цитата
24 сентября в 18 часов в малом зале Харьковского академического театра оперы и балета им. М.В. Лысенко состоялось торжественное открытие ХV Международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи».
Первый фестиваль был посвящен В.А. Моцарту (1991), второй – музыке барокко и ХХ столетия (1992), следующие – Ф. Шуберту (1993), Ф. Мендельсону-Бартольди (1994), Р. Шуману (1995), Ф. Листу (1997), Г. Перселлу (1999), И.С. Баху, Л. Бетховену, И. Брамсу (2001), а также Н. Глинке (2002), Г. Берлиозу (2003), П. Чайковскому (2004), И. Гете (2005), И. Слатину и 135-летию профессионального образования на Слобожанщине (2006).
В прошлом году фестиваль был посвящен 90-летию создания Харьковской консерватории, которая пережила несколько реорганизаций, однако подтвердила высокий уровень творческих и научных достижений.
Нынешний фестиваль «Харьковские ассамблеи» посвящен двум выдающимся представителям музыкальной культуры: западноевропейской – Ф. Мендельсону и украинской – Николаю Лысенко.
На этих ассамблеях стараюсь бывать каждый год (последние 5 лет). Очень запомнились ассамблеи 2005г., когда в Харьков приезжал дирижёр Урс Шнайдер и с оркестром филармонии исполнял увертюру «Эгмонт». Наш оркестр превзошёл сам себя:).
В пятницу побывала на на концете квартета им. Глинки (Россия). Играли квартеты Мендельсона, Равеля и квинтет Дворжака (пятый участник — пианистка). Мендельсон и Дворжак очень понравились, Равель — нет, музыку 20-го века я почти не воспринимаю.
Концерт проходил в институте искусств, ректор Т. Веркина была в числе зрителей.
Завтра тоже пойду на концерт — в филармонию. Статью обновлю.
Обновление
Сходила на ещё один концерт фестиваля, который был 28.09.08. Молодёжный симфонический оркестр «Слобожанский» и кларнетист+дирижёр Валентин Урюпин играли Россини (увертюру к «Севильскому цирюльнику» и «Интродукцию и тему с вариациями»), Рахманинова («Рапсодия на темы Паганини», фортепиано — Станислав Христенко), и «Шотландскую симфонию» Мендельсона.
Больше всего понравился, конечно, Россини, потом — Мендельсон. Рахманинова я перестаю воспринимать, как только исчезает мелодия (впрочем, у меня почти со всей симфонической музыкой 20-го века нет полного понимания).
Валентин Урюпин (кларнет)
Родился 11 декабря 1985 года в городе Лозовая Харьковской области (Украина).Начал учится игре на кларнете в возрасте 9 лет.
В 2004 г. с отличием окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского в классе доцента Е. А. Петрова и поступил в его же класс в МГК. Лауреат 2-го Международного конкурса кларнетистов «SAVERIO MERCADANTE» (Тури, Италия, 2006 г., III премия), лауреат международного конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах «SHABYT-INSPIRATION»(Астана,2005 г., I премия), лауреат Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах имени Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2005 г. , II премия), лауреат 17-го международного конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах «PACEM IN TERRIS» (Байрейт, Германия, 2003 г.,V премия).Стал самым юным лауреатом в истории этого конкурса.
Участник многих международных фестивалей, в том числе USEDOMER MUSIKFESTIVAL (Германия, 2002 г.), CONCERTINO PRAGA BOHEMIA FESTIVAL (Чехия, 2002 г.), «Кремль музыкальный”» (Москва, 2001 г.), «Посвящение Олегу Кагану» (Москва, 2003,2004 гг.), «Московская осень» (1998, 2002, 2004 гг.), «KURSIU NERIJA» (Литва, 2003 г.) , «Молодые звезды XXI века» (Самара, 2002 г.), «PRIMAVERA CLASSICA» (Москва, 2005 г.), LES EUROCHESTRIES (Франция, 2006 г.), «Летние музыкальные вечера в Киеве» (2006 г.) и многих других. Гастроли: многократно в Польше (Варшава, Познань, Гданьск, и др.,), Австрии (Вена, Зальцбург), Германии (Мюнхен, Фюрстенфельдбрукк, Байрейт, о. Узедом), Украине (Киев, Харьков, Одесса, города Крыма, города Восточной Украины), а также в Финляндии (Хельсинки), Франции (Charente-Maritime), Испании (Гранада), Бельгии (Брюссель), Чехии (Прага, Южная Богемия), Болгарии (София), Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс), Литве (Куржская коса), Узбекистане (Ташкентб 2006 г.). Гастролировал также в городах России: Санкт-Петербург, Тольятти, Самара, Уфа, Ханты-Мансийск, Сургут, Орел, Калуга, и т.д. Выступления В.Урюпина проходили в таких залах, как RUDOLFINUM (зал Дворжака) в Праге, MARKGRAFLICHEN OPERNHAUS в Байрейте, KUNSTLERHAUS в Мюнхене, AUDITORIUM MANUEL DE FALLA в Гранаде, AULA UAM в Познани, MIRABELL-HALL в Зальцбурге, Королевский замок в Варшаве, Большой зал Одесской филармонии, Зал Большой гильдии в Риге, Большой и Малый залы консерватории в Москве, ГЦКЗ «Россия», Камерный зал Московского международного дома музыки, и т.д.
