Марсель Пруст По направлению


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Марсель Пруст "По направлению к Свану"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марсель Пруст «По направлению к Свану»

Статья написана 31 марта 2013 г. 22:12

сабж

Не знаю, что и сказать про книгу, две части которой прошли абсолютно мимо меня и оставили ощущение стойкого удивления, почему автор вдруг попал в разряд мировых классиков, а третья настолько впечатлила, что я не могла заставить себя продолжать читать, спать не могла толком, мне физически было от нее плохо. В общем, третья часть оказалась потрясающей.

Что самое странное, Пруст пишет-то, по сути, одинаково. Очень-очень длинные периоды авторского текста с многочисленными отвлечениями, забеганиями назад, вперед, в сторону, флешбэками, какими-то совершенно не относящимися к сюжету сценами, причем не на несколько предложений, а на десяток страниц. И при этом нельзя сказать, чтобы он тяжело читался — напротив, я лично проглатывала это на лету. Слог легкий и очень плавный, поэтому не остается ни малейшего ощущения усилия, как, например, от Толстого. Притом не могу сказать, чтобы текст также доставлял удовольствие именно как текст — он глотается как манная каша, не оставляя за собой ощущения какой-то особо выдающейся стилистики, ритма, музыкальности и тд. Понимаю, что это зависит от перевода, конечно, но вряд ли переводчик увеличил длину фраз впятеро против оригинала.

В сухом остатке то, чем цепляет Пруст — та самая пресловутая психологичность, проникновение в такие глубины, в которых люди не то чтобы сами себе не признаются — которые они даже не осознают. И вот тут, должна признать, я не вижу ему равных авторов. Потому что все остальные знаменитые авторы-психологи, пишущие, например, про ощущения любви, на фоне Пруста выглядят как сочинители тупых комиксов. Да, и любимый мной Достоевский — ладно, пусть не тупых комиксов, но все же тут очень видно, где личные авторские тараканы, а где изучение *чужой* психологии, проникновение в то, что происходит в голове у другого человека.

Психологизм — это, конечно, необязательно интересно, зависит от того, к чему он применим. К примеру, «Комбре» с его неврастеничным героем-мальчиком, прокисающем в обществе взрослых людей, с матерью, которая усердно растравляет его Эдипов комплекс, и отцом, который, будучи нормальным человеком, никак не может осознать, что с ребенком, собственно, не так. Это очень натуральная ситуация и жизненная, на самом деле. Болезненная привязанность к матери, но не настолько, чтобы как-то повредить становлению личности и тд, а просто... бывает. Скука тихого провинциального городка, в котором все друг друга знают, бесконечные престарелые больные родственники, прогулки по одним и тем же дорожкам как единственное развлечение. Это скучно само по себе, и сколь бы достоверным не было изучение психологии, мыслей и чувств этого ребенка — оно не представляет интереса, потому что герой сам не представляет интереса. Его эмоциональная жизнь мне лично совершенно неинтересна, потому что неинтересна его жизнь реальная, пуста и скучна, и точно так же запертый мозг выдавливает из себя эмоции буквально на пустом месте, но этого все равно недостаточно, чтобы «сделать интересно». В «Именах стран», собственно, то же самое. Ну, детская влюбленность. Да, очень достоверно, да, очень точно. Но просто, банально и скучно, скучно.

А вот «Любовь Свана» — это совсем другое дело. Признаюсь, вначале мне показалось, что Сван со своей любовницей очень напоминают печальную пару Сомс-Ирэн. Но Голсуорси на фоне Пруста тоже выглядит, как комиксы, в том числе потому, что мы видим только внешнюю картину, действия, подчас переигранные, подчас нарочитые. У Пруста действия и события отходят на задний план по сравнению с эмоциями героев. И это абсолютно верно, потому что когда ты сильно влюблен, для тебя события по большому счету не играют особой роли как таковые — они только запускают «эмоциональные весы».

