Нил Гейман Американские


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Нил Гейман "Американские боги"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Нил Гейман «Американские боги»

Статья написана 12 января 2011 г. 21:28

Похоже, при чтении «Good omens» я зря грешила только и исключительно на перевод — «Американские боги» мне не пошли по той же причине. От текста остается странное ощущение... неряшливости, что ли. Очень вольного, нестройного и по меньшей мере странного обращения с событиями и персонажами. И не надо говорить мне, что вон Кафка тоже по меньшей мере странен и логикой его тексты никак не грешат. У Геймана странность совсем другого плана, она проявляется постоянно в мелочах и все время как-то раздражающе зудит. В итоге роман, несмотря на то, что и идея, и события вроде бы интересные, оставляет какое-то раздражающее ощущение, составленное множеством мелочей. Например, наш герой ест только и исключительно гамбургеры, больше ничего, и это упоминается раз за разом, не могу понять, зачем. У Пратчетта все не питаются только и исключительно fish & chips ведь. Скитания героя по маленьким американским городкам, уже набившим оскомину на многочисленных романах Кинга и фильмах ужасов по ним... И ведь ничего в них не происходит, только один банальный антураж сменяется другим. К чему в итоге была большая часть сюжетных линий, опять же неясно.

Впрочем, мне нравится идея, лежащая в основе сюжета — о том, что старые боги умирают и на их место приходят новые. Только эта идея сама по себе, разумеется, не принадлежит Гейману. К Гейману относится разве что идея устроить между старыми и новыми богами «последнюю битву», но и она настолько эпична и кинематографична, что хорошей литературной идеей ее не назовешь. К тому же «битва» скорее тянет на долгую занудную холодную войну с периодическими пограничными конфликтами, да и вообще происходит в основном вне поля зрения главного героя. Так что и саму битву между старым и новым миром никак нельзя считать за основное в романе, что бы там ни говорили.

Пожалуй, единственно стоящее и, гм, познавательное, что есть в «Американских богах» — это очень ясное изображение Америки. Великолепный текст для того, чтобы *действительно* создать у читателя впечатления знаменитого melting pot. Довольно бестолковое нагромождение самых разных богов — и скандинавских, и древнеславянских, и индийских, и еще бог знает каких. Причем каждый несчастный бог Америкой качественно прожеван и переварен — и на выходе совсем не похож на того, о ком говорят мифы. Довольно бестолковое изображение богов современного мира — очень поверхностное, я бы сказала. Довольно бестолковое нагромождение прочих персонажей, от скучного главного героя до жителей «идеального городка», приносящих детей в жертву своему обывательскому покою. Довольно бестолковый событийный ряд — и дело не в том, что множество событий кажутся никак не связанными друг с другом, а в том, что они действительно никак не связаны. Величие людей и событий, даже когда такое случается, как-то теряется в общей чехарде. Громкие слова решительно во всех случаях выглядят пафосно и неловко.

Вот вам Америка (смешались в кучу кони, люди). На мой вкус так весьма неприглядное зрелище. В «Американских богах» как-то остро не хватает чистого сюжета, чистой психологии и чистых эмоций — без примесей «ну ты это, типа, понимаешь, чуваг, что это чисто по приколу» и прочей не относящейся к делу ерунды. Мне было интересно посмотреть, что это такое. Но если даже перипетии героев у Пратчетта временами вызывают у меня острый интерес и сочувствие, то Гейман не вызвал совершенно никаких эмоций. У него всего слишком много и в слишком маленькой концентрации. Начинаю приходить к выводу, это это категорически не мой автор.



Тэги: гейман


470
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 21:32
Ты хорошо выразила то, что мне в принципе не нравится в творчестве Геймана )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 21:32
:beer:


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 21:36
Бытует мнение, что Гейман в большем автор комиксов, нежели романов. Очень нахваливают Сэндмена. От себя еще добавлю, что рассказы ему удаются лучше, не все разумеется.
Боги мне в принципе понравились, не без оговорок правда.
И разумеется спасибо за рецензию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 23:24
Стоит попробовать почитать рассказы, наверное:-) В малой форме оно должно быть удачнее)
 


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 23:34
Лично я бы не сказал. Та пара рассказов, которые я читал, не произвела большого впечатления. Так, пустышки. Одна, правда, довольно симпатичная.
Я Геймана пока как-то не жажду в больших количествах, но «Богов» наверное попробую. Возможно и «Песочного человека» возьму — интересно, что там в нем такого, от чего некоторые кипятком писиют.
 


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 23:36
Гм, ну посмотрим, как руки дойдут)
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 09:39
Но читать все же сборник целиком, просто там не все рассказы удачные, честно говоря шатает там его достаточно существенно. Но те рассказы которые понравились, в память врезаются на долго.
На мой взгляд, самая главная его проблема — это необоснованно наличие в его романах содержимого под грифом «детям до 16», смотрятся оно там как на корове седло и не несет в себе никакой смысловой или художественной нагрузки. И эта склонность к эпатажу портит многие хорошие произведения.
Еще «Звездная Пыль» хороша, хотя фильм получился более интересным и гормоничным, тоже можно сказать и о «Коралине».
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:13

цитата iRbos

необоснованно наличие в его романах содержимого под грифом «детям до 16»

Кстати да) Даже в «Американских богах» оно есть местами в тему, а местами совершенно не пришей корове хвост. Хотя я в данном случае тоже склонна списывать это на общую «американскость».

