Йохан Хёйзинга Тени


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Йохан Хёйзинга "Тени завтрашнего дня"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Йохан Хёйзинга «Тени завтрашнего дня»

Статья написана 14 октября 2011 г. 18:28

«Тени» — очерк, написанный Хёйзингой в 1935, когда Первая мировая закончилась уже достаточно давно, чтобы можно было делать из нее выводы, а нацисты пришли к власти достаточно недавно, чтобы можно было пророчить Вторую. Хёйзинга оптимистично утверждает, что второй мировой культурный мир Европы не выдержит...

В целом очерк посвящен проблеме, на которую примерно в это же время много говорили и писали в Европе: «Закат Европы» Шпенглера, «Восстание масс» Ортеги-и-Гассета, — проблеме разрушения современной европейской культуры в том виде, в котором ее знали примерно с эпохи Средневековья. Тогда самым «чутким душам» казалось, что мир рушится, культурные ценности нивелируются, идет духовное обнищание и развал во всех сферах общественной жизни — не только в собственно культуре, но и в науке, и в политике. Хёйзинга рассматривает различные аспекты общественной жизни своего времени, выискивает в них гнильцу и тяжело вздыхает. Не могу не признать, что некоторые его наблюдения весьма точны и интересны, но далеко не все. В очерке очень много чисто стариковского брюзжания, и упоминаемая, разумеется, в негативном аспекте «нынешняя молодежь» как-то снижает мой уровень уважения к автору — бабушки у подъезда приходят примерно к тем же выводам, пусть и другими путями, интуитивно.

И — что меня больше всего раздражает — это набившее оскомину требование возврата к христианским ценностям, будто Шопенгауэр уже тыщу лет как все это не проныл. Разумеется, пост и молитва являются панацеей от всего, вплоть до бактериологической войны, а двух третей человечества, которые исповедуют не

христианство, не существует. Самое трагичное — что Хёйзинга в этом навязывании христианской морали, увы, противоречит самому себе. Ведь в начале очерка, анализируя предыдущие культурные кризисы и выход из них, Х. пишет: «Все прежние провозвестники лучшего хода вещей и лучших времен: реформаторы и пророки, носители и приверженцы всякого рода ренессансов, реставраций, reveils, — неизменно указывали на былое величие, взывая к необходимости вернуть, восстановить древнюю чистоту. Гуманисты, реформаторы, моралисты времен Римской империи, Руссо, Мохаммед, вплоть до прорицателей какого-нибудь негритянского племени Центральной Африки, всегда устремляли взгляд к мнимому прошлому, лучшему, нежели грубое настоящее, и возврат был целью их проповедей... Но мы знаем и то, что всеобщего обратного пути не бывает». Чем же тогда является требование восстановить якобы высокую христианскую мораль, которую современное Х. общество якобы утратило? увы.

Интересна попытка Х. ответить на вопрос, что такое культура: 1)равновесие духовных и материальных ценностей, 2)направленность к идеалу, 3)власть над природой; 4)наличие морального импульса, идей долга и служения. Что касается современной культуры в совокупности своей, Х. не видит в ней единой цели, единого идеала. А те, которые являются общеизвестными — благосостояние, мощь, безопасность, были ведомы уже пещерному человеку. Авансом отвечая на вопрос, какие же цели Х. находит у культур иных периодов, скажу, что кроме идей христианства ничего не указывается.

Самая интересная и, на мой взгляд, актуальная часть работы — рассуждения про науку в контексте культуры. «Сумма всех наук в нас еще не стала культурой», несмотря на все их достижения, и, имхо, уже не станет. Х. сам отвечает на вопрос, почему — «Рассудок в его прежнем обличье, то есть привязанный к аристотелевой логике, не может больше идти в ногу с наукой» и «в науке мы подошли к границам наших мыслительных способностей» (замечу, имхо, не наших, а некоего «среднего человека»). Знаете, могу понять его страдания — иногда меня охватывает нечто вроде зависти к Аристотелю, который, как поговаривают, владел всей совокупности науки и культуры своего времени. Даже чтобы овладеть узким направлением одной из современных наук, надо жизнь положить. Из такого соотношения слишком далеко ушедшей науки, которую еще не догнала культура, Х. выводит идею «упадка способности суждения» — когда «средний человек ощущает себя все менее зависимым от собственного мышления и собственных действий» — когда ему всю науку разжевали и положили в рот в школе, дай бог и это-то переварить, о том, чтобы до чего-то дойти своим умом, не идет и речи. В результате формируется привычка верить всем навязываемым знаниям и суждениям, некритично, без проверки, тем более, что в эстетической и культурной сфере это компенсируется натиском дешевой массовой продукции. Из активного участника культуры — танцора, певца и тд. — человек становится все более пассивным — только слушателем и зрителем. «Два великих культурных завоевания, которыми особенно привыкли гордиться: всеобщее образование и современная гласность, — вместо того, чтобы регулярно вести к повышению уровня культуры, напротив, несут с собой явные проявления вырождения и упадка».