Вообще мне начинает казаться, что из всего, что я в принципе видела в художественной литературе на тему механики любви, на тему чувств, которые испытывают при этом, «Любовь Свана» — не только самое лучшая, но и единственно правильная вещь. Потому что честная в первую очередь. Это не шекспировская трагедия и не романтическая история из серии «любовь навеки», когда все просто, понятно и банально. Он любит ее, она любит его. Идеальный вариант, но в жизни так редко бывает, да еще чтобы это не вызывало ни малейших «колебаний воздуха» в процессе. В жизни обычно все очень неравновесно, и кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить. Притом, что в любви как таковой на самом деле очень много ненависти и корысти, очень много совершенно негативных и неправильных с классической точки зрения чувств. Но они же сам есть! Вообще абсолютно все, что испытывал Сван на протяжении всего их романа с Одеттой, настолько достоверно, настолько жутко, что это с трудом можно читать — сразу вспоминаются аналогичные ситуации из собственной личной жизни. Даже не ситуации, они-то как раз могут быть разными, и мы вообще говорим о художественном вымысле. Вспоминается, что да, я испытывала то же самое. Почему любовь Свана характеризуется в первую очередь словом «тревога»? Да потому что очень сильная влюбленность и вызывает первым делом это ощущение, как бы сказать, непокоя. А если предмет любви не идеален (не в смысле сам по себе, а в отношениях с тобой), то тревога становится все сильнее. Также и со всеми остальными эмоциями, который испытывает Сван: раздражением, внезапными порывами нежности, ревностью, безнадежными попытками освободиться от этого чувства, которое буквально уничтожает его. Это все так знакомо.

Проблема не в том, что Сван любит с закрытыми глазами. Проблема как раз в том, что он любит с открытыми. В смысле, будучи взрослым неглупым человеком, прекрасно осознает и все недостатки Одетты, и ее, пардон, потаскушничество, и глупость, и мешанство, и то, что она его по сути использует. И при этом все равно ничего не может с собой поделать, ну потому что любит. Раз за разом прощает, решает «не раздражать» (там, где у него есть полное право, и доходит до совершенно нелепых с посторонней точки зрения ситуаций (я имею в виду эти просьбы Шарлю поехать к Одетте и поговорить о нем и тд). И при этом любовь Свана не возвышенная и благородная, а довольно таки эгоистичная, местами расчетливая, местами циничная. Не любовь Иисуса Христа ко всем людям, определенно. И при этом не на секунду не возникает сомнений в том, что именно в таком обличье, именно с такими «пятнами» это — огромное и потрясающее чувство. Тем более потрясающее своим несовершенством.

Чувствую, я на самом деле не объяснила, что в «Любви Свана» такого и почему она произвела на меня такое шокирующее своей правильностью впечатление. Но я четко ощущаю и знаю по всем собственным опытам, что любовь выглядит именно так, не розы и песни, а тревога плюс попытки любой ценой добиться своего, поступаясь при этом чем угодно, и приливы нежности, и «застенчивый шпионаж», и все то, чего нет у Шекспира, но есть у Пруста.



Тэги: пруст


301
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 апреля 2013 г. 06:51
Коль скоро «Любовь Свана» произвела на Вас сильное впечатление, то развитие темы любви-ревности, сопоставления со Сваном и его историей рассказчика, тема девушек в цвету, а затем ревности и утраты, определенно, имеют все шансы понравиться. Эпопея Пруста очень выстроена, «Любовь Свана» лишь предтеча, прообраз дальнейших метаний.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2013 г. 10:59
Дальнейших метаний того героя, который в первом томе ребенок? Честно говоря, Сван-то мне симпатичен, а вот этот герой — ничуть. А вот про Свана еще почитать было бы интересно.


Ссылка на сообщение1 апреля 2013 г. 15:58

цитата kerigma

В сухом остатке то, чем цепляет Пруст — та самая пресловутая психологичность, проникновение в такие глубины, в которых люди не то чтобы сами себе не признаются


Психологичность Пруста...

