fantlab ru

Анатолий Ким

Анатолий Ким
Страна: Россия
Родился: 15 июня 1939 г.
Жанры:
Реализм
72%
ещё >>

Анатолий Андреевич Ким — советский и российский прозаик, драматург, сценарист и переводчик.

Родился 15 июня 1939 года в селе Сергиевка в Казахстане в семье учителей (отец преподавал в школе русский язык, а мать — корейский). Корейские предки Кима переселились в Россию ещё в XIX веке. Предок Ким Ги-Ен происходил из рода крупного военного чина, начальника королевской стражи, который в XV веке после дворцового переворота вынужден был бежать и скрылся в глухой провинции на севере Кореи. В 1937 году родителей Кима сослали в Казахскую ССР, а в 1947 году — на Сахалин.

Анатолий Ким учился в Московском художественном училище памяти 1905 года. Он часто выступает как художник и оформитель собственных книг. В 1971 году заочно окончил Литературный институт им. А.М. Горького, где занимался в творческом семинаре В. Лидина. Перебрал много самых разных профессий (был крановщиком башенных кранов, мастером на мебельной фабрике, киномехаником, художником-оформителем, инспектором-искусствоведом в Художественном фонде СССР, вел семинар прозы в Литинституте, преподавал в Сеуле в Южной Корее, работал в издательствах и редакциях), что помогло ему ориентироваться в жизни.

Его творческий путь начался с публикации стихов в газете «За автодорожное движение», позже — в журнале «Юность». Печатается как прозаик с 1973 года: рассказы появились в журнале «Аврора». Его рассказы и повести тематически связаны с Дальним Востоком и Сахалином и несут на себе печать национального корейского миросозерцания, быта и фольклора. Сильное развитие в прозе Кима получили традиции русских философов и учения космистов Запада. Первые рассказы Кима привлекали не только экзотичностью материала, глубиной постижения драматически сложившихся судеб героев, но и проникновенным лиризмом, живописностью красок и тонкостью психологического рисунка. Своеобразие творчества Кима критика усматривает в единстве всех его произведений, каждое из которых является как бы завершением предшествующего произведения и началом последующего. Единство текстов служит отражением единства мира, который воссоздает на страницах своих произведений художник. На стилевом уровне художественное своеобразие прозы Кима определяется прежде всего живописностью мира. Критика неоднократно отмечала «восточное» начало в способах художественной выразительности и мировоззрения Кима.

Нашедшие отражение в рассказах и повестях Кима такие качества, как обращенность к натурфилософской проблематике, стремление познать законы единства и единения человека и окружающего его природного мира, подчиненность человеческой природы как земным, так и неземным законам существования, получили свое развитие в романах писателя. Широкая известность пришла к писателю после выхода романа-притчи «Белка» (1984).

В 1979 году писатель принял христианство, а позже написал роман «Онлирия», в котором христианские идеи нашли свое непосредственное отражение.

Произведения Кима переведены на английский, датский, испанский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, финский, французский, японский языки.

Анатолий Ким принимал активное участие в издании периодики: газеты «День», журналов «Литературная газета», «Советская литература (на иностранных языках)», «Московский вестник», «Новый мир», «Роман-газета».

С 1996 года писатель является академиком Академии российской словесности и главным редактором журнала «Ясная Поляна».

Анатолий Ким много переводит на русский язык видных казахских писателей. Самые крупные проекты: «Последний долг» Абдижамила Нурпеисова (2000) и новый вариант эпопеи «Путь Абая» Мухтара Ауэзова (2007). В 2003 году Ким перевел на русский язык корейский народный эпос «Сказание о Чхунян».

С конца 2004 года Анатолий Ким жил в Казахстане, хотя часто посещал Россию. Вернулся в Москву в 2012 году и сейчас живет в Переделкино.

Фантастика в творчестве автора.

Творчество Анатолия Кима философично, аллегорично, пронизано множеством важных идей: от фольклорных до христианских. Писатель пытается расширить границы мироздания, изобразить «земной мир как мир космический, не замкнутый в самом себе».

