Все отзывы на произведения Р. Скотта Бэккера (R. Scott Bakker) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 402
Страницы: 1 2 3 4 5 6 [7] 8 9
«Тысячекратная Мысль» |
| |||
Slimper753, 03 июля 2024 г. в 20:18 | ||||
Завершение трилогии, которое на деле никакое не завершение и никакая не трилогия. Автор обманул нас точно так же, как всех обманывает Келлхус. Заставил думать, что с третьей частью окончатся наши мучения, но это лишь начало, можно сказать, предисловие. Келлхус спасен, ура, все ликуют. Ну или почти все. Теперь его все слушают, и теперь война будет выиграна. Но сначала Келлхусу надо выжать все соки из Акки, наивного дурачка, который послал все свои клятвы и обучает лже-пророка Гнозису, который как-то отличается от остальной магии, но я так и не понял, как именно. И опять Келлхус говорит банальщины, и все его слушают, открыв рот, это прям уже надоедает. «Конфас сжался перед ним, попятился назад...» «Конфас смотрел на него в жалком ужасе...» «...экзальт-генерал бросился бежать, закрывая лицо, отмахиваясь, словно в него летели камни.» — это же все такая театральщина, тяжело это читать и представлять, что люди могут так вести себя в реальности. «– И все же многие из них боятся. Ибо даже неверующие чувствуют бездну своей греховности. Везде, повсюду они видят доказательства того, что обманывают самих себя… «Я! – кричит каждый. – Я избранный!» И могут ли они не бояться – они, так похожие на детей, от злости топающих ногами в пыли? Они окружают себя льстецами и устремляют взгляды к горизонту в поисках знака свыше, подтверждающего, что они пуп земли, а не пуп самих себя. – Он махнул рукой, приложил ладонь к обнаженной груди. – И платят за это своей набожностью.» — в наше время Келлхус стал бы просто невероятно популярным коучем. Автор изо всех сил пытается показать, какой Келлхус мудрец, но на деле лучше бы молчал, каждая его цитата будто взята из пацанского паблика, он в принципе не способен разговаривать нормально. Автор будто в какой-то момент понял, что сделал персонажа слишком идеальным, а потому подарил нам сцену, как его соблазняет Эсменет под контролем оборотня или кого-то там, только один фиг тот в итоге смог отвязаться с помощью магии. Было бы конечно, неплохо, если бы великий и ужасный Консульт, который готовился к чему-то там 2000 лет, додумался сделать это чуууточку раньше, до того, как Келлхус обучился магии, мда... Но Акка не единственный лох в серии, есть ведь еще Найюр, который явился убить младенца, но вместо этого встал перед ним на колени. Я никогда не встречал столь странного персонажа, которого постоянно описывают как грозного и безжалостного воина, жестокого варвара, но при этом он каждый раз доказывает обратное, постоянно ходит и ноет, чуть ли не большой палец сосет, зовя мамочку. В итоге он за все книги так ничего полезного и не сделал, кроме как сыграл роль марионетки, все время осознавая, что он марионетка, но ничего не предпринимая, чтобы это исправить. И когда увидел Серве, которая к тому времени успела давно помереть, тут же бросился за ней, как деревенский дурачок, хотя прекрасно знает про оборотней. Хотя те почему-то передумали его пытать, и теперь крутой воин шпёхается с монстром-оборотнем. Да что в этой Серве такое? И чем это особо отличается от моего предложения в отзыве к предыдущей книге приклеить ее портрет к овце? Акка же изо всех сил пытается поспорить в глупости с Найюром. Например, он напал на помощника главы Багряных Шпилей, но вместо того, чтобы его убить, как-то вырвал у него глаза. Зачем? Почему не убил? Бессмыслица. Под конец понял, что Келлхус всех обманывает, но сделал ровно ничего, только рассказал одной Эсменет, которая поверила, но все равно осталась с лже-пророком, там ништяков больше. Эсменет вообще непонятно зачем в сюжете. Всю жизнь была шлюхой, как только пропал Акка, пострадала какое-то время, но вскоре между ног зачесалось, и она тут же легла под Келлхуса, чтобы заделать ему ребенка. И вуаля, шлюха без образования, вчера еще не умевшая читать, сегодня уже императрица, решающая судьбы людей. Жиза так-то, это не отнимешь. Это еще не считая того, что она руководила сетью шпионов. Просто как? Потом Акка возвращается, она спустя время вновь ложится под него, но стоило тому опять исчезнуть буквально на пару минут, она уже расстёгивает ширинку Келлхусу, стоя на коленях. Мысли Акки по этому поводу? ««Я предал ее», – осознал он.» Куколдизм сотого левла! Еще лжет Келлхусу во время обучения магии («Нет, – солгал он. – Это невозможно.»), будто забыл, что тот видит любую ложь. «На мгновение она вдруг нелепо испугалась за свою жизнь. Множество людей сочли бы, что она заслужила смерть за свои преступления… А Ахкеймион? Неужели потеря могла убить такого человека? Эсменет вдруг разозлилась на то, что он отдал ее Келлхусу. «Ты должен был биться за меня!»» — да пошлы ты *****, ***** тупая! Кто ее отдавал? Она же сама легла под него при первой же возможности! Что за ерунда? И как он должен был биться за нее? Почему он ей вообще что-то должен? Он же сам предложил ей все, что у него было, она согласилась, они были вместе, но она сама его предала! Я ничего не понимаю. «Весть о страданиях Священного воинства в Карасканде сподвигла тысячи айнрити пуститься в плавание по зимнему морю в Джокту. Они прибыли к городским вратам вскоре после снятия осады, гордые и самоуверенные.» — возможно, я что-то путаю, но куда делись корабли фаним, потопившие корабли императора, когда воинство шло через пустыню? «Она дернула головой. Из ее затылка вышел наконечник стрелы. Она всхлипнула, как маленькая девочка. Но она не останавливалась. Ее кровь брызгала, сверкала в воздухе под солнцем.» — во второй книге Келлхус убивал оборотней в темноте одним ударом, а тут их уже стрела в бошку не сразу убивает. Мне кажется, автор уже сам начал путаться в том, что наворотил. «Ауранг хотел лишить его Гнозиса, но не жизни. Ничего не зная о дунианах, Консульт попал в парадоксальную ловушку: чтобы убить Келлхуса, им надо было изучить его. И найти его отца. Потому их целью являлся Ахкеймион, а не Келлхус.» — сначала хотели его убить, потом передумали, хотели пытать всех, кто знает Келлхуса, но потом шпёхаются с Найюром. А этот Консульт вообще знает, чего он хочет? Их точно надо опасаться? Они сделали что-то существенное за все время? Они будто злодейская организация из мультика. Майтанет вообще не раскрыт никак. Иногда мельком откуда-то выпрыгивает и все. Все считают Завет такими важными пиcями, но в итоге: «[Майтанет] Шагнул вперед. А затем внезапно – движение было слишком быстрым, чтобы осознать его, – схватил Симаса за основание черепа. Воздух задрожал от колдовского шепота. В глазах вспыхнуло пламя Гнозиса. Замерцали обереги. Почти одновременно члены Кворума заняли оборонительную позицию. Пыль и щебень поползли по пристани. Симас обмяк, как котенок, его белая голова запрокинулась. Шрайя душил его. – Отпусти его! – крикнул Ятискерес, отступая назад вместе с остальными.» — разве Завет не выглядит здесь полными лохами? Майтанет решил показать свои понты и даже не побоялся, что те без раздумий бахнут чем-нибудь интересным, сожгут их корабли и все такое. Но нет, при следующем появлении Завет уже стал преданным песиком Келлхуса. Ладно. И вот финал близок, Келлхус правит воинством, он ищет отца и задается вопросом, насколько же сильным тот стал за эти 30 лет! Ни насколько! Вообще ноль. Гениальный дунианин? Да он же имбецил. При первой же возможности выковырял себе глаза! Глаза! То, с помощью чего дуниане видят других и узнают их мысли. Это как если бы футболист откромсал себе ноги, чтобы лучше играть! И он при встрече начинает болтать. Нет, не так. БОЛТАТЬ! Просто вываливает экспозицию и болтает без умолку, неся какую-то чепуху, которую даже невозможно запомнить. Келлхус тоже что-то начинает болтать, ибо яблоко от яблони недалеко укатилось, они пересказывают друг другу то, что и так знают, а потом Келлхус просто чикает его ножичком и телепортируется. Потом появляется Найюр и сжигает хорой помирающего идиота. То есть, все три книги мы шли именно к этому? Зачем вообще был нужен этот батя, который ушел за сигами 30 лет назад? Он вроде хотел биться с Консультом, но вместо этого сидел в пещере, пока остальные кишаурим бились с людьми Бивня, которые тоже против Консульта. Батя за 30 лет не придумал, как объединить две враждующие фракции? В чем смысл? «Преступления, которые ты совершил, отец… грехи… Когда ты осознаешь, какое проклятие тебя ждет, когда поверишь, ты станешь таким же, как инхорои… Поскольку ты дунианин, ты захочешь управлять последствиями своих действий. Поскольку ты – один из Консульта, ты превратишь святое в тиранию… И развяжешь войну, как и они.» — сказал человек, которому плевать на сотни тысяч жизней и даже жизнь матери его ребенка, который заполучил огромную власть, сам стал в итоге тираном и собирается развязать войну. Похоже, батя был прав, и Келлхус действительно поехал кукухой. Они точно гении, эти дуниане? Они похожи на героя из Идиократии, который сам далеко не умник, просто все вокруг отсталые. В другом месте Акка бьется с каким-то демоном, тот его хватает или нет, описание будто пьяный писал, но вуаля, Акка уже просыпается непонятно где, его подлечил непонятно кто, он идет непонятно куда, находит Келлхуса, говорит «я устал, я ухожу», и сваливает, как мы узнаем из следующей книги, прокрастинировать 20 лет. «– И отрекаюсь… – Он запнулся, борясь с нахлынувшими чувствами. – Отрекаюсь от моей жены. – Не-е-ет, – застонала она. – Прошу-у тебя, Акка!..» А что конкретно она хотела в данном случае? Она его кинула! Дважды! Она беременна от другого. Что она хотела? Она вместо плача должна была сказать что-то вроде: «Да-да, вали уже, я больше не шлюха, я теперь королевна, понимаешь ли! Принесите мне омаров и фуа-гру с икрой!» 