цитата kerigma

А если предмет любви не идеален (не в смысле сам по себе, а в отношениях с тобой), то тревога становится все сильнее. Также и со всеми остальными эмоциями, который испытывает Сван: раздражением, внезапными порывами нежности, ревностью, безнадежными попытками освободиться от этого чувства, которое буквально уничтожает его. Это все так знакомо.


ФМД
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2013 г. 09:38
Кроме как лолшто и сказать нечего) What do you mean by that?
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2013 г. 20:26
Пруст описывает гомосексуальные истерические отношения. Просто на «М» он наклеил ярлык «Ж». Но это не важно.

Я к тому, что, насколько можно судить по Вашим отзывам, вам такой тип истерик отношений интересен. Откуда и всплыл ФМД.
Личная ассоция, без претензий.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 09:44
В смысле, хотите сказать, нормальные мужчины так отношения не воспринимают? Гм, ну, возможно. Меня-то так вынесло потому, что это очень сильно похоже на меня, а что я «Ж», я как бы и не отрицаю))
Но вообще это интересная мысль)) На самом деле, Одетта реально ведет себя как мужчина в отношениях, а Сван — как женщина. Странно, что раньше не заметила.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 09:54

цитата kerigma

В смысле, хотите сказать, нормальные мужчины так отношения не воспринимают?


Не хочу.

цитата kerigma

Меня-то так вынесло потому, что это очень сильно похоже на меня


Вот это я и имел в виду. В виде несмелого предположения 8:-0
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 09:57

цитата Kniga

Не хочу.

То есть это все-таки негендерно?
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:00
А вы как думаете? Психологически, гомосексуальные отношения идентичны гетеросексуальным? Нет никакой специфики?
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:02
Судя по моему опыту, нет :-D
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:10
Ок. Значит правильно я сомневался, но

цитата kerigma

Но вообще это интересная мысль)) На самом деле, Одетта реально ведет себя как мужчина в отношениях, а Сван — как женщина


Традиционные, закрепленные роли сильно перепутаны. Иногда да, но в экономическом плане Сван остается на традиционных гендерных ролях — подарки, покупки (как и сам Пруст поступал в отношении своего любовника).

Но, я же говорю, видимо это и не важно. Я просто отметил, что отношения, которые я назвал «истерические», вам интересны сами по себе. Даже и при плавающих гендерных ролях.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:13
В чем вы сомневались?)

цитата Kniga

в экономическом плане Сван остается на традиционных гендерных ролях — подарки, покупки (как и сам Пруст поступал в отношении своего любовника).

А то у нас мало вполне гетеросексуальных женщин, которые зарабатывают больше своих мужей и, таким образом, их фактически содержат?

цитата Kniga

отношения, которые я назвал «истерические», вам интересны сами по себе. Даже и при плавающих гендерных ролях.

Ну, а разве отношения, когда тишь-гладь-божья благодать могут быть интересными в литературе? Если нет конфликта вообще?


Ссылка на сообщение1 апреля 2013 г. 17:39

цитата Kniga

ФМД
У Пруста при всей симпатии к ФМД ( в «Пленнице» есть развернутый пассаж о особенностях миротворчества ФМД) все предельно рационально и в плане самоотождествления/рефлексии близко. Суждения ФМД о природе страданий и любви сопровождаются таким макабризмом, бурями в стаканах и православной риторике с переложениями сентиментального романа, что сами по себе представляют   с разной степени четкости артикулированные тезисы, а не художественную вариацию на темы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2013 г. 09:40

цитата prouste

Суждения ФМД о природе страданий и любви сопровождаются таким макабризмом, бурями в стаканах и православной риторике с переложениями сентиментального романа, что сами по себе представляют   с разной степени четкости артикулированные тезисы, а не художественную вариацию на темы.

