О пользе последовательности в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «irish» > О пользе последовательности в оценке произведений
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О пользе последовательности в оценке произведений

Статья написана 7 июня 2008 г. 21:14

Все не выходит у меня из головы одна реплика из форума:

цитата Pickman

Да, книга мне не понравилась; однако написана она хорошо, и я знаю, что многим другим людям, на меня непохожим (к примеру, моим знакомым), она придется по нраву. Значит, занижать оценку я не буду. Но когда я считаю книгу бездарно написанной, я ставлю низкий балл.
Чем-то смущает меня такая позиция... Чем именно, попробую отрефлексировать — не полемики ради, конечно, а в порядке осмысления того, чем мы тут занимаемся.

Все многообразие читательских оценок неизбежно сводится к двум шкалам: объективной — «хорошо / плохо» и субъективной — «нравится / не нравится». Совмещая их, мы получаем четыре типа книг:

1) книга написана хорошо, и читателю она понравилась,

2) книга написана хорошо, но читателю она не понравилась,

3) книга написана плохо, но читателю она понравилась,

4) книга написана плохо, и читателю она не понравилась.

Лаборант, придерживающийся последовательно объективистского подхода, очевидно, выставит таким книжкам две высокие (№1 и №2) оценки и две низкие (№3 и №4). Лаборант, придерживающийся последовательно субъективистского подхода, также поставит две высокие (№1 и №3) и две низкие (№2 и №4) оценки. Составляя по мнению этих двух лаборантов рейтинг, мы получим 25% шедевров, 50% литературы среднего качества и 25% макулатуры — что более или менее близко к реальному положению дел на книжном рынке.

А теперь посмотрим, какую путаницу вносит лаборант непоследовательный. Понятно, что высокие оценки он поставит книжкам №1 и №3 — но №2 он оценит так же, желая проявить заботу о своих коллегах-читателях и порекомендовать им хороший текст. И только книжке №4 достанется низкая оценка. Таким образом, рейтинг, составленный по мнениям нескольких непоследовательных лаборантов, будет включать 75%, условно говоря, шедевров и все те же 25% макулатуры. Так что фактически желание помочь другим в выборе хорошей литературы оборачивается при непоследовательном подходе своей противоположностью.  

Стоит добавить, что для лично меня вопрос последовательности лаборантов в оценках стоит очень остро, поскольку читаю я довольно мало. На сегодняшний день в базе данных Фантлаба числится чуть меньше 65 тысяч изданий. Пусть из них реально доступно (издано или опубликовано на русском языке), скажем, 20 тысяч романов, повестей и рассказов. 25% от них — это всего лишь пять тысяч, что вполне по силам одному человеку. А вот 75%, или пятнадцать тысяч текстов, — цифра слишком большая даже для ФАНТОМа и puhlyi. ;-)

Так вот какие отсюда практические выводы, друзья мои? Во-первых, иметь в виду, что фантлабовские рейтинги составляются по усредненному мнению экспертов, и во-вторых, раз уж этими экспертами являемся мы с вами, относиться к выставлению оценок более последовательно и строго, не боясь использовать нижнюю часть шкалы, от 5 до 1. А то у многих наблюдается перекос: бешеное количество восьмерок, девяток и десяток, заметно поменьше шестерок-семерок и какие-нибудь жалкие две-три четверки в самом низу. Попробуй разберись по таким рекомендациям, ага... :)





117
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 июня 2008 г. 21:55
Интересный анализ.
Отпишусь как я ставлю оценки. Тут есть два варианта:

1) У Автора читал что-то другое.
Тогда я ставлю оценку в сравнении с его лучшими (по моему мнению) произведениями (Так случилось с Посланником Головачёва)
Здесь в зачет идёт не понравилось/нет а хорошая/плохая (в моей интерпретации — лучше/хуже других произведений автора)

2) Автор новый для меня.
Вот тут вступает чисто субъективное — понравилось/нет.

Вот например сейчас прочитав Зло из «Рассказы очевидцев, или Архив Надзора Семерых» — оценка была чисто субъективная (прочитанные ранее мечи не в счёт), а потом уже более объяктивная оценка других расказов в цикле.