5/10 — это было тяжко. Очень сложный текст и вообще непонятный сюжет, где герои непонятно что делают. Псевдофилософия и псевдоинтеллектуализм в полной мере. За всеми этими размышлениями и описанием размышлений с описанием размышлений как происходят размышления просто не видно истории. Персонажи ходят, страдают и ноют, и только Келлхус весь такой в белом вечно доволен и мановением руки правит целыми народами, потому что так написано в книге, а не потому, что этому есть рациональное объяснение. Первым двум книгам поставил оценку 6, а этой 5, хотя их уровень примерно одинаков. Но причины банальны: 1. нет нормального финала, по сути, его вообще нет, ибо продолжение в следующих книгах; 2. абсурдность происходящего, ибо Келлхус никогда не стремился править, он лишь хотел найти и убить отца, но вместо этого заделался императором, чтобы бороться с Консультом, хотя все 3 книги ему было абсолютно плевать на людей; 3. встреча с отцом, которую мы ждали 3 книги, но в которой не было смысла; 4. Акка, который под конец совсем растекся лужей, и я удивлен, как ему хватило яиц послать Келлхуса куда подальше; 5. Эсменет, которая так и осталась шлюхой; 6. пожалуй, главный минус — вообще ничего почти не раскрыто, куча отдельных фрагментов, которые даже в общую картину не складываются, и я сомневаюсь, что это изменится в следующих книгах. А то, что раскрыто, сделано с такими заковырками, что все равно фиг разберешь, что есть что. Вообще, я начал читать цикл, потому что где-то вычитал, что тут что-то есть про другие планеты и иные разумные инопланетные расы, а это огромная редкость для жанра фэнтези. Я надеялся увидеть эти планеты и этих пришельцев, но вместо этого получил разрозненные кусочки про каких-то оборотней, которые кончают черной малафьей. Спасибо, Р. Скотт Бэккер, этого-то мне и не хватало. | ||||
| ||||
«Второй Апокалипсис» [Цикл] |
| |||
Muslim, 06 марта 2024 г. в 17:58 | ||||
Единственный цикл, прочитанный мною 2 раза. Не знаю как это объяснить, ведь это прям дарк фэнтези, которое мне не по душе, но оторваться от него было очень сложно, как-будто попал под влияние гипноза. Начинающим читать советую делать это внимательно и не спеша, тогда получите максимум удовольствия. | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
AdeptRassveta, 19 февраля 2024 г. в 11:25 | ||||
Начало легендарной саги. Скажу , что это произведение является по настоящему «взрослым» фэнтези — тут есть и над чем подумать, различные аллюзии на религиозные и исторические темы, на тему нейропсихологии и различные техники медитаций. Всё это в тёмном стиле, с частым смакованием жестоких мест, но это не кажется излишеством и вписывается в книгу. Я влюбился в серию с первых страниц. Из минусов — для начала автор даёт слишком много терминов, с которыми знакомы жители Эарвы(мир,где происходит действие книги), но не знаком начинающий читатель. Для меня слово «кишаурим» стало в своё время небольшим шоком. К счастью, со временем мы привыкаем и узнаём новые термины и глубже погружаемся в этот жестокий, но такой восхитительный мир. | ||||
| ||||
«Око Судии» |
| |||
arni555, 22 февраля 2023 г. в 10:00 | ||||
Читать «Око Судии» я начал, спустя 10 лет после прочтения первой трилогии. Я ждал выхода всех четырех книг цикла «Второй Апокалипсис». Не могу сказать, что такой длительный перерыв вызвал какие-то проблемы с восприятием. Проблема заключается в другом, и я опишу её далее. Часть главных героев нам знакома еще по первой трилогии. Это Келлхус и его жена Эсменет, Ахкеймион Друз. При этом появляются и новые герои, среди которых дочь Ахкеймиона и Эсменет Мимара. Я нередко сравниваю то, каких персонажей создают разные писатели. Например, Робин Хобб, которая до самых мельчайших подробностей передает драматизм героев на страницах своих книг, за счет чего персонажи получаются яркими, реалистичными. Скотт Бэккер же идет по своему пути, раскрывая перед читателем все самые темные уголки души практически каждого героя. В итоге невозможно выделить положительных персонажей, так как они все либо «серые», живущие внутри своих страхов, переживаний, бед, но в явном виде не относящиеся к отрицательным, либо именно отрицательные. Я при всем желании не смог выделить ни одного действующего лица, которого можно назвать героем, кто стремится к подвигам, кто готов пожертвовать собой ради благих целей. Как таковых и благих целей практически ни у кого нет, что лишний раз подчеркивает принадлежность романа к жанру темного фентези. Возможно, кто-то из читателей со мной не согласится и будет утверждать, что Ахкеймион преследует благие цели. Вот тут можно поспорить, так как основная цель Ахкеймиона – это доказать, что Келлхус является лжецом. Но для чего это нужно? Ведь Келлхус смог объединить народы, выстроить огромную империю и создать силу, которая может противостоять нечестивому Консульту. Стоит ли тогда вообще раскрывать истинную природу Келлхуса миру, ведь у этого будут большие последствия, и возможно именно это может привести к поражению в Великой Войне. С учетом всего этого я не стану говорить о том, что намерения Друза благие. Сюжетные линии у героев свои, и если за многими героями достаточно интересно наблюдать, так как в их сюжетных линиях присутствует динамика событий, наблюдается развитие самих героев, что только подогревает читательский интерес, то вот в отдельных случаях наблюдать за героями менее интересно. Яркий пример тут – принц одного из покоренных Келлхусом государств Сорвил. Во-первых, Сорвил как герой книги пока что никак себя не проявил, по большей части мы видим только его внутренние переживания, которые никак не влияют на происходящее. Мне кажется, что в будущих книгах он внесет свой вклад в события, но в первой книге самый большой провал интереса именно в отношении его сюжетной линии. Хотя в принципе это нельзя отнести к большим минусам, так как данный провал компенсирован интересными сюжетными линиями других персонажей. Самая же большая проблема при чтении книги лично для меня состоит в том, что она написана очень сложно, её большая часть перегружена. Время от времени тебе просто приходится продираться сквозь реплики, которые кажутся непонятными, так как смысл сказанного не всегда можно уловить явно. Много отсылок на историю, много имен и названий, которые значат что-то важное, но ты просто не понимаешь, что именно, так как можешь не знать или не запомнить, что об этом уже кто-то ранее говорил. Натыкаясь на такие фрагменты, тебе приходится сильно напрягаться, чтобы понять все, что хотел донести автор, но это не всегда получается. В итоге выходит пазл, в котором некоторые кусочки потерялись, ты видишь большинство картины, и можешь оценить её большую часть, но всю её красоту, весь её смысл понять, к сожалению, ты не сможешь. Только из-за вышеуказанного минуса я поставил 9. В целом книга – достойный представитель жанра именно темного фентези, но искать здесь легкости и простоты, чтобы скоротать пару вечеров точно не стоит. Нужно быть готовым погрузиться в этом глубокий темный мир, иначе не получится уловить и половины всего того, что создал автор. | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
SeverianX, 18 ноября 2021 г. в 20:29 | ||||
