Продолжение темы.
Чтобы продолжить разговор об сильных женщин в аниме, следует сразу уточнить: традиционная культура знакома с таким образом. Это упомянутая «глава рода» – бабушка, которая рулит семьёй (и не обязательно после смерти мужа).
Как не хотелось бы видеть в таких персонажах предтеч современных «стальных леди», это в чистом виде носители устоявшихся правил, против разрушения которых они протестуют не меньше мужчин. И даже больше, потому что достижение женщиной уважения и обретение своего места в обход цепочки «замуж – роди сыновей – вырасти и воспитай – состарься – правь родом» роняет тень на их собственные достижения.
Такие непреклонные старухи нередко выступают в роли антагонистов: они мешают счастью главных героев, плетут интриги и старательно поддерживают устоявшийся канон «правильного поведения».
Вообще отношение к женщинам – надёжный показатель положительности персонажа (если, конечно, это не эротические жанры и не комедийно-пародийные боевики). Что вовсе не означает, что в аниме сплошь кисейные барышни.
Разрушать образ традиционной тихони и красавицы в аниме начали очень рано. Хулиганки и бунтарки появлялись в сериалах всех возрастных категорий ещё в 60-е года XX века.
Современные традиции школьного и повседневного аниме могут шокировать малоподготовленного зрителя: девочки нередко дерутся (причём больше всего шишек достаётся их избранникам), что касается спортивных достижений и оценок, то порой хочется пожать руку японским аниматорам.
Вне зависимости от темперамента и целей (которые колеблются от романтических до спортивных), положительные женские персонажи демонстрируют строгое следование феминистическим правилам: честно своими силами добиваться своего в выбранной стезе и не требовать уступок «потомучтоядевочка».
Кокетничающие красотки – это антагонисты, которые рано или поздно терпят позорное поражение.
Можно возразить, что сериалы, предназначенные подросткам, должны содержать мораль, поэтому там все такие «правильные». Но правильность всеми понимается по-разному. Аниме не первый год разрушает стереотипы в отношении женщин (именно школьные истории растиражированы наиболее широко – пресловутый хентай, как и положено порнографии, предназначен взрослым), предлагая юным зрительницам разные модели поведения – можно быть милой и мечтать о семье, можно посвящать себя спорту или искусству, можно осваивать мужские роли.
Ещё в 1967-м году вышел анимационный сериал – экранизация манги (комикса) про принцессу-рыцаря. Которая, между прочим, носила мужскую одежду, фехтовала и выручала из беды своих друзей и возлюбленного принца. Автором этого «феминистического безобразия» был признанный классик Тэдзука Осаму.
Возвращаясь к вопросу насилия, можно сказать со всей определённостью: разрушение «женской» колеи сопровождается в аниме разрушением традиционных мужских ролей. Ситуация, которую любят поминать антифеминисты: девочке можно драться, а мальчику – нет.
Пара «тихоня + драчунья» существует не первый десяток лет и давно уже стала штампом. Как это повлияло на японское общество? Надо понимать, что порнография никуда не делась, и сексистские образы воспроизводятся, благо потребители есть. Ровно как и традиционная модель мужского мачизма и женской покорности (на это работают культурные традиции).
С одной стороны, японскому обществу нужны образованные и целеустремлённые женщины-профессионалы, а не нимфетки. С другой, профессионалу зачастую не до детей. Так что ситуация далеко от идеала.
А вот в аниме нормально, когда голенастые отличницы дубасят своих «принцев» (в начале истории — а в конце всё кончается хорошо).
Возможно, таким образом компенсируются столетия унижения, возможно, это попытка подольстить «тряпкам», как называют закомплексованных и робких подростков, которые нередко становятся героями, спасающими мир.
Возможно, влияет образ принца Гэндзи из классического романа Мурасаки Сикибу, жившей, минуточку, в XI-м веке (кстати, много авторов-женщин этого времени мы вообще знаем?)
Мне кажется, одновременно действует несколько факторов. И тому подтверждением – регулярное упоминание тяжёлого положения женщин в исторической Японии.
Особенно показателен в этом смысле сериал «Mononoke» про таинственного Аптекаря, который занимается изгнанием злых духов из тех домов, где была совершена несправедливость.
Жертвой всякий раз оказывалась женщина – обманутая, преданная, сломленная. И даже когда сюжет перенёсся из средневековья в новое время, история вновь повторилась. Только вместо проститутки, жены или похищенной рабыни (шаблонные роли – продажа женщин очень долго оставалась в Японии распространенным явлением) возник образ XX века: журналистка, которая предпочла пожертвовать своей жизнью ради правды. И которую обливали ложью, поминая устоявшиеся антифеминистические стереотипы.
Отдельно хотелось бы прокомментировать образ девушки-ниндзя, который часто мелькает в масскульте. Безусловно, это пример перенесения реалий и психологии XX-го века в прошлое. Если рассматривать этих персонажей в отрыве от истории, то они вполне подходят под определение сильных и независимых женщин, ровню мужчин. Но только в развлекательном фэнтези.
В реальности участь женщин-ниндзя была незавидной. Они умели пользоваться оружием и были способны убивать. Но их главным инструментом оставалось собственное тело. А расправлялись с ними не менее жестоко, чем с пойманными ниндзя мужского пола (попытайтесь представить, что значит «жестоко» для культуры, в которой самурай мог убить любого простолюдина за одно лишь прикосновение к своему мечу).
В качестве примера «традиционной женщины-бойца» можно вспомнить Сару из сериала «Samurai Champloo» – слепую исполнительницу, а по совместительству – наёмную убийцу.
Образ утрированный (убийцы такого рода обходились оружием простым типа отравленных игл), но что точно – так это обстоятельства: слепые музыканты не имели права вступить в брак, а рождённых детей у них отнимали…