Если же сравнивать авторов друг с другом — то тут уж ничего не попишеш половина бы получили от 1-3
.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:13
Насчет сравнения — это очень ценная мысль, я об этом напишу в отдельном посте.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:16
Ждём с нетерпением :beer:


Ссылка на сообщение7 июня 2008 г. 22:30
Касательно меня все просто.
1) книга написана хорошо, и читателю она понравилась.
все ясно 9-10 баллов;
2) книга написана хорошо, но читателю она не понравилась
значит, все-таки, недостаточно хорошо — 7-8 баллов;
3) книга написана плохо, но читателю она понравилась
я чувствителен к языку, стилю, композиции и т.д. — плохо написанная книга мне обычно не нравится;
4) книга написана плохо, и читателю она не понравилась
тоже все ясно.
Теперь насчет маленького количества низких баллов:
все очевидно: все, что ниже 6-7 баллов я не буду читать через силу, мне этого совсем не надо, и, соответственно, оценивать тоже не буду согласно правилам нашего сайта.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:19
Не вполне понимаю такую логику. Ну положим, роман-эпопею действительно дочитывать нет смысла, если от нее тошнит — ну рассказы, повести? ??? Глубоко сомневаюсь, что среди них сплошь высококачественная литература.
Я уж не говорю о том, что иногда от явной графомани получаешь удовольствие особого рода, антиэстетическое, что ли. Скажем, читала я «Алхимика» и точно знала, что выше двойки он у меня не получит — но мне и в голову не пришло его бросить на середине.

Кстати, у Вас объективистский и субъективистский подходы совмещаются, что тоже неплохо. :)


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 00:15
Варианты немного напомнили Менделя с его горохом, особенно результаты:-)

А по сути — у нас не зря 10 бальная шкала. Она нивелирует оценки.
Для меня 10 — книга очень хороша (Возможно даже шедевр, но не обязательно).
9 — Книга хороша, но есть какието не очень глобальные минусы или недостатки.
8- те самые №2 и №3 — то есть в принципе книга сильная, но не хватает шарма или скучная, либо наоборот — не очень сильная, но шарм героев или сюжета, или ещё чего достаточно высок.
7 — задатки хорошей книги есть, но автором не реализованы возможности. Либо есть очень серьёзные недостатки
6. — можно почитать, но но книга так себе, разве что идея интересна.
5. Здесь уже и идея не спасает
4. — книги как таковой нет — просто текст на заданную тему
3. — нет даже логики
2. — Книга вообще не понятно для чего и об чём речь, и нафига такие герои, и что хотел сказать этим автор, и о чём думал редактор.

Отсюда понятно, что оценки 3-5 я буду ставить гораздо меньше, чем более высокие, поскольку если и встречу такого автора и дочитаю его, то уж точно больше его брать не буду. Ну разве что это какой то известный писатель, а книга у меня есть в доступе и просто хочу его прочесть и самое главное — оценить из принципа. А вот автора с 7-8 баллами я могу прочесть ещё, в надежде, что он другую вещь напишет получше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 06:41
Вот такой критерий оценок надо ввести «законодательно» :beer:

Только непонятно а 1 тогда за что?
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:28
Еще не хватало вводить шкалу Kurok законодательно! что тогда станут делать irish и другие сторонники последовательной вкусовщины? :-[
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:30

цитата

последовательной вкусовщины
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:33

цитата

Только непонятно а 1 тогда за что?


1 — резерв Главного командования, вдруг найдётся что-то, что хуже двойки, а у нас есть оценка на этот случай:-)


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 01:37

цитата

А то у многих наблюдается перекос: бешеное количество восьмерок, девяток и десяток, заметно поменьше шестерок-семерок и какие-нибудь жалкие две-три четверки в самом низу. Попробуй разберись по таким рекомендациям, ага... :)
Так ведь плохие книги стараешься не читать;-). Или быстро бросать, не дочитывая до конца. Вот и получаются перекосы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:29
Во-первых, плохих и очень средних книг большинство, так что как ни старайся... а во-вторых, ладно, положим, романы мы не дочитываем — а малую форму?
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 12:25

цитата

плохих и очень средних книг большинство,
Правильно, но как раз большинство книг я и не читала8-). В детстве-юности читала проверенную временем классику, а потом — старалась выбирать только хорошее. Проколы бывали, конечно, но... А кое-что плохое-среднее — да просто забыла, что я это читала.
Например, Сальваторе — вообще не читала, (и читать не буду), что я ему выставлять буду? Перумова — прочла очень немного, предполагаю, что остальное — тоже дрянь, но не буду же ставить оценки, не читая.


