Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» > ...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

...

Статья написана 26 ноября 2010 г. 09:42

Олег Дивов пишет: «Покупая книгу, вы платите автору не за неё. Вы платите за следующую». Купил книгу, стало быть — друг автору. Я вот уже вторую неделю хожу и думаю: а если ты покупаешь у букиниста? Ты автору не друг и не враг, а так? К примеру, я большей частью пополняю библиотеку старыми изданиями, три четверти где-то — книги десяти- и более -летней давности; предполагаю, я не один такой. И вообще я редко читаю новые романы — жду, пока станут «классикой». Так где же в дивовской модели «Автор — читатель — следующая книга» место букинистам и их покупателям?





187
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 09:47
Нигде.:-)))
Вы уже не участвуете в процессе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 10:01
Это да, это очевидно. И всё равно какой-то подвох чувствуется. Вот, к примеру, отношение большинства авторов к электронным пиратам — мягко скажем, неодобрительное. Упиратил литературину — оставил автора без... скажем, без одного бутерброда, который он должен был съесть, пока пишет следующую книгу. Плохой человек, враг, расфрендить такого и вся недолга. Некоторые особо рьяные товарищи приравнивают к пиратам всяких берущих книги у друзей и посещающих публичные библиотеки. Взял чужую книгу почитать — опять обезбутербродил автора. А вот следующим в этом ряду врагов автора, после пирата и завсегдатая библиотек, напрашивается собиратель старых книг. Потому как автор снова-таки остаётся без своего законного бутерброда.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 10:48
Старая книжка, которую вы покупаете у букиниста была когда-то куплена кем-то, либо самим букинистом, либо тем, кто ее ему продал/сдал на комиссию. Так что перестаньте себя казнить... Автор за нее все таки получил свое. То же самое касается книг, которые вы берете читать в библиотеке или у знакомого. Автору за них уплачено, просто, получается читательский КПД у них более высок.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 11:07
Ну, казнить я себя не казню, конечно. Мне и пиратские тексты читать случается, и совесть моя при этом пребывает в спокойствии: если чтение мне понравится — я непременно куплю книгу, если текст — хлам, можно считать, что я его и не читал вовсе (тем более, что я действительно не имею привычки дочитывать тексты, которые «не идут» — обычно к сотой странице я уже знаю, стоит продолжать или лучше открыть что-то другое.)

Я не об этом. Сейчас попробую сформулировать чуть иначе.

Книга, которая пошла дальше первых (непосредственного покупателя) рук — насколько она во вред автору? Единственный способ, который идёт автору на пользу — это когда свежеизданную книгу покупают в магазине; издатель от этого вдохновляется и готов платить автору за его следующий роман. Остальные способы, которыми читатель добывает себе текст, — в той или иной степени снижают продажи и разочаровывают издателя. Так? Понятное дело, что на первом месте по зловредности — сетевые пираты: одну купленную книгу прочтут десятки тысяч потенциальных покупателей; далее идут обычные бибилиотеки — одну книгу читают сотни человек; где-то тут же буккроссинг — не знаю, как долго одна книга может ходить по рукам, предположим, она сменит несколько десятков владельцев; книги, которые берут почитать у друзей и родственников — до десятка читателей; замыкают шествие букинистические издания — купил один, в итоге прочли двое-трое. Принцип-то один и тот же, хоть цифры и разные: число читателей больше, чем число купленных книг.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 11:11
Ну, если книга хорошая, то читатель загорится купить себе собственный экземпляр, прочитав ее сначала у знакомого. Да еще и узнает таким образом про нового автора и в будущем станет его преданным читателем (и покупателем). Так что еще неизвестно хуже такой вариант для писателя или даже лучше.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 13:38
Если бы пиратство Вам не жгло совесть, Вы бы не писали многословные постинги на эту тему.

Человек которому на самом деле пофигу, даже и не думает об этом, это для него не мелочь даже, это для него вообще несущественно, генезис его личной копии книги или фильма его вообще не затрагивает. Происхождение юзаемого им экземпляра не меняет агрегатное состояние произведения.

