| Новинки фантастики: Я помню будущееСтатья написана 22 декабря 2008 г. 03:45 |
Обзор книжных новинок. «Два к пяти» — новый роман Пирса Энтони из цикла «Ксанф», 32-й по счету. «Я помню будущее» — сборник рассказов Майкла Берстейна, многие из которых были номинированы на престижные премии. «Герой» — третий роман в цикле «Рожденный в Тумане» Брэндона Сэндерсона. Герои пытаются спасти обреченный мир.
Как обычно, к обзорам прилагаются комментарии писателя-фантаста Пола ди Филиппо.
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ------------------------
Два к пяти (Two to the Fifth)
Пирс Энтони (Piers Anthony)
издательство Tor Books
твердый переплет, октябрь, 2008
http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19661.html
Перед нами 32-я книга из цикла «Ксанф».
Сайрус Киборг и его механический ослик Дон странствуют по миру. Задача у них непростая, — найти свое место в жизни. Да и что светит парню, у которого тело взрослого человека, а разум — двухлетнего ребенка?...
Друзей ждет немало приключений. На их пути встретится целая россыпь ярких персонажей, — в том числе, немало красоток, земных и волшебных, и все они влюбляются в Сайруса.
Но тут Дон и Сайрус встречают старого дурака… э… то есть, доброго волшебника Хамфри. Тот поручает Сайрусу простую задачу, — остановить Рагна Рек. Это так злую птицу зовут, если Вы не поняли.
Злая птица живет в злом замке, и строит злобные планы. Хочет она, конечно же, захватить мир. И чтобы остановить ее, надо пробраться в крепость, а это непросто… Но Хамфри не лыком шит! У него есть план.
Сайрус будет выдавать себя за режиссера и драматурга. (Это с мозгами-то двухлетнего ребенка.) Соберет труппу, и под видом бродячих актеров они проникнут в замок Рагны Река.
Напомним, что похожий сюжет у романа Дэна Симмонса «Муза Огня».
Играть в труппе будут три волшебницы-принцессы: Ритм, Мелодия и Гармония. Ритм влюбляется в Сайруса, да вот беда, — ей только двенадцать лет. Девочка применяет заклятие Взросления, — и, после ряда вполне понятных событий, у них рождается дочь, по имени Кэденс.
Актеры странствуют из города в город. Со временем, слава о них доходит до коварной птицы, и Сайрус с друзьями получают приглашение в замок Рагны. Там и решится судьба мира Ксанф…
Обозреватель SciFi.com, Пол ди Филиппо, просто-таки брызжет ядом.
Цикл «Ксанф» он не читал, поэтому терпеть не может. Шуток Пирса Энтони он не понял, да и как можно писать цикл по 32 книги?! Да еще и деньги за это получать?! А ведь у Этнони хватает фанатов. Просто безобразие!
И Пол ди Филиппо, скрежеща зубами от злости, влепил ему позорную тройку.
Пару слов о непристойном. Шутки шутками, но секс между маленькой девочкой и большим дядей-дауном, — еще та темка. И если Вы в свое время были шокированы «Дверью в лето» Роберта Хайнлайна, — запаситесь-ка валидольчиком, прежде чем читать новый роман Пирса Энтони.
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ------------------------
Я помню будущее (I Remember the Future)
Майкл А. Берстейн (Michael A. Burstein)
издательство Apex Publications
мягкая обложка, ноябрь 2008
http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19824.html
В сборник вошли рассказы, многие из которых были номинированы на престижные премии («Хьюго» и «Небьюла»).
«Последний, оставшийся в живых». Близкое будущее. Мир провожает последнего человека, который пережил Холокост, — и вспоминает о шести миллионах жертв.
В рассказе «TeleAbsence» школьник знакомится с виртуальной реальностью. Это первый рассказ, который опубликовал Бернстайн. Спустя десять лет, он пишет сиквел, «TelePresence». Главный герой, Тони Льюис, вырос, — и сталкивается с убийством в киберпространстве.
Четыре рассказа построены вокруг ускорителя частиц, который собирались строить в Техасе, — нечто вроде Большого Андронного Коллайдера.
«Сломанная симметрия»: ускоритель открывает дверь в параллельный мир. «Друзья, которых нет рядом» — главный герой отправляется в другой мир, чтобы решить личные проблемы. «Проверка реальности»: конфликт между наукой и религией. Завершает тетралогию рассказ «Пустые места», который публикуется впервые. В нем автор рассуждает о долге, и о том, какую цену за него приходится платить.
Эти рассказы посвящены недалекому будущему. Перейдем теперь к другим темам. В «Космических кораблях» речь пойдет о богах и людях. Рассказ «Решения» начинается с путешествия во времени, а заканчивается Первым контактом. Путешествию в прошлое посвящен рассказ «Время в огне», написанный в духе Джека Финни.
Как технология клонирования повлияет на… авторские права? Об этом автор рассуждает в рассказе «75 лет». В «Убежище» встречаются инопланетяне и католическая церковь.
