Мейнстримовый рассказ может быть о чем угодно: о настроении, о характере, об антураже, даже о вульгарной манере письма. Рассказ в жанровой литературе (НФ или фэнтези) – это рассказ об идее. Все художественные элементы (герои, сюжет, антураж) призваны только для того, чтобы идею раскрутить. Вот правила для фантастического рассказа.
Терри Биссон |
1. Не делайте рассказ длинным. Его должно хватать как раз на один присест. Это правило номер один.
2. Время в романе переплетается со временем читателя. Рассказ сам по себе – событие в реальном времени. Это придает повествованию форму властного окрика, как при пожаре или аресте. Не пренебрегайте этой властью.
3. Любитель фантастики – это геймер, который привносит в рассказ нацеленность на разрешение проблемы. В этом колоссальное преимущество писателя-фантаста. Не пренебрегайте им.
4. Чем необычнее идея, тем проще язык. Эксперименты со стилем только для описания обыденности. Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф это понимали.
5. Не балуйтесь со временем. Флэшбекам не место в рассказе.
6. Не пишите в настоящем времени. Это делает события менее динамичными, а не наоборот. Прошедшее время и есть настоящее.
7. Никаких диалектов. Жаргон пойдет, но только если его не требуется объяснять.
8. Не более одного мира на рассказ. Мечтам о потустороннем в рассказе не место.
9. Фантазиям не место в фэнтези.
10. Чем необычнее идея, тем реальнее должен быть мир.
11. Хотите обрисовать мир – опишите несколько предметов. Чем меньше, тем лучше. Это хорошо получается у Уильяма Гибсона и называется художественной постановкой.
12. Не сбивайтесь на слив информации. Рассказ сам по себе и есть слив информации.
13. Рассказ – это контролируемая утечка информации. Дайте читателю с самого начала понять, кто в доме хозяин.
14. Скупердяйничайте. Щедрости не место в рассказе.
15. Не болтайте впустую. Романист водит с читателем дружбу. Любитель фантастики – соучастник и противник, но ни в коем случае не друг. Думайте о состязании, в котором он был бы только рад проиграть.
16. Жанровая литература – это матрица ожиданий. Вы вправе им потакать, в них отказывать или ими дразнить. Но вы обязаны знать, в чем их суть. Не пишите фантастику, если ее не читаете.
17. Для рассказа достаточно одной идеи. Двух более чем достаточно. Три – уже перегиб.
18. Для рассказа достаточно одной точки зрения. Двух более чем достаточно. Три – уже перегиб.
19. Следите за состоятельностью своей точки зрения. Будьте строже. Расслабитесь – и ваш читатель поступит так же.
20. Главный герой должен быть немного глуповат. Это льстит читателю.
21. Ни в коем случае не допускайте, чтобы один герой рассказывал историю другому. Это получалось у Конрада, у вас не получится.
22. Если у вас героев больше, чем один, сделайте так, чтобы их интересы пересекались. Можете одного убить, если хочется.
23. Много маленьких препятствий на пути у героев делают рассказ рваным. Лучше ограничиться одним-двумя, но крупными.
24. Рассказ должен охватывать день, максимум два. Неделя делает текст растянутым.
25. Один антураж на рассказ – оптимальное сочетание. Движение – это еще не экшн.
26. Вообще-то, экшн – штука сильно переоцененная.
27. У большинства героев есть своя история, но этим историям не место в вашем рассказе. Это правило Хемингуэя.
28. Точно определите, кто и зачем рассказывает историю. Возможно, будет трудно.
29. Даже у истории без рассказчика есть рассказчик.
30. Оттачивайте каждое слово. Рассказы как стихи – их можно читать не один раз. По-настоящему хороший рассказ можно читать регулярно. Берегитесь.
31. Оттачивайте каждое слово. Читатели должны вас побаиваться.
32. Используйте героев, чтобы делиться информацией с читателем. Они за этим придуманы. Желательно, чтобы информацию они черпали не из газет.
33. Сделайте так, чтобы диалоги выполняли двойную или даже тройную задачу. Светские беседы в фантастике сродни газам в вине. Понижают класс.
34. Юмор возможен, но только если он идет экспромтом. Никогда не делайте пауз для смеха.
35. Без нелепых названий и имен, пожалуйста.
36. Никаких ковров-самолетов и «жили-были». Басня не рассказ. Анекдот тоже не рассказ.
37. Никаких волшебников и драконов. Из-за них ваш рассказ покажется частью чего-то большего и менее интересного.
38. Не растекайтесь «по древу» и не отвлекайтесь. Можете притвориться, что отвлеклись, чтобы повести читателя по ложному следу. См. ниже.
39. Ложный след – это здорово. Читатели любят загадки.
40. Бои и драки интересны только в реальной жизни. На бумаге они скучны.
41. Романы состоят из персонажей и событий. Рассказы состоят из слов и только из них. И они все на поверхности. Оттачивайте каждое слово.
42. Сюжет важен только в рассказах о путешествиях во времени. И в них обязательно должен быть парадокс. Это сильно их ограничивает.
43. Симметрия важнее сюжета. Рассказ должен иметь форму, радующую глаз, и захлопываться со щелчком.
44. Сексу не место в рассказе, только если он не уже случился или не случится после того, как закончится рассказ. См. п. 40 про бои.
45. Неожиданности хороши, но только в том случае, если они запланированы.
46. Старайтесь, чтобы на каждой странице было что-то интересное. Это правило Джина Вулфа.
47. Рассказ бывает лучше демонстрации. Все зависит от того, кто рассказывает.
48. Расовые и половые стереотипы (до сих пор) по умолчанию соблюдаются в фантастике. Избегать их значит не просто ставить все с ног на голову.
49. Пробелы между абзацами регулируют временные рамки. Они делают рассказ более современным, но в то же время менее оригинальным.
50. Не вдавайтесь в подробности при описании героев. Никому нет дела до того, кто как выглядит. Сделайте просто так, чтобы одного можно было отличить от другого.
51. Повторяющиеся части хороши для симметрии, впрочем, с ними, как с табаско, нужно поаккуратнее.
52. Не пишите о писателях, иначе будет казаться, что у вас нехватка идей.
53. Убирайте из рассказа подробности. То, что удалено, заставляет работать то, что осталось.
54. Придерживайте как можно больше информации как можно дольше. Как только читатель все узнал, рассказу конец.
55. Когда закончите рассказ, вернитесь в начало и удалите первый абзац. Теперь готово.
56. Вообразите читателя одновременно симпатизирующего вам и жесткого. Редактируя текст, представляйте что вы – это он.
57. Прочтите рассказ вслух. Он должен длиться не дольше получаса. Это около 4 000 слов. Все, что длиннее этого, заставит людей отвлекаться.
58. Не читайте по голосам. Сухое академичное чтение подходит лучше всего, только если вы не Джон Краули и не Гэхан Уилсон.
59. Игнорируйте эти правила на свой страх и риск.
60. Страх и риск – это соучастники, враги и друзья писателя, пишущего фантастические рассказы.
Взято с официального сайта Терри Биссона