Сергей Мусаниф «Во имя рейтинга»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Южная Европа ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Древний мир | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Учёным непонятно как удалось открыть канал в прошлое, во времена Троянской войны, а поскольку спонсором этого открытия выступает медиамагнат, Троянская война превращается в грандиозное реалити-шоу, бьющее все рекорды в плане рейтинга. Однако некоторые места по непонятной причине оказываются недоступны для стай мухоподобных видеокамер. Чтобы разобраться в этом, в прошлое направляется отставной спецагент полковник Тревис. Однако отправившие его явно не учитывали «эффект бабочки» и слабо знакомы с квантовой механикой. Да и с обстоятельствами самого открытия канала не всё так просто...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 282
Активный словарный запас: низкий (2569 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Юлия Белова, 9 ноября 2022 г.
Вы помните героев Троянской войны? К примеру, неуязвимого (за исключением пятки) Ахилла, который, выбирая жизненный путь, захотел не длинной, спокойной и счастливой жизни, а короткой, зато прославленной подвигами. В подростковом возрасте это казалось очень возвышенным.
Правда, в том же подростковом возрасте я задалась вопросом, а в чем же героизм персонажа, если он неуязвим? Другие-то люди неуязвимостью не обладают — у них нет мамы-богини. А когда я принялась читать Гомера, то поняла, что один из немногих нормальных людей в мифах о Троянской войне это троянский царевич Гектор, которого Ахилл убил. Не полубог, а человек, вполне себе уязвимый, который сражается не ради славы, а ради своего города. Защитник, прекрасный муж и отец, человек долга, в общем — образец! А вот Ахилл, глумящийся над его телом, олицетворяет все то, что современному человеку омерзительно.
Впрочем, почему только современному? Греки классической эпохи тоже не очень-то жаловали подобные действия. Ахиллу это прощалось только потому, что у него мама была богиней. А еще потому, что в конечном счете он все же отдал тело Гектора для погребения, точнее — продал, да и то после вмешательства богов (поэты и художники этот момент обычно опускали — уж больно неприятным оказывался герой, так что у них Ахилл изображался сострадательным).
И представьте мою радость, когда несколько лет назад обнаружилась книга, автор которой словно вознамерился реализовать все мои мечты и отвесить этим богоравным героям — особенно Ахиллу — увесистую оплеуху... Да, это и был роман Сергея Мусанифа «Во имя рейтинга».
Начинается он как классический боевик или бондиана, когда полковнику (который не совсем полковник) в отставке, любителю сигар и дорогого виски предлагают встретиться с очень и очень богатым человеком. Нет, не для того, чтобы устранить врага этого человека, а чтобы получить увлекательнейшее предложение от которого невозможно отказаться — отправиться в прошлое в канун Троянской войны.
Зачем?
А затем, что владелец глобальной телевизионной сети решил устроить грандиозное реалити-шоу о Троянской войне, ведь телевидение — это деньги (очень много денег) и власть. Добро пожаловать в мир телевидения и в мир Троянской войны!
Что это — боевик, попаданчество, альтернативная история?
Нет, хотя все это в романе есть — и боевые сцены, и попаданец, точнее, засланец в прошлое (полковник Тревис), и альтернативная история. Но самое главное, что это очень едкая и хлесткая сатира. Это не беззубый незатейливый юморок, который заставит вас хмыкнуть, а потом забыть. Временами кажется, будто с зубов автора капает яд — и это прекрасно! Кто говорил, будто у нас нет сатиры? Есть и она перед вами.
Две переплетающиеся истории — конца XXI века и XIII века до н.э. Люди цивилизованные и не очень. Герои и телезрители, пророки, боги и дельцы, самовлюбленные эгоисты и люди долга — все это в книге Мусанифа. Приключения — куда ж без них! — и возможность задуматься. Куда способно завести властолюбие? Каким будет человек, которому благодаря матери-богине никто и ничто не может угрожать? Как он станет относиться к людям? Кого будут считать героем и кому будут поклоняться пресыщенные зрители, жаждущие все новых и новых зрелищ? А, главное, к чему это приведет?
