Давно я хотел ознакомиться с книгами этого американского автора, но все руки не доходили. Аннотации выглядели очень завлекающе, да и по фантлабовскому рейтингу книги выглядели очень неоднозначными. Оценки перекрывали весь спектр от полного равнодушия до столь же полного восторга. Откладывал, откладывал, а вот тут на распродаже купил два романа и решил быстренько прочитать. В итоге, присоединюсь к лагерю тех, кто очарования Эриксона не прочувствовал.
Как только увидел название, в голове заиграли строчки Майка Науменко «Я забываю. Продолжаю забывать». Забывать — это столь же важное свойство человеческого разума, как помнить. Лишняя информация должна исчезать. Что мы чаще всего забываем. Ответ простой — то, что не вызывает эмоционального отклика. Проверить это в очередной раз, можно, прочитав роман Эриксона, ведь амнезиаскоп, как можно понять из названия, прибор для изучения именно исчезнувших воспоминаний. В том, что на протяжении романа читателю предстоит попробовать насладиться не событиями, а воспоминаниями о них, есть что-то удивительно оригинальное. Но стоит быть готовым, что увлекательными они вряд ли будут. Эриксон ткет повествование, старательно избегая описаний хотя бы чего-то важного. Одним из типичных примеров такого стиля является место действия «Амнезиаскопа» — родной город автора Лос-Анджелес. Непонятная катастрофа отделила его от остальной территории США. Из этого можно было вытащить что-то безумно-увлекательное, будоражащее воображение, а Эриксон как будто назло очень скупо и блекло описывает произошедшие изменения. На периферии повествования мелькает что-то смутное о разных часовых поясах, разделивших Лос-Анджелес, и о кольце пожаров и контрпожаров, окруживших город извне. Но какую-то цельную картинку из этого просто не возможно. Похожим образом дело обстоит и с сюжетом, никак не желающим складываться во что-то единое и осмысленное из сюжетцев о беспорядочных половых связях главного героя – газетного обозревателя одной из лос-анджелевских газет. Хотя опять же возможностей для того, чтобы увлечь читателей у Эриксона было более чем достаточно. Короткие отрывки из историй о рецензии на несуществующий фильм, который так удачно вписался в картину мира, что обрел собственное существование, съёмки порнофильма «Белый шум» на основе воспоминаний одной из любовниц главного героя, главную роль в котором в итоге сыграет она сама, загадочным образом появившись на съёмочной площадке. Все это по отдельности, да и вместе могло сыграть. Но не забываем, книга о забытых воспоминаниях, а значит, придется читать о проститутке, боящейся наводнения, и домоправителе-палестинце, занимающемся самопиаром.
В целом, довольно скучная книга, построенная вокруг одной идеи. Ругать ее очень тяжело, т.к. любой из недостатков можно списать на экспериментальность и идейность. Ну скучная — так речь же о забытых воспоминаниях, ну невнятная — так речь же о забытых воспоминаниях, ну пустая — так... Читать любителям динамичных сюжетов и ярких картинок строго противопоказано, остальным с большой осторожностью. Сугубо ИМХО внимания не заслуживает. 5/10