Новый Дозор Сергея


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > "Новый Дозор" Сергея Лукьяненко: Сумрак выходит из Сумрака
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Новый Дозор» Сергея Лукьяненко: Сумрак выходит из Сумрака

Статья написана 3 августа 2012 г. 20:05

Для родной газеты.

Сергей Лукьяненко – не первый и не последний писатель-фантаст, закабаленный своим же творчеством. Рынок, как известно, требует того, что гарантированно пользуется спросом; в случае Лукьяненко это «дозорная» серия, первый роман которой вышел в 1998 году. За «Ночным Дозором» последовали «Дневной» (2000), «Сумеречный» (2004) и «Последний» (2005), который, само собой, вовсе не был последним. В середине 2012 года фантаст России номер один выпустил очередной «Дозор», который, не мудрствуя лукаво, назвал «Новым». Это, стало быть, пятая книга серии – и, если судить по сюжету, опять-таки не заключительная.

Добро за зло, зло за добро

«Дозоры» можно было бы и не уподоблять путам, связывающим амбиции писателя, если бы те не были видны невооруженным глазом. Все-таки истории о Светлых и Темных Иных, которые взаимно сдерживают друг друга на улицах Москвы и не только, то и дело командуя «всем выйти из Сумрака!», составляют лишь часть его творчества. Однако последний роман вне серий Лукьяненко выпустил десять лет назад («Спектр»; новеллизация компьютерной игры «Конкуренты» не в счет), после чего параллельно с «Дозорами» написал две дилогии: не слишком удачную НФ «Работа над ошибками» («Черновик» и «Чистовик»), а также детское фэнтези про Трикса («Недотепа» и «Непоседа»). Понятно, что читатель, который помнит книги Лукьяненко 10-15-летней давности, ожидал от фантаста большего.

Впрочем, ничего плохого нет в том, чтобы продолжать книжную серию, успех который и в России, и на Западе, и на Востоке был подкреплен в свое время кинодилогией Тимура Бекмамбетова. Главное – не терять высоты. Лукьяненко это удавалось, во всяком случае «Последний Дозор» почти вырулил на уровень первого, как водится, самого удачного романа. Но за границы его не вышел – и подтвердил, увы, блестящую и убийственную характеристику, которую дал «Дозорам» Виктор Пелевин в романе «Священная книга оборотня»: рассуждая о том, что в России «общепринятый уклад жизни является уголовным преступлением (что накладывает на лица всех жителей несмываемую печать греха)», героиня Пелевина упоминает «метафизические блокбастеры, в которых добро дает кормиться злу за то, что зло дает кормиться добру, и так далее», явно с намеком на фильмы Бекмамбетова.

Именно так: герои Лукьяненко, светлые маги, с самого начала являли собой образчики морального релятивизма. Это не герои без страха и упрека, а, скорее, интеллигенты, метания которых между правдой жизни и нравственными идеалами в эпоху криминального феодализма и составляют суть «дозорных» романов. Они хотят как лучше, но получается у них с трудом, ведь любое позитивное вмешательство Ночного Дозора (это, напомним, боевая организация Светлых, контролирующая Темных в ночное время суток) неизбежно приведет к равновеликому негативному вмешательству Дневного Дозора. За соблюдением баланса тщательно следят не только Высшие маги, у которых могут иметься свои резоны, но и Инквизиция, и, как выясняется из «Нового Дозора», сам Сумрак.

Тигр, Тигр, жгучий страх

В первых книгах серии Сумрак был чем-то вроде магического подпространства, куда волшебники, желавшие исчезнуть из нашей реальности, при желании погружались – в основном на первый, а кое-кто на второй и даже третий слой. В «Последнем Дозоре» главный герой серии Антон Городецкий выяснил, что у Сумрака семь слоев, причем седьмой уровень – тот же первый, то есть наш мир. В «Новом Дозоре» Сумрак вновь эволюционировал. Теперь это живое существо, которое временами активно вмешивается в дела людей, Дозоров, Инквизиции и кого угодно. Так, Сумрак интересуют изредка появляющиеся среди Иных пророки в момент изречения первого и главного пророчества, меняющего судьбы мира. Принимая вид человека, которого герои называют Тигром, Сумрак крушит любые преграды и движется к пророку, чтобы, возможно, убить его. Или для чего-то еще. В итоге Антон Городецкий встает перед выбором: позволить Тигру убить собственную дочь – или уничтожить Тигра, а вместе с ним и Сумрак, и вообще всю магию на земле.

Это все фантастическая лирика. Главное – Сергей Лукьяненко, судя по всему, принял упрек Пелевина: Городецкий местами с самоиронией, местами с мазохизмом раскладывает моральный релятивизм Дозоров по полочкам, осознавая, что сам он – при всех попытках сохранить идеалы – стал всего лишь винтиком в страшном и аморальном механизме, где «добро» сплошь и рядом не противится злу и при этом отчего-то продолжает считать себя добром. Доросший до Высшего Светлого мага герой похож на немножко коррумпированного российского «полицая», человека неплохого, но вынужденного жить так, как живут все, – не донкихотствовать же. Что самое отрадное, Антону Городецкому все это пусть смутно, но не нравится. Судя по всему, автор от героев тоже не в восторге.

