Алексей Пехов Золотые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Алексей Пехов - Золотые костры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Алексей Пехов — Золотые костры

Статья написана 10 января 2013 г. 16:41

Суровую зиму предвещают ледяные ветра с гор. Она придет с метелью и холодом, скрывая в снежной круговерти смерть. Где-то там, за вьюгой, мимо уснувших лесов, опустевших полей и заброшенных погостов, идет по ночным трактам темный кузнец. Никто не знает, кто он, как выглядит и чего хочет.

Людвиг ван Нормайенн со спутниками Проповедником и Пугалом спешат по его остывающему следу.

Алексей Пехов начал потихоньку сводить все концы воедино и разгадывать щедро разбросанные по первым двум книгам загадки, однако зачастую полученные Людвигом ответы ведут лишь к новым вопросам. К тому же, несмотря на то, что ван Нормайенн теперь практически не позволяет себе отвлекаться на посторонние дела, и все новеллы в «Золотых кострах» объединены сквозной сюжетной линией, повествование продвигается вперед крайне медленно, и возникают сомнения, что в последнем томе автор сможет безболезненно увязать все воедино.

К третьей книге масштабы происходящего резко возросли, и игра пошла всерьез. Из истории приключений обычного стража цикл окончательно превратился в эпическое повествование, где на кону находится судьба целого мира. Кроме того, наконец-то на горизонте появляется главный противник Людвига, загадочный темный кузнец, хотя ни его личность, ни настоящие мотивы по-прежнему не ведомы.

Однако в тоже время создается впечатление, что куда больше глобального конфликта Пехова интересуют мелкие локальные проблемы, с которыми страж сталкивается на разных этапах своего путешествия. Автор с большой охотой описывает ситуации, лишь мельком влияющие на развитие магистрального сюжета, в то время как события, играющие для основного повествования непосредственную роль, в некоторых новеллах могут быть расписаны всего на нескольких последних страницах.

Предполагается, что все эти мельчайшие подробности нужны для создания более полной картины мира, однако по факту они всего лишь придают книге лишнего объема. Дело в том, что довольно часто, города, описанию которых уделялось немало места, или персонажи, знакомству с которыми посвящалась первая половина той или иной новеллы, моментально остаются позади, стоит только Людвигу выполнить все свои дела и отправиться к следующей цели своего путешествия. Страж не испытывает никаких сантиментов и с легкостью расстается со спутниками, вместе с которыми делил кров на протяжении последних страниц, а временами без сожаления оставляет позади даже неразгаданные загадки, хотя буквально недавно он изо всех сил пытался получить на них ответ.

Людвиг вообще оказывается довольно циничным персонажем. Несмотря на то, что он порой позиционирует себя как человека, которому не все равно и временами лезет совсем не в свое дело, он частенько бывает безразличен к чужому горю, не реагирует на гибель близких ему людей и хладнокровно расправляется с противниками, будь то наемники или бандиты. Конечно, подобные циничность и отстраненность бывают жизненно необходимы при выбранном ван Нормайенном профиле работы, однако как же порой хочется, чтобы героя по-хорошему, по-настоящему хоть что-то проняло. И, нужно признаться, один такой неожиданный поступок за всю книгу Людвиг все-таки совершает, хотя с его последствиями ему предстоит столкнуться не раньше эпилога четвертого тома. Гораздо сильнее читателей удивляет Львенок, выкинувший куда более неожиданный и эффектный номер.

Но если действия Людвига хотя бы не выбиваются из изначально заданных шаблонов поведения, то мотивы других персонажей порой вызывают очень большие вопросы. Взять, например, некоего члена Ордена праведности, который умудрился без задней мысли отдать первому встречному крайне странный и опасный артефакт, который, по-хорошему, не мешало бы тщательно исследовать. Или же монахи, пытающиеся скрыть от гостя определенные факты, идут на настолько бессмысленные и жестокие меры, которые скорее привлекут к себе более пристальное внимание, чем рассеют его.

