карентное


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > карентное
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

карентное

Статья написана 15 декабря 2010 г. 14:15
«Присвоить тексту Автора — это значит как бы застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо. Такой взгляд вполне устраивает критику, которая считает тогда своей важнейшей задачей обнаружить в произведении Автора (или же различные его ипостаси, такие как общество, история, душа, свобода): если Автор найден, значит, текст, «объяснен», критик одержал плбеду. Не удивительно поэтому, что царствование Автора исторически было и царствованием Критика, а также и то, что ныне одновременно с Автором оказалась поколебленной и критика (хотя бы даже и новая). Действительно, в многомерном письме все приходится распутывать, но расшифровывать нечего; структуру можно прослеживать, «протягивать» (как подтягивают спущенную петлю на чулке) во всех ее повторах и на всех ее уровнях, однако невозможно достичь дна; пространство письма дано нам для пробега, а не для прорыва; письмо постоянно порождает смысл, но он тут же и улетучивается, происходит систематическое высвобождение смысла».
Барт, Смерть автора

ps знаете, мне кажется, идея Барта — это не в последнюю очередь бунт против бесячей манеры критиков и толкователей пытаться все и всегда объяснить исходя из биографии афтара и прочих исторических реалий. потому что по сути и идею вдохновения, и самостоятельную работу афтарского мозга этот подход отрицает.



Тэги: quote


118
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 15:58
Хм, может быть покажется немного не в тему, но вы Эрго Прокси не смотрели?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 16:10
Нет, а что это?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 16:24
Эм... Пускай вас это не пугает, но это фантастический аниме сериал. Созданный в лучших традициях постмодернизма, так что разбору полетов в нем, то бишь всевозможных отсылок, аллюзий и завуалированных полупоклонов в самые различные стороны, включая философские, психологические и литературные источники, там такое множество, что даже целый сайт соорудили с огромным количеством информации по всему этому. Этот сайт я потихонечку почитываю уже второй месяц, ибо времени нема, а информации много. Так вот к чему я все это виду. Вчера как раз наткнулся сначала на упоминание о «Четырех историях» Борхеса и до этого было упоминание явления «смерти автора» в литературе-искусстве. И до чего же было велико мое удивление, когда у вас в колонке появляется сначала заметка о Борхисе, а потом и это. Феномен Баадера-Майнхоф однако, но спросить о Прокси после этого я был просто обязан.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 16:46

цитата iRbos

Пускай вас это не пугает, но это фантастический аниме сериал

не пугает) но про этот конкретно я раньше не слышала)) А по описаниям интересно))

цитата iRbos

И до чего же было велико мое удивление, когда у вас в колонке появляется сначала заметка о Борхисе, а потом и это.

да уж, как тесен мир :-D
а я просто роман под названием «Смерть автора» Елиферовой сейчас читаю, решила освежить первоисточник, тскзть)
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:07

цитата kerigma

не пугает) но про этот конкретно я раньше не слышала)) А по описаниям интересно))

Тогда можете посмотреть, мне кажется, учитывая ваш багаж знаний и любовь к высоким материям, оно должно вам понравится.

цитата kerigma

да уж, как тесен мир

Это да, в космических масштабах Земля всего лишь песчинка :-)))
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:10

цитата iRbos

Тогда можете посмотреть, мне кажется, учитывая ваш багаж знаний и любовь к высоким материям, оно должно вам понравится.

Гляну на досуге, ага, спасибо :-)
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:20

цитата iRbos

Феномен Баадера-Майнхоф

С термином не знаком. Но уже догадываясь, что он значит, полез гуглить. На первой же позиции в Гугле — статья из авторской колонки на Фантлабе)))
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:27
Я там о нем и узнал. Итог: мир еще теснее чем мы думали :-)))


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 16:45
Столкновение теорий и идеологем, все не так просто. Я бы сказал, такого элементарного противоречия давно уже нет.
Пример самый очевидный:

цитата kerigma

ротив бесячей манеры критиков и толкователей пытаться все и всегда объяснить исходя из биографии афтара и прочих исторических реалий


такой знакомый нам Автор, как Набоков с этим легко соглашается (хотя требуется уточнить, что имеется в виду под «историческими реалиями»). Но с основным тезисом и пафосом Барта – «смерть автора»? Почти все творчество Набокова эту идею опровергает – большинство его произведений, не могут существовать без Автора, хотя бы того автора-наблюдателя, который таится за рассказчиком.
Вот Ролан Барт пишет, а «ученик» Набокова Джон Барт выпускает в 1972 роман «Химера» — фактический выстроенный на роли рассказчика-автора.
Нет такого простого противоречия.