При всей своей бесконечной любви к ФМ соглашусь) Он скорее не описывает людей as is, а проповедует собственные взгляды. Да и нормальных, обычных людей у него, собственно, почти нет в таких вещах, все сплошь всякие невротики и пограничные типажи. А у Пруста и Сван, и Одетта, и все остальные — именно что нормальные люди.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2013 г. 10:36
Ф.М. более ярок, фактурен и пестр в своей прозе. Достоинства эти, очевидно, переплетены недостатками: кто назовет венцом эстетического идеала цыгана, который тоже ярок и самобытен. При абсолютной разности письма, тематики и манеры, из отечественных авторов скорее по меткости психологических характеристик, обстоятельности и ( так или иначе) повышенному вниманию «стороне Германтов» Толстой поближе Прусту. Собственно, у Виктора Ерофеева есть статья на эту тему.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2013 г. 10:42
Не успела дойти до «стороны Германтов», поэтому не могу пока судить)
По поводу ФМ — мне кажется, он более ярок именно потому, что его персонажи более яркие, не в смысле лучшие, а такие специфические человеческие типажи, которые не так уж часто встречаются.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2013 г. 17:57

цитата kerigma

такие специфические человеческие типажи, которые не так уж часто встречаются.
Они в таком виде вообще не встречаются, а плоть от плоти выдумки Достоевского. ФМ тяготел к театральности несколько балаганистого типа в рамках которого марионеток не предполагается маскировать под сходство со зрителями(читателями). В этом смысле, например, даже Диккенс ( при всей старомодности техники и романа) более разнообразен в создании типажей — у него есть совершенные монстры, комические персонажи из комедии дель арте, а в поздних романах уже и вполне себе типичные кокни. Наш ФМ в этом смысле миротворец, создатель уникальной эстетики, краеугольным камнем которой правдоподобность и естественность мотиваций персонажей не является.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 09:53
Не соглашусь, что его персонажи все поголовно полностью нереалистичны — скорее, он выпячивает и гипертрофирует в них те черты, которые ему нужны для провозглашения своих идей. Но с другой стороны, обычные реалистичные донельзя персонажи — это так скучно :-)


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:17

цитата kerigma

В чем вы сомневались?)


Что гомосексуальная подоплека отношений важна вообще.

цитата kerigma

А то у нас мало


Гендерные роли привязаны ко времени. Пруст не «у нас».

цитата kerigma

Ну, а разве отношения, когда тишь-гладь-божья благодать могут быть интересными в литературе? Если нет конфликта вообще?


О. Я далек от советской школы и от мнения о важности «конфликта» в лит-ре.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:22

цитата Kniga

Что гомосексуальная подоплека отношений важна вообще.

Абсолютно нет))

цитата Kniga

Гендерные роли привязаны ко времени. Пруст не «у нас».

Ну, пожалуй. К тому же Пруст четко расставляет акценты, что Сван — человек состоятельный, а Одетта — мещанка, которая периодически не сводит концы с концами. Так что экономически вполне нормальный оправданный расклад.

цитата Kniga

О. Я далек от советской школы и от мнения о важности «конфликта» в лит-ре.

Не имею в виду никакую школу, имею в виду личные пристрастия) История Ромео и Джульетты, скажем, и им подобные, меня эмоционально не трогает. Он любит ее, она любит его, ну и что?)
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:25

цитата kerigma

Не имею в виду никакую школу, имею в виду личные пристрастия) История Ромео и Джульетты, скажем, и им подобные, меня эмоционально не трогает.


Ну да. Мы неизбежно упираемся в то, что литература должна нас щупать, трогать и лапать. Проказница.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:30
Тц)) необязательно, но в художке желательно) у меня потребительское отношение, а не эстетское)
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:34

цитата kerigma

у меня потребительское отношение, а не эстетское)


Еще и разница есть?
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:37
Ну, судя по нашему общению, у вас как раз второе, например. В смысле, вы оцениваете с точки зрения литературоведа, качества, ценности и тд. Я оцениваю по принципу интересно-неинтересно в основном.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:39

цитата kerigma

вы оцениваете с точки зрения литературоведа, качества, ценности и тд.


Ой
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 10:50
гг)


⇑ Наверх