Началось! В последнюю неделю новости посыпались, как из рога изобилия! Каюсь, завозился я с рекомендациями Локуса, и это наложилось на всё остальное. Вчера дождался лауреатов премии BSFA. Теперь мой обзор приобретает завершённую форму.
8 апреля на Истерконе в Лондоне были объявлены лауреаты премии BSFA за 2012 год. Ими стали:
Best Novel / Лучший роман: The Islanders, Christopher Priest (Gollancz)
Best Short Fiction / Лучший рассказ: “The Copenhagen Interpretation”, Paul Cornell (Asimov’s, July 2011)
Best Non-Fiction / Лучшее нехудожественное произведение: The SF Encyclopedia, 3rd Edition, John Clute, Peter Nicholls, & David Langford, eds. (SF Gateway)
Best Art / Лучшая обложка: Cover of Ian Whates’s The Noise Revealed, Dominic Harman (Solaris)
Не будучи на месте, сложно видеть общую картину, но из просочившихся подробностей стало известно, что в упорной борьбе Прист вырвал победу у Робертса, не Мьевиля! Не зря ждали девять лет! Как бы там ни было, премию он заслужил абсолютно, книга чудесная, теперь дело за Эксмо, или Домино, или кто теперь ответственный по Присту… После этого я уверен на 99.9%, что премию Кларка получит Мьевиль!
Пол Корнелл – известный британский многостаночник, работающий на телевидении, в прозе и в комиксах. Кстати, он единственный человек, номинированный на Хьюго в таких трёх категориях: эпизод телесериала (Доктор Кто), комикс (Капитан Британия) и малая проза. Новелла, удостоенная премии BSFA, также была номинирована на Хьюго (см. ниже). Она даже вышла в русском переводе в февральских Еслях под исковерканным названием. В крупной прозаической форме Корнелл тоже работает. Третий роман выходит у него этим летом.
Не обязательно быть ясновидцем, чтобы предсказать победу Энциклопедии НФ Клюта с соавторами… Просто ни одно в мире справочное издание, посвящённое НФ, не могло сравниться даже со вторым изданием этой энциклопедии (1993), а новое издание обширнее раза в три, потому опубликовано онлайн, бесплатно, пользуйтесь все! Каюсь, обложку привёл от прежнего издания, чтобы обозначить лауреата. Откуда у сайта обложка?
Обложечная категория порадовала возвращением квазиреалистического подхода. Пусть бал на книжных полках правят Крис Фосс, Джим Бёрнс, Марк Харрисон, Джефф Тейлор, и их наследники Стефан Мартиньер, Мартина Пилцерова и нынешний виновник торжества Доминик Харман!
Также на нынешнем Истерконе определились места проведения двух следующих: Eight Squared, 29 марта – 1 апреля 2013, Брэдфорд, и Satellite 4, 18-21 апреля 2014, Глазго.
Британская пресса порадовала очень позитивной и про-фэндомской статьёй об Истерконе в The Guardian.
The Samuil Petrovitch Trilogy, Simon Morden (Orbit)
Почётную грамоту за второе место получил:
The Company Man, Robert Jackson Bennett (Orbit)
Rule, Britannia! Второй год подряд премия достаётся британцу! Вообще, за прошедшие 10 лет британские авторы выиграли примерно половину премий Дика! Не это ли лучшее подтверждение того, что в последние годы вся самая передовая фантастика пишется в Британии!
Как я уже писал в обзоре номинаций, трилогия представляет собой остросюжетную постапокалиптику с главным героем из Питера, который слинял оттуда в Лондон, но тут-то всё и началось… Надеюсь, что теперь питерские фантлабовцы эти книги обязательно отрецензируют!
Оргкомитет Chicon 7, 70го Ворлдкона, который пройдёт в Чикаго, Иллинойс, США с 30 августа по 3 сентября, объявил номинации на Хьюго и премию имени Джона Кэмпбелла лучшему начинающему писателю. Церемония награждения лауреатов состоится на Ворлдконе 2 сентября.
