.
Вот я читаю — и никак не вычитываю отсюда конфликт именно с Ватиканом. Воспоминания о гражданской войне — да, конфликт с некоторыми русскими эмигрантами — да. А Ватикан тут при чём?
Люди доброй воли, владеющие информацией о Сумбатове — отзовитесь! Расскажите, со ссылками на документы, воспоминания самого Сумбатова — был у него (Сумбатова) конфликт с ватиканской администрацией на религиозной почве, или нет?
А то: как придумать мученика за веру — так «православные ревнители» тут как тут, а как издать книги — это Пизанский университет с «Водолеем».
Лучше бы прозу Сумбатова издали, дорогие любители идейной чистоты и создатели мучеников.