Вот они, герои мифов — Агамемнон (кодовое имя телевизионщиков — Тиран), его брат Менелай (Рогач), Ахилл (Киборг) и его друг Патрокл (Дружок), Приам (Папа), Елена (Красотка) и Парис (Симпампуля)... И все живые, все яркие, даже тупой в своей самодовольной жестокости и неуязвимости Ахилл. А уж хитроумный Одиссей (Рыжий, просто Рыжий)... Его парный конферанс с Диомедом (Алкаш), когда они приглашают Ахилла на войну — просто поэма.
И Гектор (первоначальный код — Домосед)... Хороший человек, который любит свою семью и свой город, и который готов жить и умереть ради них. Его недостатки проистекают из его же достоинств, но рядом есть люди, которые готовы помочь преодолеть все.
Чем закончилась история?
А вы прочитайте и узнаете. Узнайте, как и кого победили одни, и почему проиграли свою главную битву другие. Что они сделали не так.
Обычно спрашивают, а для кого предназначена эта книга. Тот редкий случай, когда для всех. Думать, это ведь не развлечение, а обязанность, так что лучше начинать раньше, не говоря: «Мне еще рано размышлять».
kavarkad, 20 декабря 2021 г.
Как же раздражает.
1) Перевраны характеры героев эпоса — это недопустимо, это издевательство над ними, очернение образа! Вот вам понравится, если вашу мамку изобразят шлюхой? Так что и извращать чужие образы нельзя! Если нужны скоты, то пиши своё, свои имена и названия городов.
2) Тупость во всех важных решениях.
Итак, посылают кадрового военного в прошлое с приказом узнать о богах, но на ход истории не влиять. И что делает ветеран первым делом? Вмешивается в историю: бежит на врага, останавливает тех, кто бежит, а чем дальше, тем больше.
А в будущем его руководство узнало, что его действия изменяют ход истории. Они отправят ему приказа возвращаться? Прикажут вернуть как было? Нет, руководство будет переживать, но никак не сообщит разведчику, что он всё по*ерил.
3) Противоречия в мыслях главперса. Сперва он божков хулит, как кровожадных эгоистов, а потом признаётся в уважении к ним. Говорит, что убивал невинных и безоружных и ничего против не имеет в целом, но тут же обвиняет Ахилеса, какой он плохой, когда на войне не брезгует убить потерявшего оружие противника.
4) Написано же убого! Два главных перса, но линию каждого автор ведёт от 1-го лица. Причём нет никаких языковых особенностей. Я слушал аудиокнигу и вообще не понимал про кого говорится.
Кто говорит, что Мусаниф исписался и скатился? Как писал развлекалово так и пишет. Как писал болтологию, а не сюжет, так и пишет.
alisoman, 7 мая 2021 г.
Нельзя любить одну женщину всю жизнь. Нельзя любить одно кино. Нельзя любить одну книгу. Но можно любить одну книгу у конкретного автора. Для меня Мусаниф начался именно с этой книги в превосходном аудио исполнении Геннадия Коршунова. Что называется «убил двух зайцев»: открыл для себя прекрасного автора и прекрасного чтеца.
Должен сказать, что с точки зрения остального творчества автора данное произведение стоит немного в стороне. И очень сильно отличается от многих других его произведений. Просто как будто другой человек писал.
Теперь немного о самой книге. В те годы, когда она создавалась, шоу «Дом-2» шло всего 2-ой год. И автор решает сделать реалити-шоу на тему ... троянской войны. Чем всё это закончилось? Уверяю вас, не так как вы можете подумать.
Но, как и в других произведениях автора, важно не что написано в книге, а как она написана. Вот сегодня решил перечитать и освежить свои впечатления. В этот раз — на бумаге.
Суммарно: повествование интересное, сюжет не банальный, слог «авторский». И финал вас слегка удивит. Не переключайтесь.
P.S. Некоторые ходы и моменты очень напоминают «Фантастическую сагу» Г. Гаррисона, но это — совсем другая история. И юмора тут не так уж и много.
Kelder, 5 августа 2021 г.