ЛУЧШИЙ РОМАН / BEST NOVEL
• Leviathan Wakes, James S.A. Corey (Orbit US; Orbit UK)
• Deadline, Mira Grant (Orbit US; Orbit UK)
• A Dance with Dragons, George R.R. Martin (Bantam; Harper Voyager UK)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey; Macmillan)
• Among Others, Jo Walton (Tor)
ЛУЧШАЯ ПОВЕСТЬ / BEST NOVELLA
• ‘‘The Ice Owl’’, Carolyn Ives Gilman (F&SF 10-11/11)
• ‘‘Countdown’’, Mira Grant (Orbit Short Fiction)
• ‘‘The Man Who Bridged the Mist’’, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)
• ‘‘Kiss Me Twice’’, Mary Robinette Kowal (Asimov’s 6/11)
• ‘‘The Man Who Ended History: A Documentary’’, Ken Liu (Panverse Three)
• Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA)
ЛУЧШАЯ НОВЕЛЛА / BEST NOVELETTE
• ‘‘Six Months, Three Days’’, Charlie Jane Anders (Tor.com 6/8/11)
• ‘‘The Copenhagen Interpretation’’, Paul Cornell (Asimov’s 7/11)
• ‘‘What We Found’’, Geoff Ryman (F&SF 9-10/11)
• ‘‘Fields of Gold’’, Rachel Swirsky (Eclipse Four)
• ‘‘Ray of Light’’, Brad R. Torgersen (Analog 12/11)
ЛУЧШИЙ РАССКАЗ / BEST SHORT STORY
• ‘‘Movement’’, Nancy Fulda (Asimov’s 3/11)
• ‘‘The Paper Menagerie’’, Ken Liu (F&SF 3-4/11)
• ‘‘The Homecoming’’, Mike Resnick (Asimov’s 4-5/11)
• ‘‘Shadow War of the Night Dragons, Book One: The Dead City (Prologue)’’, John Scalzi (Tor.com 4/1/11)
• ‘‘The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees’’, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)
ЛУЧШЕЕ НЕХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / BEST RELATED WORK
• The Encyclopedia of Science Fiction, Third Edition, John Clute, David Langford, Peter Nicholls & Graham Sleight, eds. (Gollancz)
• Jar Jar Binks Must Die… and Other Observations about Science Fiction Movies, Daniel M. Kimmel (Fantastic Books)
• Wicked Girls, Seanan McGuire
• Writing Excuses, Season 6, Brandon Sanderson, Dan Wells, Howard Tayler, Mary Robinette Kowal, & Jordan Sanderson
• The Steampunk Bible, Jeff VanderMeer & S.J. Chambers (Abrams)
ЛУЧШАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / BEST GRAPHIC STORY
• The Unwritten, Vol. 4: Leviathan, Mike Carey, art by Peter Gross (Vertigo)
• Locke & Key, Vol. 4: Keys To The Kingdom, Joe Hill, art by Gabriel Rodriguez (IDW Publishing)
• Schlock Mercenary: Force Multiplication, Howard Tayler, colors by Travis Walton (www.schlockmercenary.com)
• Digger, Ursula Vernon (www.diggercomic.com)
• Fables, Vol. 15: Rose Red, Bill Willingham & Mark Buckingham (Vertigo)
ЛУЧШАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА – КРУПНАЯ ФОРМА / BEST DRAMATIC PRESENTATION – LONG
• Captain America: The First Avenger
• Game of Thrones: Season 1
• Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2
• Hugo
• Source Code
ЛУЧШАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА – МАЛАЯ ФОРМА / BEST DRAMATIC PRESENTATION – SHORT
• Community: ‘‘Remedial Chaos Theory’’
• ‘‘The Drink Tank’s Hugo Acceptance Speech’’, Christopher J Garcia & James Bacon (Renovation)
• Doctor Who: ‘‘The Doctor’s Wife’’
• Doctor Who: ‘‘The Girl Who Waited’’
• Doctor Who: ‘‘A Good Man Goes to War’’
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР (КНИГИ) / BEST PROFESSIONAL EDITOR LONG FORM
• Lou Anders
• Liz Gorinsky
• Anne Lesley Groell
• Patrick Nielsen Hayden
• Betsy Wollheim
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР (ЖУРНАЛЫ И АНТОЛОГИИ) / BEST PROFESSIONAL EDITOR SHORT FORM
• John Joseph Adams
• Neil Clarke
• Stanley Schmidt
• Jonathan Strahan
• Sheila Williams
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК / BEST PROFESSIONAL ARTIST
• Daniel Dos Santos
• Bob Eggleton
• Michael Komarck
• Stephan Martiniere
• John Picacio
ЛУЧШИЙ ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ / BEST SEMIPROZINE
• Apex Magazine
• Interzone
• Lightspeed
• Locus
• The New York Review of Science Fiction
ЛУЧШИЙ ФЭНЗИН / BEST FANZINE
• Banana Wings
