В японском обществе до революции Мэйдзи (которая упростила сословные различия и, таким образом, нивелировала самураев как класс – но не как образ) в среде аристократов у мужчин был иммунитет на ведение хозяйства. То есть «правило тумбочки» там было не ситуационное, а традиционное: средствами семьи всегда заведовала жена, выделяя мужу суммы на всё необходимое, включая посещение квартала красных фонарей. Конечно, это способствовало укреплению образа «сильной женщины-хозяйки» в культуре, но к феминизму не имело никакого отношения.
Суть ведь не в том, кто что должен делать, а в том, чтобы это самое «должен делать» определялось не полом, а договором между партнёрами. А это значит, что целью феминизма является перевоспитание и женщин, и мужчин. Поэтому наибольшей ценностью для изучения образа сильной женщины обладают командно-коллективные истории, в которых представлено равноправие и распределение обязанностей по способностям и склонностям. Ну, а самым ярким примером (с максимально широким выбором ситуаций) являются команды боевых кораблей, боевые отряды и военные организации.
История – и не только японская – знает женщин, которые дрались наравне с мужчинами, как Надежда Дурова в Отечественной войне 1812 года, и во главе мужчин, как Жанна Д’Арк. Гораздо больше примеров в Великую Отечественную Войну.
Кстати, в аниме им уделяется особое внимание. Так во 2-й части сериала 2009 года «Темнее Чёрного» главная героиня (меткий стрелок) получила фамилию в честь снайпера Людмилы Павличенко.
Востребованность образа женщины-воина проявляется по-разному. Например, в цикле «Fate/Zero» действует Артурия – дочь короля, которой пришлось ради спасения Британии выдавать себя за мужчину и остаться в истории как Король Артур. Теоретически, можно было найти настоящую женщину-воина, да хотя бы легендарную царицу Амазонок! Но образ девушки, которая из чувства долга взяла на себя мужские обязанности, оказался ценнее исторической точности.
Костюм Артурии в этом сериале предельно целомудренный. Это бросается в глаза, поскольку преобладающая часть воительниц свою красоту не прячут. Будь то пресловутый бронелифчик, юбка с разрезом до пупка или нефункциональные чулки, фетиши являются такой же неотъемлемой частью образа, как и оружие. Впрочем, можно обойтись и без оружия – персонаж может превращаться в оружие или доставать его «из воздуха». А вот без миловидности никак!
Чего греха таить, девушка в форме – сама по себе фетиш. Сериалы, где на первом месте «картинка», остаются успешным коммерческим продуктом. Тем не менее, зрителей давно уже не удивляют боевые отряды, состоящие из одних лишь девушек и даже девочек. Школьницы, спасающие Землю от инопланетян, и юные девушки-пилоты огромных боевых роботов – такой же штамп, как мечницы с грудью пятого размера.
Можно воспринимать эту ситуацию как естественное следствие рыночных законов: потребители хотят сексуальных персонажей, а производители аниме хотят получить прибыль. Так или иначе, но взяв в руки нагинату, виновку или штурвал, воительницы аниме не спешат отказываться от женских чар.
В ряде случаев это характерная черта всего сериала (такой поджанр можно называть «эротико-военным»), но нередко желание выглядеть привлекательно свойственно самим персонажам. Например, Тальхо из сериала «Eureka Seven»: пилот боевого корабля и по совместительству модель журнала.
В первой половине истории она придерживалась откровенно-вызывающего стиля в одежде, да и в поведении. Эволюция и взросление персонажа повлекли за собой смену имиджа.
Ни замужество, ни беременность (последнее – редкий шаг для персонажей такого типа) не повлияли на отношение к Тальхо со стороны команды, которая на треть состояла из женщин. «Eureka Seven» входит в группу уже упомянутых историй про будущее победившего феминизма.
Другой примечательный пример – сериал «Last Exile», у которого в прошлом году вышло продолжение, претендующее на звание самой феминистической аниме-фантастики.
Боевые пилоты, навигаторы, помощники капитанов и капитаны, политики и лидеры государства относятся к той половине человечества, которую уже даже как-то неприлично называть «слабой». При этом не ощущается ни пресловутого подавления мужчин, ни «разрушения института семьи», да и сюжет завязан на проблемах, никак не связанных с вопросами пола.
Причём «Last Exile» – не откровение и не прорыв. Сериалы прошлых лет разрабатывали ту же модель общества.
Обществу, изображённому в таких сериалах, свойственно равенство в профессиях, широкая гамма как мужских, так и женских характеров, равноправие в домашних делах (мужчины за повседневной готовкой, уборкой, покупками и т.п.) и равноправие голосов.
Отношение к женщинам зависит от их физической силы и характера: скромных и тихих стараются защищать по традиционной модели, резких и грубоватых нарочито побаиваются. Любовь и романтические отношения сопровождаются пропагандой моногамии, взаимоуважения и честности. А недостойное поведение, как у мужчин, так и у женщин, остаётся признаком отрицательных персонажей.
Линия, начатая Тэдзукой Осаму в «Принцессе-рыцаре», продолжается без изменений: сильным женщинам предоставляется право и на любовь, и на семью. Но для этого нужен партнёр-соратник (причём, не важно, сильный или нет). Возлюбленный, предлагающий уют домашнего очага в обмен на возможность быть собой, остаётся за бортом.
Кроме того, традиционное для Японии чувства долга оставляет мало выбора между «любовью» и «страной». Здесь прослеживается сходство с Великой Отечественной и вообще Второй Мировой войной, которая создала ситуацию, когда уже нельзя было запирать «хрупких и нежных созданий» в хрустальных башнях. И «принцессы» показали, что ничем не уступают «сильной» половине. Впрочем, сегодня об этом в России вспоминают не часто. А вот японская анимация этот опыт не растеряла.
Говоря о женщинах-бойцах нельзя не упомнить главную героиню одного из самых известных циклов: Кусанаги Мотоко из «Ghost in the Shell», снятому по манге (комиксу) Сиро Масамунэ (основоположника кибер-фантастики). Влияние Кусанаги на образ Тиринити из «Матрицы» несомненно – сегодня этот типаж, для которого обязательна как чёрная одежда в обтяжку, так и феноменальные боевые таланты, также перешёл в разряд штампов.
Примечательно, что в манге Масамунэ его героиня одета гораздо фривольнее, да и теме сексуальности уделено много страниц.
В целом, героини боевого киберпанка выходят за рамки исследуемого образа – слишком сильна в таких сюжетах тема насилия, подавления, использования и разрушения личности. Однако нельзя не заметить, что это опять-таки будущее, где равноправие постепенно становится нормой.