В целом Х. наблюдает правильно, но, имхо, делает неверные выводы. Суть озвученных достижений — не культурное развитие, а предоставление человеку средств к существованию. Тот, кто не умеет читать, писать и пользоваться компом, в нашем мире практически обречен. И если в Средневековье грамотность была признаком культурности, то теперь она стала просто необходимостью — как раньше было необходимостью знать, когда надо пахать и сеять. Имхо, размер пропасти между средневековым ученым теологом и средневековым крестьянином не меньше и не больше, чем между современным профессором и современным продавцом в ларьке. А общий культурный уровень — некая постоянная, просто наполнение понятия «культурность» меняется.

О критике расовых теорий Х. мне не хочется говорить, хотя она там есть — тут не о чем спорить и рассуждать, все и так понятно, с нашей ветки понятнее, чем ему, конечно. Главу про «упадок моральных норм» все уже слышали в исполнении бабушек у подъезда.

Хороша, хотя несколько неактуальная уже глава про мораль и культурность во взаимоотношениях государств. Мне кажется, Х. слишком наивен для своего времени, и принцип «против кого дружим» был актуален задолго до Макиавелли. Впрочем, Х. верно замечает, что государство, которое в числе прочих играет не по правилам и вызывает глобальное недоверие, рано или поздно будет уничтожено — остальные даже объединяться ради этого.

Забавно читать то, что Х. пишет о будущем, уже представляя, что его будущее — это ты. Вот моя любимая цитата: «Как средство передачи сообщений, в своей повседневной функции, это во многих отношениях шаг назад, к бесцельной форме передачи мыслей. Дело здесь не столько в таком общепризнанном зле, как вульгарное отношение к радио: когда, не вникая ни во что, слушают все подряд или бездумно крутят ручку настройки, превращая радиопередачи в пустое расточительство звука и смысле». Слышите знакомые нотки, непроизнесенное «зомбоящик» и «пошел бы лучше на улицу погулял, чем сидеть в своем компьютере»? Уверена, когда в Древнем Китае изобрели письменность, тоже нечто такое говорили :-D

Абстрагируясь от упомянутых рассуждений про возврат к высокой христианской морали — под конец Х. делает отличный вывод, наиболее ценный и верный из всего. «История не может ничего предсказать, кроме одного: ни один значительный поворот в общественных отношениях не происходит так, как представляло себе предшествующее поколение. Мы определенно знаем, чтоб события проистекают иначе, чем мы можем подумать».





307
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 октября 2011 г. 19:30
Надеюсь Вы не утратили уважения к Хёзинга?
Моды, поветрия охватывают и пудряд мозги всем подряд. Вот найдите сейчас «интеллектуала», который бы не стал рассуждать, в который раз, о проблеме цивилизаций, «смерти Европы», «кризисе толлерантности», «столкновении культур» и других бла-бла-бла?

Все тогда что-то вроде этого писали
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2011 г. 19:38

цитата Kniga

Вот найдите сейчас «интеллектуала», который бы не стал рассуждать, в который раз, о проблеме цивилизаций, «смерти Европы», «кризисе толлерантности», «столкновении культур» и других бла-бла-бла?

Мне кажется, в первой половине прошлого века об этом больше рассуждали. Или эти рассуждения просто успели стать классикой, что ли.

Уважения — нет, но чистая история ему удается явно лучше, чем философия оной)
 


Ссылка на сообщение14 октября 2011 г. 19:42

цитата kerigma

Мне кажется, в первой половине прошлого века об этом больше рассуждали. Или эти рассуждения просто успели стать классикой, что ли.


Не, я о том, что сейчас новое поветрие и все снова рассуждают, по другому, но...

цитата kerigma

чистая история ему удается явно лучше, чем философия оной


А вот это меня резануло — видна разница факультетов, поскольку Хёйзинга для меня в лучших своих работах филосов-культуролог.

Кстати, «Подвиг» Набокова Вам сейчас «раскрылся новыми гранями»?
 


Ссылка на сообщение14 октября 2011 г. 21:52
Для меня Х. в первую очередь все-таки историк.
А почему мне Подвиг должен был как-то по новому расскрыться?)
 


Ссылка на сообщение14 октября 2011 г. 22:57
«А дядя Генрих, подкармливая своего черного зверька, с ужасом и отвращением говорил о закате Европы, о послевоенной усталости, о нашем слишком трезвом, слишком практическом веке, о нашествии мертвых машин».

Роман, во многом, выстроен как полемика, как насмешка, над этими раздувами, которыми и Хёйзинга грешил.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 00:12
О, я этого уже не помню, давно читала, остались только романтические воспоминания, типа, белой акации цветы эмиграции))
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 00:14
— Значит, вы не читали или, э-э-э… невнимательно читали! Авто-мма-тически! Так нельзя! Вы еще раз прочтите! Вообще, господа, рекомендую. Извольте читать! Все читайте! Берите там у меня на окне книги и читайте. Парамонов, подите, возьмите себе книгу! Подходцев, ступайте и вы, любезнейший! Смирнов — и вы! Все, господа! Прошу!