Выступал со многими симфоническими и камерными оркестрами, среди которых Симфонический оркестр России под руководством В.Дударовой, МГСО под руководством Д.Орлова, Симфонический оркестр Чешского радио (SOCR), VOGTLAND PHILHARMONIE GREIZ-REICHENBACH (Германия), Национальный симфонический оркестр Узбекистана, симфонические оркестры Самарской, Тольяттинской, Харьковской, Орловской филармоний, камерный оркестр Одесской филармонии, симфонический оркестр Московской консерватории, камерный оркестр «Московская камерата», и т.д. В 2005-06 гг. принимал участие в гастролях по России, Украине и Франции Молодежного симфонического оркестра Поволжья как солист и дирижер. Выступал с такими дирижерами, как Анатолий Левин, Михаил Щербаков, Игорь Фролов ,Петр Вронски (Чехия), Лотар Сейфарт (Германия), Юрий Янко ,Владимир Гаркуша, Аркадий Певцов (Украина), Анвар Эргашев (Узбекистан), и многими другими. В камерных концертах партнерами В.Урюпина были такие музыканты, как Тигран Алиханов, Марк Пекарский, Евгений Петров, а также лучшие представители молодого поколения российских музыкантов — Алена Баева, Гайк Казазян, Александр Каган, Юрий Медяник, Айдар Гайнуллин, Илья Гофман, Евгений Тонха, Илья Гайсин, Евгений Румянцев, Даниил Копылов, Любовь Гегечкори, Станислав Христенко (постоянный партнер Валентина),и многие другие (всего более 100 музыкантов). Стипендиат Международных благотворительных фондов Н.Петрова и В.Спивакова, «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», «Школа муз». Обладатель стипендии им. Т. А. Гайдамович, а также Федеральной стипендии «Юные дарования». Валентин Урюпин-участник мастер-классов проф. Мишеля Летьека (2002), проф. Жака ди Донато (2005), проф. Романа Гийо (2005), проф. Чарльза Найдика (2006), и др. Имеет записи на CD в России, Чехии, Болгарии и Германии (в том числе альбом из произведений В.Сариева, выпущенный в 2005 г.), а также на радио и TV разных стран. В репертуаре В.Урюпина практически весь основной кларнетовый репертуар, ряд транскрипций для кларнета, десятки разнообразных камерных ансамблей. В. Урюпин- первый исполнитель нескольких сочинений, написанных специально для него, в т.ч. Поэмы Алексея Курбатова для кларнета с оркестром (Харьков, 2006 г.),а также автор ряда транскрипций для кларнета. Участвует в 30-50 концертах в течение каждого сезона. Периодически выступает как ведущий своих сольных программ.
С 2005 г. занимается дирижированием. С 2006 г. учится в классе профессора Национальной консерватории Узбекистана В.Б.Неймера (Ташкент). Является дирижером-стажером Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Работал в качестве дирижера с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана.
Зал филармонии был НЕ переполнен (полон примерно на 2/3), слушать классику в Харькове пока не очень модно, и такие концерты вполне могут быть достоянием нищих... кольшеком. Ни в какой «клуб» (или не супердешёвое кафе) Харькова нельзя зайти с 10грн (50руб.) В филармонию или ХАТОБ — запросто (если, конечно, концерт дают не всемирно известные «звёзды», послушать живьём Башмета мне не светит:( ).
3-го октября ходила в третий раз на концерт фестиваля «Харьковские ассамблеи». Проходил он в филармонии, выступал АСО ХОФ (академический симфонический оркестр Харьковской областной филармонии), дирижировал Юрий Янко. В программе были: 41-я симфония Моцарта и концерт для скрипки с оркестром Бетховена. Солистка из Кореи Е Чжин Бюн очень порадовала свой игрой.
Самое странное, что не ахти какой большой зал филармонии был... полупустой. А ведь в программу включили два таких «вкусных рябчика» и ни одной «лошади».
Необходимое пояснение: терминологию с «рябчиками» и «лошадьми» я позаимствовала из статьи Елены Чудиновой «Словопомол» (адрес статьи — например, здесь http://www.situation.ru/app/j_art_888.htm). Вот цитата:
«ВОТ ЛЕЖИТ передо мной сборничек фантастики. Рассказы объединены названием “Шутник”. Издательство “Мир”, доисторический 1971 год. Несколько поколений зачитывали до дыр эти пузатые книжечки. Рецепт их составления был классический: один рябчик — одна лошадь. Здесь рябчиком глядят два рассказа Айзека Азимова и Шекли, лошадью -невнятный болгарин, и Джанни Родари. «
Так вот, композиторов я (чисто субъективно, разумеется) делю на «рябчиков» и «лошадей». Для меня Вивальди, Гайдн, Моцарт, почти весь Бетховен, Россини, Беллини, Мендельсон, Бизе, Глинка, Чайковский, (список далеко не весь) — «рябчики», Дебюсси, Равель (кроме «Болеро»), большая часть произведений Шнитке, многое из Вагнера, Рахманинова, Прокофьева и др. — «лошади». Я не воспринимаю диссонансы, отсутсвие мелодии и гармоничности.
Возвращаясь к концерту. Кажется, Янко тоже обиделся на посещаемость. Оркестр играл очень хорошо. Мне жаль всех, кто мог быть на концете, но не пришёл. Вы много потеряли, честно.