Не первый раз (при перечитывании того же Афанасьевского сборника, и др.) сталкиваюсь с таким сюжетом. Герой сказка претерпевает большие мытарства, чтобы добыть руку некоей сказочной красавицы, при этом едва не погибает сам, но выходит с честью из всех испытаний, женится... а потом (иногда даже без причины) ни с того ни с сего жену убивает или прогоняет. Вот, например, у карелов:
цитата "Мифологический словарь»
Ильмаринен в одиночку совершает героическое сватовство к красавице — дочери Хийси, губившего всех женихов. Ильмаринен исполняет трудные задачи Хийси: вспахивает змеиное поле (при этом Вяйнямёйнен заговаривает змеиные укусы), моется в огненной бане, вылавливает гигантскую рыбу к столу (в одном варианте приволакивает даже спящего бога Укко). Сам он, однако, попадает в пасть к рыбе или к отцу (матери) невесты, но выковывает в утробе врага нож и выходит оттуда живым. Невеста пытается бежать от Ильмаринена, и тот превращает её в чайку.
По другим вариантам — девушка Ката спряталась от И. (который ее с трудом добыл и вез домой) на небе; он сказал — «раз ты так любишь небо, то и будь звездой!» (Как тут не вспомнить русскую сказку «Иван Быкович», где Царица Золотые кудри так же точно убегала от ГГероя! Но там он ее вернул с помощью помощника-звездочета, and they lived happily ever after. Видно, такую, благополучную развязку уже позднее придумали...)
Меня вот, честно говоря, подобный сюжет оч. долгое время ставил в ступор. Человек рискует жизнью ради невесты (иногда вообще погибает: превращается в камень (Потык-богатырь) или еще что...) — а потом выясняется, что она ему вовсе была не нужна Не легче было сразу поехать домой, и посватать какую-н. более сговорчивую? Так нет же, что-то тянет его в «змеиный край», и обязательно к той, которая сама по характеру «змея подколодная» — потом обманет...
Причем как именно обманет — это сказках не особо-то прописано. В эпосе («Калевала») даются какие-то разъяснения: Ильмаринен, мол, обиделся на жену не просто так — она над ним «с другим смеялась». Но это уж явно «додумка» какого-то более позднего рунопевца! В первоначальном сюжете (как мы видели) вообще никакой мотивировки нет. Просто — вез, вез ее (уже покоренную и завоеванную), и вдруг она ни с того ни с сего «на край неба убежала».
Не знаю, как вы, а я вижу в таком поведении сказочных героев нечто общее с царем из «1001 ночи». Он ведь тоже — сперва женился, а наутро рубил жене голову.
Смысл тут, по-моему, один. Сказка (или миф) должна задавать нормы на все случаи жизни. И «как правильно жениться», и, т.ск., «как правильно развестись».
А проще говоря: после первой ночи ГГерой уже получил от жены всё то, зачем к ней стремился. Смысл женитьбы (по тогдашним, первобытным понятиям) исчерпан; жену можно послать куда подале. Счастье совместной жизни ГГерой «как бы» (за кадром) уже познал; об этом просто не говорится, ибо «и так понятно». А за медовым месяцем следует полынный — ну и вообще, если ГГерой не вернет себе свободу, он же не сможет жениться и во 2-й раз, и в 3-й... (логика своебразная, o yes — но это ж сказка!)
Отсюда и все эти превращения некогда любимой жены в змею (та же былина о Потыке), или ее связь с «морским троллем» (сказка Андерсена)... Она стала не нужна => ее «объявляют злом» и рубят в кусочки...
(И вот любопытная мысль: а не отсюда ли — сказка про Синюю Бороду?)