– Шеф, вот скажите честно, вы что угодно можете обосновать с точки зрения добра и справедливости? – спросил я.

Гесер подумал. Почесал кончик носа.

– В целом, наверное, да. Но ты не переживай, это ко всем приходит с возрастом.

«Дозор» повзрослел, заматерел и немного оскотинился. Но, как говорил Честертон, нельзя оставаться на одном уровне зла. Пора выходить из Сумрака по-настоящему.





456
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 августа 2012 г. 20:35

цитата

образчики морального релятивизма


О, слово найдено. То-то я думал что меня там смущало.


Ссылка на сообщение3 августа 2012 г. 21:03
А мне казалось, что Сумрак — это nom de guerre[/b] императрицы Малазанской Империи Laseen в Gardens of Moon Эриксона.


Ссылка на сообщение3 августа 2012 г. 22:27
Сумрак — это такой варп. Только сильно пожиже и дыма не видно.


Ссылка на сообщение3 августа 2012 г. 22:41

цитата angels_chinese

Тигр, Тигр, жгучий страх

это
Tiger, tiger, burning bright? так перевели?%-\
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2012 г. 01:22
В том числе и так, да. Я не помню, какой перевод цитирует Сергей. Но цитирует он, кстати, и оригинал.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2012 г. 01:27
Гоша с Яшей подсказали что Бальмонта
что в который раз доказывает, что стихи (а лучше и прозу) читать на языке оригинала
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 00:53
«На бесптичье и Бальмонт -- соловей!» (с)
 


Ссылка на сообщение4 августа 2012 г. 05:10

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тигр! Тигр! Ужоснах!
Киса жжот в ночных лесах!
Чьею вылеплен рукой
Был готичный образ твой?

Где, в каких глубинах ночи
Загорелись эти очи?
Что за Аффтар, воспарив,
Зафигачил креатифф?

Кто недрогнувшей рукою
Сердце вылепил такое?
Жил и нервов свив канат,
Не убрать посмел под кат?

Молот чей тебя ковал?
Фтопку кто твой мозг кидал?
Кто дерзал сжимать клещами
Это жызненное пламя?

В час, когда с ночной звезды
Слёзы лились беспесды, —
Улыбалсо ль молоцца,
Склеив Тигра — и Агнца?!

Тигр! Тигр! Ужоснах!
Киса жжот в ночных лесах!
Чьей бессмертною рукой
Юзерпик был создан твой?
 


Ссылка на сообщение4 августа 2012 г. 14:11
:cool!:
 


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 00:52
:-))):-))):-)))


Ссылка на сообщение5 августа 2012 г. 12:34
хорошая рецензия... после которой даже не хочется иронизировать по поводу, что есть «моральный релятивизм» в нынешней литературе и в жизни...


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 00:56
Как-то совсем не тянет читать 5й Дозор. Первых двух хватило выше крыши. Уже во 2м видно где кто писал, и у Вохи это получалось лучше.


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 12:31
Считаю «Спектр» лучшим романом Лукьяненко.
Все, что было позже — несколько нравоучительно и нудновато, что ли.
Нет искорки.


Ссылка на сообщение6 августа 2012 г. 12:53

цитата angels_chinese

«Последний Дозор» почти вырулил на уровень первого, как водится, самого удачного романа


Вот после оного «Последнего Дозора» я С.Л. читать практически перестал. Купил, правда, потом «Черновик» и окончательно поставил крест на авторе. Жаль, конечно, но...
А второй «Дозор», имхо, написан на уровне первого. Не продолжать бы С.Л. серию, а то, похоже, скатывается, как Головачев, всё ниже и ниже в лит. плане.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 августа 2012 г. 00:53
Я когда-то не смог прочитать «Последний Дозор», сломался на прологе, где «И тогда Лера начала кричать. Тонко и страшно, закрывая глаза, взмахивая руками в воздухе перед собой, будто маленькая девочка, на глазах которой самосвал размазал по асфальту любимого котенка». Этот пассаж показался мне таким грубым, что физически не смог перелезть через него. Это уже, к сожалению, изящной словесностью не назовешь :-D
Тем не менее, прочел потом «Черновик» и «Чистовик», после которых в общем-то стало ясно, писателя Сергея Лукьяненко для меня больше не существует. Это такой низкий уровень... Так что, рецензию на «Новый Дозор» прочитал, от самого романа воздержусь.


Ссылка на сообщение16 августа 2012 г. 19:28
Маразм крепчал!:-)))


⇑ Наверх