«Воин-пророк» — вторая часть трилогии «Князь Пустоты» из цикла «Второй Апокалипсис». События романа стартуют с момента отбытия Священного воинства из Момемна. С самого начала понятно, что среди айнрити нет единства – они даже не могут решить какой дорогой идти. Ещё больше продвижение войск замедляют колдуны Багряных Шпилей, привыкшие путешествовать с максимальным комфортом. Правители и военачальники Людей Бивня постоянно борются за власть и влияние. Разумные доводы просто теряются в бесконечных спорах. Священному воинству нужен истинный лидер, но никто не хочет уступать это место. Основные сюжетные события относятся как раз к военной кампании. Сражения между фаним и айнрити описаны детально и динамично. Образ колдунов, парящих над войском, выглядит по-настоящему эпично. Бэккер довольно важное место отводит тактике и стратегии сражений, что явно идёт роману на пользу. А вот от названий различных частей и отрядов, придуманных автором, вскоре начинает рябить в глазах. Не совсем понятно, зачем это нужно, если описания этих подразделений нет, а встретим мы их лишь пару раз за весь роман? Помимо сражений в романе ещё немало эпичных моментов. Одним из самых ярких, на мой взгляд, является переход Священного воинства через пустыню. Корабли, которые должны были доставлять воду и провизию, исчезли, и люди остались один на один с горячим песком и беспощадным солнцем. Каждый день гибли тысячи людей, а выжили лишь самые стойкие или везучие. По итогу в пустыне погибло более половины войска айнрити и все те, кто его сопровождал. Пережитое испытание не могло не повлиять на самих воинов – они ожесточились. Мы видим резню, которую устраивают Люди Бивня среди мирных жителей-фаним, как бы в отместку за павших товарищей. Например, население многотысячного города было вырезано за одну ночь. Главным героям сопереживать довольно сложно. Среди них нет ни одного, кого можно было бы назвать хорошим человеком. Некоторую симпатию вызывает разве что Ахкеймион, но и он не лишён существенных недостатков. Вместо того чтобы сообщить своей школе, Завету, о грядущем Втором Апокалипсисе, он постоянно рыдает и терзается сомнениями то из-за своей возлюбленной Эсменет, то из-за бывших учеников, то из-за судьбы Келлхуса, который ему по сути никто. Найюр – свирепый варвар-скюльвенд, преследуемый призраками прошлого. Судьба даёт ему в руки власть над Священным воинством, но вместо того, чтобы стать несокрушимым военачальником, он постепенно сходит с ума от ненависти к дунианину и неразделённой любви к Серве. Наиболее противоречивая фигура в романе, несомненно, Келлхус. Благодаря своим сверхчеловеческим способностям, он быстро завоёвывает расположение и уважение Людей Бивня и вскоре становится новым пророком. При всём при этом, Келлхус хладнокровен, циничен и использует Священное воинство в собственных, лишь ему понятных, целях. Люди для него не более чем орудие. Далеко не всем нравится возросшее влияние Келлхуса, и главный его противник Икурей Конфас. Прославленный полководец сам мнит себя богом и хочет использовать воинство для собственного возвеличивания. Эсменет после исчезновения Ахкеймиона быстро попадает под влияние Келлхуса и становится его женой. Она умна, смела и решительна, что немаловажно для спутницы пророка. Серве же этими качествами не обладает, и поэтому исполняет лишь роль наивной секс-игрушки и орудия манипуляции Найюром. Хотелось бы отметить особую атмосферу, которая появляется от близости Второго Апокалипсиса. Будто что-то тёмное и могущественное проступает сквозь века и грозит поглотить весь мир. И действительно, шпионов-оборотней Консульта становится всё больше. Итог: Достойное продолжение первой части. Динамики стало несколько больше, а вот локаций, а, следовательно, и знаний о мире Эарвы меньше. Действие, хотя и довольно неторопливо, движется к своему финалу, а священное воинство к городу Шайме. | ||||
| ||||
«Нож, что всем по руке» |
| |||
sergej210477, 07 ноября 2021 г. в 11:13 | ||||
Небольшая зарисовка из жизни варвара-гладиатора, королевы, которая воспылала к нему страстью, и, колдовской школе Багряных Шпилей, желающей контролировать все происходящее в городе Каритусаль. Как всегда, Бэккер оставляет читателям самим искать ответы на множество загадок. Полностью понять произошедшее с героем не удасться ни ему самому, ни прочитавшим этот рассказ. Да, вот такие они, колдовские дела, жуткие, таинственные и малопонятные непосвящённым… Обычное фэнтези. Могучий герой, коварные маги, прекрасная, но, похотливая королева. Самое интересное и яркое, на мой взгляд, это атмосферное описание древнего города — жестокого, зловонного и равнодушного к судьбам людей. | ||||
| ||||
«Четыре Откровения Синиал'джина» |
| |||
sergej210477, 05 ноября 2021 г. в 19:22 | ||||
Прочитал два раза, все равно, ничего не понял из данного рассказа. Получается, что «то ли лыжи не едут, то ли я — долбанутый». Скорее всего: — Может быть, эту коротенькую зарисовку следует изучать лишь после прочтения всего цикла «Второго Апокалипсиса». Когда у читателя уже сформировалась целостная картина вселенной, созданной С. Бэккером. Нужно представлять, какие существуют расы, народы, цивилизации, боги и т. д. — Или, автор хочет поразить читателей своей оригинальностью, необычностью стиля, якобы «глубиной и сложностью замысла». Если так — тогда, по-моему, это плохая идея. Для того, чтобы простым и доступным языком изложить сложные вещи и, донести это до читателя легко и увлекательно, нужен талант. Ну, а для того, чтобы написать полный бред, с глубокомысленным видом маскируя это под оригинальный и философский труд, много ума не нужно… Впрочем, каждый автор имеет право на эксперимент. Только, как оценивать данный рассказ? | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
koudiarov, 10 января 2021 г. в 10:35 | ||||
Рекомендации Фантлаба предлагали этот роман давно, но только в этом году смог прочитать. Роман ли это? Нет, скорее завязка длинного сериала с небольшой рекламной экпозицией на 500 страниц. Пока не стало понятно, что это краткий пересказ событий первого крестового похода в фентезийом антураже, — очень тяжело расшифровать попытки автора как-то дать описания и донести интриги и хитросплетения действующих сил. Как сразу стало все по своим местам — дикие франки, Римская империя с базилевсом, печенеги/венгры/болгары, — более менее занятно, но не более одного вечера с бокалом вина. Как говорится — в реальности все было более закручено и интересней. | ||||
| ||||
«Зовите меня Апостол» |
| |||
Iriya, 26 декабря 2019 г. в 15:19 | ||||
«Истина — дама слишком благородная для липких ручонок толпы.» * «В правде не много достоинства, а то, что есть, происходит от человеческой боли. Без нее любая правда как сводка погоды.» * «В мире кривых зеркал худшим уродством кажется правдивое отражение.» * Вопреки надоевшей фразе, что «Бэккер — это не женская литература», держу очередной томик автора в руках и понимаю, что снова хочу цитировать каждую строчку. Бесконечные мысли, спрятанные за бестактной иронией, сюжетное переплетение вещей с разных концов жизненного спектра, неожиданные развязки, персонажи с бредятиной в голове и много антуража в грязных подворотнях человеческого существования. Иногда наступает период, когда хочется читать подобные произведения, лишенные розовощекого оптимизма и пропитанные глубокой мрачностью. На поверхности сюжета этого романа лежит детективное расследование с пропавшей белокурой красоткой, частным сыщиком-неудачником, некультяпистым инспектором полиции и представительницей «акул пера». Казалось бы, ничего нового. Столько тонн букв уже было посвящено всему вышеперечисленному. И это чертовски верно! Однако я ждала чего-то еще, и автор сумел меня удивить. Копнув сюжет немного глубже, стало ясно, что основная подоплека здесь была отнюдь не детективно-триллерная. Она, несомненно, несет свою интригу, но главная специфика книги в другом. Бэккер снова играет своими излюбленными темами, начиная от одаренного героя, способного видеть суть людей, и заканчивая религией. В центре истории находится малюсенький городишко, обделенный анонимностью и при этом напичканный сектантами-фанатиками, пытающимися поделить между собой сферы влияния. Как Вы уже поняли, именно в этом «чудеснейшем» месте на планете появляется наш славный герой. «Простота — свойство жизни, идущей путем наименьшего сопротивления. Плывущей по течению, верящей в то, во что верит большинство.» Повествование ведется от первого лица — частного детектива по имени Мэннинг...Апостол Мэннинг. На первый взгляд это лицемер, нигилист, отъявленный сексист и язвительный циник, находящийся в одном шаге от социопата. Добавьте к этому «букету» феноменальную фотографическую память, позволяющую запоминать все попадающее в его поле зрения на веки вечные, и вот перед Вами виновник всего этого литературного события. А мы в прямом смысле слова находимся у него в голове. Бэккер зачастую пишет свои персонажи не для того, чтобы читатели их любили, восхищались совершенными подвигами, хранили волшебным сокровищем в глубинах памяти. Читать про этих людей — уже отдельный подвиг, многие из них нередко вызывают неприязнь и осуждение. И этот роман — подтверждение тому. Он представляет собой парад чудиков среди которых Апостол со всеми своими отклонениям выглядит самым нормальным. Автор снова взял концентрат гнусности общества и оживил его в людях. Религиозные фанатики со свастикой на мерзких телесах, багроволицый проповедник с омерзительным рэпом: «Бог ненавидит — а значит, ненавидеть угодно Богу», псевдоучителя со смехотворными учениями на уровне маразма. Все эти тошнотворные представители социума не вызывали любви, но и карикатурами нижайших человеческих стремлений, как ни странно, тоже не выглядели. Все было очень жизненно. «Когда проводишь жизнь, изображая внимание и сочувствие к всевозможным мерзавцам, тебе повсюду видится только мерзость. Неизбежная профессиональная хворь.» Мозголомство с рассуждениями о вере/веровании, поисками пропавшей прелестницы и бесконечным потоком воспоминаний героя на грани выпотрошенного сознания было красноречиво приправлено потоком ироничных высказываний с иногда встречающейся нецензурной лексикой. И под девизом: «Было бы не так смешно, если не было бы так грустно», эта книга неожиданно подняла мне настроение. Я реально смеялась. Любит автор поиронизировать над жизнью, поставить людей в нелепое положение, буквально поиздеваться над ними. И здесь он не лишил себя такого