Отличная книга, однозначно лучшая у Мусанифа. Все выглядит очень натурально и реалистично, поощряет узнать подробности о троянской войне и вообще греческой истории. Видно, что автор хорошо подготовился по теме. Разумеется, главный герой изначально немерено крут, но только такой и может выжить и что то совершить в прошлом. Меня всегда дико раздражали герои, которые в нашем мире были пустым местом, и крутость внезапно обретали после попаданства с помощью бесконечных роялей.
genametr, 7 мая 2021 г.
И почему мне кажется что восторги поклоников Мусанифа сильно преувеличены? Может потому что никогда не мечтал дать в зубы Ахиллу, полюбить Гектора и спасти Трою? А симпатии всегда были на стороне хитроумного Одиссея и его команды из которой если кто и раздражал так это Агамемнон. И да против римской империи ничего не имею. Наверное я фанат другой команды )) Ладно рискну прочитать этот бестселлер хоть и сильно опасаюсь что он уступает даже фантастической саге которая мне отнюдь не кажется шедевром. Но быть пессимистом приятно потому что когда ожидания оправдываются можно сказать «я же говорил» а если обманывают получить удовольствие от хорошей книги.
Для кого как, а для меня юмор начался с первых страниц. Не курю сигары по 150 баксов, 100 000 зеленых брал только в кредит и не раскидаю шестерых бойцов одной левой, но зато мечты о роскоши, богатстве и суперсиле распознаю влет )) Ладно будем считать, что автор понял чаяния сограждан и бессовестно этим пользуется. Так в принципе читаемо, посмотрю как дальше пойдет.
Можно хихикнуть над предсказательной силой Мусанифа, ведь медиамагнаты не занимают верхние строчки рейтинга миллиардеров уже много лет. В 2005 г. этот список возглавляли Билл Гейтс и Баффет — айтишник и инвестор. У Гаррисона (1967 г.) кинокомпания испытывает финансовые трудности и пустилась на эксперимент со временем ради экономии. Но лицензия поэтика — автору нужен был именно представитель шоубиза, причем мегавлиятельный, иначе пазл не складывается — эксперимент прихлопнули бы в самом начале.
Ощущение, что читаю книжку для детей и юношества, особенно вначале. Несложные диалоги, простенькая мотивация, легкий стеб над героями древности и пересказ книги Куна. Идея в сущности не нова, вот хоть Желязны вспомнить с его «Доннерджеком» Тем не менее что-то в этом есть. Ближе к середине сюжет усложняется и появляется интрига. Все хотят всех убить и правда «Дом-2» какой-то. Ну автор ведь и пишет про «реалити-шоу» )) Но герои не выглядят идиотами, говорят нормальным языком, а поступки не вызывают изумления. Ахилла по-своему даже жалко столько народу мечтает его убить, порой карикатурным, а то и совсем не геройским способом, вроде отравленного копья в зад. Ну да грекам не привыкать, подобные отношения у них не считались чем-то зазорным. В целом неплохо хоть сюжет и страдает некоторой очевидностью.
Symbolic, 19 июня 2018 г.
Похоже Мусанифа надо прочесть всего. Это третья книга, взятая наугад, и я от неё в восторге. Стиль, прямая речь и построение сюжета полностью соответствуют моим воззрениям. Мне по душе отсутствие соплей и прочей любовной мути в отдельных романах автора и не заморачивается он по поводу пресловутых душевных мук своих героев. Те герои, с которыми я уже познакомился в прочитанных книгах, являются людьми вполне адекватными и без тараканов. В книге *Во имя рейтинга* ГГ вполне себе самодостаточный мужик, способный не только постоять за себя, но и за народ в целом. Оказавшись в прошлом, он быстро оценил все расклады начавшегося конфликта людей с богами и смог таки оказаться в русле основных событий Троянской войны. Очень удачную альтернативную историю с невероятным финалом создал Сергей Мусаниф. Хвала автору!
alexeypp, 1 февраля 2021 г.
Прекрасная смесь мифов и фантастики в условиях динамичной современности. Это может быть хорошим сценарием для фильма.
lammik, 28 декабря 2018 г.