Но если смотреть на ситуацию в целом, то «Золотые костры» оставляют более приятное впечатление, чем предыдущая книга цикла, «Аутодафе». Пехову удалось выровнять общий уровень новелл, и в этот раз ни одна из историй не выбивается резко из общего настроя, разве что «Меньшее зло» вполне можно было вычеркнуть без какого-либо вреда для общего сюжета. Более того, «Наложница дьявола», получилась, наверное, самым мощным и атмосферным эпизодом из всего сериала, хотя по мелочам претензии можно предъявить даже к ней.

Резюме: Третий роман цикла «Страж» по качеству превосходит вторую книгу и вплотную приближается к первой. Некоторые загадки получают свои решения, но ответы на многие вопросы так и остаются не рассказанными. Магистральный сюжет продвинулся далеко вперед, хотя для некоторых новелл наличие сквозной линии идет скорее во вред, чем на пользу. Кроме того, нарекания вызывают некоторые шероховатости, неточности и огрехи, нет-нет, да и встречающиеся на страницах «Золотых костров». Хочется надеяться, что в четвертой части Пехову удастся не только связать воедино все сюжетные линии и ответить на все мучающие поклонников цикла вопросы, но и обойтись без каких-либо нелепых ляпов, способных испортить впечатления от прочтения.

Без комментариев:

Ситуация № 1

"— До Норвенгштайна все четыре часа и еще одна остановка. Брогде — крупный город. Там полно стражи. Если они захотят нас остановить, то сделают это именно там».

«Полчаса назад наступила ночь, и располагающийся в низине Брогде быстро погружался в сон. Не проходило и минуты, чтобы в домах не гас свет. В маленьком провинциальном городишке, где были в основном одноэтажные, редко двухэтажные постройки, ложились рано. Я знал подобные места — они и днем-то сонные, а уж ночью так и вовсе напоминали кладбище».

"— Тихо живут, — сказал я Гертруде. — Уверен, что на улицах никакой стражи».

"Брогде оказался совсем крошечным, мы прошли его за пять минут и встретили лишь какого-то пьянчугу, устраивавшегося на ночлег на ступенях деревянной церкви. Его ничуть не смущал холод».

Ситуация № 2

— Я в такую непогоду носа из дома не высуну, — ответил я на укоряющий взгляд души священника.

— Вроде ты не из сахара — растаять не должен. Или заблудиться боишься? Так здесь это довольно сложно сделать: один постоялый двор, одна церковь и две параллельные улицы с четырьмя десятками домов. На юге речка, на востоке лес, на западе обрыв, на севере гора. Даже слепой и то не заплутает.

Но стражи-таки заплутали!

«Вновь начало мести, мы свернули не там и вместо кладбищенской ограды оказались на улочке, выходящей на небольшую круглую площадь, в центре которой находился занесенный снегом колодец».

«Невысокая ограда, сложенная из серого шершавого камня, выплыла из снежной дымки. Не сговариваясь, мы перемахнули через нее, очутились на погруженном в ночные тени городском погосте, побежали мимо угрюмых могил, огибая забитую мертвецами церковь справа. Оказавшись на знакомой улице, свернули на перекрестке и только здесь привалились к стене. Львенок бросил уцелевший мешок соли под ноги, перевел дух. В отличие от меня он позаботился о том, чтобы взять хоть что-то из нашей добычи».

P.S. Ну а примерно так выглядят пеликаны, не знаю, правда, насколько они старые. А вот тут, слева, нарисован Проповедник. Вылитый пеликан, правда?





331
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 16:58
Стоит где-то в очереди, но надо его удачно расположить так, чтоб прочитать до того, как начнут выветриваться из головы события первой, но при этом не забыть обо всем к четвертой :-D
За рецензию спасибо в принципе, хотя так или иначе читать.

цитата Aleks_MacLeod

возникают сомнения, что в последнем томе автор сможет безболезненно увязать все воедино.

Надеюсь не получится как в Искрах.

цитата Aleks_MacLeod

Ну а примерно так выглядят пеликаны, не знаю, правда, насколько они старые. А вот тут, слева, нарисован Проповедник. Вылитый пеликан, правда?