Фантастические элементы писатель часто использует в романах. К фантастике весьма определенно относится и роман-сказка «Арина» (2006) — нравственно-философское повествование об ответственности мира взрослых перед беззащитным ребенком, и в целом — перед будущим. Роман «Онлирия» (1995) повествует о царстве бессмертия. Фантастически-мифологическая философская притча в романе «Посёлок кентавров» (1992) рассказывает о конфликте двух миров: видимого, суетного и грешного, в котором живут и противоборствуют люди, кентавры, лошади и амазонки, и высшего, незримого – всемогущих существ, вершащих нравственный суд над «животным» миром, над человечеством, в конце концов уничтожающего себя тяготением к животности, своей грубой корыстной чувственностью.

Гиперболичность образов, ориентированных на устное народное творчество, яркая метафоричность, живой колорит изображаемого сочетались в прозе Кима с исповедальностью тона, очарованием доброты его героев, умением объединить большое и малое, значительное и незаметное, будничное и празднично-нарядное. Ким включает в ткань художественных произведений мифы, легенды, притчи, символы и образы универсального характера. Среди героев его произведений есть не только люди, но звери и птицы, великаны и карлики, мифологические существа и фольклорные тотемы. Все они как бы не имеют четко очерченных границ, не существуют сами по себе и сами в себе. Персонажам Кима свойственно трансформироваться, сплетаться, видоизменяться перетекать из одного в другого, быть самими собой и одновременно другими. Им характерно непостоянство облика и характеристик. Это свойство прозы отчетливо проявилось в романах «Белка» и «Отец-лес». Этакая литературная полифония. Полифонический эффект достигается в прозе Кима различными способами: пересечением внутренних монологов, неожиданной сменой ракурсов, переходами от одного повествователя к другому, перемещением во времени и пространстве, сплетением исторических и географических пространств, смешением судеб и характеров, так же как и смешением возможностей различных жанров: так, роман «Белка» имеет подзаголовок «сказка», а роман «Отец-лес» — «притча». В этих романах героями-повествователями становятся заглавные образы — Белка и Отец-лес, «демиурги-рассказчики», не принадлежащие к миру человеческих существ. Они дают возможность представить время как целостность, выйти за пределы ограниченного временного периода или локализированного социума, разомкнуть историческое пространство с его привычной последовательностью. Также эти образы-мифологемы наделены духовной сущностью, способностью мыслить, переживать, любить и ненавидеть по-человечески, умением понять и осознать суть человеческого существования.

Награды и премии:

  1. 1984 год — Орден «Знак Почёта»

  2. 1980 год — Премия журнала «Дружба Народов»

  3. 1997 год — Премия журнала «Юность»

  4. 1981 год — Премия Евангелической церкви Рейнланда

  5. 2000 год — Премия им. Ю. Казакова ПЕН-клуба Казахстана


Примечание к биографии:

  • Раздел «Фантастика в творчестве автора» от Календула.

  • Награды и премии:


    лауреат
    Ясная Поляна, 2005 // Выдающееся художественное произведение русской литературы
    Белка (1984)
    Сортировка:

    Анатолий Ким. Циклы произведений

    -
    7.33 (3)
    -
    1 отз.
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -

    Анатолий Ким. Романы

      1984 Белка  
    7.88 (48)
    -
    3 отз.
      1989 Отец-лес  
    8.14 (40)
    -
    1 отз.
    7.45 (33)
    -
    2 отз.
      1995 Онлирия  
    7.43 (7)
    -
    7.50 (4)
    -
      2000 Близнец  
    6.50 (6)
    -
      2001 Остров Ионы [метароман]  
    8.50 (4)
    -
      2005 Арина  
    7.75 (4)
    -
    8.00 (2)
    -

    Анатолий Ким. Повести

    7.00 (2)
    -
    8.14 (7)
    -
    8.25 (4)
    -
    8.33 (9)
    -
      1980 Лотос  
    7.71 (7)
    -
    7.67 (6)
    -
    7.00 (7)
    -
    10.00 (2)
    -
      1998 Стена  [= Стена. Повесть невидимок]  
    8.00 (2)
    -
      2015 Гений [Повесть о Смоктуновском]  
    10.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
      2019 Первые сто лет  [= Фиолетовая осень Хокусая]  
    -
    5.00 (2)
    -
    1 отз.