• The Drink Tank
• File 770
• Journey Planet
• SF Signal
ЛУЧШИЙ ФЭНКАСТ / BEST FANCAST
• The Coode Street Podcast
• Galactic Suburbia Podcast
• SF Signal Podcast
• SF Squeecast
• StarShipSofa
ЛУЧШИЙ ФЭН-ПИСАТЕЛЬ / BEST FAN WRITER
• James Bacon
• Claire Brialey
• Christopher J Garcia
• Jim C. Hines
• Steven H Silver
ЛУЧШИЙ ФЭН-ХУДОЖНИК / BEST FAN ARTIST
• Randall Munroe
• Spring Schoenhuth
• Maurine Starkey
• Steve Stiles
• Taral Wayne
ПРЕМИЯ ИМЕНИ ДЖОНА КЭМПБЕЛЛА ЛУЧШЕМУ НАЧИНАЮЩЕМУ ПИСАТЕЛЮ (НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХЬЮГО) / JOHN W. CAMPBELL AWARD FOR BEST NEW WRITER [NOT A HUGO AWARD]
• Mur Lafferty
• Stina Leicht
• Karen Lord
• Brad R. Torgersen
• E. Lily Yu
Голосование на премии Хьюго и Кэмпбелл открыто для участников Chicon 7, даже для тех, кто не едет на Ворлдкон. Минимальный оргвзнос, позволяющий проголосовать онлайн (Supporting Membership), сейчас составляет $50. Последний срок приёма голосов – 23:59 тихоокеанского времени (Гринвич минус 8 часов) 31 июля 2012. Подробности – на сайте https://chicon.org . В последние годы большинство номинантов в малых прозаических категориях были доступны на сайте Ворлдкона. Номинации появились 7 апреля, поэтому на сайте их пока что нет.
Теперь о номинантах. Нынешние администраторы премии преподнесли нам немало сюрпризов, и начинаются они с самой главной категории, с романов. Конечно же, там предсказуемо доминирует Мартин с близким соперником в лице Мьевиля. Этих двоих предвидеть было несложно. Моё предположение насчёт Кори тоже оправдалось. Удивило то, что книжно-ностальгический элемент в номинации книги Уолтон перевесил собственно литературу. Книги такого рода – редкость, видимо, это и сыграло тут свою роль. И совершенно удивительно, как в номинацию угодила книга Грант, страдающая всеми перекосами и провисами, характерными для средних томов трилогий. Завершая рассказ о номинациях в романной категории я всё же вернусь к романам, с которых начал, и вкратце скажу о них для тех, кто не читал мои предыдущие посты. После выхода телесериала Мартин в представлениях не нуждается ни для кого, а этот огромный тысячестраничный роман был самой ожидаемой книгой фэндома по всему миру. Так же, как и в прошлом году, фактор долгого ожидания сыграет свою весомую роль, а второй сезон сериала сделает победу Мартина почти неизбежной. Неужели? Мьевиль предлагает полную противоположность. За его умную лингвистическую НФ будут голосовать те, кто в фантастике видят пищу для ума, кто не приемлет фэнтези, и кто не смотрит телесериалы. За космооперу Кори станут голосовать те, кто в фантастике предпочитает приключалово, потому что книга сделана мастерски, со вкусом, с умом. За Уолтон проголосуют те, кто с ностальгической теплотой вспоминает своё знакомство с фантастикой в юности. А за Грант отдадут голоса любители зомботриллеров, филкеры и фэндомские тусовальщики. С номинацией на Небьюлу совпадают Мьевиль и Уолтон.
В прежние годы я отмечал, насколько с течением времени всё дальше расходятся номинации на Хьюго и Небьюлу, почти вплоть до наоборот. Этот год преподнёс сюрприз. Процент совпадения в категориях новеллы и рассказа несколько увеличился, а среди повестей совпадения составляют 5 из 6 (кроме Грант)! Среди повестей выделяется Валенте с «фэнтези для искусственных интеллектов». В других повестях пока что сориентироваться сложно. Среди новелл с Небьюлой совпадают 4 из 5, а несовпадающий Корнелл только что выиграл премию BSFA. Среди рассказов совпадают 3 из 5, и все они – от новых, незнакомых авторов, а несовпадающие Резник и Скальци – давние любимцы американского фэндома, получающие номинации на Хьюго, даже когда на других премиях им делать нечего. Что-то более определённое о произведениях малой и средей формы можно будет сказать, когда они появятся на сайте Ворлдкона. Прошу фантлабовцев сообщить, появилось ли что-нибудь из малой прозы в Еслях.