Чехов «Чтение»
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 02:38
слушаюсь и повинуюсь :-)))


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 01:40
Не понимаю Ваших претензий к Хейзинге. Он в целом всё правильно предвидел. Моральные нормы сейчас не ниже плитуса, а ниже канализации. Европа отказалась от христианских ценностей — будет иметь все радости шариата,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

придурки мультикультурные>:-|
Уровень образования студентов и школьников в Украине «упал с грохотом».
Недавно ехала в троллейбусе рядом с компанией 5-6 старшеклассников, которые не слишком тихо беседовали. Это был ужас, моральная газовая камера. Причём детки даже не сквернословили. Но уровень беседы — рыдать и плакать:-(((. Мобильники у всех есть, компьютер всем знаком. А вот писать и читать написанное от руки — уже проблема, да.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 02:24

цитата Veronika

Моральные нормы сейчас не ниже плитуса, а ниже канализации.


А нравы времен Регенства герцога Орлеанского с буколическими оргиями и копирование этих забав полусветом? а Merveilleuses директории в «античных» платьях и полупрозрачных нарядах на улицах? а наш «серебрянный век» с кокаином и «любовью втроем»?

«Орлов хранит у себя письмо одной четырнадцатилетней гимназистки: она, возвращаясь из гимназии, «замарьяжила на Невском офицерика», который будто бы увел ее к себе и отпустил только поздно вечером, а она поспешила написать об этом подруге, чтобы поделиться восторгами.»

Чехов «Рассказ неизвестного человека»

цитата Veronika

Он в целом всё правильно предвидел.


не говоря уж о том, что он повторяет зады, в тысячный раз, еще до Шпенглера о закате Европы твердила русская философия и публицистика

цитата Veronika

Европа отказалась от христианских ценностей — будет иметь все радости шариата,


Европа уже много раз умирала, сначала «азиатское» нашествие, потом коммунистическое, потом молодежное и пр. — европа любит умирать и говорить об этом. Больше ста лет — это любимое занятие.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 02:58

цитата Kniga

европа любит умирать и говорить об этом. Больше ста лет — это любимое занятие.
Только проблема в том, что европа не только говорит, но и подыхает. Погромы в Париже, Лондоне — агония. Врядли Европа сможет опомниться и выкарабкаться из этого всего.

цитата Kniga

не говоря уж о том, что он повторяет зады, в тысячный раз, еще до Шпенглера о закате Европы твердила русская философия и публицистика
Kniga , для меня это только подтверждение правоты Хейзиги. Истина скучна, банальна и всем известна.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 03:06

цитата Veronika

Погромы в Париже, Лондоне — агония. Врядли Европа сможет опомниться и выкарабкаться из этого всего.


Во время студенческих волнений в конце 60-х ряд райнов Парижа были захвачены студентами-анархистами/коммунистами и ничего Европа бодренько пошла дальше.

цитата Veronika

для меня это только подтверждение правоты Хейзиги. Истина скучна, банальна и всем известна.


Но они ошиблись. Европа пережевала все проблемы, прошла нацизм и двинулась дальше
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 03:10

цитата Kniga

Европа бодренько пошла дальше.
Куда — «дальше»?? К шариату?? Ну, пусть идёт%-\, я тихо в сторонке постою.

цитата Kniga

Но они ошиблись. Европа пережевала все проблемы,
И вляпалась в кучу новых, не менее гнусных.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 03:17

цитата Veronika

Куда — «дальше»?? К шариату??

К анархизму не пришла ведь, а из коммунизма взяла много хорошего.

цитата Veronika

И вляпалась в кучу новых, не менее гнусных.

Само собой, но проблемы надо решать, а апокалиптические предсказания в Европе звучат уже без малого две тысячи лет.

Я понимаю истерию масс-медия — это их работа, не «шариат» так «птичий гриб», повод найдут. Но зачастую проблема возникает из истерии в которую поверили — как в «Маятнике» Эко.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 02:40
Мои претензии к Хёйзинге в том, что я ожидала от него большей оригинальности как минимум. И ничего он не предвидел, по-моему, каждое предыдущее поколение искренне считает каждое следующее необразованным, некультурным и видит во всем признаки упадка. Вот чтобы наоборот было — такого не помню.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 02:55
kerigma завидую Вашему молодому оптимизму. У меня его не было даже в мои 20 лет, у меня старческое мировоззрение с ранней юности.

цитата kerigma

Мои претензии к Хёйзинге в том, что я ожидала от него большей оригинальности как минимум.
Я уже давно «забила» на оригинальность осиновый кол, меня больше интересует правда.
Мне бы очень хотелось ошибиться в своём пессимизме, но пока я вижу только страшную сбычу разных антиутопий (Хаксли , Брэдбери и пр.) в самых гадких и изощрённых вариантах.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2011 г. 03:13
Я просто считаю, что раз это происходит все время на протяжении всей истории, пора принять за норму и не париться. Опять же, все как раз про меня говорят))


⇑ Наверх