Самое смешное, что Барт ошибся в одном очень конкретном явлении – после этой нахально провозглашенной «смерти автора», роль критика только возросла, диктат Критика стал безусловен, и даже не-Критики, заученно повторяют штампы 50-летней давности – о «деконструкции», о «постмодернистской игре», «выворачивании». «Автор умер», а текст и контекст был задвинут в сторону, физиономия Критика заполоняет экран.

Барт проиграл, хотя хороший был ученый, «борцовского» пафоса многовато.

цитата iRbos

Созданный в лучших традициях постмодернизма, так что разбору полетов в нем, то бишь всевозможных отсылок, аллюзий и завуалированных полупоклонов в самые различные стороны, включая философские, психологические и литературные источники, там такое множество, что даже целый сайт соорудили с огромным количеством информации по всему этому.


Вот видите, а почему эта традиция постмодернистская? А я скажу, что так действует талмудическая традиция, так написано сотни произведений еще до того как реализм-то возник, почитайте, например Лоренса Стерна (
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 16:56

цитата Kniga

такой знакомый нам Автор, как Набоков с этим легко соглашается

ага, офтопом:
мне у него очень нравится момент, где в каком-то интервью Набокову задают скользкий вопрос, вот вы-де написали «Лолиту», уж не педофил ли вы. А он отвечает: вы недооцениваете силу моего воображения. :-)))

цитата Kniga

большинство его произведений, не могут существовать без Автора, хотя бы того автора-наблюдателя, который таится за рассказчиком.

По-моему, у Набокова Автор зачастую не только наблюдатель, но, как бы сказать, Хозяин. «Я отпустил его, разумеется» (Озеро, облако, башня). В Bend sinister тоже, если не ошибаюсь, были моменты с прямым появлением в тексте Автора.

цитата Kniga

«Автор умер», а текст и контекст был задвинут в сторону, физиономия Критика заполоняет экран.

Увы и ах)

На самом деле, если серьезно, мне кажется, идея Барта хороша, если ее воспринимать, скажем так, умеренно и без фанатизма. В смысле, не пытаться истолковать *всегда и все* историко-биографически. А поворот бартовской идеи в противоположном направлении приводит как раз к тому, о чем Вы написали — критике неконтролируемой и бессистемной. В апофигее Критик заменяет Автора.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:11

цитата Kniga

Вот видите, а почему эта традиция постмодернистская? А я скажу, что так действует талмудическая традиция, так написано сотни произведений еще до того как реализм-то возник, почитайте, например Лоренса Стерна (

О, нет, увольте меня от обсуждения заумных материй, по крайней мере до конца сессии %-\
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:19
Ну извините, но Вы сами начали. А тут все элементарно, на самом деле.

Если записать двухчасовую беседу, скажем, Вас и Ваших близких друзей. А потом все это тщательно проанализировать. Я Вам гарантирую, что в Вашей беседе (за пивом или чашечкой чая) — приличный исследователь найдет «всевозможных отсылок, аллюзий и завуалированных полупоклонов в самые различные стороны», которых хватит на несколько солидных томиков. Да если мы посадим с десяток любительниц дома-2 поболтать, за часа 3 они наболтают на целый ежемесячный журнал исследований.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:26

цитата Kniga

Ну извините, но Вы сами начали.

Я ничего не начинал, это раз.

цитата Kniga

Да если мы посадим с десяток любительниц дома-2 поболтать, за часа 3 они наболтают на целый ежемесячный журнал исследований.

Куплю его экземпляр, когда выйдет, это два. За сим разрешите откланяться.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:39
- Вот, и вы — Иван Сергеевич, уходите с озлобленным сердцем.(с)


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 16:52

цитата kerigma

потому что по сути и идею вдохновения, и самостоятельную работу афтарского мозга этот подход отрицает


Ну, насколько мне помнится, там еще важна и проблема «только текста» — чего там, «Расиновский человек», что ли, как образец бартовского анализа «текста без автора»? ..ну и возможность перехода от «фиксированного авторского смысла» к «фигуре читателя» (который, мол, не просто читает или вы-читывает смыслы из текста, но и в-читывает их туда; то, что вскоре станут развивать Эко, Лотман и другие добрые люди). Но Критик-с-биографией-автора-наперевес — ага, устойчиво раздражающая фигура для Барта :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:03

цитата ergostasio

там еще важна и проблема «только текста»

Ну если убрать Автора и Общество, то и останется, по сути, rien hors de texte :-)

цитата ergostasio

Но Критик-с-биографией-автора-наперевес — ага, устойчиво раздражающая фигура для Барта :)