удовольствия. Ну и зацепить «за живое», заставить о многом задуматься и посочувствовать персонажам у Бэккера тоже отлично получилось. Ценой нескольких абзацев он мастерски меняет настроение повествования, снимая с героя вуаль цинизма, за которой тот обманчиво скрывается. И вот высокомерный «мудак» из мегаполиса, любитель покурить травку и постоянно мыслящий о сексе «свинтус» предстает перед читателями в ином свете. Кто он? Одаренный или наказанный? Не ясно. Вот только когда воспоминания набирают силу, увеличиваются в объеме и норовят истребить его сознание, он не в силах определить, где заканчивается прошлое и начинается явь. Носить в водовороте растревоженной памяти постоянную бойню пережитого сможет далеко не каждый. Отсюда образ сыщика становится понятнее, а его постыдная тяга к суициду хоть как-то обоснованной. «Я знаю, вас это ужаснет, но вы ведь нормальны. А здесь речь обо мне. Проклятый способностью ничего не забывать не может видеть смерть иначе как убежище, обещание отдыха. Смерть — единственное, что не повторяется никогда.» Если бы я ждала от книги сумасшедшие ходы детективного расследования с бешеными трюками и перестрелками, я была бы разочарована. Однако я хотела увидеть психологический роман с элементами детектива и триллера. Поэтому мне произведение понравилось. С учетом всех затронутых тем и использованных действующих лиц финал оказался в стиле Бэккера — неожиданная развязка, небольшое кровопускание и открытые вопросы для внутреннего самокопания читателей. Я поняла, что мне невероятно сложно представить существование с «бесценным даром» в виде неисчерпаемой памяти. Ведь жизнь не ограничивается сквозным подсчетом выкуренных сигарет и осчастливленных любовниц (любовников). Она состоит из многочисленных неконтролируемых ошибок близких тебе людей, которые «не забывая, невозможно простить». И эти воспоминания вместе с запахами и эмоциями как гнусь судьбы будут постоянно приходить расплывчатыми обрывками, заставляя тебя переживать все заново и не давая возможности идти дальше. Когда дар становится пленом он называется проклятием. Но финал меня порадовал. Спасибо автору! «Кучи, горы, эвересты правил загромождают жизнь. Я их вижу, вы — нет. Куда бы вы ни сунулись, повсюду правила: не кури, не ходи, покупай билеты, плати штрафы, не говоря уже про церковь с тюрьмой. Всегда — суждения, проклятия, клейма. Они — не ваш разумный выбор. Они — работа правил, засевших в ваших головах, забродившей каши мнений, чьи основания вы уже забыли.» | ||||
| ||||
«Зовите меня Апостол» |
| |||
Blam, 10 августа 2018 г. в 12:04 | ||||
Вторая, после Нейропата, попытка Бэккера писать в более доступном жанре. Теперь это детектив с элементами триллера и еще более легкой фантастики. Сам детектив, пожалуй, максимально шаблонный, со всеми этими женщинами, пошлыми шуточками и матом. И шаблонный же главный персонаж – алкоголик, наркоман и частный сыщик с бесконечной жалостью к самому себе. Разве что со сверхпамятью. Что в этой книге мне больше всего запомнилось – концепция секты «Система отсчёта». То ли это хорошая идея для секты, то ли хорошая идея концепции скрытой реальности произведения. Но для для шаблонного в остальном повествования очень яркая и качественная деталь. То ли из фантастики, то ли из мистического реализма. В общем, поклонникам творчества Бэккера читать стоит. По объему вещь небольшая. Еще и перевод на русский язык здесь неплохой, в отличие от того же Нейропата. | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
Stafus, 14 августа 2015 г. в 12:33 | ||||
Сложно писать отзыв, т.к. мысли которые витают в голове после прочтения не однозначны, как впрочем и сам роман. В целом, многое понравилось, единственное что утомляло так это постоянная психологическая борьба как женщин, так, впрочем, и мужчин, которые терзали себя в том что бы отдаться или не отдаться дунианину(кто душой, преданностью, кто телом — вообще кто чем богат).. Пожалуй лучше напишу те вопросы которые меня не покидали во время прочтения: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) 1. Когда войско вошло в пустыню и бродило там полуживове, что вообщем-то 100% было предвиденно падираджей, так вот, почему же кианцы не пришли и не посекли их пока те были слабы, и буквально сами были готовы умереть лишь бы закончить этот кошмар? 2. По сути та же ситуация, пока священное воинство осаждало город и начало пухнуть и гнить от дождей + ещё эпидемия болезни на них напала, почему бы не сделать контр наступление и перебить их? ведь в городе судя по всему было довольно-таки приличное количество кианцев. 3. Почему Келхус, зная что Сарцелл шпион консульта, при чем узнав об этом ещё в самом начале книги, все это время продолжает спускать ему все козни? Не преследует его, не пытается уничтожить? (не считая концовки с маслом, которая все равно не удалась..) Ведь в итоге он и Серве заколол(а ранее ещё и поимел хорошенько в его же обличии).. И его самого чуть не убил. И был инициатором кучи интриг. И пару моментов которые очень понравились: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) 1. Когда они вышли из пустыни и Келхус сказал: «Мы пришли отец, мы пришли!» могу ошибаться в точности, но посыл вы поняли :) 2. .. «Мы раса любовников» )) 3. Вопрос в конце: «Кто такой ДУНИАНИН??!» )))) В целом есть масса причин приступать к прочтению 3й книги, чего всем советую, ведь такого уровня книги, хоть и со своими изъянами, все же появляются крайне редко. | ||||
| ||||
«Князь пустоты» [Роман-эпопея] |
| |||
Силхус, 22 сентября 2014 г. в 20:16 | ||||
Самый шикарный цикл,что я читал. Цикл говорится о Священной войне против язычников,которое обьявил святейший шрайя Майтанет,и это также история монаха Келлхуса посланного убить своего отца Моэнгхуса, Теперь о персонажах: 1.Анасуримбор Келлхус-потомок королевского рода,монах-дунианин обладающий даром Логоса,а также интеллектом способным читать по лицам людей.Этот персонаж меня больше всего впечатлил. Ну вроде такой супер-герой без недостатков. 2.Друз Ахкеймион-колдун и адепт школы Завета,это самый жалостный персонаж,страдающий на 99%.Ахкеймион-самый жалостный персонаж в этой трилогией.Ему постоянно снятся видение о Армагеддоне и возврщение Не-бога,поверженного две тесячи лет назад. 3.Найюр урс Скиоата-вождь племён скюльвендов.Хочет убить отца Келлхуса Моэнгхуса,за то,что тот убил его отца.Этот персонаж меня не впечатлил. 4.Эсменет-проститука из Сумны,влюблённая в Ахкемиона,которая не способная разобраться в своих чувствах. Поначалу персонажи мерзкие,отвратительные,немного версия Джо Аберкромби. Князь Пустоты-лучший цикл из тёмного фэнтези. | ||||
| ||||
«Нейропат» |
| |||
kathakano, 13 января 2014 г. в 13:12 | ||||
Основной сюжет романа — это такой средненький голливудский триллер. Стандартный набор главных и второстепенных действующих лиц с предсказуемым финалом. Но! Вопросы которые поднимаются в этой книге весьма и весьма занятны. Психология и философия. Рассуждения главного героя и его выкладки заставляют задуматься о многих вещах, которые могут привести просто в замешательство, а порою в трепет. Многие здесь сравнивают данный роман с «Ложной слепотой», но я считаю это некорректным. Там наука, а здесь личность. И чтобы не говорили о том, что сюжет так себе, господа, смотрите чуть в сторону. | ||||
| ||||
«Око Судии» |
| |||
alexod, 06 июня 2013 г. в 12:12 | ||||
Начал читать в переводе Кисленковой. Это тихий ужас.... — They could smell mannish blood. — Они чуяли кровь человеков. Вообще уже за идиотов что ли держат??? Ладно, бог с ней с безграмотностью, там есть целые абзацы, где переводчик сам не понимает, что переводит. Вот, например, : «В те древние времена господствовали нелюди, народ долгожителей, который превосходил людей не только красотой и разумом, но и гневом и завистью. Силами доблестных ишроев и магов-квуйя они вели титанические битвы и несли стражу во время перемирий, длившихся эпохи. Они выстояли под световым оружием инхороев. Они пережили вероломство Апоретиков, которые предоставили в распоряжение их врагов тысячи убивающих колдовство Хор. Они преодолели все ужасы, которые изготовил враг для своих легионов: шранков, башрагов и враку, что ужаснее всех. Но жадность предала их. Спустя несколько веков затихающих и возобновляющихся войн они заключили мир с завоевателями в обмен на дар бессмертия и вечной молодости – дар, который на поверку оказался смертельным оружием, Чревомором. В конце концов нелюди привели инхороев на грань уничтожения» Вот как следует понимать??? Инхорои передали нелюдям опасный дар, но на грань уничтожения пришли они сами??? И так чуть ли не пол книги. Ошибка на ошибке. | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
ShaggyRogers, 12 декабря 2011 г. в 12:02 | ||||
Так как это вторая книга, то соответственно начнем проводить аналогию с первой. Что осталось неизменным — в первую очередь это все тот же Р. Скотт Бэккер, все тот же его запутанный мир перегруженный действующими лицами, размазанные моменты действия по огромному куску вялого повествования, отсылки и параллели с религией и все тот же непобедимый Келлхус. Кому-то это покажется замечательным, кому-то нет. Для себя я выбрал это недостатками. А вот изменилось совсем немного. В книге, особенно под конец сюжет наконец-то заинтриговал и читать действительно хотелось. Прибавилось экшена, он стал разнообразнее. К концу книга становится все мрачнее, апатичное настроение насквозь пропитывает мир. Жесть автора никуда не делась — это плюс для черного фэнтези. Моя оценка 7 баллов — прогрессируем.... | ||||
