Как водится, не успел я поставить предыдущий обзор нездешних премий, как тут же начали приходить новые сообщения по премиям и номинациям. Однако, заставила меня всё бросить и писать этот обзор новость не по премиям, а по наиболее масштабному проекту за всю историю фантастики и фантастиковедения: третьему изданию Энциклопедии научной фантастики Джона Клюта сотоварищи. Но обо всём по порядку.
Роман Иэна МакДональда (Ian McDonald) The Dervish House (Gollancz/Pyr) стал лауреатом Мемориальной премии Джона Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман, обубликованный в 2010 году, а повесть Джеффри А. Лэндиса (Geoffrey A. Landis) “The Sultan of the Clouds” (Asimov’s 9/10) стала лауреатом Мемориальной премии Теодора Старджона за лучшее короткое произведение 2010 года. Оба произведения также являются финалистами премии Хьюго.
Презентация премий была проведена Центром исследования научной фантастики в рамках ежегодной Кэмпбелловской конференции в Канзасском университете, Лоуренс, Канзас, США, 7-10 июля 2011 года. У МакДональда это уже вторая премия, полученная от Центра; в 2001 году он был удостоен премии Старджона за повесть “История Тенделео”.
Обычно на этих премиях также выдают почётные грамоты за 2е и 3е место, но на этот раз о них ничего не сообщается. Другими финалистами 2011 года были:
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award
• Yarn, Jon Armstrong (Night Shade)
• Hull Zero Three, Greg Bear (Orbit)
• Zero History, William Gibson (Putnam)
• C, Tom McCarthy (Knopf)
• New Model Army, Adam Roberts (Gollancz)
• The Quantum Thief, Hannu Rajaniemi (Gollancz/Tor)
• Veteran, Gavin Smith (Gollancz)
• The Waters Rising, Sheri S. Tepper (Eos)
• Aurorarama, Jean-Christophe Valtat (Melville House)
• Anthill, E. O. Wilson (Norton)
• Blackout/All Clear, Connie Willis (Spectra)
• How to Live Safely in a Science Fictional Universe, Charles Yu (Pantheon)
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award
• “Mammoths of the Great Plains”, Eleanor Arnason (Mammoths of the Great Plains)
• “Under the Moons of Venus”, Damien Broderick (Subterranean Spring ’10)
• “The Maiden Flight of McAuley’s Bellerophon“, Elizabeth Hand (Stories)
• “Flower, Mercy, Needle, Chain”, Yoon Ha Lee (Lightspeed 9/10)
• “Ghosts Doing the Orange Dance”, Paul Park (F&SF 1-2/10)
• “Dead Man’s Run”, Robert Reed (F&SF 11-12/10)
• “Troika”, Alastair Reynolds (Godlike Machines)
• “A Letter from the Emperor”, Steve Rasnic Tem (Asimov’s 1/10)
• “The Night Train”, Lavie Tidhar (Strange Horizons 6/14/10)
• “The Things”, Peter Watts (Clarkesworld 1/10)
Поздравляю Иэна МакДональда с победой! Знай наших! Я верил в него и болел за него! Среди его соперников было много прекрасных книг, достойных этой премии, но удача была на его стороне! Теперь можно и на Хьюго замахнуться! Иэн шёл к этой премии долгие годы. Начав с удивительного романа Desolation Road в далёком 1988 году (премия Локуса за лучший дебют), он постоянно номинировался на все мыслимые премии, но получал их, как правило, только дома в Британии и ещё в Германии. Надеюсь, что этот прорыв позволит ему закрепить успех и в Америке.
За почти 30 лет писательской карьеры физик Лэндис написал множество повестей и рассказов, которые принесли ему десятки номинаций, две Хьюги, одну Небьюлу, а также единственный роман, удостоенный премии Локуса за лучший дебют. Редко кому удаётся писать «твёрдую» НФ столь образно и поэтично; недаром в его копилке есть две премии Райслинг за НФ поэзию. Теперь в его активе есть и специализированная премия Старджона, присуждаемая за малую прозу. Стало быть, на подходе новый сборник; прежний-то был аж 10 лет назад!
Объявлены финалисты 13й ежегодной премии Эндевор, присуждаемой за роман или авторский сборник писателя с Тихоокеанского северо-запада США (штаты Аляска, Вашингтон, Орегон).
• A Cup of Normal, Devon Monk (Fairwood)
• The Bards of Bone Plain, Patricia McKillip (Ace)
• Black Prism, Brent Weeks (Orbit US)
• Dreadnought, Cherie Priest (Tor)
• Silver Borne, Patricia Briggs (Ace)
В этом году в состав жюри входят редактор Джон Джозеф Адамс и писатели Бад Спархоук и Джо Уолтон. Лауреат будет объявлен 11 ноября 2011 года на коне OryCon33 в Портленде, Орегон, США. В прошлом году премия досталась Дэвиду Марусеку за роман Mind Over Ship, продолжение переведенного у нас Счёта по головам.