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 03:39
Ну раз пошла такая математика...
хорошо/плохо является никак не объективной оценкой, а такой же субъективной как понравилось-не понравилось,
полученные 25-50-25 -это близко к нормальному распределению, но вряд ли применимо к качеству книг. 25% шедевров это розовая мечта.
если под непоследовательным вы подразумевали цитируемого лаборанта, то видимо просто плохо прочитали. Он НЕ поставит высокую оценку 3 варианту.

Это я не в качестве критики или ругани ( извините, если так выглядит), а к тому что выводы просто с очень невысокой вероятностью могут быть верными.

А по поводу 15 тыс. текстов — вот уж не проблема париться. Кто вам сказал, что их необходимо прочитать все? Зачем? Чисто для любопытства и эрудированности?
Не знаю, я вот сейчас смотрю ( читаю) хорошие (действительно) книги, высоко оцененые лаборантами, чтобы не пугать всех своей невежественностью, и понимаю, что сейчас мне все это уже совсем не нужно. Не актуальны для меня эти темы, вопросы — я их уже давно решила. Наверное, с помощью других книг. И все прочитанное как погремушка (очень хорошая), подаренная на десятилетие.
Для меня интереснее и намного важнее найти СВОИ книги, те, которых мне еще не хватило, те, которые после прочтения невозможно отдать или потерять, которые просто становятся частью тебя. И их, уверена, намного меньше 15 тысяч.
Думаю, это абсолютно справедливо для большинства лаборантов. Надеюсь, для вас тоже.
Так что прекращайте считать и на поиски! :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 06:44

цитата

Не актуальны для меня эти темы, вопросы — я их уже давно решила. Наверное, с помощью других книг. И все прочитанное как погремушка (очень хорошая), подаренная на десятилетие.
Для меня интереснее и намного важнее найти СВОИ книги, те, которых мне еще не хватило, те, которые после прочтения невозможно отдать или потерять, которые просто становятся частью тебя.


 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:43

цитата

Ну раз пошла такая математика...
хорошо/плохо является никак не объективной оценкой, а такой же субъективной как понравилось-не понравилось,
полученные 25-50-25 -это близко к нормальному распределению, но вряд ли применимо к качеству книг. 25% шедевров это розовая мечта.


На самом деле ошибка в определении — шедевры. 25% — это не шедевров, а очень хороших книг. Их очень часто путают с шедеврами. А на самом деле шедевры очень редки, ну примерно как гении среди людей. При этом прогресс делают вовсе не гении, а просто талантливые люди. Так же и шедевры — они растворяются в довольно приличной массе (те 25%) очень хороших книг, которые и составляют золотой фонд фантастики. А шедевры — это редко проблёскивающие бриллианты в этой куче золота. Настолько редко, что даже отдельная оценка не нужна.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 09:59
Ох, Вы умудрились понять все ровно наоборот. :-(

цитата

хорошо/плохо является никак не объективной оценкой, а такой же субъективной как понравилось-не понравилось
Речь не идет об объективности оценок как таковых (в нее я не верю в принципе), а об установке, с которой лаборант подходит к оцениванию. В одном случае за точку отсчета берутся качества самого текста (оригинальность, продуманность, психологическая достоверность), в другом — субъективное восприятие текста, соответствие его вкусам лаборанта.

цитата

25% шедевров это розовая мечта.
В данном случае, «шедевры» — это метафора, обозначающая литературу более или мнее высокого качества, так сказать, сливки литературного процесса.

цитата

если под непоследовательным вы подразумевали цитируемого лаборанта, то видимо просто плохо прочитали
Возможно. Но даже если сам Pickman непоследовательным лаборантом не является, не факт, что их вообще не существует.