| ||||
«Нейропат» |
| |||
luxett, 04 мая 2010 г. в 21:58 | ||||
Признаться, книга произвела сильное впечатление. поставил 9, а не 10 — литература все же местами страдает и есть некоторые логические несвязухи. но это все меркнет перед полностой научного (именно научного!!!) изложения неврологических основ мышления. сознания и личности. Касаемо саморазрушительных мотивов, обсуждаемых предыдущими «докладчиками» — вспомните «Бойцовский клуб». Да, притянуто за уши, да саморазрушение, но как манит-то, черт возьми! Вот в чем я с автором не могу согласиться — так это с утверждением, что Томас это балласт, а Нейл — достижение высшей нервной деятельности (в глобальном ее понимании). Тут автор противоречит сам себе — с одной стороны он утверждает, что человек это не есть «свободная воля», а лишь реакция на среду (сиречь — общество, социум), а с другой — ну такой невропат, как Нейл вряд ли долго в этом обществе просуществует. Общество столь же рефлекторно извергнет из себя подобный «асоциальный» элемент. Что, собственно, и произошло в конце. Концовка (да простят мне мое мнение мамаши) — понравилась. Просто, надоели розовосопливые хэппиэнды. По-человечески книга заканчивается, а жизнь только в рекламе сока прекрасна, как ни крути. | ||||
| ||||
«Тысячекратная Мысль» |
| |||
про, 06 марта 2010 г. в 20:58 | ||||
Сначала хотел поставить 10, но так как пишу отзыв спустя два месяца после прочтения, то ставлю 8. Роман не дотягивае до 10 так как достаточно однотипен и похож на вторую серию. Много раздумий автора через своих героев, а концовка вообще маленькая и вялая, а я-то ждал бомбы. Единственное, что могу с уверенностью сказать, так это то, что после прочтения я возненавидил подобных Анусуримбору Келхусу людей. Он антигерой № 1. | ||||
| ||||
«Князь пустоты» [Роман-эпопея] |
| |||
Ataman, 25 февраля 2010 г. в 18:16 | ||||
Сложно писать отзыв после того как столько людей уже растеклось тут мыслию по древу на два экрана, но всё же вставлю своё имхо. Бэккеру удалось построить большой самобытный мир, не похожий ни на что из того что было в фэнтези раньше. Чернуха и порнуха (то что принято обозначать гламурненьким словом дарк) была, философия и герой-пророк были (та же Дюна), даже на тему физиогномики был какой-то роман, а теперь ещё и телесериал «Обмани меня» (тоже фантастика, если задуматься). Но чтобы всё это вместе, да ещё и так детально продуманно — такого ещё не было. Что же получилось в результате такого вот смешения? Первым томом автор сделал неслабую заявку на философский эпик со Страшной Угрозой, Свящненной Войной, героями воинами и колдунами. Причём всё это описано сильно, масштабно и весьма продуманно. До Бэккера я разве что у Толкиена встречал такую вещь как языковые группы и народности, делающие Эарву весьма реалистичной. Портит впечатление разве что слишком уж прямо переложенная история первого крестового похода. У Бэккера есть всё — и поход бедноты, и Византия, желавшая решить походом свои проблемы, и половцы-кочевники угрожавшие Византии, и даже Византийский двор в Западном изложении. Во второй книге всё совсем не так радужно. Вроде бы событий много, а впечатление такое будто ничего не происходит и сюжет топчется на месте. В третьей книге всё в общем так же как во второй, за исключением концовки, которая действительно порадовала. Итог? Довольно хорошая книга, но уж очень на любителя получилось. Кому-то нравиться читать про переживания проститутки, кому-то нет (мне — нет). Кому-то импонирует авторский и несколько однобокий, типа дарк, реализм (Бэккера вряд ли кто упрекнёт в том, что его герои де не пердят), а кто-то его терпеть не может. Ну и наконец любители всего вышепомянутого могут заснуть на середине второго тома в попытках продраться через философскую тягомотину. P.S. Не понимаю сравнений Бэккера с Мартиным. Как у какого писателя вдруг кроваво режут друг друга или обилие откровенных сцен, так непременно новый Мартин. На мой взгляд Бэккер очень далёк от Мартина и по стилю, и по идее. | ||||
| ||||
«Тысячекратная Мысль» |
| |||
Сноу, 24 октября 2009 г. в 18:08 | ||||
Святой Город пал. Третья книга дочитана. И я теперь с чистой совестью ставлю всему циклу 10. О достоинствах сказали уже до меня. Поэтому о недостатках. «Падение» очень понравилось, но оставило небольшой осадок в виду своей излишней динамичности, сумбурности что ли. Показалось, что все это должно было остаться еще во втором томе, но, похоже, Злобный Издатель сказал, что «Воин-Пророк» и без того объемный и всем будет лучше, если Шайме падет в третьей книге. Тем более, что цифру «три» авторы фэнтези очень любят. Еще со времен Толкиена. Поэтому «Тысячекратная Мысль» тоньше даже визуально. И это при том, что треть книги занимает глоссарий. Отсюда и вся эта стремительность повествования. Частые метания от одного героя к другому. Прочие шероховатости, вызванные вынужденной динамикой. Нас лишили либо великолепного, целостного и завершенного, «Воина-Пророка», либо полноценной третьей книги. Обидно. Отдельные аплодисменты «переделкиным» названий томов. Особенно третьей книги. Я в свое время, конечно, узнал из англоязычной вики чем все кончится, но так заспойлерить финал столь длинного пути — тут талантище нужен. 10 из 10! | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
Lanilor, 30 августа 2009 г. в 22:59 | ||||
Первый роман этой трилогии определенно понравился. Это одно из немногих произведений, в котором богатая авторская фантазия сумела, на основе исторических событий реального мира, создать неповторимую картину фэнтезийной вселенной. Подкупает ощущение того, что в скором времени в этом мире произойдут глобальные изменения. Пусть вероятность хорошего исхода минимальна, именно надежда на то, что возможен и благоприятный исход и заставила меня дочитать это произведение до конца. Во многом этому способствовали герои. Такими персонажами были: Келлхус, Ахкеймион, Конфас. Именно Келлхус и Ахкеймион притягивали мое внимание во время чтения . Первый, потому что он носит на себе некий отпечаток избранности, и деяния его носят характер некого всеобъемлющего плана. Второй — потому что Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) . Остальные персонажи также вызывают интерес. он один из немногих, видящих суть происходящего в мире. Но его душевная боль усиливается не только оттого, что он каждую ночть переживает ужасы прошлого, но и от того, что остальные люди лишь насмехаются над его увещеваниями Конечно, в романе есть небольшие огрехи, но они не оказывают сильного влияния на впечатление, оставленное книгой. В целом, можно сказать, что это произведение — роман-преддверие чего-то большего. На его страницах закладываются направления сюжетных линий трилогии. Это старт увлекательной истории, исход которой решит судьбу интересного мира, созданного Бэккером. | ||||
| ||||
«Нейропат» |
| |||
oman, 03 июня 2009 г. в 11:58 | ||||
Ждать от книги детектива — не стоит, ну нету там загадок и интриг... все злодеи определены почти с самого начала, новые — легко определяются при чтении, нет супергероев с чудо дедукцией и снайперским прицелом в глазу. Если вы не можете(любите) читать большый объемы околонаучных тем — книгу сразу можно выбрасывать, вы не проберетесь в глубь нее и все впечатление будет испорчено. Но, как триллер, книга заставляет немного содрагнуться — и в первую очередь за счет самого этого мира недалекого будущего, хотя он и выписан небольшими мазками — тв, отношения между людьми, убийства — как постоянный наркотик для людей, тотальная слежка и т.д. И наверное самый страх именно в том, что все это выписано малюсенькими мазками, показывая, что все люди к этому привыкли и не акцентируют внимание. | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
Дубровский, 18 марта 2008 г. в 14:52 | ||||
От второго романа эпопеи Бэккера «Князь пустоты» впечатление оказалось более слабым, смазанным. Ушло то чувство новизны, необычного оригинального мира, которое отличало первую книгу эпопеи. Душевные муки и терзания, которые переживают герои эпопеи, все больше начинают казаться надуманными. Однако масштабность изображения все-таки не дает совсем заскучать — автор населил свой роман огромным количествоим героев и в нужный момент умеет переключить читательское внимание на другого персонажа. | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
dio, 09 ноября 2007 г. в 15:14 | ||||