Достаточно частое сравнение в литературе. Отчасти связанное с манерой держаться, голова втянута в плечи и все такое.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 22:55

цитата iRbos

Стоит где-то в очереди, но надо его удачно расположить так, чтоб прочитать до того, как начнут выветриваться из головы события первой, но при этом не забыть обо всем к четвертой


Весной начинай читать:-)

цитата iRbos

За рецензию спасибо в принципе, хотя так или иначе читать.


:beer:

цитата iRbos

Надеюсь не получится как в Искрах.


Не напоминай, до сих пор обидно. Да и в Пересмешнике концовка подкачала.

цитата iRbos

Достаточно частое сравнение в литературе. Отчасти связанное с манерой держаться, голова втянута в плечи и все такое.


Ни разу не встречал.
 


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 23:11

цитата Aleks_MacLeod

Весной начинай читать:-)

Где-то так и планировал.

цитата Aleks_MacLeod

Не напоминай, до сих пор обидно. Да и в Пересмешнике концовка подкачала.

Ну, в Пересмешнике это все же не настолько ощущается как там, когда жестокость мира и героев превращается в сопливую голливудскую мелодраму. Бррр... Но мы это уже обсуждали, кажись.

цитата Aleks_MacLeod

Ни разу не встречал.

Погугли. Не скажу, что прям много, но есть.
 


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 23:14

цитата iRbos

Ну, в Пересмешнике это все же не настолько ощущается как там


У Пересмешника другие проблемы, там хопа, и конец, очень резко и прямо обрывается в пустоту. Никаких прощальных сцен с той же няшей Бэсс.

цитата iRbos

когда жестокость мира и героев превращается в сопливую голливудскую мелодраму. Бррр... Но мы это уже обсуждали, кажись.


Ага, и сошлись во мнении. Такое ощущение, что перерыв в работе над циклом Пехову на пользу не пошел, и возвращался к нему он уже то ли не с тем настроением, то ли уже держа в уме Пересмешника, то ли еще что...
 


Ссылка на сообщение11 января 2013 г. 10:06

цитата Aleks_MacLeod

У Пересмешника другие проблемы, там хопа, и конец, очень резко и прямо обрывается в пустоту. Никаких прощальных сцен с той же няшей Бэсс.

Это да, но все равно не так резко и разочаровывающе.

цитата Aleks_MacLeod

Ага, и сошлись во мнении. Такое ощущение, что перерыв в работе над циклом Пехову на пользу не пошел, и возвращался к нему он уже то ли не с тем настроением, то ли уже держа в уме Пересмешника, то ли еще что...

Я всегда грешил это на его сооавторш(-у). Уж больно женский финал получился.


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 18:45
Хорошая рецензия. Жаль только книга уже прочитана. Читал в электронке, но так как две первых книги стоят на полке, третья скоро также объявится в бумажном варианте. Лично для меня самая сильная вещь это «Распятый». Очень атмосферно.

цитата

Ну а примерно так выглядят пеликаны

Это всего лишь образный оборот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 22:56

цитата foxfer

Хорошая рецензия.


Спасибо:-)

цитата foxfer

Лично для меня самая сильная вещь это «Распятый». Очень атмосферно.


Да, поход Людвига в темноте — сильная вещь, но меня расстроило, что он потом собрался и уехал и так и не выяснил, а что вообще

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

в монастыре такого творилось, что там Карла убили. И на убитого монаха забил
и так далее. В общем искал, искал, плюнул и уехал.


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 19:07
Спасибо за рецензию!
Уже подзабывать стал события первых томов, но наверное дождусь выхода четвертой части. А может и первые две перечитаю заодно. Пока единственное что у Пехова читал. Но понравилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 22:59

цитата abstract

Спасибо за рецензию!


Спасибо за отзыв :beer:

цитата abstract

Уже подзабывать стал события первых томов, но наверное дождусь выхода четвертой части. А может и первые две перечитаю заодно. Пока единственное что у Пехова читал. Но понравилось.


Ну можно перечитать два первых тома в канун выхода четвертого, потом сразу третий и четвертый заглотить, так сложится наиболее четкая картинка о происходящем :-)

цитата abstract

Пока единственное что у Пехова читал. Но понравилось.


