Характерная застройка Амстердама |
Танцующие дома |
Понимаю, что нынешние события в России куда важнее и ближе радостей далёких стран, но всё же продолжу свои путевые заметки о славном граде Амстердаме.
Теперь о самом городе. Его лицо удивительно и неповторимо. Некогда на меня произвели неизгладимое впечатление «Городские прогулки» Виктора Некрасова, и с тех пор я стараюсь оценивать города с подобной точки зрения. Для Амстердама важным, но совершенно невидимым элементом являются сваи – без них на здешнем болоте вообще ничего не построишь. Время от времени некоторые сваи проседают, дома ведёт сикось-накось, но из-за плотной застройки ничего не падает. В результате имеем целые кварталы «танцующих домов».
Площадь Дам – сердце города |
Фриз Королевского дворца |
О том как средневековая рыбацкая деревушка стала финансовой, торговой и культурной столицей Европы и чуть ли не всего мира немало написано и без меня. Облик города сформировался в основном в 17м веке. До этого главным и самым богатым городом Испанских Нидерландов был Антверпен. После его падения (1585) в ходе войны за независимость огромное количество протестантов и евреев переселилось в Амстердам. Тогда и начался Золотой век Нидерландов, который пришпоривало соперничество протестантского Амстердама с католическим Антверпеном. Когда Испания признала независимость протестантских 7 провинций Нидерландов, а Антверпен так и остался под Испанией, горожане решили на радостях построить огромную ратушу – аж на целых 8 метров шире, чем в Антверпене! Но как это сделать на болотистой почве? Решая эту задачу, архитекторы создали чудо
Новая церковь на площади Дам |
Нац. монумент и Бриллиантовый центр |
Площадь Дам напрочь лишена помпезности, присущей главным площадям многих столиц. Она подчеркнуто утилитарна: помимо Королевского дворца (бывшей ратуши) на неё выходят два универмага, несколько гостиниц разного калибра и звёздности, Новая церковь, Бриллиантовый центр и несколько зданий поменьше от 17 до 20 века. Ещё на ней стоит Национальный монумент – памятник жертвам 2й Мировой войны. В незапамятные времена на этом месте стояла та самая дамба на реке Амстел, которая дала название городу.
Старая церковь, вид через мост |
Морская держава: корабль в храме |
Самая старая церковь в городе так и называется – Старая церковь (освящена в 1306 году). В основном она готическая, с деревянными сводами, только башня какая-то полубарокковая что ли. Там венчался Рембрандт и похоронена его жена Саския. Сейчас церковь на реставрации, поэтому внутри выглядит не очень. Правда и до этого вид она имела тот ещё – в процессе Реформации эти бешеные кальвинисты повыбросили из неё всё ценное. Поэтому имеем голую архитектуру в первозданном виде. Новая церковь на площади Дам моложе её на 200 лет. Теперь она является главным храмом города.
Влияние последующих стилей в городе заметно мало, и только 2я половина 19 века буйно расцвела нео- и псевдоготикой, а начало 20 века украсило город зданиями арт-нуво и арт-деко. Поскольку арт-нуво (оно же модерн и сецессион) интересует меня давно и плотно, в Амстердаме я нафоткал много таких зданий, они так и просятся в кадр. Предположу, что подальше от центра есть целые районы, с нуля застроенные арт-нувошными зданиями, но в центре и в поясе каналов это единичные экземпляры, бросающиеся в глаза на фоне более ранней застройки.
Пиршество эклектики – псевдоготика, модерн, горгульи, крокодилы – пальцы веером! |
В следующей части речь пойдёт, пожалуй, о СМОФконе и о том, как я познакомился с малкирской кухней. Тем, кто читал Джордана, это, скорее всего, понравится.