В данном же случае с букинистикой — шире надо смотреть, и добрее быть, как и с электронным чтением. Да, жить с этого невозможно писателю, но всё это работает на такую эфемерность как улучшение культурной среды потребления, то есть идёт неспешное мелкое инвестирование в будущего покупателя.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 13:55

цитата С.Соболев

Если бы пиратство Вам не жгло совесть, Вы бы не писали многословные постинги на эту тему.


Отчасти вы правы. Тут каждый ищет какой-то свой компромисс, если ищет.

Что же касается букинистики, то тут вообще забавная довольно ситуация. Пока не было книжного пиратства, не было и реплик, что бумажные библиотеки, книгообмен или — о чём я сейчас говорю — букинистика как-то ущемляет чьи-то права. Скажи кто такое — сказали бы: абсурд. Но вот появилось пиратство, пиратство осудили, а потом вдруг оказалось, что и библиотеки, и книгообмен, и прочее подобное — явления той же самой природы.

Вообще чертовски интересно, чем это всё закончится, во что превратится книгоиздание, во что превратится книготорговля лет через пять-десять. Очевидно же, что с появлением интернета расклад сил необратимо поменялся.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 15:41
Понимаете из чего я исхожу, из старой максимы, уж не помню кто ее сказал и как она в оригинале звучит, но как-то так:

Каждый внтури себя знает когда поступает не по совести

Как бы ни прятатлся, как бы ни обсуждали «вот и другие то же делают», или «у нас так принято», или «у меня нет средств», или еще что-то, или еще что-то, в принципе за 15 лет я аргументов с обоих сторон наслушался очень много, но исхожу все равно из принципа что за сделанную работу надо платить достойно, но один раз, и после этого любая информация и искусство должны быть максимально доступны. NASA все свои материалы не облагает копирайтом, ЦРУ не облагает свои открытые доклады тоже — любой человек может их использовать вплоть до компиляции в книгу и издания с целью извлечения прибыли. Потому что считается что это общенациональные организации, которые работают на деньги налогоплательщиков и уже оплату за свою работу они получили. У нас же в стране классика киноискусства недоступна даже для учебных целей — права какие-то, кто-то хочет слупить копеечку с того что делалось в 1920х. Блин, ну какие можно барыши снять с двд-копий черно-белых немых фильмов? Сколько их могут купить человек, за год таких киноманов от силы тысяча по стране наберется?

Интернет молодец, что тут сказать :)
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 18:20

цитата demihero

во что превратится книготорговля лет через пять-десять.

