10 лучших анимационных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > 10 лучших анимационных фильмов всех времён по версии Терри Гиллиама
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

10 лучших анимационных фильмов всех времён по версии Терри Гиллиама

Статья написана 5 марта 2013 г. 00:35

Продолжаю публиковать заметки об отечественной (и мировой анимации).

В 2001 году знаменитый режиссёр Терри Гиллиам составил десятку лучших, на его взгляд, анимационных фильмов всех времён. То, что новости 12 лет, совершенно не мешает отнестись к ней с интересом, тем более, к отечественной анимации она имеет непосредственное отношение.

Итак, вот десять любимых мультфильмов Гиллиама с моими скромными комментариями (комментарии самого Гиллиама вы можете найти в оригинальной статье):

  • "Щенок-талисман» («Бал чертей») — Fetiche Mascotte ( реж. Владислав Старевич, Франция. 1934). Гениальный русский режиссёр Владислав Старевич, «отец кукольной анимации», эмигрировал после Революции во Францию.  «Щенок-талисман» — одна из самых известных его работ французского периода. Наиболее известным фрагментом фильма стал Бал чертей:

    Удивительно, как Старевичу в 30-х гг. прошлого века удавалось достичь такого мастерства в «оживлении кукол«! Такой богатой мимики! «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий» — сказал Уолт Дисней.

  • Пиноккио (Pinocchio) — (реж. Бен Шарпстин и Хэмилтон Ласки. студия У. Диснея. США. 1940 год.). Это второй полнометражный фильм студии Уолта Диснея после «Белоснежки». Великолепная, нестареющая работа легендарной студии. Потрясающее внимание к деталям, движение персонажей, необычные планы — всё это и сейчас производит впечатление ожившей сказки. Не обходится без фирменных диснеевских приёмов и приколов, которые до сих пор эксплуатируются Голливудом — зачастую неумеренно и неуместно, но в «Пиноккио» смотрятся органично. Фильм получил два «Оскара», имел огромный успех, а мелодия финальной песни «В час, когда взойдёт звезда» до сих пор остаётся звуковым символом диснеевской студии. Гиллиам вспоминает, что «Пиноккио» оказал на него огромное влияние не только благодаря визуальному богатству, но ещё и потому, что это самый «тёмный» по духу из фильмов Диснея, живописующий мир разрушительных удовольствий «плохих мальчиков» и местами отличающийся мрачной атмосферой.


    Пиноккио

  • Классная Красная шапочка — Red Hot Riding Hood (реж. Текс Эйвери, США, 1943). Фильм занимает 7-е место в списке 50 лучших мультфильмов по версии историка мультипликации Джерри Бека (1994). Очень забавная осовремененная версия приключений Красной шапочки, её бабушки и Серого Волка с явно эротическим подтекстом. Отсылки к этому мультфильму можно найти в некоторых известных фильмах (например: «Маска», «Кто подставил кролика Роджера»).


  • Вне чернильницы — Out of the Inkwell (реж. Дейв Флейшер, США. 1938)


    Бэтти Буп

    Замечательный 6-ти минутный черно-белый мультик из легендарного сериала 30-х годов о Бэтти Буп — эта бойкая девица в коротком декольтированном платье и с пикантной подвязкой на бедре, приговаривающая  «Boop-Oop-A-Doop» и придуманная в студии знаменитого мультипликатора  Макса Флейшнера, считается «первым мультипликационным секс-символом». Прототипами для Бэтти послужили скорее всего две звезды того времени — певица Хелен Кейн (которая даже пыталась потом судиться с Флейшнером) и киноактриса Клара Боу. Популярность сериала объяснялась прежде всего откровенной сексуальностью образа Бэтти; когда под напором «борцов за нравственность» Бэтти «переоделась» в скромное длинное платье и вообще стала вести себя более «прилично», сериал сразу потерял своего зрителя и вскоре был закрыт.  

    Режиссёром фильма «Вне чернильницы» является младший брат Макса Флейшнера — Дэйв. В фильме успешно сочетается мультипликация и кадры с живым актёром. Странно, кстати, почему этот мультфильм ещё не запрещён в США по причинам политкорректности? Потому что начинается он так: негр-уборщик убирается в мультстудии Флейшнера. Но уборщик фантастически ленив — спит на ходу, даже разговаривает через силу и вместо исполнения своих прямых обязанностей листает найденную в студии книгу о гипнозе. Оказывается, чтобы загипнотизировать кого угодно достаточно произнести «заклинание» «Данк-а-Ханк-а-Ланка». Негр гипнотизирует  нарисованную Бэтти и подшучивает над ней — заставляет скакать, прыгать, плавать в несуществующем бассейне... Конечно, Бэтти хорошенько проучит лоботряса.  