цитата

А по поводу 15 тыс. текстов — вот уж не проблема париться. Кто вам сказал, что их необходимо прочитать все?
Кхм... я, собственно, в своем посте усиленно размышляла над проблемой, как эти 15 тысяч текстов НЕ читать, но при этом найти именно то, что нужно... :-D

цитата

Для меня интереснее и намного важнее найти СВОИ книги
Тут рейтинги точно не помогут. Имхо, тут поможет только тщательный анализ своих вкусов и пристрастий, в частности, путем выставления оценок прочитанному строго по принципу «нравится — не нравится» (вот правда, я до Фантлаба даже не осознавала, что мне нравится юмористическая фэнтези и не нравится юмористическая фантастика. А еще — что под водочку соответствующее настроение я готова читать даже откровенную графоманию). А для этого надо, как минимум, осознать для себя разницу между объективистским и субъективистским критериями оценивания.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 23:42
«как эти 15 тысяч текстов НЕ читать, но при этом найти именно то, что нужно...»

Ну, я стараюсь определить авторов, которые мне интересны. Для этого может оказаться достаточным одной-двух вещей ( желательно самых лучших). Интересных лично вам авторов скорее всего меньше, чем интересных книг вообще.
А уж если почувствовали, что автор ваш — тогда искать «то самое» среди им написанного.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 15:19
Проблема в том, что «моими» бывают в лучшем случае отдельные сериалы. «Своего» автора — так, чтобы у него мне нравилось абсолютно все — я до сих не встречала.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 18:40
Чтобы нравилось абсолютно все — даже не знаю, бывает ли так. Но у меня есть любимые авторы, у которых мне нравится и язык, и мировоозрение близко к моему, и идеи интересны, а если точнее, то сама проглядывающая личность автора безумно приятна. То есть они так близки, что можно и хочется вести с ними мысленный диалог, уже не зависимо от книги, или даже после неудачной книги — вам все равно есть о чем поговорить. А даже если нет — просто приятно увидеться. Хотя особого смысла читать неудачные вещи совсем не вижу.
И попав на новую книгу, я стараюсь в первую очередь вытащить поговорить самого автора. И даже если книга не очень, но автор кажется интересен, буду еще что-нибудь смотреть. Вот абсолютно такая ситуация получилась с Пратчетом. Хотя пока половина прочитанного объективно очень далека от идеала. Но в проглядывающего автора просто влюбилась — перебираю, ищу, в какой же книге он наконец во весь голос заговорит . Если найду — у нее все шансы стать «той самой». А вот потрясающий, явно талантливый, умный и тонкий Кундера — просто не мое. Сейчас вот опять случайно попалась его книга — все просто замечательно, изящная, умная, глубокая игра -отличная вещь! Но сама я его искать точно не буду, независимо от любых рекомендаций. Вот так авторы из списка и вычеркиваются.
А целый свой сериал — это здорово.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2009 г. 17:12

цитата aznats

невежественностью, и понимаю, что сейчас мне все это уже совсем не нужно. Не актуальны для меня эти темы, вопросы — я их уже давно решила.

замечательно. можно предложить такую темпоральную систему оценки (подобная модель, кстати есть у ТРИЗовцев), но тогда каждому читателю придется проделывать в уме определенные операции:
пункт а. прочитал книгу
пункт б. бросил сразу, не дочитал, недурственно, понравилось, не понравилось, очень понравилось
пункт в. если «не понравилось», то нужно учесть вероятность «неготовности» к такой литературе
пункт г. если-таки прочитал, следует ответить на вопрос: много ли понял
пункт д. если что-то понял, следует сравнить — было ли это уже кого-нибудь (лучше всего использовать общемировой реестр)
пункт е. варианты: прочитанное написано раньше и лучше аналогов, раньше и хуже аналогов, позже и лучше аналогов, позже и лучше аналогов
а теперь можно выводить оценку, если кому интересно, я формулу напишу !!!