Лишь бы не в это (взято из какого-то форума на фантлабе)
Итак, обычная московская квартира, 2018 год.
— Пап, можно я с твой карточки сниму 99 баксов? За книжку надо заплатить…-
— А, что за книжка?
— Ну, этот. Достоевский. «Преступление и наказание».
— Так зачем покупать. У нас же есть.
— Да? А в каком файле?
— Причём тут файлы. Вот же он, на полке стоит…
— Фу-ууу. Это же бумажная книжка!
— Ну, и что? Я ж в твои годы её читал.
— В твои годы, в твои годы… Там поиска нет. Как я, по-твоему, цитаты находить буду? Аудио-сопровождения тут нет. Анимационных картинок тоже нет. Только текст, в котором даже шрифт и тот поменять нельзя... Ты что? Меня же в школе всё засмеют! Сам такую читай.
— Ну, ладно. Вот, возьми DVD. Лет пятнадцать назад купил.
— Чего? DVD? А чем я этот антиквариат, по-твоему, прочитаю? В политехнический музей его сдай. Ты мне ещё перфоленту с Достоевским предложи!
— Если ты такой умный, то поищи сам в сети, да скачай нахаляву.
— Бесплатно скачать книжку!?
— Ну, да. А как же ещё? На книги Достоевского за давностью лет авторские права не распространяются… Наверняка, где-то она лежит.
— Ты, что пап! Это может у вас, в начале века, всё скачать нахаляву можно было. Ты что не слышал, что уже лет пять, как авторские права на все книги навечно переданы Американской Ассоциации Издателей Книг. Или ты хочешь, чтоб меня как члена секты Дмитрия Склярова в тюрьму пожизненно засадили?
— Так, Достоевский же не американец! Причём тут американские издатели.
— А кого это волнует? Ты, папа, случаем не антиглобалист?
— Нет, что ты! Ну, сынок, жалко же почти 100 долларов тратить за файл. Ну, одноклассников лучше попроси файл этот дать. У них-то точно же есть. А ты им потом свой какой-нибудь файл дашь.
— Ага! Если они мне своего Достоевского дадут, то где я его читать буду?
— В смысле, «где»? Они свою копию у себя дома, а ты свою тут.
— Ну, ты совсем отстал. Книжку можно читать лишь с того компа, с которого её купили. Да и код поляризации там другой будет… Короче, пап, давай деньги! Я куплю себе нормальную книжку.
— Ну, ладно. Вот, тебе одноразовый пароль на снятие 99 баксов с нашего счета. В наше время 100 долларов были большими деньгами…
— Ок. Скачал. Thanks.
— Ну-ка, дай и мне посмотреть... Слушай, сынок, а что это за картинки? Такого вроде бы в романе не было…
— Дык, это же баннеры. Без баннеров книжка стоит 699 баксов.
Открытый файл пестрел мигающими объявлениями: «Axe Proffessional, 2018 — современные топоры с лазерной заточкой»; «Косметический салон 'У Лизаньки' — мы не дадим вам превратиться в старуху»; «Мучают проблемы? Психологическая служба доверия 'Порфирий'"; «Кредитуем, обналичиваем. Низкий процент»; «RASKOLNIKOFF.COM — вызов шаловливых старушек в любую точку земного шара»...
— Слушай, сынок, а что это текста романа не видно? Подождать что-ли надо пока баннеры исчезнут?
— Ну, ты как будто с Луны свалился! Сто лет ждать будешь. Текст же надо через поляризационные очки читать. Без очков только реклама видна!
— А это ещё зачем?
— Как зачем? Чтобы никто, кроме заплатившего, не мог книжку читать! Прикинь, если бы я купил книгу, а кто-то, ничего не покупая, у меня через плечо тоже мог бы её читать…
— Глупость какая-то. Ну, а если б я тоже очки одел бы?
— Ха, ну ты даёшь! Файл же настроен только на мои очки. На других очках другой код поляризации.
— Ладно, а ну дай-ка свои очки. Я через них книжку посмотрю.
— Как посмотришь? Они же тебя по сетчатке не опознают. Ты в них ничего кроме сообщения, что ты надел чужие очки не увидишь! Ладно, пап, не мешай со своими глупостями! Мне надо пока лицензия не кончилась быстро всё прочесть, а иначе надо будет либо аренду файла продлевать, либо книжка сама уничтожится. Не мешай, я читаю…

3 часа спустя…
— Уффф! Ну, всё. Я прочитал!
— Как всё прочитал? «Преступление и наказание» за три часа?!
— Ну, да. Я и быстрее всё прочел бы, если б рекламных пауз каждые полчаса не было бы.
— Всё равное не верю! Кто такой, например, Свидригайлов?
— Кто-кто?
— Аааа, всё понятно. Кто такой Лужин? Кто такая Соня Мармеладова?
— Ну, ты даёшь! Откуда же я знаю! Я ж Home Edition читал. У меня только про то, как Раскольников старуху топором убил, а потом сдался с повинной. Про всяких остальных надо Professional версию покупать или вообще Enterprise Edition. У нас же денег столько нет.
— Мда-а, с ума сойти, куда катится мир!
— Скатился уже. Лет пятнадцать назад надо было думать, если не ещё раньше…

