Каждый, как говорится, смотрит свое кино, и для меня это было кино о том, как великий человек платит по своим счетам.
Когда человек талантлив, харизматичен и молод, ему кредит, выписанный судьбой, кажется неисчерпаемым. Всегда будут песни, друзья, деньги, здоровье, роли и всенародная любовь. Одна жена надоела — берем другую. Другая надоела — берем третью.
И вот наступает момент, когда судьба говорит: все, друг, кредит закрыт. Выгребай из карманов последнее что осталось, пришла пора платить из своих средств. Паспорта нету — гони монету, монеты нету — садись в тюрьму.
В вот именно в такие моменты человека видно по-настоящему. Что он может. На что способен. На что готов.
Никита Высоцкий избрал центральным моментом сценария бухарский эпизод, потому что в Бухаре судьба предъявила Высоцкому векселя к оплате. Ну или так считает Никита. В любом случае эпизод клинической смерти в Бухаре — очень драматичен сам по себе, со всеми элементами мистики, со звонком Марины Влади, неведомо как ощутившей, что ему плохо, с неправдоподобно долгим сроком пребывания "по ту сторону", с доставанием наркотика всеми неправдами (потому что правдами достать было невозможно). Задают вопрос — почему не любой из ранних эпизодов жизни Высоцкого? У него же была яркая биография, почему? Когда я посмотрела фильм, ответ стал очевиден: нет смысла показывать, как человек растрачивает огромный кредит, в этот момент человека не видно. Да, он был щедрым — он мог позволить себе быть щедрым, он не чувствовал, сколько тратит. Человека видно, когда он отдает последнее. Каков он.
В фильме Высоцкому пришлось предложить к оплате последнее — остаток своей жизни, репутацию, любовь народда, честь — в обмен на жизнь и будущее для любимой женщины. Совершенно прекрасен этот шоудаун с КГБшником, когда Высоцкий признается в том, что наркотики принадлежат ему и обнажает руку с исколотыми венами, чтобы доказать это.
Говорят: нам только и показывают, как он кололся, где великий бард, где великий актер, куда его подевали?
Дорогие мои, он у вас прямо перед носом. Вы просто не знаете, что такое опиатная наркомания и как себя чувствует опиатный наркоман с трехлетним стажем в состоянии ломки. Сюда хады: http://mojbred.com/1417.html
И вот в этом состоянии Высоцкий отрабатывает два концерта. Други, если после этого он не великий артист, то я уж не знаю, кто вам великий.
И,возвращаясь к шоудауну с КГБшником — если это вам не поступок, то что вам поступок? Любой человек, работавший с опиатными наркоманами, подтвердит, что следствием длительного приема наркотика является неизбежная и полная моральная деградация. Ради дозы человек готов на все, то есть буквально — на все. Ограбить, убить, предать кого угодно.
Высоцкому предлагают предать женщину. Он наркоман со стажем — он знает, что будет, если он откажется ее предать, возьмет наркотики на себя (а ведь они действительно его, она ради него рисковала всем, доставляя их в Бухару). Арест, помещение в камеру, депривация и неизбежные адские боли (а они бывали такими, что он пытался покончить с собой), суд, позор на всю страну — это сейчас мы привыкли к тому, что для творческого человека героин или кокс воде утреннего кофе, а тогда в СССР наркомания была всеобщим пугалом, наркоман был изгой, недочеловек. В лучшем случае — смерть от сердечной недостаточности прямо в камере и позор посмертный, в худшем — "зона" со всеми ее прелестями. И там все равно смерть, потом что сердце изношено уже в тряпочку. Он может всего этого избежать, если подставит свою Татьяну (вымышленный персонаж). Она сядет, он улетит в Москву, где для него уже готова виза в Париж, а там любящая Марина готовит ему курс лечения в приватной клинике, и можно будет снова выступать, петь правильные хорошие песни, играть Гамлета, пытающегося совершить правильный выбор — а срок за тебя будет мотать женщина.
И Высоцкий говорит: нет, это мои наркотики, это мой срок, это же я вам нужен, зачем она вам? Отпустите ее.
Вот это вот — центральный момент фильма. Это — Высоцкий. Не "беспроблемный" Высоцкий, которого хотят видеть одни, и не бездумно растрачивающий свои кредиты Высоцкий, "единственный свободный человек в несвободной стране" (а за чей счет?), а живой человек, собирающий все свою мужество перед лицом своей собственной, не чужой, вины.
Этот фильм не на пустом месте собирает аншлаги. А шуточки на тему "не страшно умереть, страшно, что тебя сыграет Безруков" оставьте при себе.