ЗЫ. а по поводу цитаты — правильное замечание, но трудноприменимое в реальности


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 10:37
С математикой у меня плохо, но по впечатлению — примерно 75 % книг для кого-нибудь да хороши. Моя любимая цитата из Чехова (все думала, куда бы ее пристроить): «Нет того урода, что не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, для которой не найдется подходящий читатель». Так что в плане рекомендаций — кому-нибудь да понравится, если хоть какие-то достоинства есть, зачем же вещь в плохие записывать? 8:-0


Ссылка на сообщение8 июня 2008 г. 10:38
У меня перекос в пользу высоких оценок, потому что я уже три года общаюсь на ФантЛабе, учитываю мнение определенного сложившегося круга лаборантов и покупаю/скачиваю книги в соответствии с этим мнением. :)
Посему уже давным-давно бездарной графомащины мне не попадалось (ТТТ)8-)


Ссылка на сообщение9 июня 2008 г. 10:38

цитата

А то у многих наблюдается перекос: бешеное количество восьмерок, девяток и десяток, заметно поменьше шестерок-семерок и какие-нибудь жалкие две-три четверки в самом низу.

Да, есть такое) У меня, например, из 277 оценок всего одна четверка и две пятерки. Тут дело в том, что реально плохие книги отсеиваются еще на этапе выбора, что бы такое почитать. Стараюсь просмотреть все отзывы и рецензии, прежде чем взять книгу (хотя если автор, скажем, Пратчетт, беру не задумываясь).
Ну и вообще стараюсь быть «объективным», то есть если мне книга не пришлась по душе, но в ней видны явные достоинства, то оценку ниже 6-ки она вряд ли получит. По моей шкале 5 — это развлекаловка на 5 минут, а ниже 4-х — уже откровенно плохие книги.
То есть, чтобы я поставил книге единицу — это почти невозможно. Такое произведение должно быть полной графоманией без единой капли здравого смысла и без единого маленького плюсика. А если маленький плюсик есть, то это уже двойка. А если плюсик чуть побольше или их много, то тройка. И так далее :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2009 г. 17:24

цитата Din Tomas

Да, есть такое) У меня, например, из 277 оценок всего одна четверка и две пятерки. Тут дело в том, что реально плохие книги отсеиваются еще на этапе выбора, что бы такое почитать.

а вот тут возможно и следует искать метод определения качества:
1). человек который добавляет автора сразу может определить — стоит ли вообще его добавлять (да и черт с ним, что какой-нибудь Перумов лишний раз не будет помянут в рейтинге) — таким образом, автор, которого нет в списке: либо новый (это легко проверить), либо — не очень, раз его не добавили. Как вариант: автора добавлять в любом случае, но в аннотации сразу отметить: не очень
2). если оценок нет — либо новый, либо «оно». С некоторой вероятностью ошибки — скорее всего «оно».
3). при выставлении оценок использовать трехкритериальную систему:
3 — рекомендую всем
2 — рекомендую таким как я
1 — неплохо, можно потратить время
отрицательные отзывы — вне рейтинга в виде жалоб и предложений
либо отдельный рейтинг отрицательных оценок
2 — «ваще фу»
1 — не ахти что

еще бы хорошо привязать к возрасту, например, «3» среди читателей от 1 до 5, «3» — от 5 до 10, «3» — от 10 до 16, «3» — от 16 до 25, «3» — от 25 до 40, «3» — от 40...


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 00:50
Насчет оценок не все так просто. Как бы ни хотелось создать что-либо более-менее объективно-универсальное, имхо, не получится. Ну, например, сходу могу добавить пару ремарок. Два фактора, которые реально будут всегда влиять на проставление (выбор) оценки.
Первое — это возраст. Скажем, пришел я на сайт, начал выставлять оценки прочитанным произведениям. Как я оцениваю булычевскую «Алису»? — только по воспоминаниям. Было мне, например, 10-12 лет, впечатление произвело неизгладимое — оценка 10 однозначно! Что бы я поставил сейчас, перечитывая? Не знаю. И это еще очень простой пример. А если усложнить и взять, к примеру, Лема, которое я тоже читал (пытался) в этом же возрасте. Тому, что я тогда читал, по тем ощущениям я поставил бы 4-5, не больше, но сейчас 7-10. И таких книг — целая куча. Поэтому имеет смысл говорить об «объективном» выставлении оценок только тем книгам (рассказам), которые ты читаешь и оцениваешь прямо сейчас (плюс-минус год).
Второе — более тонкая вещь, эмоциональное состояние во время чтения. Есть такие книги (я уже молчу про рассказы, тут вообще «труба»), и их много, которые очень «трепетно» относятся к тому, с каким настроеним ты садишься их читать. Взять, к примеру того же Коэльо, Баха или Кастанеду. (Выбирал твоих «любимчиков» специально для наглядности.:-)) Ты вот, например, можешь гарантировать, что твоя оценка в свете вышесказанного железобетонно «объективная»? Для самой себя, естественно. Я так вполне допускаю, что сегодня мне что-то страшно понравится, а завтра — то же самое — скука смертная. И это тоже факт.
Поэтому как бы мы ни старались создать «правильную» систему оценивания — неизбежно столкнемся с непреодолимыми трудностями.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 13:17