Роман хорош! Однако оставил двоякое чувство, может потому что, из-за нехватки времени приходилось читать урывками. С одной стороны интересный, глубокий мир; довольно объемные, характерные герои со своими сильными и слабыми сторонами, совершающие неоднозначные поступки. Хотя, сложилось впечатление, что они, несмотря на разный социальный статус, чем-то похожи.Да и полностью мир познать, как мне показалось, понять по первой книге не получилось Интересны философские школы, господствующие в мире. Однако, не совсем понял зачем в конце книги приведена подробная классификация языков, она не очень то используется. Но наверное в следующей книге это раскроется. Книга читалась тяжело, втягивание в мир шло «по миллиметру», однако желания отложить книгу не возникало. Книга закончилась, но остались загадки, ответы на которые хочется получить в следующей книге, а не махнуть рукой на все. | ||||
| ||||
«Тысячекратная Мысль» |
| |||
Selvaggio, 01 декабря 2024 г. в 11:19 | ||||
Поход Священного воинства близится к концу — впереди Шайме , и именно под его стенами произойдёт финальная битва армий айнрити и фаним . Келлхус ставший Воином — Пророком встретится со своим отцом , Эсменет привыкает к новой роли и терзается между двумя любимыми мужчинами , Друз обучает Келлхуса гнозису — но не может его простить за то , что он делит ложе с его любимой женщиной , Найюр путешествует в компании шпионов оборотней инхороев , а Консульт пытается понять кто же такие дуниане . Тот ещё клубок сплёл тут Р.Скотт Бэккер . Заключительная часть трилогии — послабее второй , много проигрывает в плане динамики , но тем не менее планка у цикла высокая , и автор создал очень красочный мир с тщательно проработанной мифологией и историей . Впечатлила сила адептов Завета , когда Ахкеймион в одиночку разметал ряды нансурской армии . Конец же трилогии по своему вполне логичен . | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
Selvaggio, 02 ноября 2024 г. в 19:20 | ||||
В принципе вся книга это один большой поход Священного воинства в земли Фаним . Вместе с армией Людей Бивня и нашими основными героями мы пройдём путь до города Карасканд и финальной битве под его стенами. Выскажу сразу большой респект стилю написания автора , при прочтении ловил себя на мысли , что как будто наблюдаю за каким то реальным историческим событием мастерски написанном в хрониках , а не какое то там фэнтези . Я под впечатлением от книги . Герои с которыми мы познакомились в первой части раскрываются всё больше : мы видим силу магии адепта Завета Друза Ахкеймиона , видим силу убеждения словом динианина Келлхуса , жёсткий скюльвенд Найюр на руках выносит из пустыни наследного конрийского принца Пройоса , ну и конечно же Консульт — Синтез и Сарцелл преследуют свои тёмные цели ...Самый пожалуй впечатляющий по своей реальности был переход через пустыню Каратай (Великая жажда) — даже читать это приходилось со стаканом холодной воды ... Ну , а концовка книги намекает , что вся самая жесть ещё впереди . | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
Selvaggio, 03 октября 2024 г. в 23:42 | ||||
Очень тёмное и эпичное фэнтези , — много героев , народов , магических школ , политики , интриг , битв , различных религий и государств . По началу я даже немного терялся во всей этой информации ,- взял листок бумаги и стал записывать кто есть кто , но потом втянулся и от книги было , что называется за уши не оттянуть. Автор очень хорошо прописал персонажей , раскрыл их историю , мотивацию , мысли и действия . На мир мы смотрим глазами многих персонажей , но я бы выделил троих : маг Завета и по совместительству шпион Друз Ахкеймион , дунианин Келлхус Анасуримбор и вождь скюльвендов Найюр урс Скиота ... а есть ещё герои , которых тоже нельзя назвать второстепенными уж точно — генерал Икурей Конфас , император Ксерий , принц Нерсей Пройас и блудница Эсминет . Очень многими глазами нам показан этот мир и постепенно мозаика за мозаикой я начинал слаживать и свою картину . Мне было очень интересно , по сути первая часть трилогии это подготовка к Священной войне в которой собираются принять участия государства Трёх Морей , война будет против неверных и загадочных фаним и дальше я думаю будет только интересней ведь очень много загадок нам оставил писатель на следующие части и за судьбой каждого из героев мне хочет наблюдать и вместе с ними пройти их путь до конца . | ||||
| ||||
«Око Судии» |
| |||
AdeptRassveta, 25 февраля 2024 г. в 11:58 | ||||
На удивление, отзывы не столь положительные, как я подумал, поэтому хочу рассказать своё мнение. Про сюжет: происходит через 20 лет в мире Эарвы, знание предыдущих книг обязательно для понимания. Анасуримбор Келлус становится Аспект-Императором, высшее политическое звание, к тому же считается Богом среди людей. Он усердно изучает магические школы, делает успехи в Даймосе и Гнозисе, Войнами Объединений захватывает почти весь материк, не считая дальних земель, где ещё остались Фаним или Саркап, хранящий свою Кладовую Хор. И все эти подготовки шли к этому моменту... Книга: филосовская, мрачная, пропитанная своей жёсткой психологией. Размышления идут как и от рассказчика, так и от персонажей, чьё мнение часто субъективно и может быть далеко от истины. Главы начинаются с цитатами из внутрикнижных произведений, философов или учёных того времени. При прочтении мир кажется довольно реалистичным, а дыры, если они и возникают, со временем закрываются. Рекомендую всем, кому понравились предыдущие части. Начинать сразу читать с этой — бессмысленно. И если вам не понравилась первая трилогия(хотя смысл тогда было себя мучить целые 3 книги), эта вам тоже не понравится. | ||||
| ||||
«Воин Доброй Удачи» |
| |||
AdeptRassveta, 20 февраля 2024 г. в 19:35 | ||||
Самая большая книга в цикле и слегка затянутая. Много времени уделено моментом второго плана, что, в принципе, неплохо, но помешало мне так же интенсивно читать эту книгу, как остальные. В остальном очередной шедевр Беккера с неожиданными поворотами и философией. Перевод Макух спустя столько лет до сих пор вызывает улыбку на лице. Когда в столь серьёзном произведении видишь такой абсурд, на который никто не обращает внимание -это действительно смешно. Но это вовсе не похвала в сторону переводчика — это ужасная халтура, над которой остаётся только смеяться. Читать книгу советую, но не в переводе Макух. А после прочтения вполне можно почитать на этом сайте про её «восхитительный» перевод и порадоваться этому бреду. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) «Ваше мужество-наша растопка». | ||||
| ||||
«Каратайана» |
| |||
sergej210477, 23 марта 2022 г. в 23:16 | ||||
Рассказ, в жанре, скорее, не «dark fantasy», а кровавый хоррор. К циклу «Второй Апокалипсис», по-моему, отношение, вообще не имеет, ну, разве что, действие происходит в одной фэнтезийной вселенной. Смакование жестокостью и насилием. Море крови, грязи, цинизма. При желании, можно найти и «черный юмор», ну, уж очень специфический. Демоны, или, люди, кто более жесток и мерзок? В добавок, на мой взгляд, финальной битвы с монстром, вообще, не получилось. Ну, да, мрачно, атмосферно. Больше, для меня, рассказ ничем не примечателен. | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
Edifis, 11 декабря 2021 г. в 19:01 | ||||
Келхус... Келхус. Келхус! Келхус? Ах, Келхус... Ох, Келхус... Ух, Келхус! А что Келхус? А как же Келхус? Князь Келхус — кровь, тело и дух этой книги. Все вертится вокруг князя. Действие вертится вокруг него, и даже если вам кажется что это не так, действие все равно вертится вокруг него. ВСЕ! Все вокруг думают только о нем, желают, любят, ненавидят и прочее прочее все это только про князя. Слишком много Келхуса, передозировка. | ||||
| ||||
«Князь пустоты» [Роман-эпопея] |
| |||
Vetaliq, 18 июля 2021 г. в 20:30 | ||||
Прочитал 3 книги. впечатление неоднозначное. первые две хоть и были на мой взгляд затянутыми, но все таки интересными, а вот третья... в середине третьей я потерял мысль повествования и просто домучивал уже не понимая ни мотивов героев, ни смысла действия... В общем мое резюме: затянуто, натуралистично, бессмысленно и, неожиданно для меня, концовки после 3-х книг нет — читайте дальше. Я не буду, но уверен книга найдет своего читателя. | ||||
| ||||
«Аспект-Император» [Роман-эпопея] |
| |||
Forest1972, 03 сентября 2020 г. в 17:56 | ||||
Ждал выход последней четвертой книги Аспект-Император очень долго, начало было вялое но потом разошлось не на шутку. Но все испортило окончание, зачем столько грязи, не мрака и жестокости, а именно грязи и при это на каждой странице. Ли автор стал сильно озабочен или еще хуже. Очень жаль что такой отличный цикл был испорчен, на мой взгляд. | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
dark doom, 20 декабря 2018 г. в 17:13 | ||||
Достаточно сложная для восприятия книга. Кое-как прочитав первые 150-200 страниц, я поставил том Беккера на полку. На два месяца поставил, но потом все же решился продолжить... И надо сказать, мне даже понравилось. Оригинальный авторский мир с яркими и самобытными персонажами (колдун, блудница и воин) в ожидании некоего зловещего события(пришествие не-Бога). Есть и магия и религиозные школы и странные события(поиски Консульта) и некая «мистика\чертовщина». Будет и полномасштабная война за веру против «язычников»(ну вы понимаете another holly war). А пока идет подготовка к ней. Написано все это приличным литературным языком. Почти уверен, что сяду за прочтение и следующей книги цикла. Но вот оценку «Тьме прежних времен» не ставлю — полная картина просходящего в мире Эарвы пока не вырисовывается. Но все же любитеям эпик дарк фэнтези стоит ознакомиться. Ведь про Малазанскую эпопею то уже все слышали! :-) | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