Номинанты этого года уже встречались нам в номинациях на другие премии, например, роман МакКиллип и сборник Монк номинированы на Мифопоэтическую премию, а Уикс на премию Дэвида Геммела. В своём обзоре мифопоэтических финалистов я упоминал невероятную поэтичность книги МакКиллип о музыке и бардах; некоторые фантлабовцы её уже приобрели и, возможно, прочитали. Прошу присоединяться с комментариями и рецензиями. Разноплановые рассказы в сборнике Монк повествуют о столкновении обыденного с фантастическим. Книга Уикса открывает трилогию эпического фэнтези. Это роман о власти и о цене, которую за неё приходится платить – в особенности, ни о чём не подозревающим потомкам. В своей книге Прист возвращается в мир своего знаменитого стимпанкового Костотряса (2009; премия Локуса за лучший НФ роман). Фоном повествования служит затянувшаяся гражданская война Севера с Югом. Муж главной героини погиб в плену у северян, и тут из орегонской глуши приходит известие о том, что её отец при смерти. Основу романа составляют нон-стоп приключения Мерси на пути к отцу. Кто только не встретился ей по дороге – враждебные и дружественные индейцы, партизаны южан и северян, а также простые (и непростые) бандиты всех мастей. Отдельным персонажем становится и локомотив Дредноут – чудо тогдашнего хайтека. Бриггс предлагает нам пятую (и не последнюю) книгу из серии о девушке-оборотне-койоте. Развивая мир своих героев, в этой книге автор вводит мифологию оборотней, поэтому новым читателям лучше начинать серию сначала.
На мой взгляд, реальные шансы побороться за премию есть у МакКиллип и Прист, а их книги настолько непохожи друг на друга, что вообще удивляешься, как они попали в один шортлист. На этот раз явных претендентов более одного, что усиливает интригу. Болеть ни за кого не буду, порадуюсь за любого победителя.
Второе издание Энциклопедии, 1993 (Хьюго, 1994) |
Начальная бета-версия сайта будет запущена в этом году в рамках празднования 50-й годовщины издательства Gollancz, ведущего издателя фантастики в Великобритании. Начальная версия третьего издания будет содержать примерно 3 миллиона слов (заметно больше второго издания 1993 года, содержавшего 1.3 миллиона слов), примерно 12 тысяч словарных статей и более 100 тысяч внутренних ссылок, что составляет примерно 3/4 от запланированного объёма. Статьи охватывают все области научной фантастики, включая авторов, иллюстраторов, кинофильмы, музыку, игры и фэнзины. Текст будет завершён посредством ежемесячных обновлений к концу 2012 года.
Директорами новой компании ESF являются Джон Клют и Дэвид Лэнгфорд, ведущие редакторы-составители этого издания, а также Питер Николлс, который был составителем первого издания и является почётным редактором третьего издания. Грэм Слейт стал управляющим редактором издания, а также ещё одним директором компании. Он сказал, что компания была создана при «финансовой поддержке друзей проекта и научной фантастики».
Зам. генерального директора издательства Orion Малькольм Эдвардс сказал: «Мы рады тому, что смогли помочь с онлайновой публикацией этого монументального и выдающегося труда – более, чем когда-либо, единственного надежного справочника, необходимого каждому, кто интересуется НФ. Для меня, внештатного редактора того давнего первого издания, участие в реализации этого нового издания стало особым удовольствием.»
Это первый раз, когда Gollancz принимает участие в публикаци ESF. О соглашении по электронным правам Эдвардс сказал: «Здесь есть тонкое отличие, мы лицензировали её и подписали договор на сетевую разработку.» О том, почему Gollancz решил участвовать в проекте и сделать контент доступным бесплатно и только онлайн, Эдвардс заметил: «На будущей неделе мы планируем сделать несколько объявлений, которые это прояснят. Это не полный альтруизм.» Он добавил: «Мы исследовали различные платные варианты и поняли, что ни один из них не является действительно практичным в условиях постоянного развития сети. ESF устроена совсем не так, как Википедия, контент здесь контролируется редакторами-составителями.» Он отметил, что один только объем контента делает перспективу печатного издания очень неопределённой, но сказал: «Если окажется, что спрос на него есть, тогда мы рассмотрим и эту перспективу.»
На вопрос, будет ли это издание когда-нибудь доступно в виде бумажной или электронной книги, Слейт ответил: «Никогда не говори никогда», но заметил, что через контент, доступный онлайн, «мы надеемся быть в более тесном контакте со всем сообществом НФ».
Когда у него спросили, сможет ли ESF заняться другими подобными проектами, он не исключил такой возможности, и сослался на то, что Клют был также одним из составителей энциклопедии фэнтези, но сказал: «Сейчас, с объёмом в 3 миллиона слов, у нас и так работы выше крыши.»
От себя добавлю: я счастлив, что этот монументальный и очень полезный труд будет доступен онлайн для всех, кто читает по-английски. Надеюсь, в нём будет сказано несколько тёплых слов и о Фантлабе.