цитата

Первое — это возраст. Скажем, пришел я на сайт, начал выставлять оценки прочитанным произведениям. Как я оцениваю булычевскую «Алису»? — только по воспоминаниям. Было мне, например, 10-12 лет, впечатление произвело неизгладимое — оценка 10 однозначно! Что бы я поставил сейчас, перечитывая?


Перечитывал я недавно всю Алису, поставил примерно те же оценки. Если не перечитываете, надо обязательно ставить те, что поставили бы тогда. Да и при перечитывании надо учитывать на какой возраст ориентированы книги. Нельзя по-врослому подходить к детской книге. А вот взрослые вещи прочитанные в детстве надо со временем переоценивать, поскольки книги «для взрослых» — это вовсе не книги с эротикой, они просто подразумевают наличие определённого жизненного опыта, и без него просто невозможно объективно оценить произведение. Подросток такую книгу не поймёт, или поймёт неправильно и вовсе не потому, что он «не дорос», или там глупый, а именно потому, что с некоротыми ситуациями надо реально столкнуться, чтобы их понять8-)
 


Ссылка на сообщение12 июня 2008 г. 15:16
1) Поскольку у меня плохая память, как правило, я перечитываю книжки, прежде чем их оценить. Оцениваю по теперешним впечатлениям. К тому же Баху я отнеслась бы более снисходительно лет так семь-восемь назад.
2) В свете вышесказанного я могу гарантировать, что моя оценка железобетонно субъективна. ;-) Пойми, я не ставлю перед собой задачи рекомендовать своими оценками книжки другим читателям, мне это нафиг не надо. Меня в данном случае интересует только отслеживание собственных вкусов и предпочтений. Вот они — предпочитаемый набор сюжетных ходов, стиль повествования и т.п. — очень влияют на оценку произведения, а эмоциональное состояние тут ни при чем.
Что оценки со временем менются, считаю вполне нормальным и даже правильным. Дело тут не в сиюминутных эмоциях, а в том, что очень часто оценка ставится по горячим следам, свежепрочитанному, а впечатление от текста отлеживается в подсознании иногда месяцами. Тут играет роль, как этот конкретный текст воспринимается на фоне других произведений того же автора или жанра.
3) Правильная система оценивания, как я пыталась донести здесь до моих читателей, придерживаться какой-нибудь одной системы, одного подхода, не важно, будет он объективистский или субъективистский. Вот и все.


Ссылка на сообщение18 февраля 2009 г. 17:02

цитата irish

А теперь посмотрим, какую путаницу вносит лаборант непоследовательный. Понятно, что высокие оценки он поставит книжкам №1 и №3 — но №2 он оценит так же, желая проявить заботу о своих коллегах-читателях и порекомендовать им хороший текст. И только книжке №4 достанется низкая оценка. Таким образом, рейтинг, составленный по мнениям нескольких непоследовательных лаборантов, будет включать 75%, условно говоря, шедевров и все те же 25% макулатуры. Так что фактически желание помочь другим в выборе хорошей литературы оборачивается при непоследовательном подходе своей противоположностью.

гениально! мои респекты...
ЗЫ. надеюсь это хоть немного поможет нам, простым смертным, разобраться в этом наплыве всего и вся, именуемого ежегодной мировой литературой


⇑ Наверх