Жозе Сарамаго


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Жозе Сарамаго "Каин"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жозе Сарамаго «Каин»

Статья написана 5 ноября 2010 г. 19:22

Меня очень мучает один вопрос: интересно, когда Сарамаго писал этот свой *последний* роман, он осознавал, что роман будет последним?

Дело вот в чем — такое чувство, что на этом отрезке текста сконцентрировано большое количество вопросов, которые автор наконец-таки решился задать. Причем не глобальных вопросов без ответа, типа «будет ли когда-нибудь мир во всем мире», и не вопросов, на которые можно при желании найти конкретный ответ, типа «куда деваются деньги из бюджета». А вопросов как раз того типа, которыми задается любой *непредвзятый*, то есть мыслящий логично и не ослепленный верой человек, читающий Ветхий Завет.

«Каин» — это сборник неозвученных вопросов по ВЗ. Вопросов типа почему? за что? зачем? вы что, в сговоре? и разве это справедливо?

Если честно, я в отношении ко всем этим историям очень понимаю Сарамаго и очень разделяю его позицию. Огромный интерес при полнейшем отсутствии веры, трепета, ощущения божественной благодати и тд. Но хочется все-таки понять, почему христианство (а тогда еще вовсе иудаизм) движет народами по сей день, почему век за веком цитируют одни и те же довольно странные для нормальной логики истории и что-то в них находят. Что же такое находят? Ответа нет.

Каин, как известно, за совершенный грех обречен вечно скитаться по земле. Вот он и скитается, уже практически неподвластный божьей воле (потому что «что написал, то написал»), и его заносит в разные времена и разные истории из Ветхого Завета. Вот его заносит аккурат к началу жертвоприношения Авраама, вот он наблюдает, как падают стены Иерихона, вот видит серу и пламя, истребляющие Содом и Гоморру. И везде, натурально, вместо того, чтобы проникнуться величием момента, пасть на колени и возопить «благословен ты, боже», сует свой нос куда не следует и задает неуместные вопросы. Типа «А ведь в Содоме, как в любом городе, должны были быть маленькие дети, еще не грешившие. Им-то за что мучительная смерть в огне?» Да, меня при чтении ВЗ всегда тоже очень интересовали вопросы именно такого типа. Я знаю, конечно, что на большую часть этих вопросов уже давно ответили теологи, но будем честны, во-1, сколько людей читают саму Библию, и сколько — теологов. А во-2, их ответы в основном как-то не очень удовлетворяют.

Я говорила о вопросах по ВЗ. Но было бы ошибочно надеяться, что на них найдутся какие-то ответы, Сарамаго написал отнюдь не новое «Sic et non», а скорее нечто, этому великому креативу противоположное. Согласитесь, иногда отсутвие ответа уже и является ответом. Например, молчание в ответ на вопрос Исаака типа «ты что, правда собирался меня убить тут, что ли?» Как заметила походя мелькнувшая в тексте жена Иова, «сатана — не более чем орудие господа, тот, кому поручается доводить до конца грязные дела, которые господь не может подписать своим именем».

Кажется, Сарамаго опять написал нечто такое, за что его можно с полным основанием отлучить от церкви во второй раз) Или даже отправить в ад к Малатесте, например)

С нетерпением ждала пируэта в конце — как же без него — и дождалась. Признаться, вот такого поворота я никак не ожидала. Очень изящно) У Сарамаго выходит уже два романа про героев-богоборцев. Только в «Евангелии» Иисус эту битву все же проиграл. А «Каин» хоть и странным образом, но, похоже, выиграл. Как сказал герой в нежно любимом мной «Адвокате дьявола»: «так, значит, свобода воли?» ;-)





143
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 ноября 2010 г. 19:30
А не показалось ли вам, что «Каин» всё-таки вторичен по отношению к «Евангелию от Иисуса»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2010 г. 19:35
Показалось.
Не в последнюю очередь потому, что такой темы, может, не следовало бы касаться больше одного раза вообще, дабы не впасть в научно-атеистическую ересь)
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2010 г. 19:38
:-) В общем-то, вот что касается «Каина», то все или большая часть недоразумений, парадоксов и т.д. очень хорошо изложена в «Иудейских мифах» Грейвза и Патая; и там же разъяснение (отнюдь не фанатично-ортодоксальное, а вполне себе взвешенно-мифологоведческое), откуда, что, почему.

Хотя книжка у Сарамаго всё равно хорошая. 8-)
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2010 г. 13:27

цитата Vladimir Puziy

большая часть недоразумений, парадоксов и т.д. очень хорошо изложена в «Иудейских мифах» Грейвза и Патая; и там же разъяснение

не знала о такой вещи, спасибо :-)


Ссылка на сообщение6 ноября 2010 г. 00:23
Великолепный отзыв! Честное слово.
Очень сильно подогрел мой интререс и дал сильный толчок к началу чтения. Скоро обязательно возьмусь, хотя с Сарамаго предпочитаю делать перерывы, а тут на днях прочитал последнюю из изданного «Книгу имен», и все никак не дочитаю «Воспоминания о монастыре».

Есть два вопроса. Во-первых, есть ли смысл читать «Каин», если читал «Ветхий завет» давным-дывно и впечатления остались лишь общие и довольно-таки смутные.
И во-вторых, я еще не читал «Евангелие от Иисуса». Что лучше сперва читать. Или не важно?:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2010 г. 01:47
На мой взгляд, знание/незнание ВЗ не так важно. А вот начинать я бы рекомендовал с «Каина». Оно и по внутренней хронологии :) логичней выходит, а главное -- «ЕоИ» вещь-то будет посильней «Фауста» Гёте «Каина».
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2010 г. 13:29
Спасибо))
Отзыв на «Книгу имен» я видела, кста, но пока для себя не решила, доросла я уже или нет)

Про ВЗ — это не проблема. Там в тексте нет ничего такого, чего не знали бы все воспитанные в христианской культуре люди в принципе, мне кажется)

Про «Евангелие» — имхо, я бы советовала его читать первым. Потому что «Каин» развивает ту же тему, но в принципе намного слабее. Зато некоторое погружение в эту тему может слегка снизить впечатление от «Евангелия».


Ссылка на сообщение7 ноября 2010 г. 16:06
Спасибо! Учту оба совета, но решать буду после «Воспоминаний о монастыре»:-)


⇑ Наверх