Конец XXI века. Учёным удалось открыть временной портал в прошлое, аккурат перед Троянской войной. Достижением науки решил вовсю воспользоваться владелец телевизионной империи мистер Картрайт. В прошлое отправлены миникамеры, маскирующиеся под мух и суперагент спецслужб в отставке полковник Трэвис. Величайшее шоу все времён «Троя» вот-вот выйдет в эфир...
Книга оставила у меня смешанные впечатления. С одной стороны — никаких оригинальных собственных идей (съёмки в прошлом из «Фантастической саги» Гаррисона, бунт против богов из «Илиона» Симмонса, боги из «Американских богов» Геймана, про «Иллиаду и «Одиссею» не говорю). С другой стороны — подан весь этот винегрет достаточно ловко, с ударной концовкой, так что после прочтения даже не хочется искать ляпы и нестыковки. Но вот некоторые, что лежат на поверхности и искать их даже не надо. Почему Дэн помнил реальное прошлое, когда все остальные его забыли? Почему Трэвис смог нанести вред Аполлону, когда вокруг были тысячи людей, что верили в олимпийцев? Язык романа беден, но не коряв, мозг не спотыкается об фразы, примерно так читаются сценарии и пьесы (минимум описаний, литературных красивостей нет и множество диалогов). Создалось ощущение, что автор в процессе написания романа постоянно менял своё мнение о том, что же он пишет на самом деле. Поэтому и повествование получилось весьма неровным, местами абсурдным и с трудноуловимым юмором, хотя несерьёзность происходящего была задана с пролога описанием пенсионных будней Трэвиса и карикатурным образом Картрайта, у которого президент на посылках. Не говорю уже о том, что сильно сомнительно существование в конце века телевизоров, телевизионных империй и реалити-шоу.
Siroga, 23 июля 2014 г.
Вот не ожидал. Совсем не ожидал. Слышал, что Мусаниф пишет неплохо, поэтому надеялся на не совсем убогую в литературном плане историю про попаданца (точнее — засланца). Ну а что еще можно думать о книжке из юмористической серии?
Очень рад был ошибиться. Книга серьезная, проработанная, добротно написанная и при этом очень интересная. Судя по ее началу, автор и сам не знал насколько глубокая она получится. Нет, правда. Отставной спецагент-киллер, который вышел на пенсию всего-то в 30 лет потому, что уже ликвидировал свои 50 целей. Сверх того психологи запрещают. Банальная для определенного рода литературы вербовка частным лицом. Но вот дальше... Этого самого спецагента забрасывают через хронодыру во времена Троянской войны, где уже давно тысячи мини-камер, замаскированных под мушек, снимают для ТВ сериал (на самом деле самое что ни на есть реалити-шоу). Зачем спецагент? А не получается Олимп заснять, хоть ты тресни. Ну и понеслось.
Хотите узнать как оно было «на самом деле»? Читайте. Простым языком изложены события «Илиады», их подоплека и возможные последствия, причем не нудно с многостраничными лекциями-монологами, а постепенно, живо, ярко и ненавязчиво. Великие герои — Ахилл, Гектор, Аяксы, Елена с Парисом, Агамемннон, Патрокл и Менелай и т.д. и т.п. — все получились на твердую пятерку. Материала для написания перелопачено изрядно и книга не рассчитана на неподготовленного читателя. Причем, я бы рекомендовал гриф 16+.
Огромный плюс романа — несколько взаимосвязанных сюжетных линий. С одинаковым интересом я читал про телешоу современности и работу хрономашины, развитии троянской кампании и, конечно, перипетиях главного героя. Концовка несколько неожиданна, но предопределена изначально. Думаю, книга вообще писалась по принципу детектива, где писателем сначала придумывается развязка, а потом, все время держа ее в голове, он пишет основной текст. Так что в романе нет даже страшных подкустовных роялей, которыми изобилует подобного рода литература. Ну разве что ГГ немеряно крут, но это аксиома игры такая.
Ну и на сладкое мораль. Это не просто приключения ради приключений. В книге есть и о чем задуматься. Например, «человек сам кузнец своего несчастья», «не сотвори себе кумира», «выключи телевизор и оторви **пу от дивана» и т.п. Да, банально, но как преподнесено!