Sph, 05 декабря 2018 г. в 19:03 | ||||
Итак, сейчас дочитал первую книгу. Не ожидал, что мне в итоге так понравится и захватит уже с первых страниц. Перед этим читал отзывы и все говорили, что первая книга медленная, куча воды, приходится продираться через все эти монологи и сложные имена и т.п. Эм, такое ощущение, что мы разные книги читали. Ничего этого и близко нет, особенно воды. Все по делу, все нужно. Кстати, я прочел книгу за 3 дня. Наверное если читать по 50 страниц в день, то эффект будет другой и действительно можно запутаться. Так что если кто собирается, то читайте в отпуске залпом. Короче, все отлично. Прекрасная книга, куча интриг и всего непонятного. Самый шик как по мне — это удачно подобранные имена и названия. Они все звучат непривычно, но как-то реально. Хм, что еще? Ну шлюхи немного туповаты, но на то они и шлюхи. Язык книжки ОТЛИЧНЫЙ, у автора очень богатый словарный запас и хорошее чувство вкуса. Хотя, вроде перевод не очень хвалят, но мне норм. И еще — никакой чернухи и атмосферы я таки не обнаружил. Захватывает? Да. Но так, чтобы прям атмосфера со страниц перла? Нет такого. Может в последующих проберет, не знаю. | ||||
| ||||
«Ложное солнце» |
| |||
Lilian, 17 февраля 2018 г. в 10:41 | ||||
Это первое мое знакомство с творчеством автора. Хотя наслышана, не без этого. В том числе об устройстве и особенностях придуманного им мрачного мира. Так что я не была совсем уж неподготовленной. Конечно, не совсем правильно читать в отдельности и давать оценку рассказу из огромного цикла, со множеством специфических понятий и действующих лиц, которые просто не понятны случайному читателю. Это история для «тех, кто в теме», автор даже не пытается что-то объяснять. Но... Порой можно и похулиганить. В любом случае это хорошая возможность оценить авторский стиль и прикоснуться к атмосфере цикла. И с этой задачей, на мой взгляд, рассказ справляется. Здесь есть проклятые меткой маги, отвратительные на человеческий взгляд, но вполне разумные нелюди, не самый обычный дарк, масштабное проявление магии и герои, которые пытаются найти ответы на мировоззренческие вопросы. Весьма специфично, но полностью соответствует ожиданиям от цикла. Хотя я пока не впечатлилась настолько, чтобы замахнуться на крупную форму. | ||||
| ||||
«Князь пустоты» [Роман-эпопея] |
| |||
meahey, 08 января 2018 г. в 23:34 | ||||
Читая и прочитывая большое множество книг со временем становится все труднее найти что-то стоящее, что может тебя заинтересовать или оставить какой-то эмоциональный отклик. Трилогия «Князь Пустоты» как раз из таких вещей. Стоит понимать, что это произведение не настолько просто вписывается в канву dark fantasy или какие-то жесткие рамки. По своему содержанию оно ближе всего к «Дюне», но при этом близко оно идейно, а не сюжетно. В начале постоянно удивлялся тому как вроде бы адекватный ранее тот или иной герой впоследствии поступает нелогично и бессмысленно: один из главных героев Ахкеймион ведет себя глупо и больше напоминает неврастеничку, чем взрослого человека, его бывший ученик Пройас питает какую-то непонятную ненависть к своему бывшему учителю, как будто тот вытворял какие-то непотребства с ним в детстве (что не такая уж и редкость в данной книге), дикий скюльвенд Найур, вместо того чтобы с гневным криком вскочить и уничтожить слабых нансурцев, трусливо прячется в луже грязи. Потом, потихоньку, начинаешь осознавать, что поступают они вполне логично и понятно, просто логика их подчиняется той культуре и тому миру в котором они живут, а не системе ценностей читателя. Немножко раздражает явные аллегории с историей крестовых походов и полемика с новым заветом. Однако, полемика служит тут скорее толчком к рассуждению о природе религии, а крестовые походы служат отправной точкой к пониманию, так называемой, милитаристской героики рыцарства. Книги явно не для стимуляции зрительного нерва. Не стоит ждать от них боевки и грандиозных баталий, они тут есть, но любители экшона и линейного сюжета будут недовольны, потому что поданы они через призму религиозных, нравственных и других непростых вопросов. Причем вопросы есть, а ответов нет. Приходится самим делать выводы и ставить оценку происходящему. Кому то может показаться слишком сложнааа... | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
Duran, 07 апреля 2017 г. в 06:44 | ||||
Отличное продолжение отличной книги. На мой взгляд вышло даже лучше первой. Вырос масштаб и главные персонажи книги ушли в поход. Отмечу во сравнению с 1-ой книгой улучшения баланса между действием и самокопанием героев чем в предыдущей книге. В остальном конечно, недостатки ( самый большой это множество имен и названий в которых легко запутаться) все так же не дают мне поставить наивысший балл. Но все же вышло сильное произведение. | ||||
| ||||
«Нейропат» |
| |||
Farit, 18 декабря 2016 г. в 23:12 | ||||
Сама книга хороша. Настоящая научная фантастика, вполне в духе Уоттса, временами даже путаешься. Просто Уоттс пишет плотнее и как-то «ровнее», видимо потому, что у него все продумано заранее. У Бэккера не так, он видит противоречие и пытается его разрешить не до написания, а во время. Это опасно — легко запутаться. Запутался ли Бэккер? Сложно сказать. В книге два потока — один строгий научный, с беспощадными аргументами, следствиями и фактами, подводящие к одному выводу. Второй — огромная и хорошо (редкий для НФ случай) переданная любовь и нежность к детям, а также — простое и вполне взрослое желание любить и быть любимым. Все это соединилось в одном человеке, соединилось и ... И ничего. Бэккер молодец, он не стал что-то решать однозначно. Научные доводы подталкивают к тому, что дети, жена, любовь и так далее не имеют никакого значения? Ну что же, мы дойдем до конца в этих раздумьях, убедимся в их правильности, а потом плюнем на них — потому, что любим и хотим любить, и в этой любви (и еще многом другом, что с точки зрения науки не имеет ни смысла, ни цели) черпаем совершенно реальные, а не иллюзорные силы. Ну да, это приводит в бешенство тех, кто считает, что человек должен быть рационален. Как так, вот человек, все понявший, все познавший, достигший высот — и на высоты плюнувший, сюсюкающий с маленькими, мешающими жить засранцами, а вовсе не ангелами с открытки. Наука не всесильна и одна — лишь один из инструментов познания. Нужно иметь, в частности, волю и для того, чтобы этот инструмент вовремя отложить в сторону. Очень новая мысль :) То есть с содержанием тут все в порядке, книга великолепна. Без дураков. Минусы — в форме. Противоречия слишком бурные и это заставляет структуру трещать по швам, менять на ходу направление, доставать из кустов рояли, а к концу романа так и вообще начинается полный сумбур. Книга, похоже на то, вышла из под контроля. Ну, так бывает. | ||||
| ||||
«Ложное солнце» |
| |||
Тиань, 08 октября 2016 г. в 18:15 | ||||
Рассказ поставлен приквелом к циклу, но читать его лучше после ознакомления с основными романами Бэккер создал весьма своеобразный мир и по произведению малой формы устройство его просто не успеваешь уложить в голове — много специально придуманных наименований, конфликтующие стороны, странное полудемоническое существо, покрытое слизью и воняющее рыбой, к которому неожиданно вожделеет Шеонанра, Ковчег, Порог, Напевы, Библиотеки и некая истина. Для рассказа это слишком много, смысл происходящего теряется в нагромождении деталей. Причем интуитивно понимаешь, что для мира этого детали значимы, не просто так автор включил их в текст, но для осознания данного локального сюжета они всё равно мешают. Насколько я поняла суть происходящего, Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) маг Титирга прибывает во владения коллеги-соперника Шеонанра для выяснения некоторых непоняток с его поведении и пресечения контактов с Аурангом. Титирга приходит к выводу, что Шеонанра околдован Аурангом, и основания для такого вывода есть, пытается убить Ауранга, погибает сам, а Шеонанра падает за Порог в некую пропасть, видимо, преграду к Ковчегу. Крылатый Ауранг спасает друга-любовника и возносит его к истине, которую Шеонанра воспринимает как «холод и ночь». Что за дела там с солнцами, почему кроме истинного солнца есть еще и какое-то ложное, я из рассказа не поняла, однако склизкий, но крылатый Ауранг позволил человеку Шеонанре вырваться за пределы «фальширой лазури». Видимо, союз человека и инхороя сыграл позитивную роль в развитии человеческой цивилизации, несмотря на Напевы Разрушения и локальный апокалипсис у Порога . К достоинствам рассказа следует отнести то, что в нем всё-таки виден созданный автором мир. Конкретику этого мира в голове уложить сложно, как я уже говорила. Но в целом понятно, что в мире этом живут люди и нелюди, в том числе крылатые инхорои с двумя лицами и способностью подчинять себе людей через любовное влечение. Опасные существа. Цели их неясны. Титирга представляет группу людей, которые против контактов с инхороями, Шеонанра наоборот, вступает с инхороем в союз и создает некий Консульт. Что это такое, непонятно, но явно очень важное для этого мира, раз маг высшего уровня рискнул собой ради ликвидации этой структуры. Тех, кто любит следить за приключениями героев вымышленных миров, рассказ наверняка сподвигнет к знакомству с циклом, ибо мир обещает быть сложным, необычным и тщательно проработанным, а приключения — масштабными, с выходом на геоуровень. Я сама эту тему не особенно люблю, но вижу, что автор умелый, с фантазией и основательностью, может, почитаю когда-нибудь потом. | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
