О войне по настоящему


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «nik_sana» > О войне по-настоящему
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О войне по-настоящему

Статья написана 26 января 2011 г. 11:59

У меня такое ощущение, что писать о войне нам, по счастью живущим вне этого кошмара, как-то немного нечестно и даже неэтично. Чаще всего получается до ужаса топорно и бравурно. Кровища, кишки, предательство и стр-растная секса в окопах... Не знаю, возможно, это лишь впечатление. Но именно отстраненность порождает цинизм и желание брать горлом. Война — это значит именно красота большого боя или ужас этого самого боя. Это архитектура своеобразная, что ли. Вот солдатики, вот командиры, вот они идут, вот падают — экшн у нас, че не ясно? Камера ближе — орут, мля...

Я люблю немного утрировать. Но это самое отсутствие боли внутри порождает смакование боли внешней, проявляемой явно — и часто делает описания для меня отвратительными. Похожими на китайское или японское кино с летающими меченосцами, орущими в голос, визжащими пронзительно и умирающими как-то ожидаемо, так, что это уже и не больно, поскольку — война, правда жизни... Следствие — очень легкое, ужас какое легкое отношение к смерти, сформированное у читателя. Это тоже имхо. Если нет смертей или они не просмакованы качественно — все, отстой. Как будто это красиво должно быть — смерть. И просто. И часто. И сюжетооформительно. Если угодно, смерть стала для литературы неким наркотиком, вызвавшим привыкание. Нет смерти — нет кайфа.

В итоге после «нашего нового кино/книг/телепрограмм и прочего очень хочется для очистки души и настройки читать и смотреть то, другое. Сделанное знавшими войну.

Собственно, все эти торопливые размышления я написала с единственной целью: чтобы снять шапку и глубоко поклониться Леониду Соболеву. Человеку сложной и трагической судьбы, ушедшему из жизни в феврале 71-го, немного не дотянув до весны... Потому что и без войны иногда бывает невыносимо жить, увы...

Если каким-то случаем вы не читали Соболева (хотя он в свое время немало издавался и славой не был обижен) — так что если не читали, это ужасный и непростительный грех, и его надо немедленно искупать чтением. Он был фронтовым корреспондентом, что говорит о его таланте не так уж много, поскольку писал он действительно гениально. Он умел видеть то малое — прекрасное и страшное — что пробуждало отклик в душе и продолжает творить это чудо: сострадание, сопереживание, слезы, боль, отчаяние, ненависть — или восторг и гордость.

Он писал небольшие очерки, это жанр для современного журналиста мертвый, хотя я полагаю его насильнейшим и наисложнейшим, мы — нынешние — сгнили до обезлички и похабности непрерывных интервью (это не я сказал, ага, ко мне не придраться — не мои ляпы стиля, не мои ляпы фактуры, все не мое).

Пожалуйста, если не знакомы с автором — прочтите хотя бы два рассказа, они совсем короткие, из сборника «Морская душа» — это «Соловей» и «Парикмахер Леонард». Там боя-то толком нет, но это такой концентрат отчаяния, гордости за людей и город, какой-то не нашей, не нынешней надежды...

В сети по имени все ищется на ура. Смысла оценивать или пересказывать не вижу — это по сути не пересказывается.

Впрочем, я надеюсь, что Соболева здесь все читали и просто охотно вспомнят и может — добудут с полки еще раз...





399
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 января 2011 г. 13:05
Действительно, с удовольствием вспомнила любимого писателя. А кроме военных очерков, у него еще прекрасные «Капитальный ремонт» и рассказы о флоте между войнами. Когда я в «Капитальном ремонте» читала о параде досрочного выпуска юнкеров, мне все вспоминался Окуджава: Господа юнкера... А ведь Соболев был раньше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2011 г. 13:16
Мне просто очень нравится помимо стиля у него именно это владение жанром очерка. Чем-то О-Генри чуть-чуть напоминает в точности минимализме... Это редкий дар, малая форма при таком большом содержании.


Ссылка на сообщение26 января 2011 г. 17:21
Не знаю, как сейчас, но ещё лет 10-15 назад «Капитальный ремонт» была настольной книжкой каждого флотского офицера.
Многие считают знаменитые слова: «Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить», — то ли изобретением какого-то юмориста (Жванецкого), то ли, вообще, народным творчеством. А ведь это оттуда.
Что касается его творчества, то военные очерки, как раз, нравятся мне меньше всего. На первом месте — «КР», затем — предвоенные рассказы, «Зелёный луч», а очерки уже в самом конце. Писал он очень хорошо, но по сути те короткие зарисовки всегда казались мне излишне плакатными, глянцевыми.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2011 г. 17:24
Так это особенность стиля. Хотя в двух указанных я глянца не наблюдаю. Впрочем, они — рассказы, очерки более сухие. И этот жанр в условиях войны неизбежно тяготел к агитацонности, у Соболева — весьма умеренной и деликатной даже.
А «Ремонт» — да, это чудо)))


Ссылка на сообщение26 января 2011 г. 21:31

цитата nik_sana

как-то немного нечестно и даже неэтично

Ага. А также снимать кино. Впрочем, Вы об этом уже обмолвились

цитата nik_sana

В итоге после «нашего нового кино/книг/телепрограмм и прочего

Я даже обобщу, снимать и писать о том, о чем не имеешь представления, какбэ нечестно и неэтично. А у нас многия берутся писать и снимать, а Лео Каганов даже манифест под это подводит, мол, писатель должен писать, а оленевод... и тэдэ. Грустно. Да.

цитата nik_sana

Но это самое отсутствие боли внутри порождает смакование боли внешней, проявляемой явно — и часто делает описания для меня отвратительными. Похожими на китайское или японское кино с летающими меченосцами, орущими в голос, визжащими пронзительно и умирающими как-то ожидаемо, так, что это уже и не больно, поскольку — война, правда жизни... Следствие — очень легкое, ужас какое легкое отношение к смерти, сформированное у читателя. Это тоже имхо. Если нет смертей или они не просмакованы качественно — все, отстой. Как будто это красиво должно быть — смерть. И просто. И часто. И сюжетооформительно. Если угодно, смерть стала для литературы неким наркотиком, вызвавшим привыкание. Нет смерти — нет кайфа.

Китайцев не трогайте. Йихнее фэнтези с полетами и пр. — это собственный замкнутый жанр со своими законами. Перебарщивать стали в последнее время (шестое продолжение смерти главного персонажа:-)))), но это их тараканы. А вот что касается нашего кино, европейского кино и американского — экма, расступись: «Sin City», «Пипцы» etc., не говоря уже про «Пилы» и «Хостелы». Впрочем, то же самое и в литературе — «Террор»,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

едрена его мать,
. Кредо времени. Тоже мать его ядрена. Поневоле вспоминается Брэдбери и его «451 градус». Одним не хочется напрягать извилины, и лучшее лекарство — непрерывный прессинг: секс, насилие. Другим выгодно, чтобы напрягали извилины немногие, а лучше — никто. Мне это тоже не нравится. Я не знаю, что с этим делать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2011 г. 22:03

цитата rusty_cat

Китайцев не трогайте

Это да, я неверно высказалась, скорее имея в виду американские имитации китайского кино.


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 21:02
Да, книги того же Покрышкина («Небо войны», не раз читанная еще в детстве) пробирают до глубины души. И фильмы, песни тоже. Они без внешнего блеска, и поэтому, я думаю, там особенно резко видна война. Будни войны. Без надрыва и фальши. Просто настолько, что становится больно за всех ветеранов, видящих то, что творится сейчас в мире.


⇑ Наверх