P.S. Мне в гомеровской истории всегда было жаль троянцев. Кто уже прочитал Мусанифа, поймет эту ремарку.
VovaZ, 26 июня 2019 г.
На мой вкус, вполне.
Сюжетную идею можно представить себе, в виде некого конгломерата новеллизации мифологии Олди, и современного гротеска Нила Геймана.
Однако, в отличии от заумных этических теорем Олди, и кровавого дидактизма «Американских богов», Мусаниф находит линию посередине.
НФ жанр — попаданчество, темпоральная фантастика, ироническое фэнтази, боевик, морально-этическая драма. Всё сплетено естественно и динамично.
Сюжетная линия захватывает, сама по себе, благодаря фантазии авторы и неожиданным поворотам сюжета.
Сценизм тоже не подкачал. Драйв высок, сцены ярки и интересны. Мусанив не играется так уж с попытками исторического колорита, осознавая, что он известен нам, в основном, вторичных переводов Гомера.
Персонажи смертных хорошо продуманы. Вышли колоритными и живыми. С божками как-то похуже, поплоще. Возможно это соответствует замыслу автора, показать зависимость образа божка от веры паствы.
В целом, роман понравился. Прочёлся легко, на одном дыхании.
Анри д_Ор, 14 июля 2013 г.
Читать Мусанифа, так читать! Роман «Во имя рейтинга» привел меня в полный восторг. История Троянской войны, которую делец от СМИ решил превратить в реалити-шоу, а также последствия, к которым это привело, ни на мгновение не оставили меня равнодушным. Такое впечатление, что автор мечтал о том же, о чем и я, и тоже с раннего детства:
1. Дать в зубы Ахиллу и прикончить неуязвимого ублюдка, по какому-то недоразумению именующемуся героем.
2. Отдать победу троянцам и самому нормальному из героев — Гектору.
3. И изничтожить Римскую империю, да еще изначально, чтобы она даже создана не была.
Всего этого Мусаниф добивается. Ну а сцены, когда ахейцы, троянцы и посланец современности начинают войну против олимпийских богов — самые впечатляющие и воодушевляющие в романе. Одно жаль, ахейцы и троянцы смогли выстоять против паразитов, почитающих себя богами, а вот жители XXI века нет. И получили на свою шею пятерых гадов. А с другой стороны, что еще заслуживали люди, которые готовы были 24 часа в сутки подглядывать за чужой жизнью, восхищаться маньяком-убийцей (это я про Ахилла) и называть лохом нормального человека (это я про Гектора)?
Хотя... не все же они такие... Может, еще отобьются?
Агроном, 11 июля 2012 г.
Вот такое фэнтези мы приветствуем! А то уже искомину набили персонажи германо-скандинавской мифологии. Троянская война — вот наш ответ! И дело будем иметь не с духами земли (эльфами) или подземным народцем (гномами), а с суровыми и легендарными греческими богами и не менее легендарнами людьми древности. Думаете знаете чем закончится знаменитая война? Что же, с вами могут не согласится её участники — у каждого из них свои планы.
Если серьёзно — весьма захватывающее произведение. Не избежало некоторых исторических и следственных ляпов, но тем не менее это его мало портит. Герои не лишены яркости и индивидуальности и меня, плохо знающего, троянскую легенду сподвигло расширить свои знания, что есть ( на мой взгляд ) ощутимый плюс книги. )) И ещё. Где-то через несколько месяцев после прочтения книги нашёл аудиоверсию, не могу особо не отметить её высочайший профессионализм исполнения — отлично подобранна по теме и смикшированна музыка и голос чтеца, создают ощущение радиоспектакля. Короче рекомендую и почитать, и послушать.
amir_kymar, 12 января 2012 г.
Идея книги не плоха, плюс погружение в древнюю Грецию, историю Троянской войны, мифологию — все это, конечно, хорошо. Но осталось совершенно непонятным, с какого перепугу эта книга была издана в серии «Юмористическая литература». Да, интересно, местами захватывающе, но каких-либо искрометных моментов лично я не заметил. О том что прочел не пожалел, но перечитывать не стану и в коллекцию приобретать тем более.