И снова о любимцах фэндома. Похоже, в этой когорте прочно обосновалась Шонан МакГвайр (он же Мира Грант). В этом году она получила номинации в четырёх (!) категориях: роман, повесть, нонфикшен и фэнкаст. Её работоспособности могут позавидовать многие: пишет городскую фэнтези под своим именем, сплав НФ и хоррора под псевдонимом, пишет и поёт песни (филк) типа как Буркин, Воха или Лукин и выпускает подкаст (SF Squeecast). Пишут, что премию Кэмпбелла для лучших молодых авторов в 2010 году она выиграла совершенно заслуженно. А вот всё равно не верится в нынешнюю везуху. И роман этот, судя по всему, не самый выдающийся – на другие премии и близко не подошёл; и повесть даже в рекомендации Локуса не попала; а включение песенного альбома в нехудожественную категорию (больше некуда?) – просто беспрецедентно. Понятно, что в таком раскладе, кроме как за фэнкаст, никакие Хьюги ей не светят, но вот поди ж ты.
Так называемая нехудожественная категория на Хьюго называется обтекаемо «Лучшее произведение, имеющее отношение (к фантастике, вестимо)», что позволяет туда включать энциклопедии, мемуары, критику, публицистику, альбомы художников и всё, что не подпадает под остальные существующие категории. В этом году оказалось, что песенный альбом Шонан МакГвайр тоже можно отнести сюда, и стоит он в одной категории с Энциклопедией НФ Клюта. Результат известен заранее – Хьюго получит Клют, а для всех остальных это будет лишь «почётной номинацией». Остальные – это монография кинокритика Киммела о фантастическом кино от Метрополиса до Аватара, энциклопедия стимпанка от ВандерМеера и продолжение подкаста о писательском ремесле, который выдвигался на Хьюго и в прошлом году.
В комиксовой категории сошлись публикации бумажные и онлайновые. Два комикса относятся к тем же сериям, чьи другие выпуски номинировались в прошлом году. Я практически совсем не разбираюсь в комиксах, поэтому попрошу знатоков помочь с комментариями. Забавно, что в одном из проектов засветился Джо Хилл.
В киношной категории имеем ещё одно новшество. После того, как лет 10 назад разделили киношно-телевизионную драматическую категорию на «крупную форму» (полнометражные экранные фильмы) и «малую форму» (эпизоды телесериалов, короткометражные мультики и всё остальное), впервые весь сезон телесериала одним куском выдвинут на премию в «крупной форме». По-моему, это нечестно. Теперь Hugo и последний фильм про Гарри Поттера должны соперничать с первым сезоном Игры престолов. И, боюсь, результат и здесь известен заранее.
В «малой драматической форме» – снова три эпизода Доктора Кто (Petro Gulak, откомментируй, пожалуйста), один эпизод незнакомого сериала и выступление Кристофера Гарсия и Джеймса Бэкона при получении Хьюго в прошлом году. По чьей-то наводке я когда-то видел это выступление на YouTube. Незабываемое зрелище! Премию, скорее всего, получит один из Докторов Кто.
Как я писал в аналогичных обзорах прошлых лет, «editor» не совпадает с «редактором» в нашем понимании. Он работает не столько с текстом, сколько с автором, определяет редакционную политику в издательстве, отбирает произведения для публикации в журнале или антологии. В двух соответствующих категориях выдвинуты редакторы книжные и журнально-антологические. Как и в прошлом году, особых предпочтений тут у меня нет, но то, что делает Стрейхан, нравится мне больше других.
Номинация художников, как и прежде, удовлетворит самые различные вкусы – каждому найдётся художник по душе. В прошлом году среди всех я выделил Мартиньера. В этом году я останусь при том же мнении, хотя в этот раз в номинации появился совсем неизвестный мне Комарк. Надо будет познакомится с его работами – вдруг понравятся.
