Toshinori Kondo
***
Тошинори Кондо родился 15 декабря 1948 г. в городе Имабари (остров Шикоку, Япония). В 12 лет начал изучать музыку и играл на трубе в школьной группе. В 1967 г. поступил в Университет Киото на механический факультет. В течении университетских лет у Кондо возростает интерес к джазовой музыке, его любимцами становятся Чарли Паркер, Диззи Джелеспи и Майлз Девис — они оказали заметное музыкальное влияние на раннее творчество Кондо; кроме прочего для Кондо представляли интерес и религиозные взгляды этих музыкантов. Чуть позже на Тошинори оказал влияние и фриджаз Орнетта Коулмена.
В 1972 г. Кондо заканчивает университет и обосновывается в Токио, становится профессиональным музыкантом. Примерно в это время он начинает практиковаться в Шинтайдо. Shintaido (пер.«New Body Way») — уникальная система физических и артистических упражнений, возникла в Японии в 1960-е годы, ее корни лежат в традиционных бовых искусствах, китайской медицине и техниках буддийских медитаций. Система предлагает открытие человеком своих новых возможностей, трансформацию тела. Физические упражнения проводятся с голыми руками, иногда используются шест или деревянный меч. Целью практики Шинтайдо для Кондо было повышение ресурсов своего организма для длительных музыкальных выступлений, особое внимание он уделял и дыхательным упражнениям Шинтайдо. Как пишут, «малорослый японец не хотел уступать в силе и выносливости западным музыкантам».
До середины 70-х годов Кондо играет в джаз-группе барабанщика Седзи Хано, которого тоже «присадил» на Шинтайдо. Знакомится со многими американскими и европейскими музыкантами, что приезжали с выступлениями в Японию, играет совместно с ними. Далее в 1976 г. Кондо становится равноправным участником джаз-группы EEU (Evolution Ensemble Unit) а затем и трио Хано/Кондо/Осава. С 1976 г. имя Тошинори Кондо начинает фигурировать на джазовых пластинках различных коллективов.
В 1978 г. Кондо переезжает в Нью-Йорк. Здесь его музыкальная карьера начинает набирать все большие обороты. Знакомится и начинает активно выступать как трубач со многими представителями нью-йоркского музыкального андеграунда («downtown» music scene), такими как Билл Ласуэлл, Дерек Бейли, Зина Паркинс, Джон Зорн, Эван Паркер, Хенри Кайзер, Грег Гудман, Фред Фрит и др. Совершает и европейские турне с Юджином Чедбурном и Питером Броцманом. В Нью-Йорке Кондо организовывает свой небольшой музыкальный лейбл «Bellows». Первый сольный альбом Кондо выходит в 1979 г. В 1983 г. Кондо всерьез затосковал по своей родине, Нью-Йорк ему уже надоел. Он почувствовал, что «утрачивает японский дух». И музыкант возвращается в Японию.
В Японии продолжает активную деятельность, играет с Риючи Сакамото, Казуми Ватанабе и Херби Хенкоком. В 1984 г. становится руководителем и трубачем в своей собственной группе IMA («International Music Activities»). IMA демонстрирует, каким путем должна развиваться инновационная музыка по мнению Кондо. IMA окончательно уходит от традиционного джазового звучания, для проекта характерно использование искаженного саунда электрогитары, электрической и электронной перкуссии, футуристических компьютерных эффектов, урбанистических шумов. Концепция предполагала создание атмосферы жизни большого города, а акустическая труба Кондо должна была привносить гуманистический элемент. В некоторых композициях у Кондо становится заметно и влияние этнической японской музыки. Всего проект IMA выпустил 7 альбомов и был распущен в 1993 г.
В 1993 г. Кондо переезжает в Амстердам, где в основном живет и по сей день. В начале 90-х годов (точную дату мне установить не удалось) Кондо сам конструирует свою электротрубу (electric trumpet system) — вот начиная с этого периода его творчество меня уже всерьез интересует. В основе устройства обыкновенная акустическая труба, но воспроизведение звука идет через микрофон в реальном времени, что дает возможность значительно трансформировать звучание инструмента. Электронное оборудование, к которому подключен микрофон, представляет собой небольшой шкафчик с лампочками и кнопочками, и набор педалей-примочек. Электротруба допускает различные эффекты, такие как лупинг (looping), реверб, различые наложения звука. Теперь Кондо начинает осваивать и эмбиент-ландшафты. Диапазон инструмента достаточно широк — от достаточно близкого к акустической трубе до полностью мутантообразных звуков. Большой успех у западной публики получил альбом DJ Krush/Toshinori Kondo «Ki-Oku» (1996), а затем и альбом коллаборации Laswell/Kondo/Bernocchi «Charged» (1999). Электротруба Кондо по-прежнему создает эффект «урбанистической грусти» на любом альбоме. К собственно джазу музыка Кондо имеет уже очень отдаленное отношение, его теперь больше знают в среде внежанровой и электронной музыки. Например, альбом «Silent Melodies» (2007) представляет собой эмбиент на соло-электротрубе. Кондо продолжает активное сотрудничество с музыкантами со всего мира, участвует во множестве составов. выпускает сольные альбомы. К сожалению, некоторые альбомы выходят небольшими тиражами только в Японии, поэтому уследить за дискографией непросто. Кроме вышеупомянутых записей я бы еще отметил такие интересные альбомы как «Touchstone», «Charged Live», «Going Places...For Кeith».
С 1993 г. Кондо начинает свой проект «Blow the Earth». Концепция заключается в том, что Кондо со своей электротрубой ездит по самым экзотическим местам планеты — горы Тибета, песчаные и ледяные пустыни, различные живописные безлюдные побережья. Там садится и начинает свои музыкальные импровизиции — слушателем должна выступать сама природа. Первым альбомом проекта стал «Israel» (1993), а в последние годы выпущены еще три альбома (dvd/cd sets). Здесь полная дискография музыканта — http://homepage2.nifty.com/kondomaniacs/discography...
Вот несколько видеозаписей проекта «Blow the Earth».
***
На пирамиде в Перу:
В Японии:
На Аляске:
Небольшое интервью с Тошинори Кондо: