Когда я только задумал цикл, то дал себе зарок, что каждая книга будет вполне самостоятельным произведением...В то же время я считал необходимым, чтобы каждый из романов тематически был связан с другим или даже с несколькими романами и являлся еще одним этапом в достижении поставленной мной цели. Цель же заключалась в следующем: при помощи уже известных исторических и логически выведенных из них аспектов истории будущего доказать, что человечество... находится в процессе эволюции, причем той ее формы, которую я вынужден назвать этической...Короче говоря, двенадцать или больше романов и ряд меньших произведений должны составить один очень большой роман нового типа... осознанно-тематический роман.
Гордон Диксон о "Дорсайском цикле"
Гордон Диксон – из тех писателей, известность которым принес один единственный роман или сериал. В случае Диксона – это «Дорсайский» цикл, творение над которым он трудился с 60-х годов двадцатого века и до своей смерти в 2001 году. Были и другие произведения – цикл фэнтези «Дракон и Джордж», множество историй о смешных инопланетянах хоках, написанные вместе с Полом Андерсоном, отдельные романы, но все они остались в тени созданной Диксоном истории человечества.
И эта история принципиально отличается от подобных циклов Пола Андерсона, Айзека Азимова или Роберта Хайнлайна, потому как Диксона интересовало не техническое развитие цивилизации, а то, что он сам называл «этической эволюцией». И цикл о планете Дорсай и её жителях-солдатах – это нечто большее, чем добросоветсные военные романы. Сразу стоит заметить, что по произведениям, вошедшим в томик серии «Шедевры фантастики», заметить это сложно. Составитель собрал вместе лучшие произведения цикла, в этом ему не отказать; однако же полной картины дорсайской вселенной они дать не в состоянии.
Главный герой «Тактики ошибок» – гениальный полководец Клетус Грэйем, который, начав с должности эксперта по тактике на окраинной планете, проходит путь до верховного главнокомандующего Дорсая. Уникальные навыки Грэйема позволили ему создать армию нового типа – бойцов, каждый из которых стоит нескольких обычных солдат. И именно Клетусу Дорсай обязан становлением особой культуры Воинов, профессиональных наемников, которые всегда остаются верны своему кодексу чести.
Военные действия, тактические находки и обучение солдат — лишь одна сторона романа. Вторая не столь заметна на первый взгляд, но гораздо более важна для всего цикла — демонстрация того, что сделал Грэйем для Осколочных Культур. Гордон Диксон считал, что духовное развитие цивилизации не менее важно, чем технологическое, — к примеру, в романе «Некромант» показано, как единое человечество Земли распадается на несколько самодостаточных культур: экзотов-философов, квакеров-верующих и дорсайцев-солдат. При этом, четвертая культура вселенной Диксона — техники, так и не сумели создать собственную полноценную цивилизацию, и постепенно уходят в тень. И, конечно, остается Земля, пытающаяся подчинить своей власти все остальные миры. Именно с этим гегемонистским стремлением и борется Клетус Грэйем.
Второй роман сборника – «Дорсай!» (также издававшийся под названием «Прирожденный полководец») на первый взгляд выглядит римейком «Тактики ошибок». Главный герой, Донал Грэйм – ещё один прекрасный стратег, продолжатель дела Клетуса. Оппонент Донала снова умен и безжалостен, и все события показаны на фоне дальнейшего развития Осколочных культур. Однако именно в «Дорсае!» в полной мере проявилась философская составляющая произведений Диксона. Донал Грэйм в отличие от Клетуса, – больше, чем просто Воин. Он сверхчеловек, в котором сочетаются качества всех трех культур. И, как первый человек нового типа, Донал не просто может изменить направление эволюции человечества, он понимает куда, в каком направлении оно должно развиваться.
цитата
Я сам — сверхчеловек с точки зрения интуиции. Я сознательно использую интуицию, как вы используете логику, чтобы прийти к определенному выводу... Это единственный мой талант — но он во много раз увеличивает значение и могущество всех прочих моих способностей.
из романа «Дорсай!»
«Солдат, не спрашивай» и примыкающие рассказы написаны совсем в другом ключе. В них идёт речь о событиях, лишь мельком упоминающихся в основных романах цикла, благодаря чему Диксону удалось показать не просто ключевые события истории своей вселенной, а настоящих живых людей разных культур. В «Солдате…» – это религиозные фанатики-квакеры, показанные глазами землянина, в отдельных рассказах – дорсайцы. Но, где бы не обитали, все они – обычные люди, со своими проблемами, трудными жизненными выборами и непохожими взглядами на мир. И то, что во вселенной Гордона Диксона есть не только «сверхчеловеческие» полководцы, но и такие персонажи, придаёт книгам серии целостность и реалистичность, выводя их на одну ступень с лучшими образцами «Историй будущего».
Итог: лучшие образцы классической военной фантастики с философскими элементами. Удачная подборка произведений позволяет в полной мере ощутить дух вселенной Дорсая, и не оставляет, при этом, ощущения незавершенности цикла.Данная версия по сравнению с журнальной немного изменена.