В категории журналов также сенсация: лауреат двух предыдущих лет в номинацию не попал. Снова в номинации два онлайновых и три бумажных журнала. Три журнала публикуют фантастическую прозу, один (NYRoSF) – обзоры и рецензии, а Locus много лет является лучшим в мире информационным изданием, посвящённым фантастике. Кроме того, у Локуса есть прекрасный сайт, на котором содержатся помимо текущих новостей, базы данных по изданиям, премиям, издательским планам, конвентам и ещё множеству всего, что интересует профессионалов и любителей фантастики. Болеть я буду за британский Interzone, но и за Locus порадуюсь, если победит.
Далее идут четыре фэнские категории. Из пяти фэнзинов – полтора британских (Banana Wings и половина The Drink Tank). С помощью Интернета двоим фэнам по обе стороны Атлантики удаётся совместно издавать фэнзин, достойный Хьюго, а на его вручении устраивать спектакль, номинированный на Хьюго в драматической категории. Ветеран здесь – File 770, издающийся 34 года, Хьюго выигрывал 6 раз и еще 22 номинации. Буду болеть за британцев, тем более, что я лично с ними знаком.
Фэнкаст – новая категория и новое слово для неё. Тематических подкастов стало так много, что для них потребовалась отдельная категория. А слово создано по аналогии с фэнзином. Пока что я совсем не в теме и не знаю, что к чему и кто здесь где. Некоторые фэнкасты в прежние годы номинировались как фэнзины, а от некоторых фэнзинов отпочковались отдельные фэнкасты. Короче, жизнь бурлит!
Как я прежде писал в такой же связи, «Фэн-писатель – это значит автор традиционных фэнских комментариев, статей и колонок в фэнзинах, а теперь и блогов, то есть всего того, что мы пишем на Фантлабе.» Banana Wings здесь представляет Клэр Брайали, а The Drink Tank – обе его половины, британская и американская! Вот за них и буду болеть!
Среди фэн-художников британцы, к сожалению, не просматриваются, а из знакомых имён – лишь ветеран Тарал Уэйн. Ни за кого болеть не буду.
И в завершение – премия им. Джона Кэмпбелла лучшему начинающему писателю. Из пяти номинантов кое-что мне известно о четверых. Карен Лорд дебютировала в 42 (никогда не поздно!), а в прошлом году получила премию Кроуфорда за дебютный роман, который на Фантлабе отрецензирован. Очень необычный дебютный роман Стины Лайт вышел в прошлом году, а в этом номинирован на несколько премий для дебютантов (также есть рецензия на Фантлабе). Брад Торгерсен и Лили Ю в последние годы опубликовали немало интересных рассказов и новелл, а в этот году по одной у каждого из них получили номинации и на Хьюго, и на Небьюлу. О Мур Лафферти мне известно только то, что она в первую очередь подкастер; но чего она стоит как писатель? Британцев среди них нет, а болеть я буду за Стину Лайт, в чьём романе речь идёт об Ирландии.
Вот такие номинации, полные новшеств и сюрпризов. Вызов Майку Резнику, в какой-то год получившему четыре номинации на Хьюго, бросили Шонан МакГвайр (в одиночку) и Крис Гарсия с Джеймсом Бэконом (вдвоём). С нетерпением буду ждать 2 сентября и посмотрю уже традиционную онлайновую трансляцию церемонии вручения премии, а затем поведаю вам о результатах.
Либертарианское Футуристическое Общество огласило финалистов премии Прометей в категории «Лучший роман», куда вошли самые выдающиеся романы 2011 года, отстаивающие идеи свободы:
• The Children of the Sky, Vernor Vinge (Tor)
• The Freedom Maze, Delia Sherman (Small Beer)
• In the Shadow of Ares, Thomas L. James & Carl C. Carlsson (Amazon Kindle)
• Ready Player One, Ernest Cline (Random House)
• The Restoration Game, Ken MacLeod (Pyr)
• Snuff, Terry Pratchett (Harper Collins)
Четверо финалистов в категории «Зал славы» перенесены из прошлого года:
• Falling Free, Lois McMaster Bujold (1988)
• “‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965)
• “The Machine Stops”, E. M. Forster (1909)
• “As Easy as A.B.C.”, Rudyard Kipling (1912)
В этой категории отмечены романы, повести, рассказы, графические романы, антологии, фильмы, телефильмы, телесериалы, пьесы, стихи, музыкальные записи и другие художественные произведения впервые опубликованные или вышедшие на экран или в эфир более пяти лет назад.