Мое мнение — если я заплатил книгу — я заплатил в том числе и за право делать с ней все, что захочу — продать букинисту, подарить другу, дать почитать или использовать вместо туалетной бумаги. Посмотрите, что вытворяют игроделы — некоторые игры можно запустить на двух компьютерах три раза. Буржуй норовит продать одно и то же несколько раз. У него в голове одна цель — прибыль, дай ему возможность — он введет уголовную ответственность за чтение книги, купленной не тобой.
Выкладывание в сеть — это вопрос несколько другой.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 14:41
Не так. Букинист же не украл эту книгу в магазине. Даже если он купил ее с рук по дешевке кто-то же когда-то купил ее в первый раз пог нормальной цене, а значит, автор свое получил:box::-)
Если кто и уменьшает бутерброд автора, так это магазин, продающий новые книги по уценке. Но в нашей стране, по-моему, автор не получает процент от продаж. Это и на Западе может выторговать себе не каждый. Другой вопрос как в магазине, который был вынужден продавать книгу со скидкой отнесутся к следующей книге этого автора.;-)
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 14:49

цитата Frigorifico

Даже если он купил ее с рук по дешевке кто-то же когда-то купил ее в первый раз пог нормальной цене, а значит, автор свое получил


Хорошо, тогда другой пример. Человек купил книгу по нормальной цене, отсканировал, выложил на «флибусту». Автор своё получил, считается? ;-)
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 15:52
Нет, не считается. Неизменяемость художественного произведения лежит в основе того багажа из которого складывается храм культуры цивилизации. Это как кирпичик, нет неправильно, как глыбы — они должны быть крепкими и иметь постоянную стабильную форму, хотя одна меньше другой, другая корявая, третья малюсенькая а четвертая огромная. Но пилить или не пилить ее — имеет право только автор ну или переводчик.

Нормальные авторы сами выкладывают свои приозведения в свободный доступ. Кто-то сразу, кто-то ДО начала продаж, кто-то через несколько лет — но выкладывают. (Как я говорил выше — работа должна быть оплачена, и автор вправе хоть сто лет ждать покупателя-издателя на свое приозведение). Вы сами можете покопаться-погуглить, даже киношники так делают, даже музыканты (собстенно, с них это и началось). Творчество людей, которые призывают расстреливать пиратов, как-то так получилось, мало меня трогает и мягко сказать — не совсем творчество, если говорить предметно. И вот глядя на такую ситуацию, неужели я буду сканировать книгу и выкладывать ее? Зачем? Есть масса редких книг, которые просто-таки требуют чтобы их отсканировали и ввели в широкий оборот — вот этим надо заниматься и это будет извините благородно, хотя тоже юридчески небезупречно, но по крайней мере это будет полезно для культуры.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 16:52

цитата С.Соболев

Нормальные авторы сами выкладывают свои приозведения в свободный доступ.


Это, например, кто? Насколько мне известно, такая практика сейчас скорее исключение, чем правило. В первую голову такого не потерпят издатели.

цитата С.Соболев

Творчество людей, которые призывают расстреливать пиратов, как-то так получилось, мало меня трогает и мягко сказать — не совсем творчество, если говорить предметно.


По моим наблюдениям за последние несколько лет, большинство современных писателей-фантастов — по крайней мере, профессиональных, живущих на доходы с писательства — большинство фантастов так или иначе не одобряют свободный доступ к текстам. Формулируют по-разному, конечно, кто-то хочет видеть всех читателей-нелегалов в тюрьме, кто-то просто ворчит, но вот так навскидку я сейчас не могу вспомнить ни одного, кто бы добровольно выложил все свои тексты в Сеть, те тексты, которые сейчас стоят на прилавках. Опять же, издатель первым пойдёт поперёк.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 17:49

цитата demihero

Это, например, кто? Насколько мне известно, такая практика сейчас скорее исключение, чем правило. В первую голову такого не потерпят издатели.

http://fan.lib.ru/z/zh...
http://fan.lib.ru/z/zo...
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 18:01
Ага, спасибо. Но Жарковского днём с огнём в продаже не найдёшь, я искал — не нашёл, разумеется. Можно позволить себе выложить книгу в свободный доступ, если её никто не печатает и не продаёт. Зоричи — пример более показательный, но я с их творчеством не знаком совершенно, поэтому не могу вот так с одного взгляда определить, что за книги у них выложены. Очевидно, что не всё творчество. Наверняка что-то, чего сейчас нет в продаже.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 19:10
Ещй Уотсон — который «Ложную слепоту» написал.
Еще Владимир Покровский, классик «четвертой волны».
Еще Андрей Лазарчук — выкладывал свои новые романы за несколько недель до книжного издания.