цитата iRbos

Еще «Звездная Пыль» хороша, хотя фильм получился более интересным

То есть текст еще скучнее?) Меня фильм как раз не впечатлил, не в последнюю очередь потому, что главный герой *бесит* :-D Разве что на принца Септимуса посмотреть))
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:19

цитата kerigma

Хотя я в данном случае тоже склонна списывать это на общую «американскость».

Нет, это собственные английские заскоки Геймана.

цитата kerigma

То есть текст еще скучнее?) Меня фильм как раз не впечатлил, не в последнюю очередь потому, что главный герой *бесит* Разве что на принца Септимуса посмотреть))

Чужая душа потемки) Мне все в нем понравилось, особенно герой Де Ниро:-D А текст... Он просто немного другой, многие акценты сильно сместились и получилась такая «сказка для взрослых». Только покупать наверное стоит лучше в иллюстрированном издании.
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:22

цитата iRbos

Мне все в нем понравилось, особенно герой Де Ниро

Стоп, мы об одном и том же герое говорим?)) Я про того вьюноша, который играл Тристана Торна. Де Ниро — это было пять, разумеется))
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:30

цитата kerigma

Стоп, мы об одном и том же герое говорим?))

Нет, мы говорим об одном фильме :-D который как я понял из ваших слов, показался вам скучным.
Или вам фильм не понравился только из-за актера игравшего ГГ?
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:34
А, фильм — да, скучным из-за того, что сюжет больно дурацкий на мой вкус.
К тому же дело даже не в том, как актер играл ГГ, а в самом персонаже ГГ. Такой образ Иванушки-дурачка)
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:39

цитата kerigma

А, фильм — да, скучным из-за того, что сюжет больно дурацкий на мой вкус.

Ну, так это же сказка. И в ней все следует по классическим сказочным канонам, в том числе и образ Иванушки-дурачка, только периодически эти канону передергивая и корча им рожы.
Если это вам не интересно, тогда книгу однозначно читать не стоит, суть там не изменилась.
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:41

цитата iRbos

. И в ней все следует по классическим сказочным канонам, в том числе и образ Иванушки-дурачка, только периодически эти канону передергивая и корча им рожы.

Видимо, я в детстве перечитала таких сказок. Хотя меня и в детстве такие герои жуть как бесили :-D
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:43

цитата kerigma

Видимо, я в детстве перечитала таких сказок. Хотя меня и в детстве такие герои жуть как бесили

Все ясно. Тяжелое детство, когда прятались от родителей, чтоб Кафку или Достоевского почитать, а не «эти дурацкие сказки»:-D
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:44

цитата iRbos

Тяжелое детство, когда прятались от родителей, чтоб Кафку или Достоевского почитать, а не «эти дурацкие сказки»

я даже не пряталась 8-]
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:46

цитата kerigma

я даже не пряталась

Это я немного утрировал и нагнал драматизму;-)
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:50
ты меня раскусил, в общем :-)))
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:52
Пальцем в небо... :-)))


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 06:14
Люди читавшие Геймана делятся на две категории: те кто считает его малую форму великолепной и те кто считает её полной ерундой. Я, к сожалению, отношусь ко второй. Я терпеть не могу его рассказы. Хотя честно пытался осилить оба его сборника.:-)
«Американские боги» — неплохое произведение, хотя восторги по нему явно преувеличены. Идея в нем неплоха, как Вы и отметили.
Мне, например, больше понравились «Дети Ананси», «Задверье» и «Коралина».
С рецензией согласен почти полностью. Спасибо.

P.S. Гейман очень хороший рассказчик занимательных потусторонних историй, но «блистательным» его тексты назвать никак нельзя. (Хотя может это и вина наших переводчиков). Великолепный выдумщик, но не более.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 10:10
Ну вот, лишаете меня последних надежд по поводу Геймана :-) Интересные идеи в рассказах — это уже неплохо, в общем.
Я вспомнила, у меня в планах были еще «Хрупкие вещи» — Вы это не читали?) По описаниям должно быть довольно занимательно.
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 22:08
Ага, и их тоже! По мне так — дрянь полная.:-)

Но попробуйте, многим нравится.


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 13:50
И «Хрупкие вещи», и ЗП — книга, а не фильм — очень даже хороши. И не банальны:-)
А с такой характеристикой «Богов» — согласен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 14:00

цитата glupec

очень даже хороши. И не банальны

буду иметь в виду))

:beer:


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 13:07
«Американские боги» — стали для меня одним из разочарований года. От лаураета престижных премий ожидал большего. В принципе добротно сработанная смесь фантастики/фэнтези/триллера/детектива — но не цепляет, сопереживания не случилось. Есть у Шекли обруганный всеми небольшой роман «Божий дом» — тоже о возвращении старых богов в современную Америку. Так там по крайней мере присутствует юмор, да и герои как-то поживее воспринимаются.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 13:39

цитата Papyrus

«Американские боги» — стали для меня одним из разочарований года

:beer:
А уж я то насколько большего ожидала от Геймана в принципе.

цитата Papyrus

Есть у Шекли обруганный всеми небольшой роман «Божий дом»

никогда не слышала, возьму на заметку, спасибо))


⇑ Наверх