Джек Макдевитт, Майк Резник, Проект «Кассандра» (2012)
Этот год, небось в предчувствии смены эпохи по календарю майя, полнится ранее невиданными писательскими коллаборациями — после Нивена и Бенфорда в соавторстве дебютируют Макдевитт (да, я настаиваю, что его фамилия пишется через двойное Т) и Резник. Оба автора относятся к среднему крепкому уровню современной НФ, может быть, скорее к верхнему среднему (особенно это касается Макдевитта, за которым я числю два шедевра — Военный талант и Огненную птицу; что до Резника, то, невзирая на колоссальное количество премий, субъективно он для меня находится полуступенькой ниже). Есть у них одна общая черта — несмотря на завидную для почтенного возраста писательскую продуктивность, переводить на русский их в последнее время почти перестали.
Роман переписан из одноименного сольного рассказа Макдевитта, доступного здесь. Не читайте рассказ, если не хотите нахвататься спойлеров.
В принципе, сюжет формально сводится к очередной попытке пробиться в инопланетный артефакт (сэр Артур одобрительно улыбается с Той Стороны) и попутно разрешить парадокс Ферми. Обе задачи будут выполнены. Фоном служит грустное неторопливое бытописание кризиса государственной пилотируемой космонавтики, урезания бюджетов космических программ и нарастающего равнодушия широких рвотных^W народных масс к раскинувшейся за порогом их ипотечного коттеджика Вселенной. Мотив сенсационных открытий, всплывших из архивной Леты, перекликается с Военным талантом.
Но в определенных кругах интерес к лунной программе не утих и катализируется самыми неожиданными вбросами, например, выходом свежей версии Питона; на IxBT же профильная тема насчитывает уже 11 томов.
Очень уместный, надо сказать, background в год смерти Нила Армстронга.
К достоинствам романа следует отнести тот факт, что соавторы при этом не скатились в оголтелый олшеновский техномистицизм с реализуемыми сновидениями и розовыми слонами в вакууме (хотя по Нептуну слоны у Резника разгуливали, не говоря уже про Килиманджаро).
С другой стороны, выглядывая из-за монитора в окружающее пространство и поднимая взгляд туда, where Air meets No-Air, обнаруживаешь, что частная космонавтика уже вылезла из пеленок, телескоп имени Джеймса Уэбба готовят на смену старичине Хабблу, а число открытых экстрасолнечных планет множится с каждым днем.
Верим, надеемся, ждем на Марсе цветы, на Титане буровые вышки и анархистов на далеких хабитатах.
Анастасия, вам читать непременно, если уже свободно шпарите на эльфийском.