Реплика что вот-де не издают и невозможно купить вот автор и выложил — так ведь всё относительно. Я книги Жарковского легко нашёл и купил. А книги допустим книг эээ ну кто у нас самый топовый, например Сергей Лукьяненко, или Василий Головачев — невозможно купить в Доминиканской Республике — там еды-то толком не купить, и интернет-магазинов нет. Это тоже было бы оправданием автору если б он выложил всё сразу в интернете.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 23:33
Кстати как бы забывается, но ведь Стругацких книги выложены примерно в 1997 или когда там сайт РУСФ заработал, на их официальной странице. Всего там было 12 официальных страниц авторов, а книги — только у АБС.


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 10:54
враг писателя, очевидно же

все кто не купил новую книгу писателя — враг ему

а если она у вас уже есть, вы обязаны сжечь её (выкидывать нельзя, вдруг бомж подберет и прочитает), и купить новое издание
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 11:16
Далеко не каждый писатель мечтает увидеть всех прочитавших, но не заплативших, на тюремных нарах — так что скепсис здесь не слишком уместен.

Так или иначе очевидно, что сетевое пиратство как явление в целом — работает во вред писателю (вне зависимости от того, как он сам к этому явлению относится). Снижение продаж и всё такое.

При этом букинистика, покупка старых книг, — это явление гораздо меньших масштабов вредности, чем пиратство, но основанное на том же принципе: купил один — прочли двое-трое-пятеро.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 11:57

цитата demihero

Так или иначе очевидно, что сетевое пиратство как явление в целом — работает во вред писателю (вне зависимости от того, как он сам к этому явлению относится). Снижение продаж и всё такое.

Не обязательно. Слышал об обратном показательном примере. Автор написал книгу по менеджменту (или чему-то подобному). Тираж завис на складах и магазинах и висел несколько месяцев практически мёртвым грузом. Вдруг в сети появляется сканированная книга и продажи начинают расти в геометрической прогрессии.

Другой пример:

цитата

Ник. Горькавый приветствует бесплатное распространение текстов книг серии, а также отмечает заметный положительный эффект от него на рост продаж бумажных книг. В своем блоге писатель неоднократно позитивно отзывался о пиратской библиотеке Либрусек, бесплатно распространяющей тексты его книг.

 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 12:03
Ну, в виде исключения можно, например, и Шумила вспомнить. И вообще для начинающих авторов (к каковым, кстати, относится и Горькавый) распространение книги через интернет, пожалуй, да, на пользу: раскрутка имени.

А если говорить об авторах состоявшихся, с именем, живущих на гонорары?
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 12:21

цитата demihero

А если говорить об авторах состоявшихся, с именем, живущих на гонорары?

Да, согласен. Здесь пиратство ведёт к снижению продаж бумажных изданий. Но как читателю, мне пиратство приносит пользу. Очень жалею, что в своё время поторопился купить на бумаге к примеру «Пандем» Дяченок, или «Ааргх» Белянина. Если бы сначала прочитал электронную версию, то не брал бы. В случаях, когда книга не вызывает никаких тёплых чувств, я, пожалуй, предпочту быть автору «не другом». 8:-0



Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 17:31
Купил букинистическую книгу -- почтил память автора. :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 17:41
А если автор ещё живой — почтил память авансом? :-)))
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2010 г. 17:44
Не, авансом почтил память (от порядка слов меняется смысл).


⇑ Наверх