Мне в принципе у Пехова пока что понравилось все за исключением второй части Искр и Ловцов ветра. Если выбирать что-то атмосферное, то это пожалуй Пересмешник, Под знаком Мантикоры и Искатели ветра, хотя чистая вкусовщина, конечно, Сиала мне тоже очень понравилась.
 


Ссылка на сообщение11 января 2013 г. 18:07

цитата Aleks_MacLeod

Ну можно перечитать два первых тома в канун выхода четвертого, потом сразу третий и четвертый заглотить

Так и думаю сделать, с циклом Перумова о Тёрне, так и поступил. А то к выходу «Зверя» уже большую часть героев помнил только по обложкам.

цитата Aleks_MacLeod

Мне в принципе у Пехова пока что понравилось все за исключением второй части Искр и Ловцов ветра.

Спасибо большое за советы, обязательно прислушаюсь. :beer: Найти бы только время на этого Пехова. Сейчас пытаюсь разгребать циклы, которые начинал читать еще несколько лет назад. Закончу с ними, немножко поубавлю залежи непрочитанного и пойду читать новых для меня авторов.


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 19:59
Схожие впечатления от прочтения, оценка совпадает. Только я больше внимания обратил на «смысловые» натяжки и ляпы — здорово мешали, особенно в последнем рассказе. Правда, после слов одного из героев

цитата

— Обязательно искать логику, Людвиг?
стал относиться к ним более философски:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 23:01

цитата upfallen

Только я больше внимания обратил на «смысловые» натяжки и ляпы — здорово мешали, особенно в последнем рассказе.


Ну последний рассказ — там все эти комментарии — записано с чужих слов, кто-то, например колдун, мог и соврать, так что верить всему наслово я бы не стал, надеюсь, в четвертом томе все станет яснее. Если эти темные кинжалы и правда делают то, что заявлено колдуном, это будет очень большой фейл, на мой взгляд.

цитата upfallen

стал относиться к ним более философски


Я банально никому не верил. Колдун себе на уме, у Кристины явно крыша поехала, их слова нужно десять раз перепроверять.


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 22:24
Книге можно многое простить, но собрать 10 кинжалов(хотя бы не крестражи) :-[, ну, неужели нельзя было что-нибудь поинтереснее придумать? Единственный рассказ, который понравился на фоне остальных, это «поцелуй смерти». Печаль 8:-0 С оценкой согласен, даже можно 6.5 поставить. Что-то в прошлом году, А. Ю. Пехов не радовал, в блоге описывал свои планы на будущее, опять одни книги про стражей и ему подобные! :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2013 г. 23:04

цитата spectrrr

Книге можно многое простить, но собрать 10 кинжалов(хотя бы не крестражи)


Как я уже выше отмечал, я очень надеюсь, что это какой-то хитрый ход колдуна и не есть правда. В противном случае будет фейл.

цитата spectrrr

Единственный рассказ, который понравился на фоне остальных, это «поцелуй смерти». Печаль


Ну мне гонки с демоном понравились, атмосферно так.

цитата spectrrr

С оценкой согласен, даже можно 6.5 поставить.


Дробные оценки пока не ставил, в принципе можно, кому как удобнее :-)

цитата spectrrr

Что-то в прошлом году, А. Ю. Пехов не радовал, в блоге описывал свои планы на будущее, опять одни книги про стражей и ему подобные!


Мда. Заклинателей я не жду от слова «совсем», Синее пламя рассказ не понравился вообще, книгу не знаю, буду ли читать, четвертый Страж — да, поднадоел уже Людвиг, надо бы с ним разобраться да дальше двигаться. Единственная надежда — на тот стимпанковский проект, что был озвучен в ближайшем производстве.


Ссылка на сообщение11 января 2013 г. 04:49
Пеликаны выглядят по-разному, в данном случае у тебя фотка кудрявого (это такой вид). ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2013 г. 08:07
Да, я в курсе, мне он показался самым симпатичным и больше всего на Проповедника походил:-)


⇑ Наверх