yragan1981, 15 июля 2014 г. в 20:22 | ||||
Автор разочаровал! Все разговоры о целом придуманном мире пшик. Что «Колесо времени», что это слабовато в плане создания «Целого мира». Все отдыхают рядом с ПЛиО! При этом, если в «Колесо времени» автор действительно старался, то здесь даже не старался. Взял народы земли и назвал их по другому, при этом ничего же не описал — «Свирепые туньеры», почему свирепые? в каких условиях живут? рядом с кем? с кем воюют? какой у них строй? Создается впечатление, что все над чем автор думал, так это метания героев. Согласен в части демагогии автор не плох, читать можно! Но это все чем он отличается от тех, кто начинает разводить демагогию не умея это делать. Создается впечатление, что у автора кандидатская по философии. Зло не обычно, такого зла я еще не видел, обычно зло руководствуется необъяснимыми желаниями, просто все уничтожить и существовать в какой-то пустоте. Даже в ПЛиО иные пока из стандарта заданного для сопляков еще Толкиеным не выбивается. За образ врага плюс. В плане неожиданных поворотов сюжета автор тоже слабоват, в принципе каких-то загадок по сюжету вообще нет. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) смерть серве угадывалась с самого начала, ну так а как, ГГ она не нужна, а будет только обузой к экшену, который должен к концу увеличиваться, значит должна умереть. И то что ее убьет не ГГ, также объяснимо, все-таки американцы читают, так они в ГГ разочаруются))) | ||||
| ||||
«Око Судии» |
| |||
k2007, 05 мая 2014 г. в 17:05 | ||||
В книге чувствуется масштаб. Она затягивает. Несколько сюжетных линий, которые не пересекаются друг с другом, при этом читать интересно каждую. В процессе чтения можно делать предположения, во что развернется каждый сюжет и как эти линии сойдутся. Очень интересное эпическое фэнтези с магией, но без героев меча, если можно так сказать. Просто люди, которые пытаются не утонуть в бурной реке жизни. Конечно, к аспект-императору это не относится. Он и есть та река, в которой эти люди тонут. В общем, хорошее начало новой трилогии, которое обещает не менее интересное продолжение. | ||||
| ||||
«Князь пустоты» [Роман-эпопея] |
| |||
Pennyroyal, 19 августа 2013 г. в 22:49 | ||||
Ну вот и дочитал этот самый «Князь Пустоты» Чтение шло прерывисто, с небольшими, но частыми передышками. И мне понравилось, очень даже. Когда спрашиваешь совета насчет: «Что можно почитать из darka?», обычно отвечают 3 вещи: Аберкромби, Кук, Бэккер. На мой взгляд именно последний писатель достиг наиболее четко выраженных элементов этого жанра. Плюсы весомы и видны моментально: богатый язык, интересные герои и интригующее повествование, наличие философии, которую не надо выискивать с лупой и все в том же духе. Единственное что расстроило, так это концовка, которой по сути в цикле нету. Финалы в духе To be continued уже давно набили оскомину, да и не только в литературе (фильмы, игры...) Самое обидное, что из продолжения переведена только лишь первая книга (Давал же завет не иметь больше дела с неоконченными циклами после Мартина) В целом все замечательно, читать настоятельно рекомендую. Ну а я...пошел искать «Око Сурии» в книжном магазине. | ||||
| ||||
«Нейропат» |
| |||
elrond, 05 октября 2012 г. в 05:58 | ||||
философско-психологические идеи книги на высшем уровне, да но при этом написан роман странно. сюжет — при многообещающем начале, к концу становится каким-то хаотичным. персонажи тоже в итоге оказываются какими-то средними, невыдающимися, неинтересными. в общем и целом — никакого величия. так что, данный роман не сравнить с фэнтезийными произведениями автора, в которых столь же богатое философское содержание раскрывается через грандиозный сюжет, всесторонне проработаннымй мир, интереснейших персонажей и действительно мрачную атмосферу. правда и то, что, возможно, лично мне фэнтезийный сеттинг просто более близок и понятен, ибо идейный двойник «Нейропата» (но при этом намного более тепло принятый и критиками и читателями и считающийся уже классикой НФ) — «Ложная слепота» Уоттса — так же не впечатлил, снова по причине скучнейшего лишенного динамики сюжета и невнятных персонажей. | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
igor_pantyuhov, 21 ноября 2010 г. в 14:42 | ||||
Книга очень подзатянута. Местами приходилось заставлять себя читать дальше. Мало батальных сцен и вообще действия. Много политики. Но читать можно и нужно. | ||||
| ||||
«Князь пустоты» [Роман-эпопея] |
| |||
4rester, 22 сентября 2010 г. в 05:03 | ||||
книги читаются непросто. читая первую несколько раз очень хотелось забросить. но потом как-то привык и к миру и к манере письма автора. ну, а тонны философии фильтровал, часто пропуская самые отъявленные занудства. и даже кое что вынес для себя из книги. но главное — читал книги, надеясь на интересную развязку. дочитал третью и понял — это не конец и продолжение следует. но как водится в последнее время с большинством циклов ждать его выхода на русском языке можно много лет, по прошествии которых, я вряд ли захочу перечитывать эту серию. обидно | ||||
| ||||
«Тысячекратная Мысль» |
| |||
Marwin16, 19 ноября 2009 г. в 13:10 | ||||
Все мои ожидания от завершения трилогии полностью оправдались. Прежде всего цикл «Князь пустоты» привлек меня тем, что Бэккер совместил с эпиком философию и глубоко проработал свой мир. С примечаниями было интересно знакомится также, как и с самим текстом романа. Понравилось то, что автор полностью ответил на те вопросы, которые возникли у меня при прочтении книги. Среди героев сложно выделить какого-либо фаворита. На протяжении всего романа кто-то вызывал одновременно и симпатию и неприязнь. Но также как и с самой вселенной, автор проработал и внутренний мир персонажей. Самое большое удовольствие я получил от финальной части. Просто море экшена, интриги и достойный финал. Остается ждать продолжения и надеяться, что Бэккер не снизит планку качества. | ||||
| ||||
«Князь пустоты» [Роман-эпопея] |
| |||
Argumentator, 28 июля 2009 г. в 12:32 | ||||
Интересный «роман-эпопея». Главный плюс — хорошо проработанные человеческие характеры. Без ванили, розовых соплей, идеализации — все как в жизни. Действительно похоже на Средневековье — темные времена. Очень повеселила вторая часть — ничего не напоминает?-) См. историю первого крестового похода. Впрочем, почему бы и нет? Да, «грязи» много — но не чрезмерно. Кому то может не понравиться, но, как по мне, именно в такой книге и именно в таком количестве кровавость и пошлость кажется уместной (а того же Кинга — «Темную башню» — я так и не дочитал именно по причине излишней грязности). В цикле (чем дальше — тем больше) хватает и психологии, и философии. Работа мысли читателю будет обеспечена... что не может не радовать, в выше (и ниже) упомянутых «Черном Отряде» Кука и «Малазанской книге павших» (автора забыл) такого мною не наблюдалось. В целом — не шедевральное, но вполне читаемое произведение. Любителям «темного фентези» — рекомендуется, остальным — на свой страх и риск. | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
Kulpeo, 21 июня 2009 г. в 22:38 | ||||
Этот роман, как ранее подчеркивалось, крайне не простое чтиво. Сложный язык (хотя может мне такое перевод попался ) нагромождение терминологии, рассуждений... Лично у меня сложилось не однозначные впечатления о «Слугах». С одной стороны проработанный мир, завораживающие интриги и битвы, обилие разносторонних персонажей и различных сторон преследующих собственные несходные с другими цели. Однако несмотря на реальность героев я им не верю, они не вызывают у меня никаких ощутимых эмоций. Лишь в нечеловечность Келлхуса вериться больше всего потому как оная наиболее соответствует жанру фэнтези Серьезность сего труда напрягает. Философию, серьезность только приветствуется, но все же не в такой концентрации. | ||||
| ||||
«Воин-пророк» |
| |||
navin, 28 ноября 2007 г. в 13:13 | ||||
В общем и целом достойное продолжение цикла.Из недостатков можно отметить несколько сухой стиль описания сражений,постоянную рефлексию главных героев,что уже несколько набило оскомину в первом томе.Но в целом минусов значительно меньше плюсов,поэтому с нетерпением жду продолжения. | ||||
| ||||
«Тьма прежних времён» |
| |||
ВаХхОббИт, 13 ноября 2007 г. в 19:23 | ||||
Сперва показалось бредом наркомана (особенно Келхус), потом трудно продвигалось из-за тяжёлого сюжета, но начиная с Кийута задушевно читалось.В итоге скажу, что Сильная вещь, не лучшая, но прочитать можно... | ||||
|
Страницы: 1 2 3 4 5 6 [7] 8 9