Голосование проводится среди всех членов Либертарианского Футуристического Общества. Премия Прометей будет вручена на Chicon 7, 70м Ворлдконе, который состоится с 30 августа по 3 сентября в Чикаго, Иллинойс, США.
Интересную номинацию составили либертарианцы! Я прекрасно понимаю, за что они ни разу не выдвигали произведения Мьевиля – видимо, за то, что он не скрывает своих левых взглядов. Несмотря на известную политическую ангажированность, на протяжении трёх десятков лет премией были отмечены многие поистине выдающиеся книги. Виндж, например, получал её дважды (за Затерянных в реальном времени и Глубину в небе), а сейчас является главным претендентом. Рад видеть здесь новый роман Пратчетта. Что-то не избалован он в последнее время номинациями. И ведь книга-то заметно лучше, чем всё, что он делал в последние пару лет. Книгу другого британца, Кена МакЛауда мы уже видели в прошлом году в номинации на премию BSFA. Теперь, на основании американской публикации, она пошла на премии и в Штатах. О книге Делии Шерман я писал в связи с номинациями на премию Нортон два моих поста назад. Две другие книги из этой номинации прежде не попадали в поле моего зрения. Весьма оригинальный дебютный Роман Клайна представляет собою частично квест, частично историю любви, частично космооперу в виртуальном мире компьютерных игр, ностальгически завязанную на поп-культуру конца 20 века. Ещё один дебютный роман Джеймса и Карлссона необычен тем, что издал его Амазон – в Киндл-формате, разумеется. Это вполне либертарианская по духу подростковая твёрдая НФ, действие которой происходит на Марсе, обживаемом людьми.
Кто получит приз – многоопытные Виндж и Пратчетт, или популярные, но без звёздной пыли, МакЛауд и Шерман, или амбициозные дебютанты Клайн и Джеймс+Карлссон? Об этом мы узнаем через четыре с половиной месяца.
Любители ужастиков тоже любят юмор. Только это чёрный юмор. Наверное, поэтому они вручали премии Брэма Стокера 1го апреля в Солт Лейк Сити, Юта, США. Их получили:
Лучший роман / Superior Achievement in a Novel
• Flesh Eaters, Joe McKinney (Pinnacle)
Его соперниками были:
• A Matrix of Angels, Christopher Conlon (Creative Guy)
• Cosmic Forces, Greg Lamberson (Medallion)
• Floating Staircase, Ronald Malfi (Medallion/Thunderstorm)
• Not Fade Away, Gene O’Neill (Bad Moon)
• The German, Thomas Lee (Lethe)
Лучший дебютный роман / Superior Achievement in a First Novel
• Isis Unbound, Allyson Bird (Dark Regions)
Её соперниками были:
• Southern Gods, John Horner Jacobs (Night Shade)
• The Lamplighters, Frazer Lee (Samhain Horror)
• The Panama Laugh, Thomas Roche (Night Shade)
• The Which Should Not Be, Brett J. Talley (JournalStone)
Лучший детско-юношеский роман (спарка) / Superior Achievement in a Young Adult Novel (tie)
• The Screaming Season, Nancy Holder (Razorbill)
• Dust & Decay, Jonathan Maberry (Simon & Schuster Books for Young Readers)
Их соперниками были:
• Ghosts of Coronado Bay, A Maya Blair Mystery, J.G. Faherty (JournalStone)
• Rotters, Daniel Kraus (Delacorte)
• A Monster Calls, Patrick Ness (Candlewick/Walker)
• This Dark Endeavor: The Apprenticeship of Victor Frankenstein, Kenneth Oppel (Simon & Schuster/David Fickling Books)
Лучшая повесть / Superior Achievement Long Fiction
• “The Ballad of Ballard and Sandrine”, Peter Straub (Conjunctions 56)
Его соперниками были:
• “7 Brains”, Michael Louis Calvillo (Burning Effigy Press)
• “Roots and All”, Brian Hodge (A Book of Horrors)
• “The Colliers’ Venus (1893)”, Caitlín R. Kiernan (Naked City: New Tales of Urban Fantasy)
• “Ursa Major”, John R. Little (Bad Moon)
• “Rusting Chickens”, Gene O’Neill (Dark Regions)
Лучший рассказ / Superior Achievement in Short Fiction
• “Herman Wouk Is Still Alive”, Stephen King (The Atlantic 5/11)