  • Breathdeath (реж. Стэн Ван дер Бик, США. 1964) Авангардный 15-ти минутный чёрно-белый фильм. Разнообразие приёмов, используемых режиссёром, конечно, поражает: здесь и мультипликация и кадры из кинолент и хроники, используется  негативное изображение, игра тени и света, коллажи. Под бодрые звуки марша и фокстрота появляются на экране Хрущёв, Кеннеди, Монро, Гитлер, Бастер Китон, мультипликационные скелетики,  влюблённая в телевизор женщина, странный астроном, Чаплин на фоне атомного гриба... Между Breath (Дыханием) и Death (Смертью)  разница всего в две буквы.

    И вырастающие в финале фильма атомные взрывы-цветочки не дают в этом усомниться.

  • Игры ангелов — Les Jeux des Anges  (реж. Валериан Боровчик, Франция. 1964).

    Польско-французский кинорежиссёр Валериан Боровчик прославившийся как  режиссёр эротического кино («Зверь», «Аморальные истории», «Эммануэль 5»), первоначально работал в области анимации. Мрачный и жестокий сюрреалистический фильм «Игры ангелов» стал вершиной анимационного периода в его творчестве.


    Игры ангелов

  • Возможности диалога  — Možnosti dialogu (реж. Ян Шванкмайер, Чехословакия. 1982). Фильм, пожалуй,  любимого моего режиссёра (впрочем, Гиллиам его тоже очень высоко оценивает) Яна Шванкмайера, великого мастера пластилиновой анимации. Этот философский фильм, состоящий из трёх новелл, и признанный Международной ассоциацией анимационного кино в 2010 году самым выдающимся фильмом за последние 50 лет (обошёл он, кстати, «Сказку Сказок» Юрия Норштейна), стал квинтэссенцией творчества Шванкмайера. Здесь он применяет различные приёмы. использует не только пластилин, различные предметы, овощи, но и обыкновенный мусор, подтверждая, что настоящий творец способен создать красоту из любого сора.


    Возможности диалога


    Возможности диалога

  • Улица крокодилов — The Street of Crocodiles (реж. Стивен и Тимоти Куэй, Великобритания, 1986). Работа братьев Куэй, больших поклонников Шванкмайера. чувствуется, что он сильно на них повлиял.

    Цитирую отрывок из книги Федора Савельевича Хитрука:

    цитата

    — ..Возьмем, скажем, «Улицу крокодилов» братьев Куэй. Признаться, я смотрел этот фильм множество раз. Уж, наверное десять я его смотрел, но пересказать я его не могу, более того — не могу сказать, о чем он. При этом он завораживает. Во время просмотра он заставляет вздрагивать не только рассудочные клетки мозга, но и эмоции, потому что фильм сделан чрезвычайно выразительно, при помощи кукол, движения которых поражают своей достоверностью и логикой характера. Но эта логика мне не доступна. Я чувствую что попадаю в мир, где все говорят на каком-то языке. Они понимают друг друга, а я иностранец, я этого языка не понимаю..

    Федор Хитрук «Профессия Аниматор» Том 2, стр.134

  • Безделушка — Knick Knack (реж. Джон Лассетер, США, 1989) — 3-х минутный компьютерный мультфильм ещё не слишком известной в то время студии Pixar. Одна из первых работ студии, работы которой стали вехой в истории анимации.


    Безделушка

  • Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный South Park: — Bigger Longer & Uncut (реж. Трей Паркер, США. 1999). Полнометражный фильм, основанный на мультсериале «Южный парк». Грубый и ужасающе неполиткорректный.

    Ай-я-яй, убили Кенни, сволочи.

    В фильме впервые показано лицо Кенни )





  • 601
    просмотры





      Комментарии


    Ссылка на сообщение5 марта 2013 г. 17:34
    Надо бы отсмотреть всё, что ещё не отсмотрено из этого списка. Спасибо!

    И, конечно, первое место, отданное фильму Старевича, показывает Гиллиама с самой лучшей стороны. Ещё и с этой :-)
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение5 марта 2013 г. 20:01

    Да, очень любопытная подборка. Интересно, что в десятку вошли очень разные по форме и содержанию работы. Гиллиам — человек широких взглядов ))
    Меня особенно подкупило уважение Гиллиама к Старевичу и Шванкмайеру. Хотя, конечно, не всем фильмам из десятки я бы поставил высший балл.


    ⇑ Наверх