    Анатолий Ким. Рассказы

      1973 Акварель  
    8.00 (3)
    -
    -
    7.50 (8)
    -
    7.00 (5)
    -
    -
      1974 Месть  
    8.00 (6)
    -
    8.14 (7)
    -
      1976 Барбарис  
    -
    6.50 (2)
    -
    7.00 (5)
    -
    7.17 (6)
    -
    6.75 (4)
    -
    9.00 (1)
    -
    6.50 (2)
    -
      1976 Джинния  
    7.00 (4)
    -
      1976 Лесорубы  
    8.33 (3)
    -
    1 отз.
    7.50 (4)
    -
    -
    -
    7.33 (3)
    -
    1 отз.
    8.00 (4)
    -
    1 отз.
    7.86 (7)
    -
    -
    -
    7.33 (3)
    -
    7.33 (3)
    -
    -
      1978 Доверие  
    -
    8.00 (4)
    -
    7.33 (3)
    -
    8.50 (2)
    -
    -
      1978 Цунами  
    6.83 (6)
    -
    -
    -
    -
    6.00 (1)
    -
    -
    9.00 (2)
    -
    -
    -
      1985 Братья  
    -
      1985 В лесной стороне (для детей)  
    -
    7.75 (4)
    -
      1985 Враг  
    8.50 (2)
    -
    8.00 (1)
    -
    -
      1985 Диагноз  
    8.00 (1)
    -
      1985 Дядя  
    6.00 (1)
    -
    7.50 (2)
    -
    -
      1985 Ивишень  
    -
      1985 Лошади  
    6.00 (1)
    -
      1985 Любовь  
    -
    -
    -
    8.33 (3)
    -
      1985 Настя  
    -
      1985 Охотница  
    8.00 (1)
    -
    -
    8.00 (2)
    -
      1985 Полёт  
    7.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    8.50 (2)
    -
    9.00 (1)
    -
      1985 Смагул  
    -
      1985 Сом  
    6.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
      1985 Тётя  
    6.00 (1)
    -
      1985 Учение  
    6.00 (1)
    -
      1985 Флейта  
    -
      1985 Хунхузы  
    6.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
      1987 Когда цветёт миндаль (для детей)  
    -
    4.67 (3)
    -
    -
      1988 Федина избушка (для детей)  
    -
    -
    3.00 (1)
    -
    -
    -
    -
    6.00 (1)
    -
    6.50 (2)
    -
    5.00 (1)
    -
      1999 Собачонка Оори [Корейские байки]  
    5.00 (1)
    -

    Анатолий Ким. Документальные произведения

    -

    Анатолий Ким. Поэзия

      1983 Стихи  
    -

    Анатолий Ким. Пьесы

    -
      1986 Прошло двести лет [сны и фантазии в четырёх картинах]  
    -

    Анатолий Ким. Киносценарии

    -
    -
    1 отз.
      1989 Месть  
    6.00 (1)
    -

    Анатолий Ким. Статьи

    -
    -

    Анатолий Ким. Эссе

    8.00 (1)
    -
      1999 Мой царь  [= Мой добрый Царь] [предисловие к сборнику И. Смоктуновского "Быть!"]  
    -
    -
    -

    Анатолий Ким. Сборники

    9.50 (2)
    -
    9.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    7.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    8.00 (1)
    -
    -

    Анатолий Ким. Отрывки

    -

    Анатолий Ким. Рецензии

    -

    Анатолий Ким. Интервью

      2018 Не оставаться в плену своей известности // Соавтор: Вячеслав Огрызко  
    -

    Анатолий Ким. Антологии

      2002 Туда, где кончается солнце [воспоминания и свидетельства жертв депортации корейцев с Дальнего Востока в Казахстан и Среднюю Азию]  
    -


      Формат рейтинга


      Примечание

  • В библиографию не вошла поэзия автора. Если вы обладаете необходимой информацией — свяжитесь с куратором.

  • Обратите внимание: работы художника А. Кима.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — Claviceps P., Календула, Евгений Борисов, ЛысенкоВИ, sham

  • Куратор библиографии — ЛысенкоВИ



  •   Лингвистический профиль Анатолия Кима

    Словарный запас автора — высокий. Длина предложений — очень большая. Диалоги используются очень редко. Процент прилагательных и глаголов имеет значительный дисбаланс — прилагательные преобладают над глаголами. Причастия и деепричастия автор использует крайне редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — также крайне редко.

    ⇑ Наверх