Три последних рассказа в сборнике, — это фантастика о фантастике. «Я видел будущее», «Космический штопор» и «Заплати вперед».
Пол ди Филиппо не в восторге от книги Берстейна. (А когда ему что-то нравилось?) Рассказы читаются легко, но в них недостает индивидуальности, полагает критик. Все они похожи один на другой, и на рассказы других авторов.
Герои Берстейна, — милые, вполне правдоподобные, но не больше. Среди них Вы не найдете нового Пола Атрейдеса. Языку автора не хватает выразительности. Лучшим рассказом из всех ди Филиппо считает «Время в огне».
О рассказах Бернстайна лучше всего скажет поговорка, — «always a bridesmaid, never a bride» (букв.: «всегда подружка невесты, но никогда не сама невеста»).
Рассказы Берстейна хороши, но не блестящи, полагает Пол ди Филиппо, и ставит сборнику скромную четверку.
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ------------------------
Герой (The Hero of Ages)
Брэндон Сэндерсон (Brandon Sanderson )
издательство Тor Books
твердый переплет, октябрь 2008
http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19624.html
Измученный мир движется к неизбежному концу. Багряное солнце закрыли серые тучи. Смертельный туман, что раньше появлялся только по ночам, теперь приходит и днем. Мир, где люди забыли, что такое цветы.
Мир, где вымирающее человечество борется за жизнь с ужасными тварями.
Таким был мир, который мы увидели в романе «Рожденный в тумане» (Mistborn). Ну, почти таким.
Лорд-Правитель, обладающий нечеловеческим могуществом, тысячи лет правил в этом краю. Жили здесь, в основном, фермеры; средний класс играл небольшую роль, власть находилась в руках аристократов.
Среди нобилей и их незаконных детей, порой попадались алломансеры, — люди, которые могли вытягивать из металла волшебные силы. Эта энергия даровала людям особые способности, — супер-силу, супер-скорость, супер-чувства и супер-лечение.
Таких людей называли Рожденными в Тумане.
Келсир был самым могущественным из них. Его целью стало убить Правителя. Но исполнить эту миссию было суждено не ему, а его ученице, — уличной девчонке по имени Вин. Кто же ей помог? Некто Эленд Венчур, запомните это имя…
Во втором романе, «The Well of Ascension», мы вновь возвращаемся в край тумана. Эленд Венчур сидит на троне. Но Империя начинает рушиться. Вин пытается найти Колодец Восхождения, — но вместо этого, выпускает на свободу опасного врага, — Гибель, справиться с которым мог только Лорд-Правитель.
Теперь Гибель опустошает страну, засасывая все в смертельный вихрь. Эленд и Вин стараются примирить враждующие города, — и найти пять Тайников, где Лорд-Правитель спрятал волшебные металлы и материалы.
Сейзед, ученый наставник Вин, пытается оправиться после смерти любимой, и собрать остатки древнего знания, — которое, возможно, спасет мир. Брат Келсира, Марш, превратился в монстра-инквизитора, и пытается бороться со своей злой сущностью.
Спук… э… ну ладно, пусть не Спук, а Призрак, — самый юный в отряде Келсира, — видит тень мертвого героя. А тем временем ТенСуну предстоит испить правосудия, — почти что по собственному рецепту.
Их пути сойдутся, когда Вин встретится с Гибелью в финальной схватке.
Послушаем теперь, что скажет о книге ядовитый брюзга Пол ди Филиппо.
А старина Пол сходу отвешивает смачную плюху Толкиену (а Толкиен-то причем?!). Мол, никакая это ни фигня, а-ля Толкиен. Ни квази-средневековья, ни эльфов с драконами, да и заезженной темы «выполни квест» Вы тоже не встретите.
Погодите… А «найди пять тайников» — это не квест разве? Ну, да Полу ди Филиппо виднее.
Критик сравнивает роман с книгой «Long Price Quartet» Дэниела Абрахама. Это вам не сказка о волшебной стране, которую надо спасти; мир гибнет, и надежды у людей нет. По мнению ди Филиппо, это большое преимущество книги.
Пол ди Филиппо отмечает хороший стиль автора, и яркие образы персонажей. Но есть у романа и недостатки. К примеру, алломансия уж чересчур явно содрана из комиксов, — тут тебе и повелитель металлов, а-ля Магнит, и Ультра-Бой. Все это портит общее впечатление.
Боевка напоминает «Матрицу», а в роли Вин хорошо смотрелась бы Кэри-Энн Мосс. А потом и вовсе на компьютерную игру похоже. Финальная сцена заставляет вспомнить ван Вогта. (Правда, неясно, с какой радости это недостаток).
И тем не менее, перед нами цельный и интересный роман, полагает критик. Книга написана на стыке жанров, и вобрала в себя лучшее из фэнтези и научной фантастики. «Герой» получает четверку с плюсом.
|