Его соперниками были:
• “Her Husband’s Hands”, Adam-Troy Castro (Lightspeed 10/11)
• “Graffiti Sonata”, Gene O’Neill (Dark Discoveries #18)
• “X if for Xyx”, John Palisano (M Is for Monster)
• “Home”, George Saunders (The New Yorker 6/13/11)
• “All You Can Do Is Breathe”, Kaaron Warren (Blood and Other Cravings)
Лучшая антология / Superior Achievement in an Anthology
• Demons: Encounters with the Devil and his Minions, Fallen Angels and the Possessed, John Skipp, ed. (Black Dog and Leventhal)
Его соперниками были:
• NEHW Presents: Epitaphs, Tracey L. Carbone, ed. (NEHW)
• Ghosts By Gaslight, Jack Dann & Nick Gevers, eds. (Harper Voyager)
• Blood and Other Cravings, Ellen Datlow, ed. (Tor)
• Supernatural Noir, Ellen Datlow, ed. (Dark Horse)
• Tattered Souls 2, Frank J. Hutton, ed. (Cutting Block)
Лучший авторский сборник / Superior Achievement in a Collection
• The Corn Maiden and Other Nightmares, Joyce Carol Oates (Mysterious Press)
Её соперниками были:
• Voices: Tales of Horror, Lawrence C. Connolly (Fantasist Enterprises)
• Red Gloves, Christopher Fowler (PS)
• Two Worlds and In Between: The Best of Caitlin R. Kiernan (Volume One), Caitlin R. Kiernan (Subterranean)
• Monsters of L.A., Lisa Morton (Bad Moon)
• Multiplex Fandango, Weston Ochse (Dark Regions)
Лучшая нехудожественная книга / Superior Achievement in Non-Fiction
• Stephen King: A Literary Companion, Rocky Wood (McFarland & Company)
Его соперниками были:
• Halloween Nation: Behind the Scenes of America’s Fright Night, Lesley Pratt Bannatyne (Pelican)
• Reflections in a Glass Darkly: Essays on J. Sheridan Le Fanu, Gary William Crawford, Jim Rockhill, & Brian J. Showers, eds. (Hippocampus)
• Starve Better, Nick Mamatas (Apex)
• Everything You Ever Wanted to Know About Zombies, Matt Mogk (Gallery)
• The Gothic Imagination, John C. Tibbetts (Palgrave)
Лучший поэтический сборник / Superior Achievement in a Poetry Collection
• How to Recognize a Demon Has Become Your Friend, Linda Addison (Necon)
Её соперниками были:
• At Louche Ends: Poetry for the Decadent, the Damned & the Absinthe-Minded, Maria Alexander (Burning Effigy)
• Surrealities, Bruce Boston (Dark Regions)
• Shroud of Night, G.O. Clark (Dark Regions)
• The Mad Hattery, Marge Simon (Elektrik Milk Bath)
• Unearthly Delights, Marge Simon (Sam’s Dot)
Как сообщалось ранее, Рик Хотала и Джо Р. Лансдейл получили премии HWA за пожизненный вклад. Также были вручены ещё несколько особых призов, имеющим значение разве что для награждённых. Я написал бы о них мелким шрифтом, если бы у меня здесь была такая возможность.
Кроме этого, HWA совместно с наследниками Брэма Стокера и Музеем и Библиотекой Розенбаха вручили особую, присуждаемую лишь однажды премию «Вампирский роман столетия» Ричарду Матесону за роман Я – легенда.
Не могу назвать себя знатоком ужастиков, так что прошу коллег, которые в материале, подсобить с комментариями – ведь для вас старался.
Новое поколение авторов ужастиков мне совершенно незнакомо. Имена авторов романов не вызывают у меня никаких ассоциаций. Старые мастера Кинг и Страуб отыгрываются на малой форме. У них это по-прежнему получается хорошо. Вслед за Петрушевской страшные сказки пошли писать и англоязычные авторы, а Стокера за сборник получила мейнстримовая писательница, живой классик Джойс Кэрол Оутс. Новый справочник по произведениям Кинга порадует всемирную армию кингоманов. Стало быть, и здесь, в тёмном царстве смерти, жизнь бьёт ключом, а запах тлена – это так, для антуража!
***
Вот, пожалуй и все новости на сегодня. Потороплюсь поставить их на Фантлаб, пока новых не навалило!
***
И в завершение. Всякие горазды в отсутствие короля юзать трон не по назначению!
Вот кому на троне сидеть надлежит!