Я на самом деле очень сочувствую Барту по личным причинам. У меня насчет биографии автора некий пунктик. Помню какую-то школьную олимпиаду по литературе, где нам достался анализ стихотворения Пастернака «Я клавишей стаю кормил с руки...» И все, кто в своих сочинениях не написали про то, что мама Пастернака была пианисткой и «юного Борю с детства окружала творческая атмосфера, в которой звучали мелодии [имена вставить], исполняемые нежными руками матери, которую он боготворил» — получили по 0 баллов. С тех пор биографии авторов ненавижу :-D
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 18:01

цитата kerigma

Ну если убрать Автора и Общество


Ну, Барт в свою левацкую зрелость (или там скорее «юность»?), как помнится, был не чЮжд таких вот экспериментов. Я-т не специалист, так... заинтересовано листавший в поры оны, но кажется тот самый «Расиновский человек», что публиковался у нас большими фрагментами, как раз с темой «что говорит только текст» — играл в полный рост. Впрочем, там таки не без социокультурного контекста, как помнится, было. ..ну и всякого там «лица эпохи» :)
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 22:24
Я эту вещь у него не читала, кажется, так что не могу оценить 8:-0
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 22:31
В самом первом бартовском сборнике он был, в том, который «Избранные работы: Семиотика. Поэтика» (1989, кажись, года). Очень милое исследование ;-)
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2010 г. 10:14
ну, я тогда еще пешком под стол ходила :-)
буду иметь в виду, спасибо)


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:06

цитата kerigma

По-моему, у Набокова Автор зачастую не только наблюдатель, но, как бы сказать, Хозяин.


А по-моему, у него все еще сложней — есть рассказчик, за ним прячется и помавает читателю ручкой Автор-хозяин, но даже его (Автора) — Набоков сочинил.

цитата kerigma

Увы и ах)


Да я знаю, я сам увлекаюсь.

цитата kerigma

а самом деле, если серьезно, мне кажется, идея Барта хороша, если ее воспринимать, скажем так, умеренно и без фанатизма.


Я с Вами согласен, но проблема в том, что сам Барт не мог «умеренно и без фанатизма», смог бы — и из него вышла бы фигура равная уже упомянутому Лотману.
Но иногда без биографии нельзя — я уже помянал тютчеведение, а пушкинистика? не берусь судить на верный ли она путь встала, но ее достижения огромны, а она насквозь биографична (и опять — ВВ тут тоже лапу приложил).
В общем — каждый случай уникален, и для каждого свой подход.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:13

цитата Kniga

есть рассказчик, за ним прячется и помавает читателю ручкой Автор-хозяин, но даже его (Автора) — Набоков сочинил.

вполне вероятно :-)

upd. Или так: есть Хозяин, который появляется временами, есть Нарратор, которые есть все остальное время, и есть Автор-за-кадром :-D

цитата Kniga

смог бы — и из него вышла бы фигура равная уже упомянутому Лотману.

Зато создал громкую идею, которая у всех на слуху. А какова ее реальная ценность для науки — другой вопрос) Точнее, это вопрос ее трактовок в отдельных конкретных случаях :-) По мне, так хорошо, что есть что противопоставить засилью биографизма иногда.


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:21

цитата kerigma

Зато создал громкую идею, которая у всех на слуху.


ну тут без меня, шоумены проходят по другому счету. Барт весьма интересен, просто растащен и распрофанирован донельзя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:24

цитата Kniga

Барт весьма интересен, просто растащен и распрофанирован донельзя.

Согласна))
Растащен, думаю, еще и потому, что понятен) непрофессионалам в том числе. А дальше каждый в меру своей испорченности)


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:30

цитата kerigma

Растащен, думаю, еще и потому, что понятен) непрофессионалам в том числе.


Нет непонятен. Барт не висит в воздухе, он работал и полемизировал в определенном философском и литературоведческом контексте. Без этого контекста, без этой дискуссионого поля, его работы — так, громкие лозунги. Он же полемист и «борец».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:35

цитата Kniga

Без этого контекста, без этой дискуссионого поля, его работы — так, громкие лозунги

Ну да, вот и я о том же)
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:38

цитата kerigma

Ну да, вот и я о том же)


Вот, теперь я Вас понял, вроде. Ну да — лозунг не требует понимания, скандировать его может любая толпа, даже толпа читателей.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:39
Кстати, роман Елиферовой с того и начинается, что в некой газете пишут заметку про смерть некоего популярного автора :-)))
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:41

цитата kerigma

Кстати, роман Елиферовой с того и начинается, что в некой газете пишут заметку про смерть некоего популярного автора


Сразу вспоминаю оперу Пуччини — «Тоска».
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2010 г. 17:42
:-)))


⇑ Наверх